Доклад: Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования у учащихся с ОВЗ.
статья
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком школьного образования необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_medinskoy_m.i._2.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
«Утверждено» |
Директор школы |
Дитц Е.А. |
_______________ |
Доклад:
Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования у учащихся с ОВЗ.
Составила: воспитатель
Мединская М.И.
с. Горки 2019г.
« Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста.»
В. Э. Пахальяна.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком школьного образования необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования.
Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание школьного воспитания, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.
Реализация требований ФГОС напрямую зависит от готовности самого педагога школьного образования и воспитания к этому процессу.
Развитие современного общества диктует особые условия организации школьного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве»
Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
Т.е., педагог, работающий с детьми с ОВЗ должен обладать более высоким уровнем профессиональной компетентности, необходимым условием повышения качества педагогического процесса, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности..
Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- Воспитательно-образовательному;
- Учебно–методическому;
- Социально–педагогическому.
- Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
- осуществление целостного педагогического процесса;
- создание развивающей среды;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
2. Учебно-методическая деятельность педагога с учащимися предполагает следующие критерии компетентности:
1) Планирование воспитательно-образовательной работы;
2) Проектирование и корректировка педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
- знание образовательных программ и методик развития разных видов деятельности учащихся;
- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
- владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, коррекционно-развивающей работы, обучения и воспитания детей.
3. Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
1.Консультативные беседы с родителями;
2.Создание условий для социализации детей;
3.Защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
- знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами службы сопровождения.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя как специальный набор знаний и умений, так и эффективность их применения в реальной образовательной практике.
Главную роль в развитии компетентности педагога играют его профессионально-педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный педагог.
Важным в содержании профессиональной компетентности является также организация методического обеспечения педагогической деятельности самим воспитателем.
Компетентные воспитатели постоянно обращают внимание на реакцию, которую вызывают их действия у учащихся, нащупывают их возможности, а поэтому систематически корректируют свою работу. Педагог может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Поэтому профессиональная компетентность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития ребенка).
Все вышесказанное говорит о том, что профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности учащихся. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена общества, умеющего решать различные профессиональные и социальные ситуации в своей жизнедеятельности.
Традиционным видом методической работы является подготовка и проведение общешкольных мероприятий, направленных, главным образом, на реализацию личностных возможностей и способностей каждого воспитанника, как основы для развития механизма компенсации.
Воспитатели стремятся к реализации комплекса мер по информатизации воспитательного процесса. Многие мероприятия готовятся и проводятся с использованием мультимедиа и возможностей компьютера.
Педагоги используют ИКТ в работе при подготовке и ведении документации, при выступлениях на педсоветах и семинарах.
Одним из важнейших вопросов организации воспитательной деятельности является взаимосвязь в работе воспитателей, учителей и классных руководителей.
Воспитанники школы принимают участие во всех поселковых, во многих районных, всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях, акциях. Многоплановость и многоаспектность проектов и конкурсов, в которых принимают участие наши дети, расширяется с каждым годом. Участие ребят в различных конкурсах и соревнованиях вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, способствует развитию творческого мышления и здоровому образу жизни.
Таким образом, ребенок с особенностями развития требует особого внимания к нему со стороны педагога. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, без этого не обойтись в современных условиях работы с детьми с ОВЗ, которые вливаются в коллектив и требуют мобилизации у нас, педагогов всех этих качеств.
Список используемой литературы.
1. Азаров Д.П. Мастерство воспитателя. – М., 1971. – С. 164.
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995.- 928 с. - c.282
3. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.- с. 86.
4.Карелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.
5. Фадеева Е.И. Эмоциональная компетентность – условие сохранения психологического здоровья педагогов. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.
6.Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ)
7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(Пр. Мин. Обр. РФ от 17 октября 2013. №1155)
8. Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (Пр.Мин.труда и соц.защиты РФ от
Найти
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС
В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...
"Профессиональная компетентность педагога - главный фактор повышения качества образования".
В статье кратко рассматриваются новые компетенции педагога: информационная грамотность и информационная компетентность....
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения....
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования
В последнее время все без исключения говорят о новом школьном образовании, о современном, востребованном временем учителе.Какой он – учитель XXI века? Можно написать его портрет красками, а можн...
Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения
Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...
2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования»
2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества о...
Развитие профессиональных компетентностей педагогов как фактор повышения качества образования
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...