Игра "Литературный калейдоскоп"
методическая разработка (10 класс) на тему

Елаева Ирина Владимировна

Данная интеллектуальная игра позволяет учащимся расширить свой кругозор, обобщить свои знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_kaleydoskop.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры
«Литературный калейдоскоп»

Для участия в игре формируются смешанные, разновозрастные команды из учащихся 9-10-х классов. Задание выдается каждой команде. После сигнала об окончании времени обдумывания капитан команды сдает листок с ответом члену жюри. После сдачи всех листов с ответами объявляется правильный ответ. По окончании игры члены жюри подсчитывают количество правильных ответов каждой команды и объявляют победителя.

Первый тур. «Литература и история»

Время на выполнение – пять минут.

  1. Великий русский поэт, который, работая над произведением, повествующим об одном из народных восстаний, пришёл к такому выводу: «Не приведи, Господь, увидеть русский бунт». (А.С. Пушкин)
  2. Поэт, сосланный на Кавказ за свои стихотворения, принимал активное участие в Кавказской войне 30-40-х гг. XIX столетия. Полк под его началом «будто блуждающая комета, появляется на поле брани в самых опасных местах». (М.Ю. Лермонтов)
  3. Писатель, с детства мечтавший о времени, когда все люди ощутят себя братьями. Он был участником Крымской войны и военных действий на Кавказе, после чего возненавидел любую войну. Но именно войне посвящено его самое знаменитое произведение. (Л.Н. Толстой)
  4. Летопись – это исторический и литературный памятник Древней Руси. А как начиналась каждая новая запись в летописи? Переведите на язык летописи: «в году таком-то». (В лето такое-то)
  5. «Годы летят, а история моя ползет», - так шутил писатель, создавая «Историю государства Российского». Но многие его знают как автора произведений «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь». (Н.М. Карамзин)
  6. Поэт-декабрист, как настоящий романтик, воспевал в своих произведениях славное историческое прошлое России и ее героев, таких как Ермак, Иван Сусанин. (К. Рылеев)
  7. О каком сражении идет речь:

«Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой кровавый…» (Бородинское сражение)

  1. И лингвист, и поэт, и физик, и математик, и историк. Недаром знаменитый МГУ гордо носит его имя. (М.В. Ломоносов)
  2. Н.В. Гоголь был некоторое время преподавателем истории, читал лекции о Риме. Но его самое известное произведение посвящено украинской истории. («Тарас Бульба»)
  3. Этот поэт-баснописец вошёл в историю не только СССР, но и постсоветской России как автор слов гимнов Советского Союза и Российской Федерации. (С. Михалков)
  4. О какой войне идёт речь в стихотворении:
    «Как это было! Как совпало -
    Война, беда, мечта и юность!
    И это всё в меня запало
    И лишь потом во мне очнулось!
    Сороковые, роковые
    Свинцовые, пороховые»
    (Великая Отечественная война 1941-1945 гг.)
  5. Какой царь возглавлял русское войско в описываемом сражении?
    «И с ними царские дружины
    Сошлись в дыму среди равнины:
    И грянул бой, Полтавский бой!
    В огне, под градом раскалённым,
    Стеной живою отражённым,
    Над падшим строем свежий строй
    Штыки смыкает. Тяжкой тучей
    Отряды конницы летучей,
    Браздами, саблями звуча,
    Сшибаясь, рубятся сплеча».
    (Петр I)
  6. Знаменитый роман «Цусима» А.С. Новикова-Прибоя повествует об эпизодах этой войны. Какой? (Русско-японская война)
  7. В трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события перехода Смуты, польско-шведской интервенции. А какая польская графиня, историческая личность, стала героиней этой трагедии? (Марина Мнишек)
  8. «Задонщина», памятник древнерусской литературы, посвящена Донскому, или Мамаеву побоищу. Эту битву мы знаем по другому названию, которое дал ей Н.М. Карамзин. Назовите битву. (Куликовская битва)
  9. Джон Рид, американский журналист, написал книгу «Десять дней, которые потрясли мир», которая посвящена этому историческому событию XX века. (Октябрьская революция 1917 г.)
  10. Какая эпоха отображена в историческом романе А.К. Толстого «Князь Серебряный»? (Эпоха Ивана Грозного)
  11. Трилогия А.Н. Толстого повествует о нелегкой судьбе русской интеллигенции в эпоху Великой Октябрьской революции 1917 года. Название произведения можно узнать, если вспомнить фразеологизм, имеющий значение «тяжелые испытания, следующие одно за другим». («Хождение по мукам»)
  12. «Рожденные в года глухие
    Пути не помнят своего.
    Мы – дети страшных лет России -
    Испепеляющие годы!
    Безумья ль в вас, надежды ль весть?
    От дней войны, от дней свободы
    кровавый отсвет в лицах есть».
    О какой войне говорит А. Блок в этом стихотворении?
    (Первая мировая война)
  13. Роман А.Н. Степанова описывает события русско-японской войны, точнее, рассказывает о многомесячной обороне крепости, города-порта. Назовите роман. («Порт-Артур»)

Второй тур. «Литература и математика»

За три минуты командам необходимо вставить в названия пропущенные числительные.

