Ежели вы вежливы
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Любивая Татьяна Георгиевна

Занятие о правилах культуры и вежливости,к друг другу и окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezha.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ежели вы вежливы.

Цель:

1.Развивать речь воспитанников и обогащать словарный запас.

2.Развивать мышление, внимание.

3.Закрепить знания воспитанников об этикете. Воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование: выставка детских журналов ,плакаты с цитатами Ж .Руссо, М. Сервантес, старые журналы ,ножницы. клей, фломастеры.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Всем доброго дня. Присаживайтесь.

Сегодня  нас необычное внеклассное занятие. К нам пришли гости. Они будут смотреть, как мы с вами будем работать. А,  потрудиться придется немало. А ,чтобы вы не устали, я предлагаю вам потренировать дыхание и речевой аппарат.

а) Дыхательно-речевая гимнастика.

1.Вытяните руку вперед. Представьте, что у вас  на ладошке лежит маленькая-маленькая пушинка. Попробуйте сдуть ее. А с другой ладошки сдуйте перышко.

2.А  теперь представьте, что у вас в руках две свечки. Задуйте их поочередно.

3.Давайте представим, что перед вами стоит торт, а  на нем столько свечек, сколько вам лет. Чтобы задуть  свечи, надо набрать в легкие  побольше воздуха и резко выдохнуть.

4.А теперь давайте остудим горячий  чай и подуем на него.

б)Вспомните  чистоговорки, которые мы с вами учили раньше.

«От топота копыт пыль по полю летит.»

«Собирала Маргаритка маргаритки на горе, растеряла Маргаритка маргаритки  на траве.»

«Наш Полкан- попал в капкан.»

Дети поочередно повторяют чистоговорки.

2.Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня, на внеклассном занятии, мы попытаемся создать свой журнал .Который будет  отличаться от обыкновенных журналов тем, что странички журнала будут говорящими. А в начале ,я хотела обратить внимание на выставку журналов.

а) Работа с выставкой журналов.

Посмотрите сколько красивых и красочных журналов на выставке. Здесь  есть журналы для мальчиков и девочек, познавательные и развлекательные.

Скажите , а  что означает слово выставка?

Представьте, прежде чем журналы попали на выставку, им пришлось преодолеть немало испытаний. А преодолеть  журнальные испытания помогают  очень важные люди, принимающие участие в его рождении.

б) Работа со словарем.

Словарь: автор , редактор, рукопись,  типография, шрифт ,иллюстратор.

в) Рассматривание журналов.

Посмотрите, из чего состоит журнал? (Из страниц) Каждая страница журнала нам о чем-то рассказывает.(Рассматривание страниц из журналов.)

А из чего делают журналы, книги? (Из бумаги.) А что такое бумага и из чего она состоит мы сейчас узнаем.

Практическая часть.

У вас у каждого на столе лежат небольшие листики бумаги . Возьмите в руки лист и разорвите его пополам. Что вы видите ? (Тончайшие волокна.) Бумага состоит из миллионов растительных волосков, сцепленных между собой. Но  для изготовления бумаги требуются и другие компоненты: наполнитель делает ее более прочной, смола  не дает растекаться краскам и чернилам, краситель придает бумаге цвет.

Рассматривание разных сортов бумаги (картон, бархатная бумага, салфетка, альбомный лист, тетрадный лист, лист лощенной бумаги.)

А из чего получают бумагу? (Из древесины.) Для производства бумаги вырубают миллионы деревьев. А на их место сажают новые. Низкие сорта бумаги делают из тряпичных отходов и макулатуры.

Бумага в ее современном виде была изобретена в Китае более 2 тыс. лет назад.

Вот мы и познакомились с тем, как рождаются журналы. А теперь давайте попробуем сами создать журнал.

Работа по теме.

Наш первый журнал, я хотела чтобы он был посвящен вежливости и доброте .Чтобы каждая страничка нашего журнала рассказывала об этом. Раз наш журнал посвящен вежливости, то и название должно соответствовать содержанию журнала. Давайте придумаем название журнала.

(Дети предлагают различные названия.) Наш журнал будет называться «Вежа». Скажите, что означает слово вежливость? (Знать как себя вести, относиться друг к другу.)  

1 страница журнала.

Первая страница журнала предлагает познакомиться с высказываниями мудрых людей.

«Ничто не обходиться так дешево и ценится так дорого как вежливость . » М. Сервантес.

