Дистанционный урок "Создание регулярной армии. Этапы развития армии до 1917г"
план-конспект урока по обж (11 класс) на тему
Систематизация знаний учащихся о содержании военных реформ и об основных реформаторах российской армии.
Воспитание у учащихся чувства патриотизма и уважение к Вооруженным силам России.
Формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; развивать умение обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по основам безопасности жизнедеятельности
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся курс 1
специальность 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
форма проведения дистанционно
преподаватель Е.А.Жаринова
Тема: Создание регулярной армии. Этапы развития армии до 1917г.
Цель занятия: обобщение и систематизация знаний об истории создания Вооруженных сил России XVI-XIX в., о военных реформах Ивана IV, ПетраI, Екатерины II, Александра II.
Задачи занятия:
Обучающая: систематизировать знания учащихся о содержании военных реформ и об основных реформаторах
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство патриотизма и уважение к Вооруженным силам России
Развивающая: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; развивать умение обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы
Информационно-справочное оснащение:Основная литература:
1. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин М. Просвещение 2009
Дополнительная литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности. Экзаменационные вопросы и ответы А.В. Наследухов М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005
Интернет-ресурсы
1. Военные реформы Ивана IV Грозного
Форма доступа: http://histerl.ru/kurs/ivan-iv/voennye-reformy-ivana-iv.htm
2. Военная реформа Петра 1
Форма доступа: http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo/voennaia_reforma_petra.htm
3. Российские реформы 60-70-х гг. 19 в
Форма доступа: http://histerl.ru/lybiteliam_istorii/rossieskie_reformi.htm
Междисциплинарные связи: История
Внутридисциплинарные связи: Вооруженные силы России. Воинская обязанность
- АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
(ответить на вопросы и провести самооценку усвоенного материала)
Вопрос | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
| ||
2. Установите причины необходимости проведения военных реформ. | ||
3. Роль основных военных реформаторов России XVI-XIX в. в формировании боеспособных вооруженных сил. |
- ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
|
|
Вопрос 1. Военные реформы Российского государства XVI – XVIII
Многочисленные преобразования, затеянные Иваном Грозным, сказались на всех сферах жизни русского государства. Начало Казанской войны оказалось совсем не таким, как надеялся молодой правитель: ошибки первых походов показали несостоятельность русской армии, ее ограниченность и косность. Недостаточная мобильность, слабое вооружение, невысокая, в масштабах государства, численность – все это ярко продемонстрировало необходимость проведения новых реформ, на этот раз военных.
Первые военные реформы
Недостаточная численность и мало обеспеченность русской армии породили изменения в системе набора рекрутов. Согласно новому уложению, с каждый ста четвертей земли землевладелец должен был выставить одного конника – в полном доспехе и с вооружением. В армию мог идти как сам землевладелец, так и выставленный вместо него человек. По желанию служение в армии могло быть заменено внесением определенной суммы в казну.
Помимо этого, всем боярским детям, вступающим в армию, было положено казенное жалование. А тем дворянам, кто выставлял большее число «служилых людей», чем это предписывалось новым законом, жалование платилось в двойном размере.
Помимо дворянских детей, к служению в армии Иван Грозный привлек и казаков. Донецкие казаки стало основой пограничных войск страны.
Новое поместное дворянство стало ядром армии. При этом служение могло передаваться по наследству, однако обеспечение вступивших в войска боярских детей конями, оружием, доспехами и собственными ратниками лежало на землевладельцах.
Стрелецкое войско
Одним из важнейших военных преобразований Ивана Грозного было создание стрелецкого войска. Особая воинская часть, наделенная особыми привилегиями, получила название стрельцов из-за использовавшегося новейшего огнестрельного оружия – пищали.
