Человек и его здоровье
рабочая программа (9 класс) на тему
направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, здоровьесберегающее
категория обучающихся – 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_ego_zdorove.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Человек и его здоровье»
направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, здоровьесберегающее
категория обучающихся – 9 класс
Пояснительная записка
Программа ориентирована на реализацию общеинтеллектуального направления в воспитании и развитии школьников. Программа предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 1 год по 34 часа в год (по 1 часу в неделю).
В основе программы лежат идеи здоровьесберегающего направления. Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями развития школьников 10 класса. Этот возраст – наиболее подходящий для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.
Начальные знания по валеологии дополняют, углубляют, а также выявляют связи между различными областями естествознания. Собственное здоровье интересно для школьников данного возраста, они увереннее будут чувствовать себя в окружающем их мире. Знакомство с простейшими и важнейшими понятиями в дальнейшем облегчит школьникам жизнь в окружающем мире. Для школьников данного возраста очень важен уровень личных достижений. Радость познания, приобретенное умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях, позволит в дальнейшем значительно быстрее осваивать.
При разработке рабочей программы курса внеурочной деятельности по естествознанию учитывалось следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- учебный план МБОУ «лицей «Альфа».
Цель программы – расширение кругозора школьников через использование методов познания природы: наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.
Задачи:
- Ознакомление школьников с основами здорового образа жизни;
• Ознакомление школьников с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; правилами пользования на практике химической посудой и оборудованием (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).
- Формирование умений выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкциям.
• Создание условий для формирования интереса к естественно-научным знаниям путем использования различных видов деятельности.
- Ликвидация дискомфортных состояний учащихся. Обеспечение ситуаций успеха.
- Продолжение формирования основ гигиенических и экологических знаний.
- Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.
Организация занятий:
- интеграция учебного содержания (использование элементов биологии, химии, физики, литературы, истории и т.д.);
- частая смена видов деятельности (за 30–40 мин от 3 до 5 раз);
- использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;
акцент на практические виды деятельности; - обеспечение успеха и психологического комфорта каждому школьнику путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития.
Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в неделю по 40 мин, всего 34 занятия за учебный год.
Формы проведения занятий разнообразны: беседа, дискуссия, занятия-исследования, эксперимент и др.
Планируемые результаты освоения Программы внеурочной деятельности
«Человек и его здоровье»:
Ученики будут знать:
- Положение человека в системе живых организмов. Сходство и различия человека с другими представителями животного мира.
- Этапы эволюции человека.
- Происхождение и расселение современного человека.
- Расы.
- Особенности развития и старения человека.
- Виды заболеваний человека, профилактика и лечение.
- Лекарственные средства.
- Генетика человека и наследственные заболевания.
- Основы здорового образа жизни.
Ученики будут уметь:
- Определять место человека в системе живых организмов.
- Определять свой рост, темперамент.
- Определять по симптомам различные заболевания человека.
- Оценивать реакцию своей сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку.
- Составлять генеалогическое древо своей семьи.
- Оценивать свой пищевой рацион с точки зрения основ рационального питания.
Будут способны:
- Вести здоровый образ жизни,
- Осознавать, что здоровье - это главная ценность человека.
Личностные универсальные учебные действия:
•эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
•формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
•развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
•развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Метапредметные универсальные учебные действия:
• овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
• освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
• формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
• развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
- оценивать правильность выполнения действия по результату.
Предметные универсальные учебные действия:
- в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- в познавательной сфере — формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; освоение базовых естественно-научных знаний, способность учащихся критически оценивать информацию естественно-научного содержания, овладение элементами различных естественно-научных исследовательских методов и получение представления о характере научной деятельности;
- в трудовой сфере — применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
- в эстетической сфере — приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства;
- в сфере физической культуры — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение приемами контроля своего физического состояния.
- в социальной сфере — приобретение умений использовать естественнонаучные знания в ситуациях общественной дискуссии, осознанное соблюдение норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде, в том числе при оказании первой медицинской помощи;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств и др.;
- использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению факторов, влияющих на здоровье человека.
Содержание курса.
