рабочая по математике для одаренных - 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему
рабочая программа факультативного курса по математике для 5 класса -для одаренных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
факультатив математика-5класс для одаренных | 71.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры Приложение к образовательной программе,
Естественно-математического образования введенной приказом №
Руководитель кафедры от «___»____._20____г. « __ » __________ / Л.Н. Ан/
Согласовано
Зам. директора _______________/___________ /
«__» .201 г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ»
для учащихся 5 классов
Составитель:
Ан Людмила Николаевна
учитель математики
первой квалификационной категории
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Математика для одаренных» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУСОШ п. Пионерский. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы в рамках ФГОС является и стремление развить у учащихся УУД: умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Программа направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 6 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи олимпиадного уровня.
Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые на занятии, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Раскрытие одаренности не сводится к углубленному обучению. В самом же обучении усвоение новой информации подчиняется задаче усвоения методов и стиля, свойственных математике. Владение этими методами в дальнейшем поможет учащимся не растеряться на различных математических соревнованиях.
От уровня подготовленности состава группы зависит объем теоретического материала и перечень тем для занятий. При работе с начинающими заниматься математикой школьниками уделяю больше внимания решению задач, объем теоретических занятий минимальный. Учу не столько фактам, сколько идеям и способам рассуждений. Введение основных тем, стандартных задач происходит при постепенном погружении в данный тип задач. Основные виды задач разбираю вместе с обучающимися, затем даю задачи для самостоятельного решения. Материал отобран в соответствии с возрастными особенностями школьников, программой по математике для 6 класса и включил в себя темы, которые чаще всего встречаются на различных математических соревнованиях. Также при подборе материала учитывалось следующее: показать учащимся красоту математики, её связь с искусством, природой.
Данный курс, в объеме 35 часов, предназначен для проведения занятий в 5 классе и рассчитан на детей с нестандартным, творческим мышлением, высокими математическими способностями, повышенной обучаемостью математике. Для осознанного усвоения содержания, указанных тем, особое внимание уделяется практическим занятиям, групповой работе, сочетанию познавательной работы на занятиях с исследовательской домашней работой. Решение задач на смекалку, задач- ловушек, головоломок призвано помочь развитию памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Такие задачи доступны для указанной возрастной группы, так как многие из них имеют игровой характер, позволяют поддерживать постоянный интерес различными историческими экскурсами, организовывать состязательные ситуации при их решении. Учащиеся получают в основном практические навыки в решении задач, курс не содержит обилия теоретических выкладок, что исключает уменьшение интереса к предмету в данной возрастной группе.
Факультативный курс имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Он направлен на овладение учащимися конкретными предметными знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего применения.
Цель курса:
развитие мышления и математических способностей учащихся.
Задачи:
- создать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
- пробуждать и развивать устойчивый интерес учащихся к математике и ее приложениям;
- углублять и расширять знания учащихся по математике;
- формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры;
- воспитывать высокую культуру математического мышления, чувства коллективизма, трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Новизна курса
Специфика факультатива «Математика для одаренных» состоит в том, что она направлена на расширение и углубление знаний по предмету, разработана в соответствии с интересами учащихся 5 класса, их возможностями. Программа курса включает информацию не входящую в базовую программу основной школы, но необходимую для решения олимпиадных задач, задач повышенного уровня сложности. Решение нестандартных задач будет способствовать развитию логического мышления; приобретению опыта работы с заданием более высокого уровня сложности по сравнению с обязательным уровнем; развитию навыков познавательной деятельности, формированию математической культуры учащихся.
Курс посвящен основным темам факультативного математического образования в 5 классе и поможет обучающемуся в подготовке к олимпиадам и конкурсам. В доступной форме представлены задачи для школьников с характером и типом задач, предлагаемых на олимпиадах.
