Развитие детского самоуправления
статья по теме

Субракова Лариса Ананьевна

Развитие детского самоуправления

Современный этап развития образования выдвигает на очередь дня задачу создания условий для личностного становления  личностного саморазвития обучающихся.

 В пришкольном интернате МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» активной формой специфической организации воспитанников деятельности является самоуправление, цель которой – саморазвитие личности. Деятельность участников самоуправления основывается на Положении об ученическом самоуправлении, Положении о пришкольном интернате.

В условиях школы-интерната система самоуправления содействует саморазвитию обучающихся. Работа актива (детсовета) интерната осуществляется под руководством воспитателей, старшего воспитателя, при этом дети выполняют различные обязанности. Но в настоящее время необходимо усилить самодеятельный характер самоуправления, сделать его площадкой детских инициатив. Педагоги-воспитатели сознательно передают инициативу детям, мотивируя их на самостоятельную постановку целей, планирование и выполнение работы, а также на анализ сделанного. Воспитатель не руководит, не управляет, а лишь поддерживает инициативу детей.

Например, в сентябре в интернате проходит период адаптации. В этот момент старожилы (старшие воспитанники) помогают новичкам (вновь поступившим воспитанникам) адаптироваться к условиям жизни интерната – показывают им жилые, учебные и служебные помещения, знакомят со школой, с условиями проживания, т.е. действует движение, в рамках которого старшие воспитанники помогают младшим в разных видах деятельности, берут шефство над ними.

Дважды в неделю представители каждого класса (с 5 по 11) собираются на учебу актива, которую проводит старший воспитатель. Члены учебного, культурно-массового, санитарного и других секторов получают важные сведения, размышляют, обучаются, дискутируют, развивают коммуникативные и организаторские способности, а затем доносят информацию до своих сверстников, например, решают ежедневные задачи по улучшению санитарно-гигиенического состояния комнат, озеленения прилегающей к интернату территории, выполнению режимных моментов, готовят общеинтернатные коллективные мероприятия различной направленности (творческие, спортивные, организационные и т.д.).

На заседаниях обсуждаются насущные проблемы, осуществляется планирование, анализ проведенных мероприятий. При постоянном педагогическом руководстве детское самоуправление – реальная сила в  организации всей жизни детей в интернате, в формировании коллектива.

Эффективность самоуправления во многом зависит от степени активности совета интерната (детсовета) с момента его создания, охвата им всех видов деятельности коллектива: режима, самообслуживания, санитарного состояния, самоподготовки, общественной работы, отдыха.

Заседания проводятся регулярно, на них принимаются оперативные, конкретные решения, которые настойчиво внедряются в жизнь. Нарушение порядка и установленных требований строго взыскиваются, за старание и успех всегда следует поощрение, о работе планах и решениях широко оповещаются жильцы интерната. Все это в системе обеспечивает рост авторитета и влияния совета интерната (детсовета).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskogo_samoupravleniya.docx13.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детского самоуправления

Современный этап развития образования выдвигает на очередь дня задачу создания условий для личностного становления  личностного саморазвития обучающихся.

 В пришкольном интернате МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» активной формой специфической организации воспитанников деятельности является самоуправление, цель которой – саморазвитие личности. Деятельность участников самоуправления основывается на Положении об ученическом самоуправлении, Положении о пришкольном интернате.

В условиях школы-интерната система самоуправления содействует саморазвитию обучающихся. Работа актива (детсовета) интерната осуществляется под руководством воспитателей, старшего воспитателя, при этом дети выполняют различные обязанности. Но в настоящее время необходимо усилить самодеятельный характер самоуправления, сделать его площадкой детских инициатив. Педагоги-воспитатели сознательно передают инициативу детям, мотивируя их на самостоятельную постановку целей, планирование и выполнение работы, а также на анализ сделанного. Воспитатель не руководит, не управляет, а лишь поддерживает инициативу детей.

Например, в сентябре в интернате проходит период адаптации. В этот момент старожилы (старшие воспитанники) помогают новичкам (вновь поступившим воспитанникам) адаптироваться к условиям жизни интерната – показывают им жилые, учебные и служебные помещения, знакомят со школой, с условиями проживания, т.е. действует движение, в рамках которого старшие воспитанники помогают младшим в разных видах деятельности, берут шефство над ними.

Дважды в неделю представители каждого класса (с 5 по 11) собираются на учебу актива, которую проводит старший воспитатель. Члены учебного, культурно-массового, санитарного и других секторов получают важные сведения, размышляют, обучаются, дискутируют, развивают коммуникативные и организаторские способности, а затем доносят информацию до своих сверстников, например, решают ежедневные задачи по улучшению санитарно-гигиенического состояния комнат, озеленения прилегающей к интернату территории, выполнению режимных моментов, готовят общеинтернатные коллективные мероприятия различной направленности (творческие, спортивные, организационные и т.д.).

На заседаниях обсуждаются насущные проблемы, осуществляется планирование, анализ проведенных мероприятий. При постоянном педагогическом руководстве детское самоуправление – реальная сила в  организации всей жизни детей в интернате, в формировании коллектива.

Эффективность самоуправления во многом зависит от степени активности совета интерната (детсовета) с момента его создания, охвата им всех видов деятельности коллектива: режима, самообслуживания, санитарного состояния, самоподготовки, общественной работы, отдыха.

Заседания проводятся регулярно, на них принимаются оперативные, конкретные решения, которые настойчиво внедряются в жизнь. Нарушение порядка и установленных требований строго взыскиваются, за старание и успех всегда следует поощрение, о работе планах и решениях широко оповещаются жильцы интерната. Все это в системе обеспечивает рост авторитета и влияния совета интерната (детсовета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок как средство развития детского самоуправления

Работая третий год в считающемся "трудном" 7 классе, рассматриваю вопрос о самоуправлении школьников через привлечение их к работе в классном уголке. За три года работы сформировались отдельные рубрик...

Развитие детского самоуправления в городском лагере.

В работе представлен опыт работы городского лагеря "Солнышко". Предложен способ организации дествкого самоуправления в лагере....

психологическая игра для лидеров в детском самоуправлении

Предлагаются упражнения на выявление и развитие лидерских качеств детей....

Патриотическое воспитание в подростковом клубе по месту жительства посредством развития детского самоуправления

Обобщение опыта  по патриотическому вопитанию детей и подростков по месту жительства в учреждениях дополнительногообразования....

Районный центр по поддержке и развитию детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления: ориентиры, практика, опыт

Глубоко убеждена, что детские общественные объединения - это универсальная форма решения любых поставленных педагогических задач и достижения важной педагогической цели в процессе воспитания... К сожа...

Модель деятельности и взаимодействия с ОУ Центра поддержки и развития детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления в новых условиях РДДМ "Движение первых"

Смоделирована система  деятельности  и взаимодействия с ОУ Центра поддержки и развития детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления в новых условиях  с у четом РДД...