Какая армия нам нужна?
методическая разработка (11 класс) на тему
Внеклассное мероприятие "Какая армия нам нужна?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakaya_armiya_nam_nuzhna.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НОВИКОВКИ
АСИНОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Внеклассное мероприятие
Тема: Какая армия нам нужна?
Автор: Герасименко Любовь Александровна,
учитель истории первой квалификационной категории
2018 г.
Задачи:
- создать представление и сравнить различные типы формирования современной армии в разных странах;
- обсудить проблемы современной армии и пути их решения;
- создать условия для корректного отстаивания своей позиции по спорному вопросу и уважительного отношения к другой позиции.
Форма урока: круглый стол.
Аудитория: обучающиеся 10-11 классов.
Ход мероприятия
I. Введение в тему.
Слайд №1.
Ведущий: Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем мероприятии (тех, кто за круглым столом, наших гостей, зрителей). И для начала я хотела бы задать вам вопрос: Какие ассоциации, чувства вы испытываете, когда слышите «российская армия»?
(гордость, уважение, сила, мощь, коррупция, дедовщина и т.п.)
Слайд №2
Ведущий: Если бы мы сейчас вышли на улицы нашего села, любого города, то наверняка услышали бы совершенно разные, противоречивые точки зрения. Но, я уверена, что, оглянувшись назад и вспомнив тысячелетнюю историю России, мы были бы едины в том, что именно армия была опорой государства, благодаря армии Россия смогла сохранить свою целостность, независимость и мощь. Армия на Руси всегда почиталась, а военный человек, как правило, был любимцем народа.
Но в последние годы престиж армии заметно упал, не считается постыдным уклониться от службы, выразить презрение к людям в погонах.
Сейчас в России идёт широкомасштабная военная реформа. Этот вопрос касается не только Министерства обороны, но и всего государства и прежде всего нас, граждан.
Слайд №3
Ведущий: Итак, тема нашего мероприятия сегодня: «Какая армия нам нужна?». Наше обсуждение не ставит своей целью дать однозначные ответы на поднимаемые вопросы, но даёт пищу для размышлений, и возможность выбора.
II. Формирование армии.
Ведущий: Сейчас в России действует смешанный принцип формирования армии: по призыву и по контракту. Этот принцип подвергается критике. В качестве образца предлагаются модели армий других стран. Мы кратко рассмотрим модели комплектования армий Израиля, США, а также точку зрения пацифистов. Об этом будут рассказывать наши гости, каждый из которых подготовил по три аргумента в защиту своей позиции.
Эксперты готовы критически рассмотреть эти аргументы, выразить свою точку зрения (я приготовила для вас бумагу, можете по ходу выступления фиксировать какие-то мысли), и конечно же наших зрителей мы тоже приглашаем к обсуждению.
Слово первому гостю.
Cлайд №4
Гость 1: Мне кажется, что Россия должна строить свою армию на основе всеобщей воинской повинности. По типу армии Израиля (показывает на карте).
Слайд №5
Военнообязанными считаются в Израиле все население страны от 18 до 45 лет, включая бездетных женщин. Срок службы: 4 года (мужчины) и 2 года (женщины). После окончания действительной службы военнослужащие проходят периодические 45-дневные сборы. За время, проведённое на сборах, резервисты получают оплату, равную их доходам «на гражданке». В Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛе) практически не тратится время на строевую подготовку и парады. Профессиональное овладение сложной и высокотехнологичной боевой техникой ─ главная задача и единственная цель военной выучки для всех: от призывника и до офицера-резервиста.
Слайд №6.
В израильской армии во всех родах войск служат десятки тысяч женщин, выполняющих свой воинский долг наравне с мужчинами. За последние 10 лет количество женщин-офицеров выросло на 40% и сегодня двадцать шесть процентов офицеров израильской армии — женщины, причем есть тенденция к увеличению этого числа.
Престиж воинской службы очень высок. Без службы в армии нельзя поступить в вуз, занимать руководящие должности. В армии Израиля солдаты служат недалеко от места жительства, солдат может спать дома и приходить на службу, как на работу.
Именно такая армия нужна сейчас России. Нашей стране срочно нужна милитаризация! Россия – это 1/8 часть богатейшей ресурсами суши, чтобы её защитить, нужна мощная, технически оснащённая армия и постоянный резерв войск. А наша армия за последние 15 лет во многом растеряла свой боевой потенциал. Повинность должна быть всеобщей безо всяких отсрочек и «альтернатив». Два года службы – минимум.
Если в России будет такая армия, то:
Слайд №7.
- резко возрастёт обороноспособность государства;
- будет решена проблема воспитания подрастающего поколения (физическое развитие, отсутствие вредных привычек, патриотизм и т.п.);
- поднимется престиж армии в обществе.
Ведущий: Предлагаю экспертам ответить на вопрос: подходит ли России опыт Израиля?
(эксперты высказываются)
Слово зрителям.
(зрители высказываются)
Ведущий:
Слайд №8
Всеобщая воинская повинность (Израиль)
- Не все годятся для армейской службы физически и психически.
