Внеурочка в 1-10 классах
учебно-методический материал на тему
Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности
обучающихся 1-8,10 классов в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
СОШ с.Октябрьское на 2018-2019 учебный год
Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СОШ с.Октябрьское для учащихся 1-8,10 классов разработан на основе следующих нормативных документов:
-Конституции Российской Федерации;
-Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
-Распоряжения Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы»;
-приказа Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-приказа Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; -приказа Минобразования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений во ФГОС ООО»;
-приказа Минобразования России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями от 29.12.2014г., от 31.12.2015г., 29.06.2017г.;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-изменениями в СанПин от 03.03.2011 года;
-изменениями в СанПин от 24.11.2015 года;
-письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011
№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
-письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
-Устава МБОУ СОШ с.Октябрьское.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства - изобразительного, музыкального), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в гимназии.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Организация информационной поддержки учащихся.
- Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Программы, реализующиеся во внеурочной деятельности, имеют следующие
направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное и общекультурное (в объеме 10 часов в неделю в 1 -10 классах).
Внеурочная деятельность обучающихся организована с учётом специфики образовательной деятельности школы.
Направление развития личности | Решаемые задачи | Наименование внеурочного занятия |
Спортивно оздоровительное | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья | секция «Юный турист» объединение «Здоровейка» «Подвижные игры» |
Общекультурное
| Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций |
|
Духовно-нравственное | Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа, культуре других народов | кружок «Память» курс «История России» подпрограмма «Путь к себе» |
Общеинтеллекту альное | Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора | Объединения по предметам «Умники и умницы», кружок «Инфознайка»
|
Социальное | Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально-значимой деятельности. Развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности | Азбука безопасности Я- пешеход и пассажир
|
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуются посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения: кружков, секций, клубов, включающих элементы диспутов, викторин, праздничных мероприятий, концертов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых исследований и т.д.
Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ с.Октябрьское реализуется учителями школы и педагогами дополнительного образования.
В школе созданы условия для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня. Прослеживается содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы. Создана здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарно - эпидемиологических правил и нормативов, включающая рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. В школе созданы условия для самовыражения, самореализации, самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей в формах, отличных от урочной системы обучения. Направления внеучебной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности; основанием для построения соответствующих образовательных программ.
Внеклассные и внешкольные занятия обучающихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-10-х классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
В школе разработана и внедрена оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе всех внутренних ресурсов учреждения. В осуществлении внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники школы (учителя - предметники, воспитатель, библиотекарь) координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы; организует в классе воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Данную модель характеризует:
-создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;
-содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
-создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;
При организации внеурочной деятельности используются программы, разработанные педагогами школы и утвержденные педагогическим советом школы.
Внеурочная деятельность в 1-10-х классах за счет средств ОУ осуществляется после учебных занятий с перерывом в 40 минут по направлениям:
1-4 классы:
- Спортивно - оздоровительное направление.
- Духовно-нравственное направление.
- Общеинтеллектуальное направление.
- Общекультурное направление.
- Социальное направление.
5 -8 классы:
1.Спортивно - оздоровительное направление.
2. Духовно-нравственное направление.
- Общеинтеллектуальное направление.
- Общекультурное направление.
- Социальное направление.
- Класс:
- Спортивно - оздоровительное направление.
- Общеинтеллектуальное направление.
- Социальное направление.
Особенности плана внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО
Внеурочная деятельность осуществляется через такие формы работы, как экскурсии, кружки, секции, конференции, научное общество учащихся, олимпиады, соревнования, конкурсы, фестивали, поисковые исследования, общественно-полезные практики.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности, продолжительность занятий с учётом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательной организации.
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Минимальное количество наполняемости в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 5 человек.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС среднего общего образования.
В ходе реализации планирования внеурочной деятельности учащиеся 10 классов получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, развивают свою коммуникативную культуру. Обучающиеся 10 классов ориентированы на:
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта приобретение учащимися социального опыта;
- самостоятельного общественного действия.
