Патриотическое воспитание в подростковом клубе по месту жительства посредством развития детского самоуправления
методическая разработка на тему
Обобщение опыта по патриотическому вопитанию детей и подростков по месту жительства в учреждениях дополнительногообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 84.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Юность»
города Белгорода
Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков посредством развития самоуправления в подростковых клубах
по месту жительства»
Автор опыта:
Цемух Светлана Васильевна,
педагог- организатор подросткового клуба по месту жительства
имени Вити Захарченко, структурного подразделения муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Юность»
г. Белгорода
2016 год
Содержание
- Информация об опыте………………………………………..
1.1.Условия возникновения и становления опыта
1.2.Актуальность опыта
1.3.Ведущая педагогическая идея
1.4. Длительность работы над опытом
1.5.Диапазон опыта
1.6.Теоритическая база опыта
1.7. Новизна опыта
1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
- Технология описания опыта……………………………………
2.1.Цель
2.2.Задачи
3.3.Содержание
- Результативность опыта…………………………………………
- Приложение………………………………………………………..
Раздел I
Информация об опыте
1.1.Условия возникновения и становления опыта.
Подростковый клуб по месту жительства является структурным подразделением МБУДО «Юность» города Белгорода, в котором ведется дополнительная образовательная деятельность в соответствии с лицензией и работа по организации досуга детей свободного посещения в возрасте от 6 до 18 лет. Социальный состав воспитанников представлен различными категориями, в основном это дети из малообеспеченных семей, дети – сироты, подростки девиантного поведения.
На протяжении 8 лет в клубе ведется активное сотрудничество с МБДОУ «Детский сад №71», МБОУ «Гимназия №12», МБУ «Социального обслуживания населения»- пожилыми активистами округа №19 и с отделом обслуживания пользователей пожилого возраста ЦГБ «им. Н. Островского». С социальными партнерами заключены договоры и составлены совместные планы работы, согласно которым проводятся мероприятия различных направленностей (здоровьесберегающие, спортивные, познавательные и т.д.)
Клуб носит имя юного героя Великой Отечественной войны Вити Захарченко, что определило гражданско – патриотическое воспитание приоритетным направлением в работе. Это предполагало включение детей и подростков в организацию и проведение гражданско-патриотических и общественно-полезных мероприятий, способствующих формированию у детей патриотических чувств, позволяющих расширить кругозор в области культуры, истории государства и родного края, традиций своего народа.
Условия возникновения и становления данного опыта связаны с тем, что в последнее время в молодёжной среде сложился ряд социальных проблем. Нестабильность социально-экономического положения, потеря нравственных ориентиров, снижение воспитательного потенциала семьи, рост агрессивных проявлений в обществе - все это влечёт за собой снижение физической и психической дееспособности подрастающего поколения, рост правонарушений среди несовершеннолетних, «помолодевший» алкоголизм и т.д. Но с другой стороны, в молодёжной среде наблюдается стремление к самореализации.
Данный педагогический опыт базируется на обеспечении условий для создания возможности воспитанникам клуба проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения. На базе клуба создан и активно действует Орган детского самоуправления, где все имеют право голоса при принятии того или иного решения, полномочия приобретаются в результате голосования. Смысл клубного самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.
В начале реализации представленного опыта клуб по месту жительства посещали 48 детей свободного посещения:
ТАБЛИЦА № 1
Возрастная категория | Кол-во детей и подростков | Процентное соотношение |
Дети дошкольного возраста | 7 | 14 |
Дети младшего школьного возраста | 21 | 44 |
Дети среднего школьного возраста | 12 | 25 |
Дети старше школьного возраста | 8 | 14 |
Формирование опыта происходило в процессе активизации жизненной позиции воспитанников, взаимодействия личности и коллектива посредством развития самоуправления (воспитание организаторов, лидеров детского и юношеского движения) в клубе по месту жительства. Путем открытого голосования был выбран и утвержден на общем собрании Совет и председатель Совета клуба.
Члены Совета клуба изучали историю детских общественных организаций, вели поисковую работу по выявлению активистов детского движения среди старшего поколения микрорайона и теперь осуществляет свою деятельность в тесном контакте с активом пожилых граждан округа № 19, используя 70-летний опыт пионерской организации – есть младшие друзья: «Лучики» (прежние «октябрята»), над которыми ребята постарше взяли шефство и в качестве вожатых организуют их участие во всех акциях и мероприятиях клуба:
- «Никто не забыт, ничто не забыто!» - гражданско – патриотические акции к тематическим праздникам (поздравление ветеранов, вдов, детей войны).
- «Ни дня без добрых дел» - направленно на развитие шефской и тимуровской работы, все акции в рамках дней милосердия планируются и готовятся ребятами самостоятельно.
- «Подарки от Деда Мороза» – поздравление на дому ветеранов ВОВ и инвалидов детства, с вручениями подарков изготовленных своими руками.
- «Давайте дружить!» – совместные мероприятия, в ходе выполнения которых есть возможность познакомиться с деятельностью детских организаций соседней территории.
