внеурочка программа 5-6 класс. изо. 21,02,18
рабочая программа (5 класс) по теме

Галкина Елена Васильевна

Внеурочка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеурочка изо 5-6 класс153.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»

Рассмотрено

на методическом совете

протокол №_______

от  «___» ___________201__ г.

Принято

на педагогическом совете

протокол №_______.

«___» ___________ 201___ г.

             Утверждаю        

  директор

 /__________/ Г.Г.Граховская

    «___» _________ 201___ г.

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Волшебная школа рисования»

для учащихся 5-6 классов  на 2018-19 учебный год

(35 часов)

Разработана на основе  авторской  программы ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5-6 класс

Составитель:

учитель

первой  категории

Галкина   Е.В

Пояснительная записка

Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа кружка «Оформитель» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  • Закон российской Федерации «Об образовании».
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29 декабря 2001 года.
  • Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Устав гимназии.
  • Инструкции по технике безопасности.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Оформитель» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Занятия в детском объединении предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 35 часов в год.

Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Основными задачами являются:

  1. Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления.
  2. Развитие стремления к углублению знаний.
  3. Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
  4. Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
  5. Формирование чувства коллективизма.
  6. Создание комфортной обстановки на занятиях.
  7. Развитие аккуратности, опрятности.

Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных
принципов:

1. Многообразия.

  • разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
  • разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
  • разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости.

Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.

4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

Формы занятий:

  • беседы;
  • практические занятия;
  • создание проектов;
  • индивидуальные и групповые занятия;
  • коллективная работа;
  • экскурсии.

Литература.

  1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201
  2. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
  3. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
  4. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  6. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
  7. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
  8. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
  9. А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  10. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
  11. «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2013 год.
  12. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003

Тематический план  5,6 класс

Тема занятия, раздел

часы

1.

Вводное занятие

Техника безопасности

1

2.

Иллюстрация к сказке

Персонаж к сказке

1

1

3.

Оформительская деятельность. Беседа

Синтез слова и изображения.

Стилистика изображения.

Способы композиционного расположения.

1

1

1

1

4.

Иллюстрация Беседа.

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

 Композиция листа.

Выразительные свойства линии, основные и составные цвета.

1

1

1

1

5.

Художественное конструирование

. Конструирование поделок..

1

1

6.

Шрифт

Создание композиции из произвольного количества букв.
Создание композиции из линии строкового текста.
Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв.

2

1

1

1

7.

Полиграфический дизайн.

Творческая  композиция «Старинные книги».
Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор».

Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка).

1

1

1

2

8.

Плакат.

 Виды печатной продукции.

Плакат как вид графики.

Живописные и декоративные средства в изображении плаката.

1

1

1

1

9.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента.

Растительные, зооморфные элементы орнамента.

Работа по замыслу

1

1

1

1

10.

Природа, ребенок, творчество и дизайн.

Коллективная работа из природного материала.

 Выполнение проектов оформление актового зала

1

1

2

 

 Итого

35

Краткое содержание учебных тем

Раздел

Теоретическое описание

Практическое

1.

Набор детей в кружок

Набор детей в кружок

 

2.

Вводное занятие

Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя.

Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

3.

Оформительская деятельность

Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения.

Участие в оформлении выставки ко Дню учителя. Нового года, Дня матери. 8 марта. 23 февраля

4.

Иллюстрация

Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета.

Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

5.

Художественное конструирование

Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги.

1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок.
2.Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков.
3. Конструирование поделок. 4. Коллективная работа.

6.

 

 

 

Шрифт.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

1. Создание композиции из произвольного количества букв.
2. Создание композиции из линии строкового текста.
3. Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв.

7.

Полиграфический дизайн.

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста.

1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги».
2. Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор». Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка).

8.

Плакат.

Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката.

1.Выполнение эскизов плакатов. Н-р: «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др.

9.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу.

1. Зарисовка мотивов.
2. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов.

10.

Природа, ребе нок, творчество и дизайн.

Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала.

Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление актового


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Внеурочка в 1-10 классах

Пояснительная записка к плану внеурочной деятельностиобучающихся 1-8,10 классов в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СООмуниципального бюджетного общеобразовательного учрежденияСОШ с.Октябрьское  на 2...

Внеурочка "Чудесная химия" 8 класс

Внеурочка "Чудесная химия" 8 класс...