В определении содержания планирования внеурочной деятельности школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
В соответствии с образовательной программой, внеурочная деятельность должна иметь следующие результаты:
- достижение обучающимися функциональной грамотности;
- формирование познавательной мотивации, определяющей постановку образования;
- успешное овладение учебного предмета учебного плана;
- предварительное профессиональное самоопределение;
- высокие коммуникативные навыки;
- сохранность физического здоровья учащихся в условиях школы.
Максимальный результат проектируется согласно описанию компетентностей образа выпускника среднего общего образования.
Системные и несистемные занятия внеурочной деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет общеобразовательная организация.
При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).
Системные курсы реализуются по всем пяти направлениям, в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности.
Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы.
В плане внеурочной деятельности заложены часы направлений:
- Патриотическое воспитание,
- Формирование здорового образа жизни,
- Предупреждение правонарушений,
- Интеллектуальное развитие;
- Предупреждение ДДТТ.
Также, заложены часы на подготовку и проведение спортивных мероприятий, культурно-массовых мероприятий, олимпиадное движение в рамках интеллектуального развития.
Реализация данных направлений отсутствует в расписание занятий внеурочной деятельности, так как проводятся в свободной форме, с учётом основных направлений плана внеурочной деятельности и с учётом скользящего графика проведения мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение занятий с группой учащихся, с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.
Реализация плана внеурочной деятельности среднего общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения, в том числе:
- развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получения опыта самостоятельного социального действия;
- приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности;
- формирования социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.;
- воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и • формирования в них принимаемой обществом системы ценностей;
- достижения метапредметных результатов;
- формирования универсальных учебных действий;
- формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и окружающими людьми;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной
деятельности ФГОС СОО
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением плана внеурочной деятельности ФГОС СОО выступают:
- Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
- Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
- Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа).
Системная диагностика осуществляется с помощью объединенной карты индикаторов (показателей работы школы).
Критерии выбраны по следующим принципам:
- Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) - помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим показателям.
- Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит, не найдена необходимая тональность в предложениях школы- надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу (то что предлагается - действительно интересно участникам ОП).
- Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения.
- Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации.
В плане внеурочной деятельности школы предусмотрена работа творческих групп педагогов по поиску методов структурированного изучения качественных показателей, которые можно было бы присоединить к общим, количественным индикаторным показателям. Наряду с некоторыми психолого-педагогическими методиками на данный момент как основной нами используется метод структурированного наблюдения и экспертных оценок.
Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей), воспитанности обучающихся, а так же комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру школы.
Диагностика воспитанности обучающихся
Выбирая инструментарий оценки воспитанности обучающихся, мы изучили и продолжаем изучать большое разнообразие литературы по этому вопросу. Таким образом, мы понимаем диагностику воспитанности как диагностику степени сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в соответствии с образом выпускника на каждом уровне обучения. Эта оценка осуществляется на основании:
- методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа выпускника;
- психологического обследования (тестирования и анкетирования);
- результативности в учебной деятельности;
- карты активности во внеурочной деятельности.
Однако нас интересует и отсроченные результаты своей работы: мы ведем мониторирование социальной успешности наших учеников. Перспективой является разработка минимума диагностического инструментария и его компьютеризация с целью полноценного анализа работы по внеурочной деятельности.
Диагностика комфортности пребывания в ОУ участников
образовательного процесса
Методы:
- Блок анкет для изучения удовлетворенности участников ОП.
- Блок методик для изучения удовлетворенности ОП и анализа образовательного спроса в рамках внеурочной деятельности.
Критериями эффективности реализации гимназией плана внеурочной деятельности является динамика основных показателей обучающихся:
- Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
- Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
- Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса работы по внеурочной деятельности обучающихся:
- Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
- Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
- Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса работы по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка в внеурочке согласно ФГОС НОО ФГОС ООО ФГОС СОО | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности
обучающихся 1-8,10 классов в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
СОШ с.Октябрьское на 2018-2019 учебный год
Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СОШ с.Октябрьское для учащихся 1-8,10 классов разработан на основе следующих нормативных документов:
-Конституции Российской Федерации;
-Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
-Распоряжения Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы»;
-приказа Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-приказа Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; -приказа Минобразования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений во ФГОС ООО»;
-приказа Минобразования России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями от 29.12.2014г., от 31.12.2015г., 29.06.2017г.;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-изменениями в СанПин от 03.03.2011 года;
-изменениями в СанПин от 24.11.2015 года;
-письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011
№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
-письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
-Устава МБОУ СОШ с.Октябрьское.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства - изобразительного, музыкального), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в гимназии.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Организация информационной поддержки учащихся.
- Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Программы, реализующиеся во внеурочной деятельности, имеют следующие
направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное и общекультурное (в объеме 10 часов в неделю в 1 -10 классах).
Внеурочная деятельность обучающихся организована с учётом специфики образовательной деятельности школы.
Направление развития личности | Решаемые задачи | Наименование внеурочного занятия |
Спортивно оздоровительное | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья | секция «Юный турист» объединение «Здоровейка» «Подвижные игры» |
Общекультурное | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций | |
Духовно-нравственное | Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа, культуре других народов | кружок «Память» курс «История России» подпрограмма «Путь к себе» |
Общеинтеллекту альное | Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора | Объединения по предметам «Умники и умницы», кружок «Инфознайка» |
Социальное | Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально-значимой деятельности. Развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности | Азбука безопасности Я- пешеход и пассажир |
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуются посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения: кружков, секций, клубов, включающих элементы диспутов, викторин, праздничных мероприятий, концертов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых исследований и т.д.
Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ с.Октябрьское реализуется учителями школы и педагогами дополнительного образования.
В школе созданы условия для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня. Прослеживается содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы. Создана здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарно - эпидемиологических правил и нормативов, включающая рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. В школе созданы условия для самовыражения, самореализации, самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей в формах, отличных от урочной системы обучения. Направления внеучебной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности; основанием для построения соответствующих образовательных программ.
Внеклассные и внешкольные занятия обучающихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-10-х классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
В школе разработана и внедрена оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе всех внутренних ресурсов учреждения. В осуществлении внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники школы (учителя - предметники, воспитатель, библиотекарь) координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы; организует в классе воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Данную модель характеризует:
-создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;
-содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
-создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;
При организации внеурочной деятельности используются программы, разработанные педагогами школы и утвержденные педагогическим советом школы.
Внеурочная деятельность в 1-10-х классах за счет средств ОУ осуществляется после учебных занятий с перерывом в 40 минут по направлениям:
1-4 классы:
- Спортивно - оздоровительное направление.
- Духовно-нравственное направление.
- Общеинтеллектуальное направление.
- Общекультурное направление.
- Социальное направление.
5 -8 классы:
1.Спортивно - оздоровительное направление.
2. Духовно-нравственное направление.
- Общеинтеллектуальное направление.
- Общекультурное направление.
- Социальное направление.
- Класс:
- Спортивно - оздоровительное направление.
- Общеинтеллектуальное направление.
- Социальное направление.
Особенности плана внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО
Внеурочная деятельность осуществляется через такие формы работы, как экскурсии, кружки, секции, конференции, научное общество учащихся, олимпиады, соревнования, конкурсы, фестивали, поисковые исследования, общественно-полезные практики.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности, продолжительность занятий с учётом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательной организации.
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Минимальное количество наполняемости в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 5 человек.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС среднего общего образования.
В ходе реализации планирования внеурочной деятельности учащиеся 10 классов получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, развивают свою коммуникативную культуру. Обучающиеся 10 классов ориентированы на:
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта приобретение учащимися социального опыта;
- самостоятельного общественного действия.
В определении содержания планирования внеурочной деятельности школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
В соответствии с образовательной программой, внеурочная деятельность должна иметь следующие результаты:
- достижение обучающимися функциональной грамотности;
- формирование познавательной мотивации, определяющей постановку образования;
- успешное овладение учебного предмета учебного плана;
- предварительное профессиональное самоопределение;
- высокие коммуникативные навыки;
- сохранность физического здоровья учащихся в условиях школы.