Основу войска составляли горожане и свободные крестьяне, за переход на государеву службу получившие не только жалование, но собственные небольшие земельные наделы. В городах – в первую очередь в Москве – стрельцам была выделена своя территория, так называемый стрелецкий двор. В мирное время стрельцы несли службу по охране дворца, занимались торговлей и ремеслом, Особым указом стрелецкие дворы освобождались от налогов. А для регулирования работы этого особого войска была создан отдельный Стрелецкий приказ.
Благодаря таким льготам и послаблениям стрельцы стали самым привилегированным родом войск в русской армии. А дальнейшая модернизация привела к тому, что стрелецкое войско стало главной опорой трона и наиболее сильной военной единицей.
Выводы
Благодаря унификации и пересмотру налогообложения расходы на армии могли финансироваться напрямую из государственной казны, причем в полной мере. Усиление числа служилых дворян обеспечивало лояльность войска царю и делало армию подлинной опорой трона. Изменение принципа набора рекрутов обеспечило не только рост численности войск, но и достаточно одинаковое их вооружение. А массовое введение огнестрельного оружия и артиллерии значительно усилило боеспособность русской армии.
Громадные размеры крестьянских волнений в XVIII в. требовали значительной вооруженной силы для их подавления. Активная внешняя политика российских царей заставляла укреплять вооруженные силы государства. В этих целях и проводились реформы военного устройства. Основной чертой военной реформы, проводимой Петром Великим, явилось создание регулярной армии. Постоянные войска существовали, конечно, и до Петра, но в форме стрелецких полков и наемников. Войска эти были далеки от совершенства. Стрельцы больше думали о своих лавках, а наемники — о жалованье.
Петр I впервые ввел новый принцип формирования войск — рекрутский, набор. В 1699 г. формируется рекрутская система набора в армию (каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в губерниях должны были в определенный срок поставить в армию одного рекрута). Служба рекрута длилась 25 лет, офицеры служили пожизненно. С 1723 г. после переписи введена подушная раскладка рекрутов. Это позволило создать сильную армию. Солдаты полностью отрывались от мирной жизни и целиком отдавались военной службе.
С 1699 по 1725 г. было произведено 53 рекрутских набора, из них 21 — основной набор и 32 — дополнительных. В армию было взято около 285 тыс. человек. Основной воинской единицей был полк (1200 человек), два-три полка составляли бригаду. Три бригады составляли дивизию. Всего к 1721 г. полевая армия Петра насчитывала 73 полка (около 130 тыс. человек).
В этот же период создана система военных гарнизонов, которая насчитывала 55 полков общей численностью 74 тыс. человек при 10 тыс. орудий. Всего сухопутные вооруженные силы имели на вооружении до 1 5 тыс. артиллерийских стволов.
К моменту окончания Северной войны Россия имела 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда. Тогда же была построена и каспийская флотилия численностью около 300 судов.
Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (школа бомбардиров, Морская академия, артиллерийская, инженерная школы), но главной военно-практической школой подготовки офицеров служили элитные гвардейские полки: Преображенский и Семеновский.
К концу царствования Петра I в стране обозначились две структуры управления: гражданская и военная. Гвардия стала элитой военной власти и управляла гражданским аппаратом. Управление вооруженными силами было возложено на Военную и Адмиралтейскую коллегии.
В 1716 г. был введен Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав.
В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод провозгласили Петра I императором всероссийским, великим и отцом Отечества. Россия стала империей. Император согласно положениям, содержащимся в воинских артикулах, Морском уставе и Духовном регламенте, обладал более широкими полномочиями, чем царь в XVII в. Император был верховным главнокомандующим и стоял во главе орденской и наградной систем империи. Также он ведал вопросами формирования полков, назначением офицеров, устанавливал план и порядок ведения боевых действий.
Источники дополнительной информации по 1 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература | Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин М. Просвещение 2009 | Стр.106-110 |
Дополнительная литература | Основы безопасности жизнедеятельности. Экзаменационные вопросы и ответы А.В. Наследухов М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005 | Стр. 273-276 |
Интернет ресурсы | Сайт histerl.ru | http://histerl.ru/kurs/ivan-iv/voennye-reformy-ivana-iv.htm http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo/voennaia_reforma_petra.htm |
Контрольные задания по Вопросу 1.
