Внеурочка по географии 5,6 класс
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Джатиева Зарина Валерьевна

Внеурочная деятельнось учителя Географии Джатиевой З.В. 5, 6 класс.Программа и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vd_2.docx71.93 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Требования к результатам. 5 класс.

Тема

Метапредметные

Предметные

Личностные

  1. Картография

(2 часа)

коммуникативные:

  • продолжить обучение в эвристической беседе;
  • выделять главную мысль в тексте (смысловое чтение);
  • добывать недостающую информацию с помощью карт.

 регулятивные:

  • уметь самостоятельно выделять познавательную цель, необходимую информацию;
  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
  • применять методы информационного поиска.

познавательные:

  • уметь объяснять особенности планеты Земля;
  • уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  •  для чего изучают географию;
  • специфику географии как науки;
  • специфики методов географических исследований;
  • отличительные особенности географических методов исследования;
  • рациональность использования карт в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека.

  • развитие личностной рефлексии, толерантности;
  • формирование мотивации в изучении наук о природе;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

 

  1. Земля и её изображение 

(4 часа)  

коммуникативные:

  • добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения;
  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

регулятивные:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  • особенности формы и размеров Земли;
  • свойства плана местности и космических снимков;
  • географические следствия вращения Земли.

Обучающийся должен умение определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверхности.

Обучающийся должен уметь:

использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации.

  • формирование целостного мировоззрения,
  • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
  1. Школа Робинзонов

(8 часов)

коммуникативные:

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
  • организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • . выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

регулятивные:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя.
  • искать и выделять необходимую информацию.

        познавательные:

уметь определять стороны горизонта на местности.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  • объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «топографическая карта»;
  • свойства топографической карты.

Обучающийся должен умение определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверхности;
  • направления (стороны горизонта) на топографической карте, плане и местности;
  • с помощью компаса сторон горизонта.

Обучающийся должен уметь:

  • строить простые планы местности;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
  • развитие личностной рефлексии, толерантности;
  • формирование познавательного интереса к предмету исследования;
  • формирование навыков работы по образцу.
  1. История географических открытий.  

(9 часов)

коммуникативные:

  • организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
  • добывать недостающую информацию с помощью вопросов и карт.

регулятивные:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

познавательные:

  • уметь объяснять роль географических открытий для человечества;
  • объяснять роль русских землепроходцев в изучении природы Земли;
  • применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • влияние путешествий на развитие географических знаний.

Обучающийся должен умение определять:

  • причины и следствия географических путешествий и открытий;
  • маршруты путешествий.

Обучающийся должен уметь:

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
  • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;
  • формирование познавательного интереса к предмету исследования;
  • формирование навыков работы с картами по образцу.
  1. Географическая карта.  

(10 часов)

коммуникативные:

  • организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

регулятивные:

  • применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений.

познавательные:

  • выделять специфические  различия карт;
  • устанавливать с помощью тематических карт географическое положение природных зон;
  • делать выводы о значении карт;
  • уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  •  значение понятий: «физическая карта полущарий», «карта природных зон», «природная зона», «арктика», «тайга», «степь», «пустыня», «экваториальный лес»;
  • особенности природы природных зон и их обитателей;

Обучающийся должен умение определять:

  • по карте положение природных зон и географических объектов;
  • специфику природы, особенности растительного и животного мира;

Обучающийся должен уметь

  • показывать по карте основные географические объекты и природные зоны мира;
  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • описывать природные условия природных зон;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
  • развитие личностной рефлексии, толерантности;
  • формирование мотивации в изучении наук о природе;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками;
  • формирование навыков работы с картами по образцу.

Учебно – тематическое планирование. 5 класс.

№ п/п

Разделы и темы

Практическая работа

Количество

часов

Вид занятия

Тема 1. Картография.

2

1

География как наука.  Источники географической информации.

1

Вводное занятие (аудиторное)

2

Картография. Значение карт.

1

Диспут

Тема 2. Земля и её изображение.     

4

3

Первые представления о форме Земли.

Выбор тем проектов

1

Занятие с использованием ИКТ (аудиторное)

4

Форма, размеры и движение Земли. Глобус.

1

5

План местности.  Аэрофотоснимки и космические снимки.

1

Постановка и решение проблемных вопросов

6

Защита проектов «Первые карты Эратосфена», «Изобретение компаса», «Космические снимки».

Практическая работа

1

Практикум

Тема 3. Школа Робинзонов.

8

7

План местности. Значение планов местности.

