Ежели вы вежливы...
классный час (8 класс) на тему
Цели занятия:
создание условий для
воспитания позитивного эмоцонально-ценностного отношения к родному слову, чувства сопричастности, к сохранению его уникальности и чистоты,
стремления совершенствовать собственную речь, уметь общаться с другими людьми, понимать их.
Задачи: через овладение правилами речевого этикета сформировать коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ezheli_vy_vezhlivy_2.zip | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Воронина Вера Михайловна
учитель информатики
Калашникова Ольга Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №78»
Барнаул
«Ежели вы вежливы…»
Классный час
8 класс
«Ежели вы вежливы...»
Цели занятия:
создание условий для
- воспитания позитивного эмоцонально-ценностного отношения к родному слову, чувства сопричастности, к сохранению его уникальности и чистоты,
- стремления совершенствовать собственную речь, уметь общаться с другими людьми, понимать их.
Задачи: через овладение правилами речевого этикета сформировать коммуникативные навыки.
Оборудование: проектор, компьютер.
1. Учитель:
Поклонившись, мы друг другу сказали,
хотя были совсем незнакомы:
- Здравствуйте!
Что особенного мы друг другу сказали?
Простое «здравствуйте», больше
Ведь мы ничего не сказали!
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Ребята! Наш сегодняшний урок я начала с чтения стихотворения Владимира Солоухина. Это стихотворение, эти строки мы читаем с большим пониманием. Ведь каждый из нас на себе испытал действие этого удивительного, хотя и привычного, приветствия, сказанного с доброй улыбкой.
Как мы должны обращаться к человеку?
Как должны приветствовать?
Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть, чтобы «на капельку радостней сделалась жизнь». Этому мы будем учиться на сегодняшнем уроке.
«Речевой этикет» - такова тема урока.
II. Изучение нового материала
Слайд №1
Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.
Речевой этикет предписывает следующие нормы обращения к людям.
Слайд №2
Как обращаться к людям.
- Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, начни фразу со слов: «Простите, пожалуйста…» или «Будьте добры, пожалуйста…»
- Если вы обращаетесь к кому-то с просьбой или хотите извиниться за поступок, употребляйте слова: простите, позвольте, извините, разрешите
- Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в русском языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения:
- пожалуйста,
- прошу вас (тебя),
- будьте добры,
- будьте так добры,
- будь другом...,
- если вам (тебе) не трудно…,
- не могли бы Вы (ты)…
- Если вы хотите поблагодарить человека, говорите спасибо, большое спасибо, благодарю вас (тебя)
- К знакомым взрослым нужно обращаться по имени и отчеству, на «вы». Обращение «дядя» и «тетя» годятся только для настоящих родственников или близких друзей родителей
- Ни по отношению к посторонним, ни по отношению к отцу, матери, сестре, брату, бабушке, дедушке нельзя говорить «он» или «онаили "отношению к посторонним, ни по отношению к отцу, матери, сестре, брату, бабушке, дедушке нельзя говорить "йста, прошу вас ». Нужно сказать: «Мама просила передать» (а не «она просила»).
- Мужчина первым приветствует женщину (и мальчик девочку), младший по возрасту – старшего, младшая по возрасту женщина – старшую и мужчину, который намного старше ее.
- Приветствуйте даже незнакомого человека.
- Попробуйте кратко сформулировать и записать в своих тетрадях главные правила речевого этикета
- Прочитайте записанное.
Возможная запись в тетрадях.
- Употребляй слова: пожалуйста, извините, простите, разрешите.
- Обращайтесь на «вы, по имени и отчеству.
- Нельзя говорить «она», «он».
- Мужчина первым приветствует женщину, младший – старшего.
- Приветствуйте даже незнакомых людей.
3. Слайд №3 Коллекция хороших манер
Учитель:
- Мир прекрасен!
У гренландцев отсутствует формальное приветствие, но замечание о погоде для них обязательно. Гренландцы произносят: «хорошая погода ». В это замечание вкладывается особый смысл. «Мир прекрасен!»- вот что это значит.
- Хорманг!
