Программа по профориентации "Выбор профессии"
рабочая программа (9 класс) по теме

Дрожжина Людмила Васильевна

Прорамма состоит из 34 уроков по выбору профессии. Составляя программу я пыталась использовать материалы разных авторов по профориентации в помощь старшеклассникам. Много диагностического материала для того , что бы ребята смогли разобраться в себе и  понять какая профессия им подходит больше. В ходе прохождения программы ребята так же знакомились с регионом, в котором они живут, с предприятиями и учебными заведениями города и области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей г.Истра

 

«Утверждаю»

 

  Директор МОУ Лицей г.Истра

        __________/Оличева О.А.

Программа курса

«Выбор профессии»

Составитель:

социальный педагог

Дрожжина Л.В.

2017– 2018 учебный год

Пояснительная записка.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Программа по профориентации «Выбор профессии» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
  2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
  3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
  4. Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.

Курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я-концепция», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-го непрофильного класса; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 2 раз в неделю.

Общее количество часов – 34.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
  2. Формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
  3. Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
  4. Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Основные принципы работы:

  1. Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
  2. Принцип исследовательской позиции.
  3. Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
  4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.

Учебно-тематический план элективного курса «Мой выбор»

урока

Тема занятия

Количество часов

Внутренний мир человека и система представления о себе.

1

Хорошо ли я себя знаю. Самооценка. Методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка»

1

Уровень притязаний. Методика оценки уровня притязаний Ф.Хоппе

1

Природные свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности

1

Виды памяти и способы их развития.

1

Внимание и деятельность человека..

1

Мышление и познание. Человеческие ресурсы. Условия развития личностного потенциала. Тест Л.Г. Матвеевой «Тип мышления»

1

Способности, условияих проявления и развития.

1

Мои таланты – мое богатство

1

Мотивы, ценностные ориетации в самоопределении. Что такое мотивация? Методика Т.Элерса «Мотивация к успеху», «Мотивация к избегания неудач»

1

Интересы и склонности. Методики по самоопределению интересов и склонностям

1

Социальный и эмоцианальный интеллект. Эмоции. Резапкиной Г.В. «Эмоции», Тест-анкета Б.И. Додонов «Эмоциональная направленность».

1

Как справиться с негативными эмоциями.

1

Воля. Волевые качества. Тест М.Ф. Шевченко «Сила воли», Тест Н.Н. Обозова «Самооценка силы воли»

1

Здоровье и выбор профессии. Как здоровье может влиять на выбор профессии. Самоценка собственного здоровья

1

Личность и межличностные отношения в группе

1

Психологическая совместимость людей. Тренинг на психологическую совместимость людей. Лидерство. Харизма.

1

Виды общения. Принятие групповых решений

1

Конфликты. Пути решения конфликтных ситуаций

1

Тест К.Томаса «Стили реагирования в конфликтах», Тест Е.Е. Смирнова «Трудно ли вас вывести из равновесия?» , Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»

1

Многообразие мира профессий. Классификация профессий. Формула профессии. Опросник Е.А.Климова ДДО

1

Выбор и моделирование профессии. Алгоритм профессионального выбора. Мотивы выбора профессии.

1

Склонности и профессиональная направленность («могу»). Социальные проблемы труда («надо»).

1

Профессиональный тип личности. Профессиональные стереотипы.

1

Ошибки при выборе профессии. Следствия неправильного выбора профессии

1

Профессиональная мобильность. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу

1

Профессии-ремесло. Кулинар, кондитер, пекарь; парикмахер, мастер маникюрного дела, визажист; швея или портной. Водитель. Автомеханик

1

Профессия бухгалтер. Профессия экономист. Работники издательств и типографий; превращение белого листа бумаги в яркий журнал

1

Кто охраняет нашу Родину? Спасатели. МЧС. Кинолог Спорт – увлечение или профессия? РЖД. Кто работает в РЖД.Кто работает под землей. Профессия шахтер, электромастер, слесарь по ремонту оборудования.

1

Закон и порядок. Адвокат и прокурор. Следователь. Суд и судья.

1

Профессии сельской местности. Профессии: фермер, агроном, животновод, пчеловод, ветеринар. Главные помощники врача: медицинская сестра, лаборант, санитар. Профессия – фармацевт. Лесная, деревообрабатывающая отрасль. Кто и отчего защищает лес.

1

Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии. Рекламный бизнес. Менеджер. Логистик. Коучер. Мерчандайзер. Девелопер. Фондовая биржа. Промоутер.

1

«Учебные заведения нашего города и ближнего Подмосковья» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.)

1

Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу.

1

Общее количество часов

34

Список использованных источников.

Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”»

  1. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. «Мой выбор» / под ред. И. Ахметова, Т. Иванова, А. Иоффе и др. Учебно-методическое пособие для учителей. Изд-ие пятое М.: Издательство «ИЖИЦА», 2004 г.
  2. Бендюкова М. А. «Профессиональная ориентация на рынке труда. Образовательная программа» /Сост. Бендюков М.А. Александрова О.Е.
  3. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.
  4. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М, 2007
  5. Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М, 1984 г.
  6. Кузнецова И. В. «Методические рекомендации по проведению профоиентационной работы» \ Сост. И.В. Кузнецова – Ярославль, 1986
  7. Макаева О.А. Григорьева Е.С. «Я выбираю профессию» М., 2002 г.
  8. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» / Р.В Овчарова М., ВЛАДОС 2008 г.
  9. Орлов Ю.А. «Самопознание и самовоспитание характера» / Ю. А Орлова М., 2007 г.
  10. Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Комплект из 4 методических пособий». М.-Воронеж, 2005.
  11. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия программа профессионального самоопределения для подростков”.М, 2000 г. 

Рекомендуемые сайты.

www.testkontrol.ru...tvoya-profes.karera

www.prosv.ru

www.iu7-word.ru

www.ubo.ru/books/?cat

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"

Юридическое образование – это огромный и  интересный  мир, таящий  поистине безграничные возможности  в области формирования  карьеры.Юридические  специальности  вес...

программа курса по профессии "Оператор ЭВМ"

Программа соответствует ФГОС по профессии "Оператор ЭВМ", имеет рецензию. В нашей школе применяся с 9-11 класса с вручением свидетельства о присвоении профессии....

программа "Шаг в профессию"

профориентационная программа расчитана на учащихся коррекционной школы 8 вида (7-9 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»

Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка  Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...

Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»

Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...

Конкурсная программа «В мире профессий».

расширение знаний о мире профессий; воспитание уважительного отношения к труду....