План – конспект занятия «Планета толерантности» (для детей 11-12 лет)
план-конспект на тему

Эрлих Ирина Леонидовна

План – конспект воспитательного занятия «Планета  толерантности" (для детей 11-12  лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_planetatolerantnosti.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Эрлих Ирина Леонидовна

КОУ Омской области

 «Полтавская адаптивная школа - интернат»

План – конспект воспитательного занятия«Планета  толерантности»

(для детей 11-12  лет)

Слайд

Цель:познакомить воспитанников  с понятием «толерантность».

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся представление о толерантности, познакомить  с историей  слова толерантность, с основными чертами толерантной личности.

Развивающая: развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение. Развивать творческое мышление учащихся.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Воспитывать чувство коллективизма,сплоченность.

Коррекционная: корригировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

ХОД ЗАНЯТИЯ


 1. Организационный момент.

Приветствие, готовность к занятию, осанка.

-Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

  -   Сегодня мы начнем наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать тему занятия и цель нашей встречи. Слушайте внимательно, затем ответите на мои вопросы.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: 
любовь, прощение, терпение. 
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.

      - Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о дружеских взаимоотношениях в группе, в детском коллективе, о хорошем отношении  друг к  другу…)? 

- А наша группа это  семья? Эти качества присутствуют в нашей семье, группе?

 Эти слова можно объединить в одно понятие -ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

- Как вы думаете, какя тема нашего занятия?

Слайд

Тема занятия «Планета Толерантности».

Нацеливание.

- Давайте попробуем определить цель нашего занятия.

- Что такое толерантность?  Вы знакомы с этим словом? (нет)


      - Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «толерантность», узнаем историю слова толерантность. На прошлых  занятиях мы с вами говорили о дружбе, о доброте, об уважении. Сегодня мы продолжим разговор  о положительных человеческих качествах, о дружеских взаимоотношениях в коллективе, поговорим с вами о том, какие мы, чем мы отличаемся друг от друга, будем учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, воспитывать в себе качества толерантного человека.

        - Работать будем все вместе и в парах.

Мотивация.

- Как вы думаете,пригодятся вам знания, полученные на занятии, где, в каких ситуациях?

Критерии.

-Как будем работать на занятии?

 (Отвечать правильно и полными ответами, уметь выслушивать  других, дополнять ответы детей, помогать товарищам, согласованно и дружно работать в парах…)

- Во время занятия вы будете оценивать свою работу. Как надо оценивать ? (правильно, справедливо) В  течение всего занятия вы будете зарабатывать жетоны «ладошки» (символы толерантности).

Слайд

- Вспомним критерии оценивания. Если вы  самостоятельно и  правильно  выполнилизадание,   берете ладошку красную, были затруднения – желтую, вам было сложно, вы выполнили с помощью - синюю. Я тоже вас буду поощрять за  вашу работу  жетонами.

- В  конце занятия мы подведем итог, посчитаем заработанные жетоны, вы оцените свою работу, работу товарищей, я оценю вашу работу.  Определим, кто же был самым  старательным, отвечал полными ответами, помогал товарищам, умел выслушивать других.

2. Основная часть.

Словарная работа.

Чтение вслух темы.

- Вова К.  сходил в школьную библиотеку и нашел определение слову «толерантность»  (словарь).

- В каком источнике нашел информацию? (ладошка)

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:

  • в английском – готовность быть терпимым;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Слайд

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это дружба.

Слово толерантность имеет свою историю.

 
-Более 300 лет назад  во Франции жил князь Талейран Перигор. Он был министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, а  более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать положительные решение проблем.

- Благодарявсех хорошим качествам этого человека, с тех времен появилось это слово.

16 ноября жители многих стран мира (в том числе и Россия)  отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

Микроитог.

- Что такое толерантность?  

Задание «Лишнее слово»

Работа в парах

Оставить те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением, лишние слова вычеркнуть.


Карточка 1:злорадство, доброта, уважение, понимание, бессердечность, сострадание.
Карточка 2: нежность, хвастовство, грубость, милосердие, душевность, уважение.
Карточка 3: искренность, прощение, мужественность, вспыльчивость ,отзывчивость, конфликт.

Карточка 4: поддержка, вежливость, ложь, зависть, добросовестность, терпение.

Индивидуальная работа «Собери из слогов слово».

Прочитай и объясни.   КотюковДавид (доброта)Оценка задания.

Микроитог.
-Какими качествами характера должен обладать толерантный человек?

 - Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?  Можем ли мы научиться быть толерантными?

Физминутка «Я, ты, он, она»

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Посмотрите на себя, на соседа слева,на соседа справа.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Обними соседа слева, обними соседа справа.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Минутка для глаз.