Среди предложенных задач встречаются как нетривиальные, для решения которых требуются необычные идеи и специальные методы, так и задачи более стандартные, которые могут быть решены оригинальным способом. К числу таких методов можно отнести; делимость и остатки, признаки делимости чисел, решение уравнений в целых числах, метод инвариантов, принцип Дирихле, задачи на проценты, логического характера и другие.
В результате проделанной работы учащиеся смогут углубить и систематизировать знания по основному курсу математики, существенно расширить их за счёт выполнения нестандартных заданий, получить дополнительную информацию по предмету, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление.
В процессе изучения данного факультативного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы: практикумов, викторин, дидактических игр, защиты творческих работ и т.д.
Факультативный курс является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе и является одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».
Наряду с решением основной задачи факультативные занятия предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную творческую работу.
Факультативный курс – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы, сказки, фольклор. Проводится подготовка к олимпиаде по математике.
Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения учащихся. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. Темы предстоящих занятий следует объявлять заранее, чтобы каждый ученик имел возможность выступить на занятиях. Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.
Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Программа содержит вопросы, выходящие за рамки школьной программы по математике, но примыкающие к ней. А так же вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логику, теорию вероятностей, комбинаторику и т.п.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Общая характеристика факультативного курса
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления учащихся, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Актуальным остаётся вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой стороны удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 35 занятий, предусмотренных учебным планом МБОУСШ п. Пионерский.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Организационно-педагогические основы обучения:
Программа рассчитана на один год.
Возраст детей: 5 класс, 11 и 12 лет.
Режим работы: 1 раз в неделю.
Всего в течение учебного года 35 часа.
Формы контроля:
1.Проектная и исследовательская работа (презентация).
2.Текущий зачёт по задачам.
3.Итоговый зачёт. Презентация.
4. Результаты участия в конкурсах
Ценностные ориентиры содержания факультативного курса
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и требованиям стандарта образования. В этом смысле, олимпиады являются для учащихся как раз той выраженной в баллах оценкой своего развития. Кроме того, ребята получают возможность сравнить себя и свои достижения со сверстниками из других школ, городов и даже стран. Особенно интересен в этом отношении Международный дистанционный математический конкурс «Кенгуру», дистанционные олимпиады по сети Интернет («ИНФОУРОК», «ЧЕМПИОНАТ») где работу оценивает беспристрастный компьютер, а результат можно увидеть во всероссийском масштабе, но минус в том, что рассуждения и стиль мышления ребёнка никому не интересны. Участие в муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, в международных дистанционных олимпиадах «Новое время», «ЮРИИТ», и др. позволяют раскрыть потенциал каждого школьника.
Обучающиеся с повышенной мотивацией к предмету: Еремин Иван, Арзыкулов Эльдар, Танцюра Александра, Зыков Антон, Петренко Данил, Нечаева Мария.
Результаты освоения курса
В результате изучения факультативных занятий «Работа с одаренными детьми» у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
Личностным результатом изучения курса является
- формирование независимости и критичности мышления;
- формирование настойчивости в достижении цели;
- приобретение опыта публичного выступления по проблемным вопросам;
- приобретение опыта организации совместной деятельности;
- формирование ценностного отношения школьника к знаниям, науке и исследовательской деятельности
Метапредметным результатом изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Изучение факультативного курса направлено на достижение следующих целей:
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, находить рациональные, оригинальные способы решения, делать выводы;
Решать задачи на смекалку, на сообразительность;
Решать олимпиадные задачи;
Работать в коллективе и самостоятельно;
Расширить свой математический кругозор;
Пополнить свои математические знания;
Научиться работать с дополнительной литературой;
Уметь проводить математическое исследование;
Уметь использовать математические модели для решения задач из различных областей знаний.
Результатом деятельности учащихся на факультативных занятиях является проведение математических и межпредметных исследований, успешное участие в муниципальных и региональных олимпиадах, дистанционных всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, чемпионатах по математике.
Содержание программы
Основное содержание обучения в программе факультатива представлено крупными разделами: «Приемы счета», «Арифметические задачи», «Идеи и методы решения нестандартных задач», «Графы», «Делимость и остатки», «Алгоритм Евклида», «Раскраски», «Игры», «Логические задачи», «Знакомство с геометрией».