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении друг к другу.» Ж. Ж. Руссо.

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно за собой полки повести.» ( Народная мудрость. )

Как понять выражение « Словом можно убить»? ( Ели сказать человеку неприятное слово от которого ему станет плохо.)

« Словом можно спасти» как понять это выражение? Приведите примеры.

«Словом можно полки за собой повести» Как « словом » можно полки за собой повести? (Дети приводят примеры.)

Дети, от того как мы говорим мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а может и наоборот - испортить день и настроение человеку. И прежде чем сказать что-либо подумайте,  подумайте, не обидите ли вы своим словом человека.

2 страница журнала.

  Вторая страница журнала предлагает нам прослушать стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы.» приготовиться ответить, каких вежливых поступках говориться в этом стихотворении? А какие поступки не надо совершать.

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете  взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то , сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы- то есть сами ,

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, то вам  ,  товарищ надо

Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам, явившимся заранее,

Минуты на собрание , часы на ожидание!

И ежели вы вежлив ,  тому ,кто послабее ,

Вы будете защитником  , пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я , гулял он с важной няней.

Она давала тонкое ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчики и ,  право ,очень мил.

Отняв у младших мячик  , он их благодарил:

« Спасибо» , -говорил.

Нет , ежели вы вежливы, то вы благодарите ,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

( Работа по прочитанному стихотворению. )

3 страница журнала.

Третья страница журнала предлагает сыграть в игру « Вежливо -не вежливо »

Условия игры просты: Если вы со мной согласны ,

И поступок хороший , не сидите , не молчите , хлопайте в ладоши

Ну, а если плох поступок и не случался с вами , вы тогда все вместе , дружно топайте ногами!

1 . Если мест в трамвае нет , не стоит покупать билет.

Все равно ты едешь стоя , лучше деньги сэкономить.

2 . Если стали вам грубить , нужно вслед им нахамить.

3 . Если вам подарят книгу , вы ответите « Спасибо !»

4 . Если вы зашли в кино , а оно идет давно ,

Нужно громко прокричать : « Кто посмел без нас начать? »

5 . Если кто-то вдруг случайно вам на ногу наступил ,

Как бы он не извинялся ,  поступок этот не простим.

6 . Если к вам пришла подруга  , вы представьте ее другу.

7 . Если вам вдруг стало плохо  ,   нужно громко ахать , ахать.

8 . Если ты пошел гулять и оделся чисто  ,

То домой прийти ты должен хуже трубочиста.

( Назовите ,что в этой игре было вежливо и невежливо?)

4 страница журнала

Диалог.

Так как же стать вежливым ? Нет ничего проще . Для этого нужно пользоваться теми словами , от которых у всех становится теплее ,радостнее на душе. От каких же слов становится на душе теплее. Какие это слова? Это всем знакомые волшебные слова. ( Дети перечисляют )

А теперь давайте посмотрим как вы умеете вести вежливый диалог. Что означает слово диалог? Сейчас я вам раздам карточки на которых написаны ситуации , которых вы часто оказываетесь. Вы должны так построить диалог , чтобы в нем , как  можно больше употреблять вежливых слов.

1 . группа. Ты приходишь в школу . К тебе подходят друзья. Ты спрашиваешь , как они выполнили домашнее задание , какой фильм вчера посмотрели.

2 . группа. Ты приходишь в магазин. Продавец спрашивает , что тебе нужно. Ты просишь показать нужный товар ,спрашиваешь сколько стоит , покупаешь.

3. группа. Дима сидит за партой , рассматривает книжку . В класс входит учительница из другого и спрашивает , где Димина учительница .

4 . группа. Ты пришел к товарищу домой. Его нет дома .Тебя встречает его мама.

Получив задания , дети обсуждают ситуации , а потом обыгрывают  их перед всеми. Дети оценивают диалоги , отмечают ошибки.

5 страница журнала

«Волшебные слова»

Если человек разговаривает вежливо , то хочется ответить ему тем же. Поэтому в обиходе вежливого человека должны присутствовать слова , которые мы называем «вежливыми».

Дети читают стихотворение «Волшебные слова»

Дядя Саша огорчен ,

Рассказал он вот о чем…

-Настя-славная девчонка ,Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышал слово «здрасьте» ,

А слово- то какое-очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада ,

Я портфель ей подарил ,

Вижу-очень рада!