- Израильская армия – это армия войны, она постоянно участвует в боевых операциях. Для мирного времени такая всеобщая мобилизация не нужна.
- Если Россия объявит всеобщий призыв, на всех не хватит ни оружия, ни техники. А ведь нужны ещё казармы, склады, продукты, одежда.
- За 1-2 года срочной службы нельзя овладеть многими воинскими специальностями повышенной сложности. А их в армии и на флоте всё больше. Вооружения становятся всё сложнее, и доверять их плохо обученным солдатам нельзя. Так что всё равно потребуются профессионалы.
Ведущий: Мы выслушали контраргументы экспертов и зрителей. Вы по-прежнему считаете израильскую модель армии самой оптимальной для России?
Ведущий: Приглашаем следующего гостя.
Слайд №9.
Гость 2: А я считаю, что Россия должна комплектовать армию на профессиональной основе. Пример – армия США. Комплектование вооружённых сил осуществляется на добровольной основе. На службу принимаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США, имеющие хотя бы среднее образование.
Слайд №10.
Минимальный возраст кандидата — 18 лет (17 лет при согласии родителей). Максимальный возраст приёма на службу зависит от вида вооружённых сил (например, морская пехота, — 28 лет, сухопутные войска — 42 года). Срок контракта — от 3 до 6 лет. Всем военнослужащим выплачивается зарплата. На профессиональной основе строится и армия Великобритании.
Аргументы в защиту профессиональной армии:
- высокий уровень подготовки;
- возможность выбора лучших из лучших;
- высвобождение людских ресурсов для народного хозяйства.
Ведущий: Мнения экспертов? Мнения зрителей?
Ведущий:
Слайд №11.
Профессиональная армия (США, Великобритания)
- Военный бюджет США в 25-30 раз превышает военный бюджет России. Пока для нашей страны не по средствам содержать профессиональную армию.
- Чтобы перейти на контрактную армию, Россия должна в 3 раза увеличить военный бюджет.
- У России очень большая площадь, поэтому нельзя делать ставку исключительно на контрактников.
- Для безопасности страны крайне необходимы обученные резервы, а контрактная армия их не подготовит.
Ведущий: Приглашаем следующего гостя.
Слайд №12.
Гость 3: А я считаю, что России сейчас никто не угрожает. Поэтому нужно вообще разоружиться и распустить армию. Мои аргументы:
- освободится огромное количество людей;
- в обществе станет меньше агрессии;
- Россию перестанут бояться и подозревать в завоевательных планах.
(ведущий даёт слово экспертам и зрителям)
Слайд №13.
Ведущий:
Роспуск армии (пацифисты)
- Атрибутом каждого государства является наличие армии, способной защищать независимость и интересы этого государства.
- Сейчас в мире существует угроза международного терроризма. И ни одна страна в этих условиях не будет разгонять свою армию.
- 2/3 мировых природных запасов сосредоточены на территории РФ. В мире достаточно желающих завладеть этими ресурсами.
Слайд №14.
Гость 4: Я предлагаю оставить всё как есть!
Офицеры российской армии и флота проходят службу только по контракту. Офицерский корпус готовится в основном в высших военных учебных заведениях, по окончании которых курсантам присваивается воинское звание «лейтенант». Первый контракт с курсантами — на весь период обучения и на 5 лет военной службы — заключается, как правило, на втором курсе обучения.
Рядовой и младший командный состав набирается как по призыву, так и по контракту. Призыву подлежат все военнообязанные граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Срок службы по призыву — один календарный год. По истечении 6 месяцев службы любой военнослужащий может подать рапорт о заключении с ним первого контракта — на 3 года. Предельный возраст для заключения первого контракта — 40 лет.
(ведущий даёт слово экспертам и зрителям)
III. Голосование.
Слайд №15.
Ведущий: Итак, мы выслушали различные точки зрения. Я предлагаю провести голосование. Красная карточка – всеобщая воинская повинность.
Зелёная – профессиональная армия.
Синяя – смешанная система.
(подсчёт голосов – запись на доске)
IV. Альтернативная служба.
Ведущий: Что вы знаете об альтернативной службе?
(Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву).
Я предлагаю посмотреть сюжет об альтернативной службе и ответить на вопрос: в чём положительные стороны альтернативной службы?
(ответы ребят)
Слайд №16
Дополнительная информация:
«В гражданских ведомствах это, прежде всего, работы, так или иначе связанные с милосердием, помощью гражданам. Призывник может работать спасателем в структурах МЧС, в госпитале санитаром или фельдшером, если у него есть специальность. А также лесником, шофером, полярником, если есть желание и соответствующая квалификация»
21 % - призывники будут заниматься общественно полезным, но непрестижным трудом («молодежь будет приносить пользу обществу»)
15% - в армии улучшится ситуация, будет больше порядка, реже станут случаи побегов, преступлений, ослабнет дедовщина
5% - на альтернативную службу можно будет призывать даже тех, кто непригоден к строевой службе
4% - на альтернативную службу смогут без колебаний пойти те призывники, которые обычно отказываются служить в армии по религиозным или мировоззренческим мотивам
V. Проблемы современной армии и пути их решения
Работа в группах.