- «Зеленая аллея» - активное участие в озеленении микрорайона, полив деревьев и цветов на аллее прилегающей территории.
- «Двор моего детства» - изготовление декоративных поделок и оформление детских площадок, участие в «трудовых десантах» по благоустройству дворов.
Объектом обобщения опыта являлась взаимосвязанная деятельность педагогов и воспитанников по превращению самоуправления клуба по месту жительства в фактор воспитания патриотов, сознательных граждан современного общества. Построение системы клубного самоуправления, способно оптимально влиять на воспитание патриотических чувств, сознания и поведения детей и подростков. Но деятельность подросткового клуба по месту жительства сопряжена с некоторыми затруднениями, связанными с решением организационных вопросов (по организации и проведению мероприятий, концертов для жителей микрорайона, общественно - полезных дел, экскурсий, городских мероприятий, соревнований и т.д.). Для решения этих затруднений работа в клубе строится на основе взаимодействия (соуправления) т.е. равноправного участия детей и взрослых. К тому же работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно: семья, школа, социум и дополнительное образование, потому что только комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на развитие личности высокой социальной активности и гражданской ответственности.
Работа над опытом по созданию целостной системы гражданско-патриотического воспитания, началась с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности по данному направлению детей и подростков. Целью диагностики было определение уровней патриотического сознания и гражданской позиции воспитанников клуба. Для диагностики были выбраны самые информативные методики:
- наблюдения;
- тестирование;
- ранжирование;
- беседа.
Диагностика была проведена по методике М. Рокича, которая позволила выявить представления воспитанников клуба о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.
Предварительная диагностика по методике П.В. Степанова, Д.В. Григорьева показала следующий уровень сформированности отношения детей и подростков свободного посещения клуба:
ТАБЛИЦА № 2
№ п\п | Уровень сформированности отношения : | Результаты диагностики (уровень) | ||
Выс. | Сред. | Низ. | ||
1 | к обществу (отношение к родной природе, к Отечеству) | 26% | 31 % | 43% |
2 | к людям (честность, дружелюбие, милосердие, уважительное отношение к старшим ) | 16% | 23% | 61% |
3 | к себе (организованность , самоуважение, требовательность к себе ,добрая воля) | 71% | 19% | 10% |
Диагностика выявила, что значительное число воспитанников клуба не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине, собственное «Я» у них преобладает над понятием «Мы».
Всё это и послужило условием становления опыта.
1.2. Актуальность опыта.
Гражданско-патриотическое воспитание на современном этапе развития образования является одним из актуальных направлений подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию воспитанника. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В подростковом клубе по месту жительства имени Вити Захарченко реализуется программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России», которая разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ».
Программа «Я - гражданин России» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания по месту жительства и направлена на формирование гражданственности личности воспитанников подросткового клуба, опирается на принципы социальной активности детей и подростков, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива.
Актуальность данного опыта заключается в том, что в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества (экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей) по месту жительства ведется целенаправленная работа, влияющая на общественное сознание и активизацию гражданской позиции детей и подростков, путем развития клубного Самоуправления. Деятельность Совета клуба взаимосвязана с деятельностью педагогов и учреждениями Социума микрорайона.
В процессе работы над опытом, по результатам диагностики, были выявлены следующие противоречия:
- знание норм и правил поведения в обществе, но полнейшее их несоблюдение;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому, но в реальности, иногда жестокие и варварские поступки в окружающем мире;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, но порой полнейшее безразличие к развитию русских традиций и промыслов;
- формирование чувства толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, но зачастую пренебрежительному отношению к людям других национальностей, инвалидам и эмигрантам.
1.3.Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для формирования благоприятного морального климата в детском коллективе, позволяющей сделать жизнь интересной, содержательной и социально-значимой для каждого ребёнка; для самоопределения, саморазвития и самоидентификации, развития коммуникативных, организаторских способностей, лидерских качеств и активной жизненной позиции.
1.4.Длительность работы над опытом
Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2016 гг. Работа над опытом происходила поэтапно:
1 этап (2010-2011) – начальный (аналитико-диагностический).
2 этап (2012-2014) –основной ( практический).
3 этап (2015-2016) – заключительный (аналитико-обобщающий).
На начальном этапе анализировались отношения воспитанников клуба к определенным гражданским ценностям (семья, Отечество, традиции); проводилось диагностическое тестирование и педагогическое наблюдение; изучались условия для развития клубного самоуправления с целью формирования личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной деятельности.
На основном этапе проводились (по инициативе членов Совета клуба) разработки мероприятий и экскурсий; индивидуальная работа с детьми по формированию нравственно-патриотических чувств; корректировались методы и средства достижения поставленных задач.
На заключительном этапе систематизировались и подводились итоги результатов работы; проводился анализ данных, полученных в результате работы; сформировался вывод, что технологии для решения обозначенных педагогических проблем были выбраны успешно; обобщался опыт.