Контрольное задание (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
- ополчение, - пищали, - Разрядный приказ, - гренадер, - рекрутская повинность | ||
|
Дата | Событие |
А) 1550 г. | 1. Окончание Северной войны |
Б) 1700 г. | 2. Введение Военного устава |
В) 1716 г. | 3. Образование Стрелецких полков |
Г) 1721 г. | 4. Поражение русских войск в битве под Нарвой |
Вопрос 2.
Военные реформы Александра II
Военные реформы Александра II во многом были обусловлены неудачами в Крымской войне.
Стали очевидными многие слабости как во внутренней организации войска, так и несовершенство всей системы Военного и Морского министерства. Подготовка офицерского состава была крайне слабой.
Важные реформы начались в армии после назначения военным министром 9ноября 1861 г. генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина, видного общественного и государственного деятеля, высокообразованного человека.
Одной из первых реформ явились реорганизация центрального военного управления и создания местных органов управления в виде военных округов.
Военные реформы Д.А.Милютина
Д.А. Милютин стремился к тому, «чтобы привести все здания в стройный вид и упростить весь сложный механизм его, а для этого признано было полезным слить вместе все части, однородные по кругу действий, и уничтожить лишние наросты, которые в течении времени образовались более или менее случайно, без всякого плана».
В 1863 г. состоялась реорганизация департамента Генерального штаба, который стал называться Главным управлением Генерального штаба. Однако эта реформа оказалась недостаточной, и приказом по военному ведомству 31декабря 1865 г.
1 января 1869 г. Александр2 утвердил новое «Положение о Военном министерстве», в котором верховное начальство над всеми сухопутными силами империи сосредоточивалось в особе императора.
Военные реформы Александра 2, начатые в 60-х гг., коснулись и Генерального штаба.
Основная цель преобразования его состояло в том, чтобы Генеральный штаб охватил все отрасли штабной службы. В 1864 г. был упразднен гвардейский генеральный штаб.
По положению устанавливалось правило: прежде чем получить назначенное командиром полка, необходимо не менее года командовать отдельными частями. Это приближало к войскам и давало более широкую возможность продвижения по службе.
После некоторого колебания Александр 2 утвердил представление военного министра о том, чтобы все офицеры Генерального штаба, при каких бы войсках они не стояли, имели одинаковую гвардию чинов и носили одинаковый мундир.
Такие меры подняли значение офицера Генерального штаба, увеличилось количество желающих служить в нем, а русская армия, в свою очередь, получила образованных офицеров в области военного дела.
Одновременно с преобразованием в центральном военном управлении проходила и реорганизация местного военного управления.
В период 1862 – 1867 г.г. была осуществлена военно-окружная реформа. Целью ее было устранить главный недостаток существовавшей в то время системы военного управления – полной централизации, сковывающей инициативу и самостоятельность руководства на местах. Приказом военного министра Милютина от 6 июли 1862г. были созданы Варшавский, Виленский, Киевский военные округа.
Практически результаты создания этих первых военных округов полностью доказали целесообразность применения в России территориальной системы военного управления. 6 августа 1864 г. Александр II утвердил «Положение о военно-окружных управлениях».
Каждый военный округ являлся одновременно органом строевого управления и органом военно-административного устройства, сосредотачивая в своих руках все функции военного управления.
Учреждение военных округов устранило разные неудобства, тянувшиеся многие годы. При существовавших ранее порядках по каждому отделу военного хозяйства – инженерному, артиллерийскому, комиссариатскому, провиантскому, и т.д. – имелись специальные округа, обладавшие на местах небольшой властью и утверждавшие всякие мелочи в столице. Полномочия командующего округом позволили устранить существовавшую ранее волокиту, несогласованность и споры между строевыми начальниками и хозяйственными инстанциями.