1

Постановка и решение проблемных вопросов

8

Топографическая карта. Условные знаки.

1

Занятие с использованием ИКТ (аудиторное)

9

Игра «Условные знаки».

1

Игра  (аудиторное , подвижное)

10

Масштаб. Игра «Кто уедет дальше от Орла».  

1

Практикум

11

Стороны горизонта.  Ориентирование по местным признакам.

Наблюдение местных признаков.

1

Практикум (внеаудиторное) .

12

Защита проекта «Компас».

Практическая работа

1

Практикум

13

Изображение неровностей земной поверхности.

1

Практикум

14

Игра «Путешествие по топографической карте».

Практическая работа

1

Игра  (аудиторное, подвижное)

Тема 4. История географических открытий

9

15

Путешествия первобытного человека.

1

Занятие с использованием ИКТ (аудиторное)

16

Как люди изучали и открывали Землю.

1

17

Карты первых путешественников.

1

18

Составление атласа несуществующих земель и загадочных карт.

Практическая работа над общим проектом

1

Занятие- практикум с использованием ИКТ

19-20

Накопление знаний о Земле. Защита проектов.

2

Занятие с использованием ИКТ

21

Современные экспедиции и исследования.

1

22-23

Защита проектов «Современные экспедиции и исследования».

Практическая работа (самостоятельный выбор тем)

2

Занятие- практикум  с использованием ИКТ

Тема 5. Географическая карта.

10

24

Многообразие географических карт.

1

Занятие с использованием ИКТ

25

Физическая карта полушарий.

1

Практикум

26

Карта природных зон мира. Природные зоны.

1

Интерактивное занятие

27

Арктические пустыни.

Практическая работа с картами

1

Занятие с использованием ИКТ

28

Тайга. Смешанный лес.

Практическая работа с картами

1

29

Игра – экскурсия «Путешествие по степи».

1

Ролевая игра «Экскурсоводы» (аудиторное, подвижное)

30

Викторина «Обитатели пустыни».

1

Диагностическая метапредметная викторина

31

Загадочные джунгли.

1

Занятие с использованием ИКТ

32-33

Каталог  «Природные зоны в мультфильмах».

Практическая работа над общим проектом

2

Занятие -практикум с использованием ИКТ

34

Метапредметная олимпиада

Диагностическая работа

1

Метапредметная олимпиада «План местности и географическая карта»

Резервное время

1

Всего

35

                Требования к результатам. 6 класс.

Тема

Метапредметные

Предметные

Личностные

  1. Уроки понимания карты. Географическая карта. 

( 13 часов)

коммуникативные:

  • продолжить обучение в эвристической беседе;
  • выделять главную мысль в тексте (смысловое чтение);
  • добывать недостающую информацию с помощью карт.

 регулятивные:

  • уметь самостоятельно выделять познавательную цель, необходимую информацию;
  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
  • применять методы информационного поиска.

познавательные:

  • уметь объяснять особенности тематических карт;
  • уметь объяснять значение географических карт.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  •  особенности изображения земной поверхности на географических картах и глобусе;
  • .значение и рациональность использования карт различного содержания в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека;
  • приводить примеры географических карт.

Обучающийся должен умение определять:

  • географические координаты объектов по физической карте полушарий и объекты по их координатам;
  • определять абсолютные высоты (глубины) территорий (акваторий) и географических объектов.

Обучающийся должен уметь

  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • распознавать и показывать географические объекты  на географических картах (простое чтение географических карт).
  • развитие личностной рефлексии, толерантности;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

  1. Мы юные картографы.

(8 часов)

коммуникативные:

  • добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения;
  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

регулятивные:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

познавательные:

  • выделять специфические  различия карт;
  • устанавливать с помощью тематических карт географическое положение вулканов и гейзеров;
  • делать выводы о значении карт;
  • уметь объяснять взаимосвязи природных явлений и строения земной коры.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  • особенности рельефа суши;
  • уметь объяснять взаимосвязи природных явлений и строения земной коры;
  • объяснять значение карт различного содержания.

Обучающийся должен умение определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверхности;
  • выявлять связи и зависимости между отображаемыми на карте географическими явлениями, обобщать, полученные на основе анализа карты, сведения, высказывать суждения о явлениях  непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение географической карты).

Обучающийся должен уметь

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • формирование целостного мировоззрения,
  • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;
  • участие в социально значимом труде.
  1. Мы юные топонимисты

(7 часов)

коммуникативные:

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
  • организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  •  общественно полезная практика по созданию проекта.

регулятивные:

  • ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством  учителя;
  • искать и выделять необходимую информацию.