В Узбекистане есть приветствие: «Хорманг» - «Не уставайте». Это доброе пожелание работающим.
- Спорынья в квашню!
Знаток русской речи В.И.Даль в своем сборнике пословиц и поговорок привел немало приветствий, которые были приняты в России в прошлом.
Здороваясь с заканчивающими жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!».
Молотильщикам так желали успешной работы: «По сту на день, по тысяче на неделю»
«Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду.
«Хлеб да соль!» или «Чай да сахар» - говорили тем, кто ел или пил.
Вежливый человек должен был не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специально для каждого случая этикетную формулу.
Когда женщине, занятой дойкой, говорили: «Море под коровой!», у нее наготове был ответ: «Река молока»
Рыболова приветствовали: «Улов на рыбу!» - «Наварка на улицу!» - отвечал он.
Женщине, которая месила хлеб, желали: «Спорынья в квашню!» (спорынья – это удача).
«Сто рублей в мошну!» - отвечала она.
4. На сегодняшнем уроке мы говорили о правилах общения с людьми. Проверьте себя, решая речевые задачи теста. Все ли вы запомнили?
Слайд №5 Тест на знание речевого этикета.
- Вам будут предложены выражения, которыми люди часто пользуются в начале или в конце разговора для установления контакта.
Оцените, уместно ли каждое из них в разговоре с незнакомым взрослым человеком. Выпишите номера тех выражений, которые вы считаете уместными.
- Пока!
- До свидания!
- Привет!
- Доброе утро!
- Здравствуйте!
- Здорово!
- Хэлло!
2. Представьте себе, что вы звоните по телефону и хотите позвать к телефону подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы.
- Позовите Машу.
- Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Машу.
- Здравствуйте! Извините, Маша дома?
3. Вы опоздали на урок и хотите войти. Выберите номер наиболее вежливого выражения просьбы.
- Можно войти?
- Я войду?
- Извините, можно войти?
4. Вы едете в переполненном автобусе и должны пробраться к выходу. Выберите номер наиболее вежливой формы выражения просьбы.
- Разрешите пройти.
- Пропустите меня, я выхожу.
- Извините, можно пройти.
5. Вы, конечно, помните сказку «Три медведя», в которой говорится, как Машенька заблудилась и попала в дом к медведям? И помните, что в конце сказки приходят медведи и Машенька убегает? А что бы могла сказать Маша медведям? Выберите номер ответа, который Вам больше всего понравился.
- Медведи, я заблудилась, устала, помогите мне вернуться домой.
- Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я помогу все убрать.
- Медведи, я устала, пусть Мишутка отнесет меня домой. А моя бабушка даст ему меда и малины.
6. На уроке твой друг одолжил тебе линейку. Ты скажешь:
- Спасибо.
- Большое спасибо.
- Благодарю.
7. Учитель принес Вам книгу, которую Вы давно хотели прочитать. Вы скажете:
- Спасибо, Нина Петровна!
- Большое спасибо, Нина Петровна!
- Благодарю Вас, Нина Петровна, я очень давно ищу эту книгу.
8. Вы наверняка любите получать подарки. А умеете ли вы принимать подарки?
Вспомните стихотворение К.Чуковского «Муха-Цокотуха»
Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
Как бы вы стали принимать подарок и благодарить?
- Вы рассматриваете сапожки и говорите:
Что за чудные сапожки!
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить.
- Вы держите в руках сапожки и говорите:
У меня есть сапожки,
И получше этих, блошки.
Их отдам своей сестре,
Что живет на той горе.
- Вы примеряете сапожки и говорите:
Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки,
Ох, какое будет горе,
Если мне они не впору.
9. Вспомните следующие строки К.Чуковского:
Приходила к Мухе
Бабушка – пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла.
Что бы вы сделали с подарком?
1) Вы ставите мед на стол для гостей.
2) Прячете мед подальше.
3) Перекладываете часть меда из банки в красивую вазочку и ставите его на стол для гостей.
- А теперь, ребята, проверьте себя!
6 слайд. Ответы на вопросы теста.