1.5.Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта охватывает подпрограммы «Возрождение», «Я – гражданин», «Мы – Белгородцы», которые включают в себя разноплановые групповые и массовые мероприятия, индивидуальную работу; работу с родителями и учреждениями окружающего социума, где военно-патриотическое воспитание является приоритетным направлением, с целью развития активной гражданской позиции у воспитанников подросткового клуба по месту жительства.
1.6.Теоретическая база опыта
Теоретические основы патриотического воспитания подрастающего поколения по месту жительства базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций их развития у детей и подростков. Гражданское воспитание подрастающего поколения рассматривали в своих трудах многие философы, ведущие педагоги и психологи в различные периоды истории: Платон, Аристотель, Цицерон, Т. Кампанелла и т.д.
Большое внимание исследованию формирования гражданственности уделяли классики отечественной педагогики: М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, А.С. Макаренко и другие.
О значимости гражданского воспитания в процессе становления личности для своего времени определяли А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Писарев.
Вопросы формирования гражданственности через общественное воспитание и процесс социализации рассматривались в трудах В.М. Бехтерева, С. Т. Шацкого, П.П. Блонского, В.Н. Шульгина.
О значении патриотизма в развитии личности говорили: Н.К. Крупская, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, В.А. Сухомлинский.
В рамках работы над опытом представляют особый интерес такие направления исследований последних лет, как:
- работы, посвященные проблемам развития системы дополнительного образования (А.К. Бруднов, М.Б. Коваль, Ю.С.Константинов );
- средства формирования и упрочения коллективизма по месту жительства (Ф.Г. Зиятдинова);
- моделирование в организации учебно-воспитательного процесса (Т.Н. Бреус, О.В. Карпичко);
-проектирование синергетической образовательной среды (А.В.Бочкарев, С.Н. Додока ).
Анализ современных научных источников свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме гражданской социализации:
- рассмотрены её исторический (О.И. Волжина), социально-психологический (М. Седлаж), гражданско-правовой (В.А. Балюк) аспекты;
- изучены пути и средства гражданского воспитания подрастающего поколения (Н.И. Васильев, А.С. Гаязов, Г.Я. Гревцева );
- определены цели, задачи, методы и средства воспитания гражданственности (О.И. Волжина, Н.А. Головко);
- обозначены условия эффективного воспитания гражданственности подростков (Н.И. Васильев);
- проведен сравнительный анализ процессов гражданского воспитания в России и за рубежом (М. А. Якобсон).
В процессе анализа теоретического материала было установлено, что достаточно широко освещены вопросы нравственно-патриотического воспитания, но недостаточно изучено использование проектного метода для формирования нравственно – патриотических чувств у детей методами активизации их деятельности по месту жительства.
В отечественном современном детском движении происходят новые явления и процессы, закономерно обостряющие потребность их всестороннего изучения:
- историко-социальный анализ концепций становления детского движения в России отражен в работе Л.А. Борисовой;
- концепции деятельности российского скаутизма рассмотрели М.Б. Богуславский, И.А. Валгаева, Т.И. Кузнецова, Е.А. Подтынная.
Руководствуясь исследованиями Г.В. Ермоленко, И.А. Кудряшовой, Е.Н.Степанова и А.И. Рябинина, которые уделяли внимание процессам становления и функционирования детских общественных объединений, для работы над опытом были выявлены особенности детского самоуправления по месту жительства.
1.7.Новизна опыта работы
Новизна опыта работы заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в рамках деятельности подростковых клубов по месту жительства на основе развития клубного самоуправления и тесного взаимодействия с учреждениями социума микрорайона через реализацию совместных проектов.
1.8. Характеристика условий,
в которых возможно применение данного опыта
Работа над опытом осуществлялась на базе подросткового клуба по месту жительства имени Вити Захарченко, в котором активно действует клубное самоуправление, но может осуществляться в других учреждениях дополнительного образования патриотической направленности.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения будет эффективным, если:
- подростки включены в социально значимую деятельность, а формы работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностями подростков;
- будут выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность гражданского воспитания подростков в клубе по месту жительства, в основе которых лежит объединение усилий семьи, школы и социума;
- будет разработана структурно-функциональная модель гражданского воспитания подростков, раскрывающая во взаимосвязи его функции, целевые установки, принципы, задачи, педагогические характеристики, этапы.
Необходимо отметить, что детское самоуправление становится действенным фактором патриотического воспитания, если:
- деятельность детского самоуправления носит системный характер;
- всемерно расширяется диапазон патриотической деятельности детей и подростков;
- педагоги решают задачи патриотического воспитания учащихся путем вовлечения их в непосредственную патриотическую деятельность, контроля хода и результатов этой деятельности с максимальной опорой на лидеров детского самоуправления при самом широком и активном участии воспитанников клубов по месту жительства;
- педагоги и воспитанники клуба по месту жительства, сотрудничая в построении клубного самоуправления, постоянно опираются на опыт народной педагогики, достижения национальной культуры, героические традиции своего народа, рассматривая все это в неразрывной и органической взаимосвязи с культурой и традициями своей Родины.