Приёмы счёта
Приемы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в квадрат. Например, умножение на 4, на 10, на 11, на 25 и др. Использование сочетательного свойства сложения и распределительного свойства умножения, выбор рационального способа действий.
Арифметические задачи
Арифметические задачи таят огромные возможности для того, чтобы научить решающих их школьников самостоятельно думать, анализируя неочевидные жизненные ситуации, приходя к пониманию первопричин разных явлений природы и жизни, а также к оценке возможных последствий принимаемых решений. Обучение арифметике включает в качестве одного из основных элементов воспитание умения ориентироваться в различных по своей природе взаимоотношениях между величинами.
Идеи и методы решения нестандартных задач
Решение олимпиадных задач служит хорошей подготовкой к будущей научной деятельности, заостряет интеллект. Многие рассматриваемые на факультативных занятиях задачи, интересны и сами по себе и служат материалом для описания ряда общематематических идей решения задач. На занятиях используется два способа для освоения новых методов и идей решения задач:
1) Сначала рассмотреть описание идеи, потом разобрать примеры, потом решать задачи на эту тему;
2) Сразу начать с задачи, чтобы учащиеся сами смогли найти идею, а уже потом рассмотреть её авторское решение и разобрать примеры.
Рассматриваемые методы:
1) Поиск родственных задач (поиск более простой «родственной» задачи, рассмотрение частного случая, разбиение на подзадачи, обобщить задачу, свести к более простой);
2) Доказательство от противного;
3) Чётность: многие задачи легко решаются, если заметить, что некоторая величина имеет определённую чётность. Например чётность суммы или произведение, разбить объекты на пары, заметить чередование состояний, раскрасить объекты в два цвета. Чётность в играх – это возможность сохранить чётность некоторой величины при своём ходе;
4) Обратный ход: если в задаче задана некоторая операция, и эта операция обратима, то можно сделать «обратный ход» от конечного результата к исходным данным;
5) Подсчёт двумя способами: для составления уравнений некоторую величину выражают двумя способами;
6) Индукция: рассматривается доказательство цепочки утверждений для n=1, 2, 3 и т.д. и выявленная закономерность записывается в общем виде для любого n.
Графы
Во многих ситуациях удобно изображать объекты точками, а связи между ними – линиями и стрелками. Такой способ представления называется графом.
«Принцип Дирихле»
Если десять кроликов сидят в девяти ящиках, то в некотором ящике сидят не меньше двух кроликов.
Делимость и остатки
В теме рассматривается теория остатков. Доказываются признаки делимости в общем виде.
Алгоритм Евклида
Алгоритм Евклида позволяет находить НОД чисел, решать линейные уравнения в целых числах. В теме рассматриваются арифметические задачи на нахождение НОД чисел.
Раскраски
Рассматривается три типа задач:
1) Раскраска уже дана, например шахматная доска;
2) Раскраску с заданными свойствами надо придумать;
3) Раскраска используется как идея решения.
Игры
Математическая игра характеризуется тем, что позиция может изменяться только в зависимости от хода игрока (шахматы, шашки, крестики-нолики, игра Баше). В математических играх существует понятие выигрышная стратегия, т.е. набор правил, следуя которым, один из игроков обязательно выиграет (независимо от того как играет соперник).
Идеи разработки стратегии игры:
1) соответствие (основано на симметричности хода),
2) решение с конца (попадание в выигрышную позицию),
3) передача хода (заставить противника попасть в проигрышную позицию).
Логические задачи
1) Задачи на переливание. Задачи решаются в два способа с обязательным оформлением в таблице. Уровень сложности зависит от количества ходов-переливаний.
2) Задачи на взвешивание. Решение рассматривается в виде «дерева» ходов.
3) Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Решение оформляется в виде таблиц, где знаком «+» отмечается возможная, реальная ситуация, а знаком «-» - невозможная по условию задачи. Сложность варьируется от 3-х элементов сравнивания (более простые задачи) до 5-ти (более сложные).