1. Если вы выбрали варианты ответов под номерами 2,4,5,9:
Вы, вероятно, вежливый человек. У вас есть шанс устанавливать хорошие контакты с людьми.
Если вы выбрали варианты ответов 1,3,6,7,8,10:
Будьте внимательнее, у вас могут возникнуть ненужные недоразумения.
2. №1 – твоя просьба выражена невежливо, и тебе тоже могут ответить невежливо.
№2 или №3 – твоя просьба выражена вежливо и наверняка будет выполнена. Конечно, можно извиниться за причиненное своим звонком беспокойство.
3. №1,2 - желательно извиниться за беспокойство, в этом случае у Вас больше шансов быстро войти в класс.
№3 – учитель будет сражен Вашей вежливостью и сразу разрешит Вам войти.
4. №1,3 – твоя просьба выражена вежливо, а значит, она будет выполнена.
№2 – твоя просьба выражена невежливо, и ты можешь натолкнуться на грубость.
5. №2 – вы правы, начинать разговор с медведями надо с извинения за то, что вошли в дом без спросу и хозяйничали там без разрешения.
№1,№3 – боюсь, медведи еще больше рассердились. Вы зашли в дом без разрешения, нарушили в нем порядок и даже не извинились.
6. №1 – вы правы, здесь можно ограничиться коротким словом спасибо.
№2,3 – можно и так, но здесь вполне уместно короткое слово спасибо.
7. №2,3 – вы хорошо выразили свою благодарность.
№1 – здесь уместнее было бы проявить большую благодарность.
8. №1,3 – вы были приветливы и хорошо поблагодарили за подарок.
№2 – так не благодарят за подарок. Вы обидели своих гостей.
9. №1,3 – вы правильно поступили с подарком!
№2 – боюсь, что среди Ваших гостей Вы можете прослыть невоспитанным человеком или жадиной.
Подведение итогов урока
- Наш урок заканчивается.
-Что нового вы узнали для себя? Что останется в вашей коллекции хороших манер?
Использованная литература
1. Байбулин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. – Л., 1990
2. Гримак Л.П. Общение с собой. – М., 1991
3. Данилова А.Г. Цикл часов общения «Этика и психология юношеских отношений». Кл. рук., 2006, №2, - с.59-80
4. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах . Кл. рук., 2001, №3, - с.102-113
5. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. – М., 1993
6. Колегаева Т.Н. Кл.час «Доброе слово, что ясный день». Кл.рук., 2006, №2, - с.81-89.
7. Коч Л.А. Я в мире … мир во мне. Кл.рук, 2004,№3, с.120-123
8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. – М: Знание, 1978.
9.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И.. В мире слов – М: Просвещение, 19783
10. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте .-Я человек, 1991.
11. Прокопьева О. Правила этикета. Кл. рук., 2006, №1, - с.18-22
12. Прокопьева О. Кл. час «Этикетка». Кл. рук., 2006, №2, -89-94
13. Откупщиков Ю.В. К истокам слова Я.- Просвещение, 1973
14. Трофименко В. Поговорим об этике. – М.: Московская правда, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "А ежели вы вежливы".
Материал содержит информацию об истории слова "вежливость", о лах поведения в обществе, инсценировки на тему вежливости....
Ежели вы вежливы
Разработк классного часа на тему "Ежели вы вежливы" может быть использована как в начальном звене, так и на средней ступени обучения (5-6 классы)....
Классный час "Ежели вы вежливы..."
Вы знаете, что правила вежливости и нормы поведения зародились ещё в древности, во времена рыцарей.Переступая порог, рыцарь снимал свой шлем и нёс его в руке. «Я тебя не опасаюсь,- говорил он этим жес...
Ежели вы вежливы
Материал о культуре поведения и этикете...
Ежели вы вежливы
Занятие о правилах культуры и вежливости,к друг другу и окружающим....
Беседа о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы"
Классный час о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы". Материал направлен на то, чтобы помочь учащимся уяснить правила поведения в конкретных жизненных ситуациях....
Классный час "Ежели вы вежливы"
Классный час «Ежели вы вежливы»...