Раздел II
Технология описания опыта
2.1.Цель: разработка и апробация комплекса оптимальных организационно-педагогических условий для формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотической компетенции (способности успешно выполнять социальную роль гражданина – патриота России) в условиях деятельности подросткового клуба по месту жительства посредством развития детского самоуправления.
2.2.Задачи опыта:
- выявить сущность клубного самоуправления как одного из решающих факторов патриотического воспитания учащихся в условиях подросткового клуба по месту жительства.
- разработать условия эффективности функционирования клубного самоуправления в системе патриотического воспитания детей и подростков, посещающих подростковый клуб по месту жительства.
- консолидировать и координировать деятельность Совета клуба по месту жительства, семьи, общественности, жителей и учреждений социума микрорайона для успешного гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения;
- отобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы формирования патриотических качеств и гражданской активности личности детей и подростков;
- обеспечить ориентацию воспитательного процесса по месту жительства на развитие гражданско-патриотических компетенций через развитие клубного самоуправления;
- демонстрировать воспитанникам клуба значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств;
- выявить результативность реализации комплекса организационно-педагогических условий, направленных на повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания молодого поколения в условиях учреждения дополнительного образования.
3.3.Содержание
Методологической основой реализации опыта являлись принципы развития, целостности, системности и педагогические положения о единстве теории и практики.
Все мероприятия клуба основаны на воспитании трудолюбия, готовности совершенствоваться, уважении к людям, прошлому нашей Родины. Используемые программы и разработки мероприятий способствуют формированию интереса воспитанников к подлинным ценностям родной истории и культуры. Это такие программы, как:
«Мы- Белгородцы»,
«Возрождение»,
«Подросток. Личность. Гражданин».
Формы работы разнообразны: это беседы, конкурсы рисунков, Уроки Мужества, изготовление газет и открыток для ветеранов, патриотические акции, тематические праздники, митинги, многое другое.
Клуб ежегодно принимает участие в муниципальном конкурсе «Мой клуб – моя жизнь». Воспитанники клуба активно участвуют в тематических выставках и конкурсах декоративно - прикладного творчества муниципального, областного и регионального уровней, где нередко были призёрами и победителями.
В рамках программы «Каникулы», разработанной МБУДО «Юность» в каникулярное время клуб работает по отдельному плану, в который включены досуговые мероприятия на материалах русских народных потех и забав.
В подростковом клубе ведется не только работа по организации досуга, но и дополнительная образовательная деятельность по программам «Маленькие творцы» и «Школа позитива» по изучению этнокультуры с основами православия, что также оказывает содействие в патриотическом воспитании и развитии активной гражданской позиции у детей и подростков.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания детей и подростков. Работа гражданско-патриотическому воспитанию ведётся по направлениям:
- Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии в Музей - Диораму, в Парк Победы. Разработан маршрут к памятникам героям Великой Отечественной войны, освобождающим город Белгород, и по улицам, которые носят имена героев - освободителей. После таких экскурсий дети не остаются равнодушными. Десятки вопросов – самых неожиданных и разнообразных, рождаются в умах и душах детей.
- Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у школьников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций, пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традиции
К 70-летию Победы дети подготовили проект « По дорогам войны», в который были включены познавательные тематические мероприятия ко всем важным этапам и значимым событиям Великой Отечественной войны: «Гвоздики на снегу» (к 70-летию Сталинградской битвы), «Колокола Хатыни» ( к 70 - летию трагических событий на Белорусской земле), «900 дней и ночей» (к 70 летию снятия Блокады Ленинграда), «Танковое сражение» ( к 70- летию Курской битвы), «Моабитская тетрадь», «Зачем война, ты к мальчишек их детство отняла», «Я кланяюсь женским рукам до земли….», конкурс чтецов «Солдатский подвиг я считаю высшим», выставки поделок, открыток и рисунков на военную тему. В клубе был оформлен стенд « Чтобы помнили».
- В год 70 - летия Великой Победы проведен информ – дайджест по теме « Это надо не мёртвым, это надо живым…», материал к которому о белгородцах - героях Советского Союза подготовили воспитанники клуба, разделившись на небольшие группы по 3-4 человека.
- Клуб принимает участие во всех городских митингах и акциях, посвященных Дню Победы, в том числе в акции «Бессмертный полк»
- В преддверии празднования Защитника Отечества ребята клуба собрали информацию о своих родственниках: братьях, отцах, дедах. По инициативе активистов клуба было подготовлено и проведено тематическое мероприятие о военных профессиях, на котором каждый рассказал о прохождении их службы.
- В рамках празднования 55-летия со дня первого полета человека в космос, ко Дню космонавтики, члены актива клуба подготовили тематический день под девизом «Пронесем по всем планетам наш родной Российский флаг», в рамках которого прошли мероприятия: Брейн - ринг, конкурс рисунков, был организован просмотр и обсуждение художественного фильма «Первый в космосе» и презентации по теме.
- Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Воспитанники клуба принимают активное участие во всех спортивных мероприятиях Центра, в межклубных соревнованиях. Были организованы межклубные соревнования по настольному теннису, посвященные памяти юного героя – антифашиста; теннисный турнир, посвященный памяти Вити Захарченко; соревнования по дворовому футболу, посвященному Победе в ВОВ.