        познавательные:

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
  • уметь объяснять происхождение названий географических объектов.  

Обучающийся должен уметь объяснять:

  • объяснять значение понятий: «топонимика», «топонимист»;
  • происхождение названий географических объектов;

Обучающийся должен уметь:

  • рассказать о происхождении названий географических объектов своей местности;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о происхождении названий географических объектов на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • развитие личностной рефлексии, толерантности;
  • формирование познавательного интереса к предмету исследования;
  • формирование навыков работы по образцу;
  • участие в социально значимом труде.
  1. Страны мира

(4 часа)

коммуникативные:

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
  • добывать недостающую информацию с помощью художественной литературы  и карт.

регулятивные:

  • ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя;
  •  выслушивать и объективно оценивать другого.

познавательные:

преобразовывать информацию из одного вида в другой;

использовать карты как источник информации;

создавать объяснительные тексты.

Обучающийся должен умение определять:

и показывать по карте местоположение отдельных стран Европы.

Обучающийся должен уметь:

  • называть объекты культурного наследия;
  • приводить примеры сказок;
  • показывать на карте страну, в которой проживает автор сказки;
  • наносить на карту и правильно подписывать географические объекты;
  • составлять простые картосхемы;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий;
  • предлагать маршруты путешествий.
  • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;
  • формирование познавательного интереса к предмету исследования;
  • формирование навыков работы с картами по образцу.
  • формулировать своё отношение к культурному и наследию народов Европы.

Учебно – тематическое планирование. 6 класс.

№ п/п

Разделы и темы

Практическая работа

Количество

часов

Вид занятия

Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта.

13

1

Многообразие геоизображений.

1

2

Многообразие географических карт.

1

Занятие с использованием ИКТ

3

Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках.

1

4

Особенности изображения земной поверхности на географических картах.

Практическая работа: «Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов». Наличие искажений на географических картах. Представление о картографических проекциях и их видах.

1

Занятие – практикум с использованием ИКТ

5

Школа географа – следопыта. Глобус – модель Земли.

Практическая работа: «Освоение метода моделирования».

1

Практикум

6

Игра «В поисках капитана Гранта».  

1

Игра  (аудиторное)

7

Географические координаты – географическая широта.

1

Практикум

8

Географические координаты – географическая долгота.

Практическая работа: «Определение географических координат»

1

Практикум

9

Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности.

1

Практикум

10

Игра «Найди свой клад».

1

Игра  (аудиторное, подвижное)

11

Способы картографического изображения: значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

1

Занятие с использованием ИКТ

12

Использование геоизображений.

Практическая работа: «Составление географического описания по карте»

1

Практикум

13

Защита проектов «Использование географических карт».

Практическая работа

1

Занятие - практикум с использованием ИКТ

Тем 2. Мы юные картографы.

8

14

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания.

1

15

Анализ и сопоставление карт разной тематики.

Практическая работа: «Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа».

1

16

Карта «Строение земной коры». Землетрясения.

1

Занятие - практикум с использованием ИКТ

17

Вулканы Земли.

1

18

Что такое гейзер?

1

19

Фотоколлаж «Вулканы Земли».

1

Фотовыставка

20-21

Проект «Создаем конструктор литосферных плит».

Практическая работа над общим проектом

2

Практикум

Тема  3. Мы юные топонимисты.

7

22

Что изучает топонимика? Сколько географических названий на всем земном шаре?

1

Диспут

23

О чем рассказывают названия некоторых стран.

1

Постановка и решение проблемных вопросов

24

Курьезы топонимики. Географические названия - гулливеры и лилипуты.

Подготовка проекта

1

Занятие с использованием ИКТ

25-26

Географические названия в художественных фильмах и мультиках.

2

Занятие - игра

27

Географические названия своей местности.

Подготовка проекта

1

Общественно полезная практика

28

Защита проектов «Каталог географических названий РСО-А», «Тропами Кавказа».

Практическая работа над общим проектом

1

Практикум

Тема 4. Страны мира.

4

29

Сколько стран на Земле?

1

Диспут

30

Страны Европы.

1

31

Подготовка проекта "Сказочная карта Европы".

Подготовка проекта

1

Общественно полезная практика

32

Защита проекта "Сказочная карта Европы".

Практическая работа над общим творческим проектом

1

Практикум: защита творческого проекта

33

Олимпиада

Диагностическая работа

1

Резервное время

2

Всего

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...

внеурочка подготовка к огэ 9 класс

внеурочка подготовка к огэ 9 класс...