Вместе с задачами децентрализации военного управления и создания условий для оперативного развертывания частей во время войны на командующих округов возлагалось содействие гражданским властям «для сохранения порядка».
В случае войны штаб округа становился штабом действующей армии.
В результате проведенных реформ в 1862-1869 гг. система управления значительно приблизилась к войскам. В ведении Воинского министерства остались лишь те вопросы управления, которые имели значение для всей русской армии. Аппарат Военного министерства сократился почти на тысячу человек, а канцелярская переписка уменьшилась на 45%.
Сроки мобилизации армии были сокращены с 6 месяцев в 1850г. до 9 – 26 дней в 1877г. Вопросы, связанные с обороной страны, решились временно создаваемыми комитетами, которые согласовывали их между Военными и морскими министерствами. В 1868 г. было введено новое «Положение о полевом управлении войск в военное время», позволившее устранить многие недостатки прежней организации. Оно уточняло функции главнокомандующего, освобождало его от руководства второстепенными административными вопросами и более четко определяло обязанности начальников отдельных управлений. Вместе с тем слабо разработан был вопрос об устройстве тыла армии, что проявилось вскоре в ходе русско-турецкой войны 1877 – 1878гг.
Источники дополнительной информации по 1 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература | Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин М. Просвещение 2009 | стр 111-113 |
Дополнительная литература | Основы безопасности жизнедеятельности. Экзаменационные вопросы и ответы А.В. Наследухов М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005 | стр.276 |
Интернет ресурсы | Сайт histerl.ru |
Контрольные задания по Вопросу 2.
Контрольное задание (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
1.Дайте определения следующим понятиям: - Военная коллегия, - егерский корпус, - всесословная воинская повинность, - полки нового строя, - милютинские реформы | ||
2.Найдите соответствие между датами и событиями. (см. таблицу ниже) |
Дата | Событие |
А) 1768-1774 г. | 1. Отмена крепостного права |
Б) 1853-1856 г. | 2. Русско-японская война |
Г) 1861 г. | 3. Утверждение Устава о воинской повинности |
Д) 1874 г. | 4. Русско-турецкая война |
Е) 1904-1905 г. | 5. Русско-турецкая война |
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Выполнить задание и провести самооценку усвоенного материала
Наименование изученного вопроса учебного занятия | Контрольное задание по изученному вопросу | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
1-2. Военные реформы Российского государства XVI – XIXв. | 1. Заполните таблицу, опираясь на конспекты в тетради, материал учебника. (см. таблицу ниже) |
№ | Начало проведения реформ | Кем проведены реформы | Содержание реформ | Итоги реформ |
1. | 1550г. | |||
2. | 1770г. | |||
3. | 1762г. | |||
4. | 1874г. |
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
- Подготовить презентацию на тему «Победы русского воинства XVIII- XIX в.», «Великие русские полководцы» (работа в группах) и выслать на почту преподавателя.
Преподаватель Е.А. Жаринова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дистанционное обучение на современном этапе образования
может быть полезен для подготовки выступлений, создания методических разработок....

Лекция по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" и ...

Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....

Конкурсно-игровая программа для учащихся начальных классов «Держава армией крепка, а армия солдатом»
Основное содержание конкурсно-игровой программы:Используются: отрывки из поэмы «Василий Теркин» А. Твардовского, песни военных лет, демонстрация видеоряда через компьютер (мультимеди...
Группа ПК 2 ОБЖ (29.10.2020) Урок по теме "Военная реформа Петра 1. Создание Регулярной Армии, ее особенности."
Тема: "Военная реформа Петра 1. Создание Регулярной Армии, ее особенности."Задание1. Изучить материал. См. файл с презентацией2. Составить опорный конспект....

Создание регулярной армии, военного флота
1.воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний д...

"Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии"
Конспект урока истории для учащихся 8 классов коррекционных школ "Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии"....