В работе использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- обобщение опыта работы детских общественных объединений и организаций;
- изучение и систематизация нормативных и исторических документов, архивных источников, периодических печатных изданий;
- педагогический эксперимент.
Вследствие эксперимента:
1. Определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность гражданского воспитания подростков в условиях клуба по месту жительства: развитие интереса подростков к клубному общению, совместным общественно-полезным действиям; формирование адекватного взаимного восприятия детей с нормальным и аномальным физическим развитием; подведение подростков к сознательному выбору норм нравственного поведения, характера и форм взаимоотношений с товарищами; воспитание трудолюбия как качества личности, направленного на позитивную реализацию знаний, умений, опыта; привитие подростку потребности в социально-значимых действиях, формирование активной жизненной позиции с перспективой реализации в общественно-полезной деятельности.
2. Выявлены особенности гражданского воспитания подростков, обусловленные спецификой клубных форм дополнительного образования по месту жительства, такие, как: экзистенциальность, проявляющаяся в свободном выборе субъектом клубного сообщества, типа клубного объединения, форм и способов участия в нем, а также меры ответственности, принимаемой индивидом за результат своего выбора. Эта особенность проявляется в ситуациях реального выбора молодым человеком формы и степени участия в клубной жизни; в разработке и реализации молодежных проектов социально-гражданской направленности, таких как «Проектирование самоуправления в общественной организации», «Моя гражданская позиция в современном мире» и других; многофункциональность клубного пространства, в котором обеспечивается развитие различных сфер индивидуальности. Эта особенность проявляется в многоуровневых программах клуба, таких как: «Начальная правовая культура подростка», «Правила поведения в гражданском обществе», «Я – гражданин своего района» и других; территории свободного (непрограммируемого) общения, в социальных пробах гражданской направленности, в системе клубного самоуправления; специфичность стиля клуба, проявляющаяся в возможности развития в клубе молодежной субкультуры; коммуникативность как возможность организации разных уровней общения – индивидуального, группового, коллективного.
3. Разработана структурно-функциональная модель гражданского воспитания подростков в условиях дополнительного образования, раскрывающая виды клубной деятельности (теоретические занятия, практические занятия, туристские походы и экскурсии); содержание программ элективных курсов, направленных на формирование у подростков необходимых знаний в сфере права, политических основ жизни общества («Права и обязанности ребенка», «Зачем мне политика»); формы организации деятельности (групповая с различной численностью участников от 5 до 15 человек, коллективная, индивидуальная); методы, такие как: метод проектов, диспуты гражданско-патриотической направленности (например, «Толерантность в многонациональном мире», «Глобализм и антиглобализм», общественные слушания («Моя гражданская позиция в современном мире», «Спорт и гражданское самосознание»), ролевые игры («Я - лидер», «Если бы я был мэром Белгорода»); педагогические характеристики процесса гражданского воспитания подростков (такие как: учет возрастных особенностей подростков, системность педагогического воздействия, ориентация на развитие личности, органическое единство содержания, форм и методов и др.); направлений гражданского воспитания (профессионально-ориентирующее, правовое, политическое).
Работа с родителями.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. В ходе совместной деятельности, которая проводилась в клубе (показ открытых мероприятий, развлечений), родители были привлечены к работе активистами клуба. Педагогом- организатором клуба со своей стороны оказывается педагогическая поддержка семьям в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
По инициативе активистов клуба оформляется альбом, в котором они дети зарисовывают и вклеивают фотографии тех мест, где они побывали, что видели; описывают в нем свои впечатления.
Раздел III
Результативность опыта
Критериями эффективности процесса воспитания гражданственности и патриотизма молодежи в подростковых клубах по месту жительства являются:
- успешное овладение воспитанниками клуба общественными ролями;
- способность принимать детьми и подростками культурно – исторические ценности общества как собственные;
- умение определять собственное поведение и поступки в соответствии с нормами, принятыми в обществе;
- знание и уважение детьми законов страны;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию;
- умение проявлять осмысленную активность в общественно значимых делах.
Для проведения диагностики результативности опыта использовались те же диагностические методики, что и начальном этапе:
- наблюдения;
- тестирование;
- ранжирование;
- беседа.
Диагностика проводилась среди того же контингента, но количество воспитанников клуба выросло больше чем в 2 раза. В конце реализации представленного опыта клуб по месту жительства посещали 108 детей свободного посещения:
ТАБЛИЦА № 3
Возрастная категория | Кол-во детей и подростков | Процентное соотношение |
Дети дошкольного возраста | 12 | 11 |
Дети младшего школьного возраста | 54 | 50 |
Дети среднего школьного возраста | 24 | 22 |
Дети старше школьного возраста | 18 | 17 |
Главная роль отводилась личностно - ориентированным технологиям.
Применение их спланированной и постоянной составляющей частью образовательного и воспитательного процессов послужили созданию условий для активизации личности детей и подростков, развития клубного самоуправления.