  1. Арабские сказки «…и одна ночь». (Тысяча)
  2. Э.М. Ремарк «… товарища». (Три)
  3. С.Я. Маршак «… месяцев». (Двенадцать)
  4. В.А. Жуковский «… пояса». (Три)
  5. Ф. Искандер «… подвиг Геракла». (Тринадцатый)
  6. Р.Д. Бредбери «…. Градус по Фаренгейту». (Четыреста пятьдесят один)
  7. А. Дюма «… лет спустя». (Десять или двадцать)
  8. А.П. Чехов «Палата №…». (Шесть)
  9. А.М. Волков «…. подземных королей». (Семь)
  10. У. Шекспир «… ночь». (Двенадцатая)
  11. А.Н. Рыбаков «… и другие годы». (Тридцать пятые)
  12. Жюль Верн «…лье под водой». (Двадцать тысяч)
  13. И. Ильф и Е. Петров «… стульев». (Двенадцать)
  14. Г.Я. Бакланов «Июль … года». (Сорок первого)
  15. Д. Толкиен «… башни». (Две)
  16. Е. Шварц «… брата» (Два)
  17. А.И. Солженицын «… день из жизни Ивана Денисовича». (Один)
  18. А. Кристи «… негритят». (Десять)
  19. Ю.К. Олеша «… толстяка». (Три)
  20. П. Коэльо «… минут». (Одиннадцать).

Третий тур. «Литература и география»

Время на выполнение – три минуты. Задание командам: восстановите название художественного произведения. Помните: в каждом названии пропущен географический объект, название объекта или слово, связанное с географическим положением того или иного объекта.

  1. А.Н. Радищев «Путешествие из … в ...» (Петербурга, Москву)
  2. В.И. Лихоносов «Наш маленький…» (Париж)
  3. Н.А. Некрасов «Кому на… жить хорошо» (Руси)
  4. А.В. Вампилов «Прошлым летом в…» (Чулимске)
  5. И.А. Бунин «Господин из…» (Сан-Франциско)
  6. А.С. Пушкин «Домик в…» (Коломне)
  7. Н.В. Гоголь «Вечера на Хуторе близ…» (Диканьки)
  8. А.А. Блок «На поле…» (Куликовом)
  9. В.П. Распутин «Прощание с…» (Матерой)
  10. Т. Драйзер «… трагедия» (Американская)
  11. А. Кристи «Убийство на…» (Ниле)
  12. Э. Сю «… тайны» (Парижские)
  13. «Сказание о … киселе» (Белгородском)
  14. В.П. Астафьев «Васюткино…» (Озеро)
  15. М.А. Шолохов «Тихий…» (Дон)
  16. П. Коэльо «Пятая…» (Гора)
  17. В.Я. Шишков «Угрюм-…» (река)
  18. «Повесть о разорении… Батыем» (Рязани)
  19. В.П. Некрасов «В окопах…» (Сталинграда)
  20. К.Д. Воробьев «Убиты под…» (Москвой)

Четвертый тур. «Литература и кино»

Каждой команде выдаётся карточка, на одной половине которой перечислены названия художественных фильмов, на другой – литературные произведения. За пять минут необходимо соотнести литературное произведение и фильм, который был снят на этой литературной основе. На листе для жюри достаточно будет написать пары номеров, под которыми произведения записаны на карточках.

Правильные ответы: 1-5, 2-6, 3-7, 4-16, 5-19, 6-1, 7-8, 8-20, 9-2, 10-3, 11-12, 12-18, 13-13, 14-14, 15-4, 16-11, 17-9, 18-15, 19-10, 20-17.

Художественные фильмы

Литературные произведения

1. «Мой ласковый и нежный зверь»

1. И.С. Тургенев «Вешние воды»

2. «Жестокий романс»

2. А. Кристи «Карман, полный ржи»

3. «Инкогнито из Петербурга»

3. Д. Лондон «Неожиданное»

4. «Русский бунт»

4. М. Зузак «Книжный вор»

5. «Табор уходит в небо» 

5. А.П. Чехов «Драма на охоте»

6. «Поездка в Висбаден»

6. А.И. Островский «Бесприданница»

7. «Сталкер»

7. Н.В. Гоголь «Ревизор»

8. «Шпион»

8. Братья Стругацкие «Пикник на обочине»

9. «Тайна Черных дроздов»

9. Э.Р. Берроуз «Принцесса Марса»