Введение. |
Человек как живой организм. Положение человека в системе живых организмов. Сходство и различия человека с другими представителями животного мира. Человек как физико-химическая система. Существование человека и законы термодинамики. |
Этапы эволюции человека. Австралопитеки. Человек умелый. Древнейшие люди. Древние люди и современные люди. |
Происхождение и расселение современного человека. Расы. Палеогеномика. Расселение человека по планете. Расы. Происхождение рас. |
Дискуссия «Будут ли усиливаться или сглаживаться расовые признаки в будущем человеческого общества» |
Развитие и старение человека. Особенности онтогенеза человека. Рост и развитие человека. Старение организма. |
ПР «Оценка соматоскопических признаков» |
Инфекционные заболевания. Возбудители. Инфекции, передающиеся половым путем. Протозойные инфекции. Трипаносомы. Лейшмании. Споровики. Эпидемии: чума, оспа, холера. Борьба с инфекционными заболеваниями. |
Паразитарные заболевания. Паразитизм. Паразиты человека. Круглые черви. Плоские черви. Членистоногие. |
Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Сердечно-сосудистая система и давление крови. Гипотония и гипертония. Стенокардия и инфаркт. Инсульт. Онкологические заболевания. |
ПР «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку» |
Нервные и психические заболевания. Нервные заболевания. Психические заболевания. |
ПР «Определение формулы и структуры своего темперамента» |
Лекарственные средства. Антибиотики. Сульфаниламидные препараты. Нейролептики. Транквилизаторы. Анальгетики. Наркотическая зависимость. |
Яды, токсины и противоядия. Механизмы действия ядов. Ядовитые растения. Ядовитые грибы. Ядовитые животные. Противоядия, анатоксины и сыворотки. |
Генетика человека и наследственные заболевания. Методы генетики человека (цитогенетический, близнецовый, генеалогический, популяционно-статистический). Наследственные заболевания. Генные болезни. |
ПР «Составление генеалогического древа моей семьи» |
Здоровый образ жизни. Рациональное питание. Физкультура и спорт. Режим дня. |
ПР «Гигиеническая оценка пищевого рациона» |
Проектная деятельность
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
Введение. | 1 | |
Человек как живой организм | 2 | |
Этапы эволюции человека. | 2 | |
Происхождение и расселение современного человека. Расы. | 1 | |
Дискуссия «Будут ли усиливаться или сглаживаться расовые признаки в будущем человеческого общества» | 1 | |
Развитие и старение человека. | 1 | |
ПР «Оценка соматоскопических признаков» | ||
Инфекционные заболевания. | 2 | |
Паразитарные заболевания. | 2 | |
Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. | 1 | |
ПР «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку» | 1 | |
Нервные и психические заболевания. | 1 | |
ПР «Определение формулы и структуры своего темперамента» | 1 | |
Лекарственные средства. | 2 | |
Яды, токсины и противоядия. | 2 | |
Генетика человека и наследственные заболевания. | 1 | |
ПР «Составление генеалогического древа моей семьи» | 1 | |
Здоровый образ жизни. | 1 | |
ПР «Гигиеническая оценка пищевого рациона» | 1 | |
Выбор темы проекта. Подготовка к выполнению проекта. Выполнение проекта. | 5 | |
Защита проекта. | 2 | |
Итого | 34ч |
Учебно-методическое обеспечение:
1.Примерная программа по учебным предметам. Естествознание. 10-11 класс
2.Авторская программа С.А.Титова
3. Естествознание. Базовый уровень. 11 класс: учеб. / С.А.Титов и др. - М.: Дрофа, 2014
4. Е.П.Грачева и др. Практические работы по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» - Владимир, 2012
5. Интернет ресурсы:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.oge.edu.ru Портал OГЭ (информационной поддержки ОГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.
http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;
http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;
http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;
http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации;
http://infourok.org/ – разработки уроков, презентации.
6. Материально - техническое и информационно - техническое обеспечение:
Перечень лабораторного оборудования, при выполнении практических работ
1.Приборы и оборудование для практической работы.
Сантиметровая лента
Секундомер
7. ТСО:
Компьютер
проектор
Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Своя игра Тема "Человек и его здоровье"
Своя игра Тема «Человек и его здоровье» Цели: расширять и систематизировать знания учащихся о личной гигиене; правильно сориентировать учащихся в вопросах режима питания; формировать т...
Классный час на тему: "Человек и его здоровье"
Сегодня у нас классный час на тему “ Человек и его здоровье ”.Известно такое утверждение: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял»....
Тематическое планирование БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 8 класс
Тематическое планирование "БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ" (68 часов, 2 часа в неделю)Программа: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы....
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Человек и его здоровье"
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс рас...
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков Методическое пособие для учителей
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков: Питание, двигательная активность, закаливание организма. Вредные привычки и их предупреждение....
Родительское собрание в 5 классе на тему: "Индивидуальное здоровье человека. Как сберечь здоровье ребенка?"
Собрание посвящено главному в жизни каждого человека - здоровью. Обсуждается то, как сберечь здоровье детей. В ходе собрания заслушиваются советы врача, учителя физической культуры и классного руковод...
Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» 10 класс
Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» призван способствовать формированию убеждений, направленных на созидательную деятельность и сбережение здор...