Анализ работы над опытом по созданию целостной системы гражданско-патриотического воспитания, построен на сравнении результатов вводной и итоговой диагностики состояния уровней патриотического сознания и гражданской позиции воспитанников клуба.
Итоговая диагностика по методике П.В. Степанова, Д.В. Григорьева так же показала положительную динамику роста уровня сформированности отношения детей и подростков свободного посещения клуба:
ТАБЛИЦА № 2
№ п\п | Уровень сформированности отношения : | Результаты диагностики (уровень в % - соотношении ) | |||||
Выс. | Ср. | Низ. | |||||
вводная | итоговая | вводная | итоговая | вводная | итоговая | ||
1 | к обществу (отношение к родной природе, к Отечеству) | 26 | 58 | 31 | 36 | 43 | 6 |
2 | к людям (честность, дружелюбие, милосердие, уважительное отношение к старшим ) | 16 | 60 | 23 | 26 | 61 | 14 |
3 | к себе(организованность , самоуважение, требовательность к себе ,добрая воля) | 71 | 50 | 19 | 27 | 10 | 23 |
Диагностика выявила, что у значительного числа воспитанников клуба изменилось представление о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине, и собственное «Я» у них уже не преобладает над понятием «Мы». Все показатели сформированности детей и подростков по окончанию работы над опытом имеют положительную динамику:
- Отношение к обществу:
Высокий уровень увеличился на 32%
Средний уровень увеличился на 5%
- Отношение к людям:
Высокий уровень увеличился на 44%
Средний уровень увеличился на 3%
- Отношение к себе:
Высокий уровень уменьшился на 21%
Средний уровень увеличился на 8 %
Клуб носит имя юного героя Великой Отечественной войны Вити Захарченко, поэтому воспитанники клуба ведут активную работу по пропаганде подвига юного героя. В клубе ребята своими силами оформили уголок, посвященный жизни и подвигу юного разведчика, по крупицам собрав немногочисленные факты биографии и истории подвига юного земляка. Этот материал вошел в Книгу Памяти и Славы Белгородской области, которую выпустили сотрудники музея народной культуры к 70 летию Победы.
Поисковая работа по сбору материала о Вите Захарченко ведется и в настоящее время. Члены Совета клуба так же изучают историю детских общественных организаций и ведут поисковую работу; создали свой банк данных активистов детского движения, ветеранов и участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны, малолетних узников концлагерей среди старшего поколения жителей микрорайона.
В клубе по месту жительства имени Вити Захарченко совместно активистами округа №19 проводятся тематические мероприятия, посвященные как военным датам, так и мероприятия гражданско-патриотической направленности и духовно-нравственного воспитания. В них принимают участие воспитанники клуба, их родители и самые главные участники этих мероприятий – ветераны ВОВ, несовершеннолетние узники концлагерей, труженики тыла, ветераны труда, которые помогают в организации и проведении всех клубных мероприятий.
Неоднократно приглашали на эти мероприятия и земляка Вити Захарченко - Прокопцова Андрея Илларионовича, который делился своими воспоминаниями.
Традиционными стали военно-патриотические мероприятия, в разработке и организации которых активно участвуют воспитанники клуба: «Дети войны», «Самый длинный день в году- 22 июня», «День пожилого человека», «День города», «День Защитника Отечества», «День Победы», «День казни Вити Захарченко», «Памяти павших будьте достойны» - цикл лекций о пионерах-героях и детях войны «Тринадцать миллионов детских глаз», «Зачем, война, ты у мальчишек их детство отняла» - ежегодная акция 1 июня, посвященная детям войны.
Активисты клуба развивают волонтерское движение, принимают активное участие в акциях – поздравлениях участников ВОВ на дому со специалистами пенсионного отдел военкомата Восточного округа г. Белгорода ко дню Защитника Отечества, Дню Победы, на Дни рождения ветеранов.
В настоящее время в клубе ведется работа по реализации разработанного долгосрочного проекта «Дорогами войны», посвященного 75-летию Великой Победы, который рассчитан на период с 22 июня 2016 года по 9 мая 2020 года и будет включать в себя тематические мероприятия к 75-летию всех значимых событий Великой Отечественной войны.
Совместно с представителями военкомата Восточного округа города Белгорода воспитанники клуба принимали участие во вручении на дому медалей и книг памяти ветеранам ВОВ, которые по состоянию здоровья не могли получить на торжественном мероприятии в военкомате.
Также воспитанники клуба участвовали в церемонии вручения книг памяти вдовам и родственников участников локальных войн, погибших при исполнении боевых заданий.
В подростковом клубе ежегодно проводятся мероприятия, посвященные Вите Захарченко:
- в День пионерии (19 мая) - Урок мужества;
- в Международный день юного героя-антифашиста (8 февраля) – вечер памяти;
- в день начала ВОВ войны (22 июня) – беседы, фотовыставки, митинги, вечера памяти;
6 июля - в день казни юного героя в клубе проводится митинг с возложением цветов к барельефу В. Захарченко.
