Программа по профориентации "Выбор профессии"
рабочая программа (9 класс) по теме
Прорамма состоит из 34 уроков по выбору профессии. Составляя программу я пыталась использовать материалы разных авторов по профориентации в помощь старшеклассникам. Много диагностического материала для того , что бы ребята смогли разобраться в себе и понять какая профессия им подходит больше. В ходе прохождения программы ребята так же знакомились с регионом, в котором они живут, с предприятиями и учебными заведениями города и области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Первый епростой выбор, который необходимо сделать старшекласснику это выбор профессии. | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей г.Истра
«Утверждаю»
Директор МОУ Лицей г.Истра
__________/Оличева О.А.
Программа курса
«Выбор профессии»
Составитель:
социальный педагог
Дрожжина Л.В.
2017– 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.
Программа по профориентации «Выбор профессии» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Задачи:
- Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
- Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
- Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.
Курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я-концепция», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-го непрофильного класса; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 2 раз в неделю.
Общее количество часов – 34.
Ожидаемые результаты:
- Формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
- Формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
- Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
- Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Основные принципы работы:
- Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
- Принцип исследовательской позиции.
- Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
- Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.
Учебно-тематический план элективного курса «Мой выбор»
№ урока | Тема занятия | Количество часов |
Внутренний мир человека и система представления о себе. | 1 | |
Хорошо ли я себя знаю. Самооценка. Методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка» | 1 | |
Уровень притязаний. Методика оценки уровня притязаний Ф.Хоппе | 1 | |
Природные свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности | 1 | |
Виды памяти и способы их развития. | 1 | |
Внимание и деятельность человека.. | 1 | |
Мышление и познание. Человеческие ресурсы. Условия развития личностного потенциала. Тест Л.Г. Матвеевой «Тип мышления» | 1 | |
Способности, условияих проявления и развития. | 1 | |
Мои таланты – мое богатство | 1 | |
Мотивы, ценностные ориетации в самоопределении. Что такое мотивация? Методика Т.Элерса «Мотивация к успеху», «Мотивация к избегания неудач» | 1 | |
Интересы и склонности. Методики по самоопределению интересов и склонностям | 1 | |
Социальный и эмоцианальный интеллект. Эмоции. Резапкиной Г.В. «Эмоции», Тест-анкета Б.И. Додонов «Эмоциональная направленность». | 1 | |
Как справиться с негативными эмоциями. | 1 | |
Воля. Волевые качества. Тест М.Ф. Шевченко «Сила воли», Тест Н.Н. Обозова «Самооценка силы воли» | 1 | |
Здоровье и выбор профессии. Как здоровье может влиять на выбор профессии. Самоценка собственного здоровья | 1 | |
Личность и межличностные отношения в группе | 1 | |
Психологическая совместимость людей. Тренинг на психологическую совместимость людей. Лидерство. Харизма. | 1 | |
Виды общения. Принятие групповых решений | 1 | |
Конфликты. Пути решения конфликтных ситуаций | 1 | |
Тест К.Томаса «Стили реагирования в конфликтах», Тест Е.Е. Смирнова «Трудно ли вас вывести из равновесия?» , Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» | 1 | |
Многообразие мира профессий. Классификация профессий. Формула профессии. Опросник Е.А.Климова ДДО | 1 | |
Выбор и моделирование профессии. Алгоритм профессионального выбора. Мотивы выбора профессии. | 1 | |
Склонности и профессиональная направленность («могу»). Социальные проблемы труда («надо»). | 1 | |
Профессиональный тип личности. Профессиональные стереотипы. | 1 | |
Ошибки при выборе профессии. Следствия неправильного выбора профессии | 1 | |
Профессиональная мобильность. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу | 1 | |
Профессии-ремесло. Кулинар, кондитер, пекарь; парикмахер, мастер маникюрного дела, визажист; швея или портной. Водитель. Автомеханик | 1 | |
Профессия бухгалтер. Профессия экономист. Работники издательств и типографий; превращение белого листа бумаги в яркий журнал | 1 | |
Кто охраняет нашу Родину? Спасатели. МЧС. Кинолог Спорт – увлечение или профессия? РЖД. Кто работает в РЖД.Кто работает под землей. Профессия шахтер, электромастер, слесарь по ремонту оборудования. | 1 | |
Закон и порядок. Адвокат и прокурор. Следователь. Суд и судья. | 1 | |
Профессии сельской местности. Профессии: фермер, агроном, животновод, пчеловод, ветеринар. Главные помощники врача: медицинская сестра, лаборант, санитар. Профессия – фармацевт. Лесная, деревообрабатывающая отрасль. Кто и отчего защищает лес. | 1 | |
Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии. Рекламный бизнес. Менеджер. Логистик. Коучер. Мерчандайзер. Девелопер. Фондовая биржа. Промоутер. | 1 | |
«Учебные заведения нашего города и ближнего Подмосковья» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.) | 1 | |
Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу. | 1 | |
Общее количество часов | 34 |
Список использованных источников.
Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”»
- Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. «Мой выбор» / под ред. И. Ахметова, Т. Иванова, А. Иоффе и др. Учебно-методическое пособие для учителей. Изд-ие пятое М.: Издательство «ИЖИЦА», 2004 г.
- Бендюкова М. А. «Профессиональная ориентация на рынке труда. Образовательная программа» /Сост. Бендюков М.А. Александрова О.Е.
- Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.
- Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М, 2007
- Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М, 1984 г.
- Кузнецова И. В. «Методические рекомендации по проведению профоиентационной работы» \ Сост. И.В. Кузнецова – Ярославль, 1986
- Макаева О.А. Григорьева Е.С. «Я выбираю профессию» М., 2002 г.
- Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» / Р.В Овчарова М., ВЛАДОС 2008 г.
- Орлов Ю.А. «Самопознание и самовоспитание характера» / Ю. А Орлова М., 2007 г.
- Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Комплект из 4 методических пособий». М.-Воронеж, 2005.
- Резапкина Г.В. “Я и моя профессия программа профессионального самоопределения для подростков”.М, 2000 г.
Рекомендуемые сайты.
www.testkontrol.ru...tvoya-profes.karera
www.ubo.ru/books/?cat
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"
Юридическое образование – это огромный и интересный мир, таящий поистине безграничные возможности в области формирования карьеры.Юридические специальности вес...
программа курса по профессии "Оператор ЭВМ"
Программа соответствует ФГОС по профессии "Оператор ЭВМ", имеет рецензию. В нашей школе применяся с 9-11 класса с вручением свидетельства о присвоении профессии....
программа "Шаг в профессию"
профориентационная программа расчитана на учащихся коррекционной школы 8 вида (7-9 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»
Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...
Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»
Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...
КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Выполнение механизированных работ на фермах и комплексах крупного рогатого скота основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 111101.01 Мастер животноводства
Комплект КОС по профессиональнму модулю "Выполнение механизированных работ на фермах и комплесах крупного рогатого скота"ОПОП...
Конкурсная программа «В мире профессий».
расширение знаний о мире профессий; воспитание уважительного отношения к труду....