Знакомство с геометрией
Все занятия носят практический и игровой характер.
1) Простейшие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция), их свойства. Даются определения фигур, рассматриваются «видимые» свойства. Круг, его радиус, диаметр, хорда. Треугольник. Виды треугольников. Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник. Прямоугольный треугольник, его элементы, египетский треугольник.
2) Задачи на разрезание. Одни из самых сложных задач. Разрезать фигуру на требуемое число частей так, чтобы из них можно было составить другую заданную фигуру. Можно использовать игру-головоломку «Танграм».
- Геометрические головоломки со спичками. Проводится под девизом «Спички детям - не игрушка!». Если есть такая возможность, то у каждого ребенка на столе вместо спичек – счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру.
Учебно- тематическое планирование факультативного курса в контексте ФГОС второго поколения с определением основных видов учебной деятельности)
№ | Раздел программы | Тема курса | Элементы содержания | Формирование УУД |
1 | Приемы счета (2 часа) | Правила и приемы быстрого счета | Научить учащихся быстро считать, применяя некоторые способы счета. | Познавательные УУД: Общеучебные формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; |
2 | Секреты быстрого счета | |||
3 | Арифметические задачи (3 часа) | Государству нужны писцы. Египет. Вавилон. Как в древности выполняли арифметические действия | Числовое выражение и его значение. Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел. Разностное сравнение чисел. Связь между компонентами и результатом действия. Уравнение как форма записи действия с неизвестным компонентом. | Коммуникативные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли; - управление действиями партнёра; -постановка вопросов; - разрешение конфликтов. Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волевая саморегуляция |
4 | Как решали задачи в древности? | |||
5 | Решение задач. Урок-аукцион | |||
6 | Идеи и методы решения нестандартных задач (9 часов) | Идеи и методы решения нестандартных задач | Решение олимпиадных задач, подготовка к будущей научной деятельности, заострение интеллекта Использование двух способов для освоения новых методов и идей решения задач. | Коммуникативные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли; - управление действиями партнёра; -постановка вопросов; - разрешение конфликтов. Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волевая саморегуляция Логические УУД: анализ, синтез, доказательство Личностные: - нравственно-этическое оценивание |
7 | Основы работы с источниками информации. Поиск информации. Систематизация информации. | |||
8 | Статистический анализ данных. Проведение исследования на практике. Обработка данных. | |||
9 | Психологические приёмы и тактика решения олимпиадных задач. Советы участнику олимпиады. Критерии оценки олимпиадных работ. | |||
10 | Доказательство от противного | |||
11 | Поиск родственных задач | |||
12 | Чётность | |||
13 | Обратный ход | |||
14 | Метод математической индукции | |||
15 | Графы (3 часа) | Графы | Решение сюжетных задач. Использование графического моделирования. Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением. | Логические УУД: анализ, синтез, доказательство Личностные: - нравственно-этическое оценивание |
16 | Принцип Дирихле | |||
17 | Решение практических задач | |||
18 | Делимость и остатки (2 часа) | Делимость и остатки | Рассмотрение теории остатков. Доказательство признаков делимости в общем виде. | Познавательные: -формулирование цели, поиск информации |
19 | Решение задач на делимость и остатки | Личностные: - оценивание | ||
20 | Алгоритм Евклида (2 часа) | Линейные уравнения | Решение линейных уравнений в целых числах, решение арифметические задачи на нахождение НОД чисел | Логические УУД: - анализ; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения; - доказательство; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений. |
21 | Арифметические задачи на нахождение НОД чисел | |||
22 | Раскраски (2 часа) | Раскраски | Рассматривается три типа задач: 1) Раскраска уже дана, например шахматная доска; 2) Раскраску с заданными свойствами надо придумать; 3) Раскраска используется как идея решения. | Коммуникативные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли; - управление действиями партнёра; -постановка вопросов; - разрешение конфликтов. Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волевая саморегуляция |
23 | Три типа задач на раскраску | |||