В подготовке и проведении мероприятий присутствуют родители воспитанников клуба, жители микрорайона.
О неформальности проведения подобных мероприятий говорят публикации (Приложение №4 статьи )в средствах массовой информации:
-«Низкий поклон ветеранам» («Наш Белгород» от 28 мая 2014г),
-«Ветераны смотрят в будущее» («Наш Белгород» от 12 июля 2014г),
-«Подвиг юного героя» («Большая переменка» июль, 2014г),
-«Награды из Братской республики» («Наш Белгород» от 3 декабря 2014г),
-«Вспомним всех поименно» («Наш Белгород» от 10 февраля 2016г),
Видео - и фотоотчеты о проведенных мероприятиях размещаются на сайте учреждения.
Об активном участии воспитанников подросткового клуба по месту жительства имени Вити Захарченко в областных и городских конкурсах военно- патриотической направленности говорят награды:
2016г.
1 место в муниципальном конкурсе методических разработок внеурочных мероприятий посвященных Дню защитника Отечества.
2015г.
1 место в муниципальном конкурсе методических разработок внеурочных мероприятий посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
2014г.
1 место в городском конкурсе авторских сценариев по военно-патриотической направленности;
2 место в областном конкурсе социально-педагогических проектов «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования»;
2 место в городском конкурсе по разработке экскурсионного маршрута в г. Белгорода «Их имена носят улицы»
2013 г.
3 место в областном конкурсе на лучшую организацию работы среди военно-патриотических клубов;
3 место в городском конкурсе «Мой клуб – моя жизнь», посвященном 70-летиюПобеды на Курской дуге;
1 место в конкурсе на лучшую организацию работы среди военно-патриотических клубов;
1 место в смотре-конкурсе подростковых клубов по месту жительства Восточного округа
2012 г.
2 место в городском конкурсе «Мой клуб – моя жизнь», посвященному 1150 –летию Российской государственности
2010г.
3 место в городском конкурсе «Мой клуб – моя жизнь»;
2 место в конкурс по организации работы на лучшую организацию по военно-патриотической деятельности.
Так же было проведено анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание».
В большинстве случаев у родителей было правильное понимание термина «патриотическое воспитание» и было видно, что многие уделяют большое внимание этому вопросу.
Для оценки уровня подготовленности к служению Отечеству мальчикам была предложена анкета об армии, по результатам которой выяснилось, как подростки осознают свой долг перед Родиной, оценивают состояние патриотического воспитания в своем регионе.
На первый вопрос анкеты о желании служить в армии ответили положительно 66% опрашиваемых. Среди ответов воспитанников клуба на вопрос о том, хочешь ли ты служить в армии, положительно ответили 86%, отрицательное мнение выразили -14%.
На второй вопрос, чем для человека является служба в Армии ( защита Родины ), положительно ответили 81 % опрашиваемых , среди которых – 42 % - долг; 16%- проверить самого себя; 12%- становление мужчины; 11 % - почту за честь служить в Армии; Отрицательных ответов -19%, среди которых 16% -ответили, что это потеря одного года .
На вопрос, каким должен быть срок службы в армии большинство воспитанников клуба (61%) решили, что 1 год; согласны с тем, что можно прослужить и 2 года – 17%, полгода – 9%, 1,5 года – 13%.
В четвертом вопросе: как далеко от нашего города ты бы хотел служить? Подальше от дома ответили – 19%, в России – 64%, , в горячих точках -17%.
Пятый вопрос позволил выявить количество ребят, которые боятся «дедовщины». Оказалась, что в КШ не боятся «дедовщины» (80%).
Таким образом, из анализа анкеты следует, что воспитанники клуба в большей степени (81%)подготовлены к защите Отечества, понимают всю степень ответственности перед ними за страну, не боятся трудностей, умеют постоять за себя и товарищей, считают за честь службу в армии.
Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания.
Результаты диагностики состояния
духовно – нравственных качеств личности кадета
(Методика «Ситуация выбора» и «Акт добровольцев»
Л.В.Байбородовой
методика«Репка» А.И.Герцена
Качества | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Любовь к Родине | 65% | 69% | 76% | 81% | 86% | 91% | 96% |
Готовность прийти на помощь | 57% | 59% | 65% | 76% | 78% | 81% | 89% |
Интерес к родной культуре | 51% | 57% | 63% | 69% | 72% | 79% | 86% |
Вывод: результаты показывают, что вырос уровень духовно – нравственного развития учащихся, отношение к духовно – нравственным ценностям: любовь к Родине, готовность прийти на помощь, интерес к родной культуре.
Результаты изучения уровней сформированности гражданственности у воспитанников клуба.