Ведущий: Было бы неправильно реформу армии сводить только к обсуждению комплектования Вооружённых сил. Несомненно, нужны более глубокие реформы. Я предлагаю участникам круглого стола поработать совместно. Используя маркеры и ватман, и предварительно обсудив, выделите ключевые, с вашей точки зрения, проблемы российской армии на сегодняшний день (письменно), и предложите пути решения этих проблем (устно).
Слайд №17.
Ведущий: (обращаясь к зрителям) Какими качествами должен обладать военнослужащий Российской армии?
Ответы:
Проблемы:
- Коррупцией («Оборонсервис»).
- Дедовщина (неуставные отношения), самоубийства.
- Низкий престиж службы в армии.
- Уклонисты.
- Воспитание патриотизма в подрастающем поколении.
Качества:
- Мужественный.
- Смелый.
- Героический.
- Готовый всегда прийти на помощь.
- Сильный, физически крепкий.
- Отзывчивый.
- Ответственный.
Ведущий: Посмотрите, какой замечательный портрет у нас получился. Значит, мы нарисовали солдата будущего? В нашей армии не встречаются такие воины?
(ответы ребят)
Ведущий: Давайте посмотрим на такого солдата.
(Смотрим видеоролик о комбате Сергее Солнечникове)
Ведущий: Что вы можете сказать о поступке комбата?
Ведущий: Геройский поступок комбата Сергея Солнечникова. Один из сотен героев, которые защищают нашу страну на Северном Кавказе, защищали в Афганистане (в советские времена).
Ребята, кто-нибудь из вас знает ребят – наших земляков, погибших при исполнении воинского долга? В Асино на Площади Победы установлена плита памяти.
Слайд № 18.
(Выступление ученика)
Коля Огнев окончил школу №1 города Асино. Рос дружелюбным, скромным, весёлым, общительным мальчишкой. Был вхож в любую компанию и никогда не бросал друзей в беде. В 12-летнем возрасте старший брат привёл его в спортивный клуб «Баграм». Именно это событие стало поворотной точкой в жизни Коли и определило его дальнейшую судьбу. Окончив в 2006 году Томской военно-медицинский институт, Николай Огнев по распределению попал в Северо-Кавказский военный округ. В августе этого же года он прибыл в полк на должность командира медицинского взвода. 30 июня 2007 года лейтенант Огнев выполнял обычное и привычное для него задание. В составе полка его взвод двинулся из Шали на вверенный им участок дороги для инженерной разведки. В течение дня всё шло спокойно. В 17.00, сняв посты, полк отправился обратно и по пути попал под обстрел. По трагической случайности молодой лейтенант находился в небронированном автомобиле «Урал», замыкавшем колонну. Первые два удара из гранатомёта пришлись по кабине, где сидел Коля, все осколки и взрывная волна досталась ему. Сразу после этого боевики открыли огонь из стрелкового оружия. Находившийся рядом медик пытался оказать Николаю первую помощь, но ранения и ожоги оказались настолько серьёзными, что спасти его не удалось. До своего двадцать первого дня рождения Николай Огнев не дожил всего 4 дня.
Слайд №19.
Я предлагаю почтить память погибших ребят - наших земляков и всех других воинов-героев минутой молчания. Спасибо.
VI. Заключительная часть.
Ведущий: Итак, ребята, мы сегодня обсудили состояние нашей армии с разных сторон. Подводя итог нашему обсуждению, предлагаю блиц-опрос. Прошу, одним словом ответить на вопрос: «Какая армия нужна России?»
Слайд №20.
(дети отвечают)
Слайд №21.
(комментарии ведущего)
- Безопасная.
- Сильная.
- Мощная.
- Авторитетная.
- Престижная.
- Современная.
- Мобильная.
- Богатая.
- Честная.
- Боеспособная.
Ведущий: Я благодарю всех присутствующих за участие и внимание. Закончить наше мероприятие я хочу замечательной песней «Силы России».
(видеоролик)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа на тему: «Какую службу наряду с солдатами Советской армии несли растения и животные в Великой Отечественной войне».
Аннотация.1.Название работы.Презентация на тему: «Какую службу наряду с солдатами Советской армии несли растения и животные в Великой Отечественной войне».2.Назначение. Разработана пр...
Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?
Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...
Презентация "8 сентября – день воинской славы России - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год)"
Презентация расказывающая о важном событии - Бородинском сражении 1812 года. Показан ход сражения и яркие участники, акцент сделан на героизм русских воинов...
Дистанционный урок "Создание регулярной армии. Этапы развития армии до 1917г"
Систематизация знаний учащихся о содержании военных реформ и об основных реформаторах российской армии.Воспитание у учащихся чувства патриотизма и уважение к Вооруженным силам России.Формирование...
Конкурсно-игровая программа для учащихся начальных классов «Держава армией крепка, а армия солдатом»
Основное содержание конкурсно-игровой программы:Используются: отрывки из поэмы «Василий Теркин» А. Твардовского, песни военных лет, демонстрация видеоряда через компьютер (мультимеди...