24 | Игры (2 часа) | Математические игры. | Идеи разработки стратегии игры: 1) соответствие (основано на симметричности хода), 2) решение с конца (попадание в выигрышную позицию), 3) передача хода (заставить противника попасть в проигрышную позицию). | Логические УУД: анализ, синтез, доказательство Личностные: - нравственно-этическое оценивание |
25 | Выигрышные стратегии | |||
26 | Логические задачи (4 часа) | Задачи на переливание | Задачи решаются в два способа с обязательным оформлением в таблице. Решение рассматривается в виде «дерева» ходов. Решение оформляется в виде таблиц, где знаком «+» отмечается возможная, реальная ситуация, а знаком «-» - невозможная по условию задачи. | Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волевая саморегуляция Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; Личностные: - нравственно-этическое оценивание |
27 | Задачи на взвешивание | |||
28 | Логические задачи | |||
29 | Парадоксы | |||
30 | Знакомство с геометрией (6 часов) | Простейшие геометрические фигуры | Простейшие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция), их свойства. Даются определения фигур, рассматриваются «видимые» свойства. Круг, его радиус, диаметр, хорда. Треугольник. Виды треугольников. Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник. Прямоугольный треугольник, его элементы, египетский треугольник. Задачи на разрезание. Одни из самых сложных задач. Разрезать фигуру на требуемое число частей так, чтобы из них можно было составить другую заданную фигуру. Можно использовать игру-головоломку «Танграм». Геометрические головоломки со спичками. Проводится под девизом «Спички детям - не игрушка!». Если есть такая возможность, то у каждого ребенка на столе вместо спичек – счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру. | Личностные: независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели. Регулятивные: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); |
31 | Свойства фигур | |||
32 | Задачи на разрезание. | |||
33 | игра-головоломка «Танграм» | |||
34 | Геометрические головоломки со спичками | |||
35 | Магические квадраты |
Учебно-методическое обеспечение факультативного курса
1)Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011
2)Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 –(Стандарты второго поколения)
3)Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 (Стандарты второго поколения)
4) Учебник в 2 частях «Математика 6 класс», С.А.Козлова, А.Г.Рубин ФГОС «Школа 2100» рекомендовано Министерством образования и науки РФ Москва «БАЛАСС» 2014г.
5)Методические рекомендации для учителя
6)Наглядные пособия для курса математики- презентации по всем темам
7) для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются: компьютер, интерактивная доска, презентации, проекты учащихся и учителей; программно-педагогические средства,
8) Математика. Внеурочные занятия. Т.Б. Анфимова издательство «ИЛЕКСА», Москва 2011г.
9)Занимательная математика. Нескучный учебник. С. Акимова издательство «Тригон» Санкт-Петербург 1998г.
10)Математические олимпиады. А.В.Фарков издательство «ЭКЗАМЕН» Москва 2006г
11)Задания для подготовки к олимпиадам МАТЕМАТИКА 5-11 классы О.Л. Безрукова издательство «Учитель» Волгоград 2009г.
12)700 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике, 5-6 классы, Э.Н. Балаян издательство «Феникс» Ростов-на Дону 2015г.
13)Новые олимпиадные задачи по математике для подготовки к ГИА и ЕГЭ, 5-11 классы. Э.Н. Балаян издательство «Феникс» Ростов-на Дону 2013г.
14)«Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2012г.-2014г
15)Н.Л.Андреенкова-Интерактивные дидактические материалы 5,6 классы по учебнику Н.Я.Виленкина: тесты; логические задачи; кроссворды; анимированные задачи М.ПЛАНЕТА-20013г.;
- Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются: компьютер, интерактивная доска, презентации, проекты учащихся и учителей; программно-педагогические средства
17) комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
18) комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел
Интернет – ресурсы:
Сайты для учащихся:
- Интерактивный учебник. Математика 6 класс. Правила, задачи, примеры http://www.matematika-na.ru
- Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
- Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.h
- Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
- Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru
Сайты для учителя:
- Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
- Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28
- Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm
- Видеоуроки по математике – 6 класс , UROKIMATEMAIKI.RU ( Игорь Жаборовский )
- Тренажер по математике к учебнику Н. Я. Виленкина и др. Издательство « Экзамен»
- Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- создание проекта;
- проведение олимпиады
- контрольные задания.