(Тест «Размышление о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой
Компоненты гражданственности | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
2010 | 2016 | 2010 | 2016 | 2010 | 2016 | |
Гражданский долг и ответственность | 20 | 68 | 35 | 28 | 45 | 4 |
Правовая культура и соблюдение законов государства | 26 % | 71% | 41% | 22 | 33 % | 7 |
Личная свобода | 60 % | 58% | 31% | 38% | 9 % | 4% |
Гражданская активность | 50 % | 55% | 36 % | 40% | 14 % | 5% |
Патриотизм и интернационализм | 36 % | 62 % | 39 % | 35% | 25 % | 3% |
Вывод: вырос уровень формирования гражданственности, увеличился процент в таких гражданских позициях, как патриотизм и интернационализм, гражданская активность, гражданское достоинство, соблюдение законов государства, гражданский долг.
На сегодняшний день результатом деятельности клубного самоуправления являются увеличившееся число воспитанников клуба, у которых эффективно формируются гражданские и патриотические компетенции:
- включение в социально значимую деятельность (63 %);
- определение собственного поведения и поступков в соответствии с нормами, принятыми в обществе (74 %);
- умение работать в группе (команде) и коллективно (82 %);
- умение брать ответственность на себя (69 %).
Оценивание в гражданско-патриотическом образовании.
Оценка эффективности инновационной работы по гражданско-патриотическому воспитанию в подростковом клубе по месту жительства обеспечивается
- регулярным обсуждением хода реализации программ на Совете клуба;
- проведением диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий в практику воспитания детей и подростков по месту жительства;
- координацией работы по развитию гражданско-патриотических компетентностей совместно с педагогами, Советом территории, родительской общественностью;
- разработкой методических материалов, направленных на совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания в образовательном пространстве подросткового клуба, как структурного подразделения МБУДО «Юность» города Белгорода;
- через СМИ, Интернет;
- участием и победами в муниципальных и региональных конкурсах гражданско-патриотической направленности.
За период работы над опытом заложены основы :
- гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- становления гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Таким образом, результаты, полученные в ходе работы над опытом, доказывают эффективность выявленных и реализованных педагогических условий становления ценностных гражданско - патриотических ориентаций детей и подростков на базе подросткового клуба по месту жительства. Это подтверждается положительными изменениями сравнительных данных диагностики в начале и в конце работы над опытом.
Теоретическая значимость опыта состоит в том, что в ходе работы выявлены особенности организации и деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию подрастающего поколения посредством развития самоуправления в подростковых клубах по месту жительства.
Практическая значимость опыта состоит в создании условий, способствующих активизации детей и подростков, включению их в организацию и проведение гражданско-патриотических и общественно-полезных мероприятий, формированию патриотических чувств.
Определены и охарактеризованы методы и формы формирования гражданско-патриотических качеств личности. Описан опыт по формированию гражданско-патриотических качеств воспитанников клуба и их родителей, а именно: содержание и подходы к организации и проведению внешкольных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации и социализации, демонстрацию детям и подросткам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Результаты проведенного исследования подтверждают, что воспитание патриотизма у детей и подростков будет успешным при соблюдении следующих условий:
- равноправное сотрудничество взрослых с детьми и подростками,
- создание положительной атмосферы в клубе,
- развитие умения анализировать проблемные ситуации
Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:
- используемый комплекс оптимальных организационно-педагогических условий в рамках деятельности клуба по месту жительства эффективен для формирования у подрастающего поколения качеств гражданина и патриота;
- молодое поколение проявляет интерес к мероприятиям гражданско-патриотической направленности;
- воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна и для педагогов дополнительного образования, и для классных руководителей образовательных школ. Полученные данные могут быть использованы в разработке программ деятельности УДО по обеспечению социализации детей и подростков, программ семинаров для руководителей многопрофильных учреждений дополнительного образования детей.
Библиографический список
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 2006.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).
3. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е.В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.
4. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.
5. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.
6. Рогозина Л.Д. Воспитательные системы образовательных учреждений Белгородчины. Белгород, 2004.- 328с.
7. Степанов П.В., Григорьев Д.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе /Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2003.- 83с.
8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222с.
9. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48с.
10. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / под редакцией Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный уголок как средство развития детского самоуправления
Работая третий год в считающемся "трудном" 7 классе, рассматриваю вопрос о самоуправлении школьников через привлечение их к работе в классном уголке. За три года работы сформировались отдельные рубрик...
Развитие детского самоуправления в городском лагере.
В работе представлен опыт работы городского лагеря "Солнышко". Предложен способ организации дествкого самоуправления в лагере....
Патриотическое воспитание в подростковом клубе по месту жительства
Не будет Гражданин достойныйК Отчизне холоден душой.Ему нет горше укоризны.Иди в огонь за честь Отчизны,За убежденье, за любовь. Исторически сложилось так, что фундаментом при формировании гражда...
патриотическое воспитание в подростковом клубе .
Программа патриотического воспитания в клубе по месту жительства...
Развитие детского самоуправления
Развитие детского самоуправленияСовременный этап развития образования выдвигает на очередь дня задачу создания условий для личностного становления личностного саморазвития обучающихся. В пр...
Патриотическое воспитание в подростковом клубе по месту жительства имени Вити Захарченко
Проблема патриотического воспитания подростков обусловлена возрастающей потребностью современного социума в подготовке социально ответственных граждан к их активному участию в дальнейшем общественном ...
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...