Но нельзя ж молчать ,как рыба,

Ну , сказала бы «спасибо» ,

Скажите, каким должен быть человек , чтобы про него могли сказать «вежливый»?

Слушаем дальше советы автора.

«Волшебные слова»

Извини ,

Пожалуйста

И разреши.

Это не слова ,а ключик от души.

Кроме нашей спутницы-

Таблицы уважения!

Помните , как азбуку ,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста»-

Волшебные слова!

Всюду ,где нескромному

Укажут от ворот

Так какие «волшебные слова» мы должны использовать в своей речи?

6 страница журнала

Вежливый разговор

А вот я однажды подслушал разговор такой .Вам нужно внимательно слушать и записывать слова , которые мы никак не можем назвать вежливыми. ( Выходят заранее подготовленные два ученика)

!-й ученик. Привет, Сань! Ты домашку по алгебре сделал?

2-й ученик. Здравствуй ,  Дима. Конечно.

1-й ученик. Слушай, я в ауте , поможешь мне пример сделать?

2-й ученик. Помочь ближнему - великое дело. Показывай, где застрял.

Выходит хулиган. Видит тетрадку в руках учеников.

Хулиган: А ну , гони тетрадку.

2-й ученик. Да вы что, это же тетрадь по алгебре.

Хулиган: Засохни , малявка!

1-й ученик. Не надо так.

Хулиган: Не понял , здесь кто-то пропищал?

2-й ученик. Сначала надо научиться разговаривать, а потом в школу приходить.

Все уходят.

Ребята, вам нужно назвать слова , которые мы называем невежливыми.

Оздоровительная минутка «Золотая нить»

Ребята , я вижу вы устали. Давайте встанем и отдохнем. Мы сегодня много работали и наш мозг устал. Сейчас мы его почистим. Представьте, что у нас в руках золотая нить. Правой рукой мы эту ниточку в ушко вставляем , а из левой вытаскиваем. Как будто стряхиваем пыль. Повторяйте за мной. Теперь мы с вами готовы продолжить занятие…

7 страница журнала

Фотоколлаж

Практическая часть

Сегодня мы с вами попробуем стать иллюстраторами. Кто такой иллюстратор? (Это человек , который рисует картинки в журналах)

А мы с вами не будем рисовать , а будем создавать коллаж. Коллаж в переводе с французского языка-это наклеивание вырезанных элементов бумаги на бумагу. Мы будем с вами вырезать из журналов картинки с изображением животных , людей ,предметов , а потом соберем вместе для изготовления одной общей картинки. Для  этого нам понадобиться клей , ножницы , журналы и лист бело бумаги.

А) Инструктаж по технике безопасности с ножницами.

Б) Изготовление коллажа.

В) Подведение итога практической работы

Итог занятия.

Что нового узнали вы на занятии? Что такое вежливость? Какие вы знаете  « волшебные слова «?  Давайте еще раз прочтем правила вежливости. Самые главные. Самые важные. Знакомство с правилами:

-Надо быть вежливым в словах , жестах  , действиях .

- Вежливый человек всегда здоровается  и прощается.

- Со взрослыми надо всегда здороваться первыми.

-Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

- Вежливый человек уступает место старшим.

- В вежливости проявляется отношение к людям.

- Вежливый человек не причиняет другим неприятностей и обид.

- Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

- Вежливый человек думает о других.

А мне хочется пожелать вам ,чтобы вы помнили правила культуры и вежливости , чтобы волшебные слова  были с вами повсюду. Уважайте друг друга и окружающих , будьте вежливы и помните , что все будут относиться и разговаривать с вами так же ,как вы с ними.

А я вам желаю: счастливого пути , доброго дня , доброй дороги , веселого настроения и удачи.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Да здравствует вежливость!

Формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов....

Прогулка по городу вежливости

Внеклассное мероприятие...

Истинная вежливость

" Приветливость - это золотой ключ, который открывает железные замки  людских сердец",- гласит восточная пословица.От того, как мы говорим, мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а мо...

"Вежливость и этикет" КВН

Классный час - соревнования можно провести в 7-8 классе...

Открытое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему: "Вежливость.Что мы о ней знаем".

Представленный материал может быть использован как урок риторики в 3,5 классах при знакомстве учащихся с темой "Вежливость и этикет". Включает в себя  игровые и занимательные ситуации, материал х...

Классный час "А ежели вы вежливы".

Материал содержит информацию об истории слова "вежливость", о лах поведения в обществе, инсценировки на тему вежливости....