«Формирование ИКТ компетентности учащихся, как фактор повышения качества образования»
методическая разработка на тему
В современном обществе, где знания являются важнейшим приоритетом, уровень интеллектуального развития его членов становится главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус и значимость образования. На образование возлагаются особые надежды, поскольку оно позволяет осваивать ему новые профессии, новые виды и способы деятельности. На современном рынке труда человек в качестве товара предлагает свой главный капитал – компетентность, профессионализм, квалификацию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преподаватель-организатор ОБЖ Асулханов Ю.М.
МКОУ «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»
«Формирование ИКТ компетентности учащихся, как фактор повышения качества образования»
В современном обществе, где знания являются важнейшим приоритетом, уровень интеллектуального развития его членов становится главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус и значимость образования. На образование возлагаются особые надежды, поскольку оно позволяет осваивать ему новые профессии, новые виды и способы деятельности. На современном рынке труда человек в качестве товара предлагает свой главный капитал – компетентность, профессионализм, квалификацию. Чем выше уровень данных личностных качеств, тем выше уровень квалификации, тем большую свободу выбора имеет человек на рынке труда, тем более востребован в жизни. А это значит, что выпускнику школы необходимо быть эффективным и конкурентно-способным . Он должен обладать такими качествами, как творчество, коммуникабельность, способность, самостоятельность, но учиться всегда, в течении всей жизни.
Российские школьники показывают высокие рейтинги на международных исследованиях учебных достижений (TIMSS). Но рейтинги другой международной программы (PISA) которые проверяют способности учеников применять полученные способности в нестандартных ситуациях, дают у российских школьников результаты в четвертом десятке. Особенно актуальна эта проблем сейчас, в связи с изменениями в российском образовании, с введением стандартов нового поколения, суть которых – научить ребенка учиться и жить, находить решение жизненных вопросов в любых, даже самых экстремальных ситуациях.
Введение понятия «компетенция» в составляющую образования, обозначило проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают затруднения в деятельности требующей применения знаний для решения задач в конкретных жизненных ситуациях: · извлекать главное из прочитанного или услышанного · точно сформулировать свои мысли и суметь высказать их · сотрудничать с другими при выполнении задания · спланировать действия и оценить полученный результат · предложить различные способы решения задачи, проблемы и выбрать наилучший В связи с этим появилось новое понятие « компетентностный подход», как один из предлагаемых путей решения данной проблемы. Это такой подход в образовании сегодня, который помогает искать ответы на вопросы и решать практические задачи в условиях реального мира. Реализовать компетентностный подход возможно только в деятельности.
Итак компетенция – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом. Определены основные ключевые компетенции:
· ценностно-смысловые · общекультурные · учебно-познавательные · информационные · коммуникативные · компетенции личностного самосовершенствования.
Человек и среда его обитания образуют систему состоящую из множества взаимодействующих элементов, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющих упорядоченность в определенных границах и обладающую определенными свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть как положительным с одной стороны, так и одновременно отрицательным.
Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть как следствием природных, стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека.
В последнее время , к сожалению, очевидно тенденция к ухудшению состояния здоровья и населения и высокая смертность в России. Это связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствия навыков и разумного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях является составной частью общегосударственных социальных и оборонных мероприятий. Что требует от структур государственной власти энергичных мер по созданию эффективной системы защиты граждан действующей на всех уровнях. В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящихся к области безопасности жизнедеятельности.
Наиболее полно и целенаправленно в современной школе этому учит специальный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно при изучении этого курса у учащихся формируется сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, способствовать приобретению навыка сохранять здоровье, жизнь в повседневных и опасных, неблагоприятных ситуациях, умению оказывать самопомощь и первую помощь посредством освоения ключевых компетенций. Преподавая курс ОБЖ с 2000 года, учитывая опыт работы и моих коллег, я пришел к выводу, что при изучении курса ОБЖ важным элементом каждого урока является формирование ценностно-смысловых, информационных, природоведческих, здововьесберегающих компетенций. В настоящее время целью обучения становится не процесс передачи знаний учителем, а умение учащихся получать самостоятельно знания и достигать определенных результатов. Очень важно чтобы обучение происходило через практику продуктивной работы: в малых группах, подготовка и выполнение заданий с применением ИКТ в домашних условиях, самостоятельное изложение подготовленного материалов группой или индивидуально. Применение и использование информационного пространства и формирование информационной компетенции это умение: · владеть навыкам работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, определителями, энциклопедиями, CD-Rom, интернет ресурсами · самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решении учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее · ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по СМИ и ТВ · владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, моб телефона как мини-компьютера, факса, принтера, модема · применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.
Одна из основных задач образования – введение человека в информационное пространство. Преподавание в современной школе невозможно без компьютерных технологий. Применение ИКТ позволит усилить интересе учащихся к предмету ОБЖ, урокам ОБЖ, к выполнению домашних заданий, самостоятельному изучению тем. ИТАК, применение ИКТ на уроках реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении предмета «ОБЖ», позволяют давать такие наиважнейшие понятия курса ОБЖ на более высоком уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами.
Информационно-коммуникационные технологии реализуют одно из наиболее перспективных применений новых форм обучения в преподавании и изучении предмета. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса ОБЖ на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления.
Использование новых технологий дает возможность учителю вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы, что делает урок более интересным. На уроках виден неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и это повышает качество знаний по предмету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования школьников
"Делайте то, что любите делать и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня", - говорил древнекитайский мыслитель Конфуций. В предлагаемой статье представлен самоанализ опыта работы учителя техноло...
Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС
В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...
"Профессиональная компетентность педагога - главный фактор повышения качества образования".
В статье кратко рассматриваются новые компетенции педагога: информационная грамотность и информационная компетентность....
Формирование ИКТ-компетентности школьников как фактор повышения качества образования
XXI век - век глобализации, информатизации, высоких технологий и открытого общества.Необходимо:1. Подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действи...
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения....
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования
В последнее время все без исключения говорят о новом школьном образовании, о современном, востребованном временем учителе.Какой он – учитель XXI века? Можно написать его портрет красками, а можн...
Доклад: Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования у учащихся с ОВЗ.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения...