Дополнительная образовательная программа
методическая разработка (7 класс) по теме
Творческое объединение «Мир вышивки». Направленность дополнительной образовательной программы – художественная. Направлением работы творческого объединения является один из основных видов декоративно – прикладного творчества – художественная вышивка. Программа рассчитана для учащихся 6-7 классов. Срок реализации программы один учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа "Мир вышивки" | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 121г. Нижнего Новгорода
Дополнительная образовательная программа.
Творческое объединение «Мир вышивки»
Направленность дополнительной образовательной программы – художественная. Направлением работы творческого объединения является один из основных видов декоративно – прикладного творчества – художественная вышивка.
Программа рассчитана для учащихся 7-8 классов
Срок реализации программы один учебный год.
Автор-составитель: Борисова М.Н., учитель технологии
Пояснительная записка.
Общая характеристика
Данная программа рассчитана на занятие с учащимися 36 часов в учебном году, то есть 1 час в неделю. Я считаю это целесообразно, так как при вышивании наблюдается очень сильная утомляемость глаз. Возраст детей, участвующий в реализации данной дополнительной образовательной программы, 13 – 14 лет. На уроках технологии девочки к этому времени уже осваивают некоторые виды декоративно – отделочных швов и уже хорошо владеют навыками шитья, поэтому на практике, при изготовлении творческих работ у них получаются более качественные и оригинальные изделия. Занятия вышивкой вызывают у учащихся большой интерес и при правильной постановке имеют большое воспитательное значение.
В наше время тема художественной вышивки особенно актуальна. Очень модно украшать элементами вышивки свою одежду: блузки, юбки, джинсы, сумочки и даже обувь. Особенно эффектно смотрятся в интерьере дома вышитые картины и панно, а изумительные скатерти, салфетки, украшенные вышивкой, становятся поистине украшением стола и дома.
В школьной программе на изучение темы «Художественная вышивка» отводится крайне мало времени, и это включая проектирование и изготовление изделия. Это недостаточно, чтобы познакомиться со всем разнообразием отделочных швов. В связи с этим считаю педагогически целесообразным изучать эту тему более подробно на занятиях творческого объединения.
Данная образовательная программа, в системе общего образования, направлена на:
- решение задач формирования общей культуры личности, создание условий для её самореализации.
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда
Цель работы творческого объединения «Мир вышивки» - привить учащимся трудовые навыки искусства вышивания, воспитать и развить у них способность эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства, вызвать интерес к народной вышивке, её истории, познакомить с художественными традициями народов нашей страны.
Задачи работы творческого объединения:
- привить интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству;
- способствовать формированию у учащихся художественной культуры, творческой активности;
- развивать художественную инициативу, умение искать оригинальное решение;
- развивать умения учащихся проектировать свою деятельность;
- прививать привычку к аккуратности и самостоятельности;
- способствовать воспитанию уважения к народным обычаям и традициям;
- содействие в профессиональном самоопределении;
- создание условий для творческой самореализации личности.
На занятиях творческого объединения учащиеся приобретают умения и навыки вышивания, знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны. Они должны освоить особенности структуры узора, формы и цвета изобразительных мотивов в орнаментах вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге, познакомиться с различными способами изготовления отделочных швов. Все эти знания девочки получают посредством анализа произведений декоративно - прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях. Учащиеся приобретают и совершенствуют навыки по оформлению вышивкой предметов декоративно – прикладного характера, создают изделия для украшения быта, интерьера. Важно, чтобы вышивка не сводилась лишь к выполнению технических образцов, чтобы учащиеся создавали полезные вещи, которые найдут своё применение. Выполнение изделия не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Девочек необходимо научить не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, по и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки.
Художественная деятельность учащихся находит разнообразные формы выражения. Девочки по желанию могут вышить панно или картину для украшения интерьера своего дома или оформления интерьера школы, а могут украсить вышивкой скатерть, салфетку, полотенце, блузку и др.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с образцами дизайнерских разработок, традициями народных ремёсел, мотивами узоров, различными видами орнаментов. Это даёт возможность каждой девочке придумать свой узор вышивки и составить свою оригинальную композицию.
Тема художественной вышивки даёт возможность соединить трудовую, профессиональную подготовку с эстетическим воспитанием. Изготовление своими руками красивых и нужных вещей вызывает повышенный интерес и приносит удовлетворение результатами труда, пробуждает желание к последующей деятельности. Каждая девочка, в процессе изготовления изделия, пишет проектную работу, делает презентацию.
В конце работы творческого объединения «Мир вышивки» подводятся итоги, проходят выставки творческих работ, учащиеся защищают свои проекты, награждаются лучшие ученики.
Девочки принимают активное участие в школьных, районных, городских выставках декоративно – прикладного творчества, а также принимают участие в олимпиадах и НОУ школьного, районного и областного масштаба.
№ | Тема | количество | часов | |
всего | на теоретические занятия | на практические занятия | ||
1. | Вводная беседа | 1 | 1 | - |
2 | Материалы, инструменты, приспособления | 4 | 1 | 3 |
3 | Композиция, раппорт, орнамент | 1 | 1 | - |
4 | Ручные швы, применяемые в вышивке | 16 | 3 | 13 |
5 | Проектирование и изготовление изделия | 12 | 3 | 9 |
6 | Защита проектных работ | 1 | 1 | - |
7 | Подведение итогов работы | 1 | 1 | - |
Итого: | 36 | 11 | 25 |
Учебный план.
Количество часов в учебном году/ в неделю: 36/1 Класс: 7-8 классы
Учебно – тематический план.
№ | Дата | Название темы | Кол-во часов | Примечание |
Художественная вышивка | 36 | |||
1 | Вводная беседа. Традиции края в вышивке. История вышивки | 1 | ||
Инструменты и материалы | 4 | |||
2 | Материалы, инструменты, приспособления | 1 | ||
3 | Ткани, применяемые в вышивке | 1 | ||
4 | Виды ниток. Исследование свойств и качества ниток | 1 | ||
5 | Закономерности цветовых сочетаний | 1 | ||
Композиция, орнамент | 1 | |||
6 | Понятие «композиция», «раппорт», «орнамент» | 1 | ||
Ручные швы, применяемые в вышивках | 16 | |||
7 | Технология выполнения контурных украшающих швов. Изготовление образцов швов. | 2 | ||
8 | Отделочно – украшающие швы. Технология изготовления. Изготовление образцов швов. | 2 | ||
9 | Обшивочно – отделочные швы. Правила выполнения швов. | 2 | ||
10 | Гладьевые швы. Технология выполнения. Изготовление образцов швов. Европейская гладь. | 3 | ||
11 | Строчевые швы. Виды мережек. Технология выполнения. Изготовление образцов швов. | 2 | ||
12 | Счётные швы (крест русский, болгарский, прямой, разреженный и т.д.), особенности выполнения. Изготовление образцов швов. | 3 | ||
13 | Комбинированные швы. Правила выполнения. Изготовление образцов швов | 2 | ||
Проектирование и изготовление изделия | 12 | |||
14 | Определение регионального стиля вышивки по репродукциям | 1 | ||
15 | Зарисовка орнаментов. Выбор узора и материалов. | 1 | ||
16 | Изготовление изделия в зависимости от выбора учащегося. | 7 | ||
17 | Правила ухода за готовыми изделиями | 1 | ||
18 | Расчёт себестоимости изделия. | 1 | ||
19 | Разработка рекламы и фирменного знака | 1 | ||
Защита проектных работ | ||||
20 | Защита проектных работ. Презентация. Выставка готовых изделий. | 1 | ||
21 | Подведение итогов работы. Награждение | 1 | ||
Всего: | 36 |
Содержание программы.
Вводная беседа.
Содержание и задачи работы творческого объединения «Мир вышивки». Традиции края в вышивке. История художественной вышивки, национальные особенности.
Материалы, инструменты, приспособления.
Ткань для вышивки подбирают в зависимости от изготавливаемого изделия и техники выполнения вышивки. Для счётных вышивок лучше подходит ткань полотняного переплетения или специальная ткань – канва; для вышивки гладью – гладкокрашеные ткани с неярко выраженной фактурой.
Нитки для вышивки используют самые разные, в зависимости от назначения изделия – это могут быть ирис, шерстяные или синтетические нитки, однако лучшими считаются нитки мулине, так как они обладают прочностью, мягкостью, хорошо ложатся на ткань, имеют богатую цветовую гамму.
В продаже имеется большой выбор металлических нитей, разных по фактуре. Их можно добавлять к основной нити для придания блеска вышивке.
Ножницы
Хорошо иметь две пары ножниц. Одни - большие, для раскроя ткани, а вторые - маленькие, с закругленными концами, для обрезания нитей. Лезвия маленьких ножниц должны быть длинной не более шести сантиметров.
Иглы.
Для различных видов вышивания используются различные иглы. Ушко иглы должно быть достаточно большим, чтобы нить легко проходила сквозь него.
Для вышивания шерстяными нитями подходят иглы с заостренными кончиками размера 1-10, средней длины, с большими ушками.
Иглы "сениль" с заостренными кончиками размеров 13-26, более длинные и толстые, с большими ушками, используются для вышивки более толстыми нитями.
Ковровые иглы - с тупыми кончиками подходят для вышивки по ткани ровного плетения, а также для вышивки по канве.
Напёрсток служит для предохранения пальца от укола иглы. Он может быть металлический или пластмассовый, должен хорошо надеваться на средний палец.
Пяльцы – держат ткань в натянутом виде и предотвращают стягивание вышитого узора.
Простые круглые пяльцы состоят из двух обручей, сделанных из пластика или дерева. Размер внешнего обруча регулируется для вышивки по толщине ткани, при помощи винта. Прямоугольные пяльцы-это прямоугольная рамка, состоящая из двух валиков, между которыми растягивается ткань, и боковых брусков. Такие пяльцы хороши для растягивания работы, имеющей большую длину.
Миллиметровая бумага необходима для составления орнаментов.
Калька, копировальная бумага служит для снятия узора и перевода его на ткань.
Сантиметровая лента нужна для размётки рисунка на ткани.
Булавки портновские используют при переводе рисунка на ткань
.
Композиция, раппорт, орнамент
Понятие о композиции, ритме, раппорте, орнаменте. Симметричное построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии, пропорции элементов.
Композиция” – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
“Орнамент” – от латинского “украшение” – узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а так же геометрических фигур. Орнамент бывает ленточный, центрический и сетчатый. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии.
“Симметрия” – соразмерное расположение форм, основных линий и красок относительно осей.
“Раппортом” называют ритмически повторяющийся мотив (элемент) или несколько элементов, из которых складывается орнамент.
Мотивы в узоре не всегда повторяются. Умение вышивальщиц составлять из одних и тех же мотивов множество новых композиций и подтверждает богатый мир их творческой фантазии.
Ручные швы, применяемые в вышивке.
- Контурные украшающие швы
* Шов "вперёд иголку" - это чередование лицевых и изнаночных стежков, располагающихся по линии. Лицевые и изнаночные стежки одинаковые. Этими стежками прокладывают контурные линии рисунков, нанесённые на ворсистых и тёмных тканях.
Изменяя величину стежков шва "вперёд иголку", можно сделать украшающую полоску, где изнаночные стежки будут меньше лицевых. Его можно вышить цветными нитками, сделать 2-3 и большее количество рядов.
Стежки "вперёд иголку" можно расположить в шахматном порядке, или каждый ряд стежков делать, отступив на небольшое расстояние вправо или влево.
Обычную линию стежков шва "вперёд иголку" можно перевить туго скрученной ниткой (кручёный шёлк, ирис). Стежки перевивают, вводя иголку ушком вперёд сначала сверху вниз в первом стежке, потом снизу вверх во втором стежке. Так перевивают до конца линии шва. В итоге получается декоративный шов - змейка. Нитку можно пропустить второй раз и заполнить пропущенные места.
* Шов "назад иголку" - стежки делаются путём прокола ткани иглой не вперёд, а за вторым проколом.
* Шов "строчка" - это разновидность шва "назад иголку". В этом шве лицевые стежки плотно ложатся друг к другу; они одинаковой величины и каждый из них равен половине изнаночного стежка.
Шов "строчка" плотный, соединяющий и украшающий. Этим швом вышивают контуры рисунков и украшающие полоски.
* Стебельчатый шов состоит из стежков, заходящих один за другой; движение иглы снизу вверх, от себя.
Шов получил такое название потому, что его применяют для вышивки стеблей растений. Но используется он значительно шире - вышивают им и как самостоятельным, украшающим, швом.
* Тамбурный шов или цепочка - состоит из петель, соединённых между собой по лицевой стороне, по изнаночной стороне идут маленькие стежки. Петли располагаются ровными рядами друг под другом.
- Отделочно – украшающие швы
* Шов "козлик" состоит из двух параллельных рядов наклонных стежков, перекрещенных вверху и внизу. На изнаночной стороне два параллельных ряда маленьких стежков. "Козлик" можно вышивать по прямым и закруглённым линиям. Шов "козлик" может быть широким и узким, частым и редким.
* Бархатный шов на основе шва «козлик»
* Шов "ёлочка" - в этом шве лицевые стежки ложатся по обе стороны от центральной линии, образующей стебель. На изнаночной стороне - прямые стежки, расположенные наискосок к середине.
* Шов «восьмёрка» - это перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне в виде удлиненного креста.
* Шов «Косичка» - этим швом чаше всего украшают, дополняют основную вышивку,
* Шов «Плетёнка» - выполняется из скрещенных стежков, одинаковой длины и применяется как дополнение к другим швам. Шов дает красивую объемную поверхность
* Петельный шов, обычно применяется при изготовлении «ришелье».
- Гладьевые швы
Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях.
* Двусторонняя гладь без настила – параллельные стежки, плотно уложенные один к другому. Одинаково выглядит с лицевой и изнаночной сторон. Это декоративный односторонний шов.
На изнанке имеются лишь небольшие переходы по контуру рисунка. Вышивается толстыми нитками - мулине в шесть ниток.
* Односторонняя гладь (владимирское шитьё ) - это декоративный односторонний шов. На изнанке имеются лишь небольшие переходы по контуру рисунка. Вышивается толстыми нитками - мулине в шесть ниток.
* Белая гладь – это двусторонняя гладь с настилом, получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк.
* Прорезная гладь – это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы.
* Атласная гладь - особенность этой вышивки состоит в том, что стежки, плотно прилегающие друг к другу, заходят один за другой, а не соприкасаются концами.
* Штриховая гладь - состоит из отдельных стежков, штрихов, напоминающих лучи, которые расходятся в разных направлениях от центра.
* Художественная гладь - вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые.
* Теневая гладь - главная задача передать с помощью стежков и цветов ниток чередование света, полутеней и теней на вышивке.
* Русская гладь - стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.
* Швы «узелки» и «рококо» - узелковая гладь, нитка навивается на иголку, снимается с иглы на нитку и закрепляется немного подальше от выхода иглы из ткани.
- Строчевые швы
К строчевым швам относятся в основном разные виды мережек. Мережкой называется узкая строчевая вышивка, в которой нити ткани выдернуты лишь в одном направлении; нити, оставшиеся не выдернутыми, соединяются в пучки.
На занятии мы знакомимся со следующими видами мережек:
* Мережка столбик
* Мережка в раскол
* Мережка «полотнянка»
* Мережка «паучок»
- Счётные швы
Счетные швы выполняют по счету нитей тканей
На занятии мы знакомимся со следующими видами счётных швов::
* Простой крест
* Двойной крест
* Полукрест или роспись
* Крест прямой
* Крест разреженный
* Крест удлинённый
* Счётная гладь
- Комбинированные швы
Вышивка комбинированными швами объединяет два или даже несколько швов в одно целое
Проектирование и изготовление изделия.