Максимальный результат проектируется согласно описанию компетентностей образа выпускника среднего общего образования.
Системные и несистемные занятия внеурочной деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет общеобразовательная организация.
При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).
Системные курсы реализуются по всем пяти направлениям, в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности.
Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы.
В плане внеурочной деятельности заложены часы направлений:
- Патриотическое воспитание,
- Формирование здорового образа жизни,
- Предупреждение правонарушений,
- Интеллектуальное развитие;
- Предупреждение ДДТТ.
Также, заложены часы на подготовку и проведение спортивных мероприятий, культурно-массовых мероприятий, олимпиадное движение в рамках интеллектуального развития.
Реализация данных направлений отсутствует в расписание занятий внеурочной деятельности, так как проводятся в свободной форме, с учётом основных направлений плана внеурочной деятельности и с учётом скользящего графика проведения мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение занятий с группой учащихся, с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.
Реализация плана внеурочной деятельности среднего общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения, в том числе:
- развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получения опыта самостоятельного социального действия;
- приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности;
- формирования социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.;
- воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и • формирования в них принимаемой обществом системы ценностей;
- достижения метапредметных результатов;
- формирования универсальных учебных действий;
- формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и окружающими людьми;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной
деятельности ФГОС СОО
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением плана внеурочной деятельности ФГОС СОО выступают:
- Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
- Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
- Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа).
Системная диагностика осуществляется с помощью объединенной карты индикаторов (показателей работы школы).
Критерии выбраны по следующим принципам:
- Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) - помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим показателям.
- Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит, не найдена необходимая тональность в предложениях школы- надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу (то что предлагается - действительно интересно участникам ОП).
- Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения.
- Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации.
В плане внеурочной деятельности школы предусмотрена работа творческих групп педагогов по поиску методов структурированного изучения качественных показателей, которые можно было бы присоединить к общим, количественным индикаторным показателям. Наряду с некоторыми психолого-педагогическими методиками на данный момент как основной нами используется метод структурированного наблюдения и экспертных оценок.
Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей), воспитанности обучающихся, а так же комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру школы.
Диагностика воспитанности обучающихся
Выбирая инструментарий оценки воспитанности обучающихся, мы изучили и продолжаем изучать большое разнообразие литературы по этому вопросу. Таким образом, мы понимаем диагностику воспитанности как диагностику степени сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в соответствии с образом выпускника на каждом уровне обучения. Эта оценка осуществляется на основании:
- методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа выпускника;
- психологического обследования (тестирования и анкетирования);
- результативности в учебной деятельности;
- карты активности во внеурочной деятельности.
Однако нас интересует и отсроченные результаты своей работы: мы ведем мониторирование социальной успешности наших учеников. Перспективой является разработка минимума диагностического инструментария и его компьютеризация с целью полноценного анализа работы по внеурочной деятельности.
Диагностика комфортности пребывания в ОУ участников
образовательного процесса
Методы:
- Блок анкет для изучения удовлетворенности участников ОП.
- Блок методик для изучения удовлетворенности ОП и анализа образовательного спроса в рамках внеурочной деятельности.
Критериями эффективности реализации гимназией плана внеурочной деятельности является динамика основных показателей обучающихся:
- Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
- Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
- Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса работы по внеурочной деятельности обучающихся:
- Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
- Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
- Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса работы по внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочке 5 класс
рабочая программа по внеурочке 5 класс...
Программа внеурочки по английскому языку " Литературная гостиная" для 8 класса
Программа внеурочной деятельности по английскому языку“Английская литературная гостиная” для 8-х классовНаправление: общеинтеллектуальное ...
Внеурочка 6 класс
Данный материал содержит информацию для ознакомления детей с предметом....
Внеурочка по географии 5,6 класс
Внеурочная деятельнось учителя Географии Джатиевой З.В. 5, 6 класс.Программа и КТП...
внеурочка программа 5-6 класс. изо. 21,02,18
Внеурочка...
внеурочка программа 7 класс. изо. 21,03,18
внеурочка изо 7 класс...
Внеурочка "Чудесная химия" 8 класс
Внеурочка "Чудесная химия" 8 класс...