Курс факультатива «Работа с одаренными детьми» безотметочную форму оценивания. Основную роль должна играть словесная оценка товарищей и учителя. При оценивании проектов допускается оценка в баллах, которая заносится в паспорт проекта. Возможна оценка в виде рецензии или отзыва на выполненную работу (вместе с её фотографией), которую следует помещать в портфолио учащегося. Предусматривается самооценка и самоконтроль учащихся - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий использую следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Раздел программы | Тема курса | Элементы содержания | Форма организации занятия | Формирование УУД | |
1 | план | факт | Приемы счета (2 часа) | Правила и приемы быстрого счета | Научить учащихся быстро считать, применяя некоторые способы счета. | Фронтальная работа | Познавательные УУД: Общеучебные формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; |
2 | Секреты быстрого счета | Самостоятельная работа | |||||
3 | Арифметические задачи (3 часа) | Государству нужны писцы. Египет. Вавилон. Как в древности выполняли арифметические действия | Числовое выражение и его значение. Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел. Разностное сравнение чисел. Связь между компонентами и результатом действия. Уравнение как форма записи действия с неизвестным компонентом. | Фронтальная работа | Коммуникативные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли; - управление действиями партнёра; -постановка вопросов; - разрешение конфликтов. Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волевая саморегуляция | ||
4 | Как решали задачи в древности? | Самостоятельная работа | |||||
5 | Решение задач. Урок-аукцион | Фронтальная работа | |||||
6 | Идеи и методы решения нестандартных задач (9 часов) | Идеи и методы решения нестандартных задач | Решение олимпиадных задач, подготовка к будущей научной деятельности, заострение интеллекта Использование двух способов для освоения новых методов и идей решения задач. | Фронтальная работа | Коммуникативные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли; - управление действиями партнёра; -постановка вопросов; - разрешение конфликтов. Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волевая саморегуляция Логические УУД: анализ, синтез, доказательство Личностные: - нравственно-этическое оценивание | ||
7 | Основы работы с источниками информации. Поиск информации. Систематизация информации. | Практическая работа | |||||
8 | Статистический анализ данных. Проведение исследования на практике. Обработка данных. | Проектная работа | |||||
9 | Психологические приёмы и тактика решения олимпиадных задач. Советы участнику олимпиады. Критерии оценки олимпиадных работ. | Фронтальная работа | |||||
10 | Доказательство от противного | Практическая работа | |||||
11 | Поиск родственных задач | Практическая работа | |||||
12 | Чётность | Практическая работа | |||||
13 | Обратный ход | Фронтальная работа | |||||
14 | Метод математической индукции | Практическая работа | |||||
15 | Графы (3 часа) | Графы | Решение сюжетных задач. Использование графического моделирования. Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением. | Проектная работа | Логические УУД: анализ, синтез, доказательство Личностные: - нравственно-этическое оценивание | ||
16 | Принцип Дирихле | Практическая работа | |||||
17 | Решение практических задач | Практическая работа | |||||
18 | Делимость и остатки (2 часа) | Делимость и остатки | Рассмотрение теории остатков. Доказательство признаков делимости в общем виде. | Фронтальная работа | Познавательные: -формулирование цели, поиск информации | ||
19 | Решение задач на делимость и остатки | Практическая работа | Личностные: - оценивание | ||||
20 | Алгоритм Евклида (2 часа) | Линейные уравнения | Решение линейных уравнений в целых числах, решение арифметические задачи на нахождение НОД чисел | Практическая работа | Логические УУД: - анализ; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения; - доказательство; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений. | ||
21 | Арифметические задачи на нахождение НОД чисел | Практическая работа | |||||