Выполнение проектов решают одну из задач творческого развития учащихся, которые в ходе их выполнения включаются в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Сочетание различных форм общественно полезного, производительного труда способствует более эффективному решению задач трудового обучения и воспитания, позволяя учащимся овладеть определёнными программными умениями и навыками, расширить и углубить эти умения и навыки, осознать общественную значимость труда, почувствовать свои возможности.
Основные этапы проектирования:
- Определение потребности
- Краткая формулировка задачи.
- Исследовательская работа
- Дизайн – спецификация.
- Разработка первоначальных идей
- Выбор лучшей идеи
- Проработка лучшей идеи.
- Изготовление изделия (по выбору учащихся)
- Расчёт себестоимости изделия
- Самооценка.
- Выполнение презентации
- Защита проектных работ.
Учащиеся совершенствуют навыки планирования предстоящей работы и самоанализа результатов деятельности.
Подведение итогов работы творческого объединения.
- Подведение итогов работы.
- Выставка готовых работ.
- Награждение лучших учащихся.
Принципы, на которых базируется программа:
- доступность;
- от простого к сложному;
- дифференцированность;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся
- практическая направленность;
- креативность;
- результативность.
Методы обучения:
- Объяснение.
- Демонстрация трудовых приемов
- Упражнения
- Показ иллюстрированного материала
- Компьютерные технологии
- Проблемное обучение
- Практические работы
- Лабораторные исследования
- Трудовая практика,
- Соревнования, конкурсы.
Методическое обеспечение программы.
По каждой теме занятия имеются учебно – наглядные пособия - это таблицы, компьютерные презентации и др. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти тоже наглядным пособием. К каждой теме имеются готовые изделия для демонстрации их учащимся.
Для ведения занятий по теме «Художественная вышивка» в кабинете собран богатый материал с зарисовками различных узоров и народных орнаментов. Девочки по своему вкусу могут выбрать любой узор, и переработав его, использовать в работе. Кроме того, имеются альбомы с образцами швов, применяемых в вышивке для отделки и оформления одежды и столового белья, а также собрана большая коллекция картин и панно, выполненных самими учащимися.
Каждая учащаяся при изготовлении своей вышивки пишет проектную работу. В кабинете имеется план написания проектных работ, а также образцы и готовые проектные работы, выполненные учащимися.
Литература:
- Павлова М.Б. и Питт Д. «Образовательная область Технология» Теоретические подходы и методические рекомендации.
- Intel «Обучение для будущего» при поддержке Mikrosoft Москва
- А.А. Иванова «Золотые страницы рукоделия» Изд-во Ниола-Пресс, 2008 г.
- Джоан Гордон «Энциклопедия вышивки» Изд-во Арт-Родник, 2009 г.
- Ди ван Никер «Уроки мастерства» Изд-во Кристина - новый век, 2007 г.
- Беловинский Л.В. «История русской материальной культуры» Изд – во Московского государственного университета культуры 2010 г.
- Глинская Е. «Азбука вышивания». Изд–во «Мехнат» 2001 г.
- Литвинец Э.Н. «Учитесь вышивать» ООО «АСТ - ПРЕСС КНИГА» 2010 г.
- Литвинец Э.Н «Забытое искусство» М. «Знание», 1992 г.
- Беспалова Н.И. «Вышивка – это модно» г. Н.Новгород, 2001г.
- Разумовская С.В. «Руководство по рукоделию» г. Москва, 2000 г.
- Косс М. «Искусство вышивки», Москва, «ВНЕШСИГМА», 1998 г.
- «Рукоделие. Популярная энциклопедия», Москва, «БРЭ»,1993г.
- Журналы «Валя-Валентина» Издательского Дома ОВА – ПРЕСС
- Верейская О.Г. «В помощь рукодельнице» Санкт – Петербург, изд-во «Тригон» 2008 г.
- Сайт для тех, кто любит вышивать. edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/platok/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...