Задание  «Какие мы?»

http://uo-prohladny.narod.ru/uchstranica/toler/vos11.gif  Как вы себя чувствуете в группе?
http://uo-prohladny.narod.ru/uchstranica/toler/vos11.gif  Комфортно ли вам? Почему?

http://uo-prohladny.narod.ru/uchstranica/toler/vos11.gif      Чем отличаются друг от друга ваши товарищи? 
http://uo-prohladny.narod.ru/uchstranica/toler/vos11.gif      Какие  достоинства есть у ваших друзей, одноклассников? 
http://uo-prohladny.narod.ru/uchstranica/toler/vos11.gif      Скажите, возможно нравиться всем? А, возможно, чтобы все дети  в группе были преданными друзьями? 
http://uo-prohladny.narod.ru/uchstranica/toler/vos11.gif      Почему (разные: воспитание, характер, возраст)? 
http://uo-prohladny.narod.ru/uchstranica/toler/vos11.gif      А что у нас в группе общее? Цель (учеба, интересы, коллектив) 
http://uo-prohladny.narod.ru/uchstranica/toler/vos11.gif      А чтобы в группе было взаимоуважение, понимание, что для этого нужно (относиться дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно, быть толерантными)? 

      - Чтобы коллектив был сплоченным, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо. Иными словами, дети, не обладающие толерантностью, оказываются вне коллектива. 

Игра «Волшебная лавка»

Цель этой игры запомнить все качества, которые присущи толерантному человеку.   

- Я буду выступать в роли продавца.

Продавец: Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи, и вы их можете приобрести.

Терпение, чувство юмора, чуткость, доброжелательность, доброта, уважение, сострадание, понимание, прощение.

Но в качестве платы вы  должны сделать комплимент соседу по парте.
      Продавец: а теперь возьмите свои покупки и наклейте на символический рисунок Дерева толерантности. 
     Микроитог.

- Все эти слова в какое одно слово можно объединить?

Оцените соседа  при выполнении задания (комплимент).

- Теперь вы точно будете знать, какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком.  (Зачитать –если позволит  время!)

Стих.

Нацеливание.

«Злое чувство»

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я  взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

Микроитог.

- О чем это стихотворение?

- Правильно поступила девочка?

- А как бы вы поступили в этой ситуации?

3. Итог занятия.

-Какая тема нашего занятия? Скаким понятием познакомились?

- Какими качествами должен обладать толерантный человек?

- Давайте попробуем создать эмблему толерантности нашей группы.
Скажите, какой объект несет людям тепло и свет? (Солнце). Пусть солнце и будет главным объектом эмблемы.

Слайд

-Что же мы должны делать, чтобы каждому в нашей группе  было тепло и уютно? Как мы должны относиться друг к другу. Напишите это на лучиках, которые лежат у вас на столах.
(Дети пишут и прикрепляют к солнышку)
- Вот такая чудесная эмблема у нас получилась.

Оценивание.

Подведение итогов самооценивания, оценка воспитателя.

- Все мы  живем на огромной планете Земля. На каком уроке вы знакомились подробно снашей планетой? (природоведение)

- На партах у вас лежат картинки нашей Земли.

-Наше занятие как называется? Объединим ладошками нашу планету, чтобы был всегда мир, взаимопонимание.

-Вспомним притчу «Большая семья». Какие качества написал старик на листе? (Любовь, терпение, прощение). Пусть эти три качества помогут нам быть толерантными.

- Скажите,  пригодятся вам эти знания, в каких ситуациях?  

- На следующих занятиях мы продолжим разговор о толерантности. Домашним заданием для вас будет  обратиться кинтернет источникам, найти и внимательно посмотреть мультфильм «Голубой щенок».  Следующее занятие начнем с обсуждения это фильма.

Слайд (прочитать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольного возраста "По страницам Красной книги"

Занятие-проект (краткосрочный).Тип урока: иформационно-творческий.Решение проектной задачи требует  коллективно – распределённой деятельности обучающихся – работы в малых группах. (Оформлен...

План-конспект занятия по ИЗО на тему "Полосатый кот" для детей 5-6 лет с применением гречневой и пшенной крупы

План-конспект занятия ИЗО на тему: «Полосатый кот» Рауш Екатерина Леонидовна.  Педагог дополнительного образованияМБУ ДО ДЮЦ «Радуга», г. Нижний ТагилКонспект непосредственно образовательной...

План - конспект занятия по художественному творчеству для детей 8-9 лет Тема: «Что нарисовала ниточка?»

Цель занятия:Развитие творческого воображения, способности к реализации замысла и доведения его до конечного результата.Задачи: Обучение новой технике изображения с помощью наклеивания разноцветн...

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

План-конспект занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Моя Родина»

Расширение знания детей об истории малой Родины. Воспитание любви и гордости за вой край, город. Упражнение детей в работе с кассами. Развитие связанной речи, умение высказывать свои мысли....