22 | Раскраски (2 часа) | Раскраски | Рассматривается три типа задач: 1) Раскраска уже дана, например шахматная доска; 2) Раскраску с заданными свойствами надо придумать; 3) Раскраска используется как идея решения. | Практическая работа | Коммуникативные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли; - управление действиями партнёра; -постановка вопросов; - разрешение конфликтов. Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волевая саморегуляция | ||
23 | Три типа задач на раскраску | Практическая работа | |||||
24 | Игры (2 часа) | Математические игры. | Идеи разработки стратегии игры: 1) соответствие (основано на симметричности хода), 2) решение с конца (попадание в выигрышную позицию), 3) передача хода (заставить противника попасть в проигрышную позицию). | Проектная работа | Логические УУД: анализ, синтез, доказательство Личностные: - нравственно-этическое оценивание | ||
25 | Выигрышные стратегии | Проектная работа | |||||
26 | Логические задачи (4 часа) | Задачи на переливание | Задачи решаются в два способа с обязательным оформлением в таблице. Решение рассматривается в виде «дерева» ходов. Решение оформляется в виде таблиц, где знаком «+» отмечается возможная, реальная ситуация, а знаком «-» - невозможная по условию задачи. | Фронтальная работа | Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волевая саморегуляция Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; Личностные: - нравственно-этическое оценивание | ||
27 | Задачи на взвешивание | Практическая работа | |||||
28 | Логические задачи | Практическая работа | |||||
29 | Парадоксы | Проектная работа | |||||
30 | Знакомство с геометрией (6 часов) | Простейшие геометрические фигуры | Простейшие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция), их свойства. Даются определения фигур, рассматриваются «видимые» свойства. Круг, его радиус, диаметр, хорда. Треугольник. Виды треугольников. Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник. Прямоугольный треугольник, его элементы, египетский треугольник. Задачи на разрезание. Одни из самых сложных задач. Разрезать фигуру на требуемое число частей так, чтобы из них можно было составить другую заданную фигуру. Можно использовать игру-головоломку «Танграм». Геометрические головоломки со спичками. Проводится под девизом «Спички детям - не игрушка!». Если есть такая возможность, то у каждого ребенка на столе вместо спичек – счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру. | Практическая работа | Личностные: независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели. Регулятивные: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) | ||
31 | Свойства фигур | Практическая работа | |||||
32 | Задачи на разрезание. | Практическая работа | |||||
33 | игра-головоломка «Танграм» | Игра | |||||
34 | Геометрические головоломки со спичками | Игра | |||||
35 | Магические квадраты | Игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа.Математика 7-9 классы
Рабочая программа по математике составлена на основе 1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (Приказ МО № 1089 от 05....
Рабочая программа. Математика 5 - 6 класс.
Рабочая программа «Математика» для учащихся 5-6 классов разработана на основе Программы по математике для 5 – 6 классов авторы – составители: И.И. Зубарева и А.Г. Мордкович, а так же в соответст...
рабочая программа математика 5-6 класс
рабочая программа математика 5-6 класс...
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программа "Математика 5, 6 " класс. Учебник "Математика". Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков
Рабочая программа к учебнику "Математика 5,6", автор учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год...
Рабочая программа «Математика для 5 класса» составлена на основе программы «Математика» (М.Н.Перова, В.В.Эк)
рабочая программа для 5 класс 8 вид...
Рабочая программа. Математика. 5-9 классы. (учебник: Математика 5-6 кл. • Виленкин, Н. Я.; Алгебра 7-9 кл. •Ю. М. Колягин; Геометрия 7-9 кл. • Л. С. Атанасян)
Рабочая программа. Математика. 5-9 классы. (учебник: Математика 5-6 кл. • Виленкин, Н. Я.; Алгебра 7-9 кл. •Ю. М. Колягин; Геометрия 7-9 кл. • Л. С. Атанасян)...