10. «По закону»

10. У. Фолкнер «Пилон»

11. «Миллионер из трущоб»

11. А. Ральстон «127 часов. Между молотом и наковальней»

12. «Искусственный разум»

12. В. Сваруп «Вопрос – ответ»

13. «Черная дыра»

13. А. Азимов «Приход ночи»

14. «Отель Мэриголд: лучший из экзотических»

14. Д. Моггак «Эти глупые вещи»

15. «Воровка книг»

15. С. Кинг «Цикл оборотня»

16. «127 часов»

16. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

17. «Джон Картер»

17. Р. Брэдбери «Марсианские хроники»

18. «Серебряная пуля»

18. Б. Олдис «Суперигрушек хватает на все лето»

19. «Запятнанные ангелы»

19. М. Горький «Макар Чудра»

20. «Тринадцатый апостол»

20. Б. Акунин «Шпионский роман»

Пятый тур. «Литература и медицина»

Время на выполнение – пять минут.

  1. Назовите самого известного сказочного доктора. (Айболит)
  2. Кто из русских писателей-юмористов имел псевдонимы «Врач без пациентов», «Человек без селезенки». (А.П. Чехов)
  3. Русский писатель, нобелевский лауреат, который одолел страшный недуг – рак, впоследствии появился его роман «Раковый корпус». (А.И. Солженицын)
  4. Как звали доктора из произведения Н. Носова «Приключения незнайки и его друзей»? (Пилюлькин)
  5. Вторая профессия этого писателя помогла правдоподобно создать образ профессора Преображенского (М.А. Булгаков)
  6. Знаменитый роман Б. Пастернака принес автору не только мировую славу, но и нобелевскую премию. («Доктор Живаго»)
  7. Доктор Сальваторе создал это странное существо: оно могло находиться как на суше, так и в воде. (Человек-амфибия)
  8. Путешествуя по России, этот писатель принял роды у одной крестьянки. Данный факт лег в основу рассказа «Рождение человека». (М. Горький)
  9. У знаменитого сыщика, героя книг К. Дойля, был верный спутник и товарищ. Назовите его. (Доктор Ватсон)
  10. Этот персонаж романа Тургенева был врачом, как и его отец. (Базаров)
  11. Этот рассказ повествует о духовной деградации провинциального врача, доктора Старцева («Ионыч»)
  12. Этот персонаж гоголевской комедии является уездным доктором, имеет «говорящую» фамилию. (Гибнер)
  13. Дружбу Печорина с этим доктором можно обозначить как «дружбу умов». (Вернер)
  14. В одном из эпизодов романа «Война и мир» военный хирург целует своих пациентов. В какой момент это происходит? (После операции)
  15. Как Феврония, героиня древнерусской повести, стала княгиней и женой Петра Муромского? (Она вылечила его от тяжелой болезни)
  16. Предшественницей этой знаменитой книги Беляева была новелла немецкого писателя Карла Грунерта «Голова мистера Стейла». («Голова профессора Доуэля»)
  17. Главный герой романа использует свои знания анатомии и хирургии для создания человеческого существа из фрагментов мертвых тел. В результате получилось чудовище, которого стали называть по фамилии доктора, его создавшего. («Франкинштейн»)
  18. Главный герой мольеровской комедии постоянно придумывает себе новые болезни, от которых впоследствии лечится. Назовите пьесу. («Мнимый большой»)
  19. Образ какого великого русского хирурга, доктора, педагога появляется на страницах знаменитого рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»? (Н.И. Пирогова)
  20. В рассказе А.П. Чехова все подбирали «лошадиную фамилию» зубного доктора, которую никак не мог вспомнить приказчик. Только когда вылечили зуб генерал-майору, приказчик фамилию вспомнил. Назовите эту фамилию. (Овсов)

Шестой тур. «Литература и архитектура»

Время на выполнение – пять минут. Задание командам: «Какое архитектурное произведение искусства описывается в данных строках?»

  1. Где римский судия судил чужой народ
    Стоит базилика, и – радостный и первый -
    Как некогда Адам, распластывая нервы,
    Играет мышцами крестовый легкий свод.
    Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
    Души готической рассудочная пропасть,
    Египетская мощь и христианства робость,
    С тростинкой рядом дуб, и всюду царь – отвес.
    (Собор Парижской Богоматери)
  2. Слезам, оплакивающим любовь, ты пожелал придать вечную жизнь … Ты поймал время в сеть красоты, и бесформенную смерть увенчал бессмертием формы. Тайну, которую ты в ночной тиши поведал на ушко любимой, хранит теперь камень в вечном молчании своем. … мрамор все еще шепчет звездам: «Я помню».
    (Тадж-Махал)
  3. Белый, легкий, устремленный ввысь -
    Словно камнем обернулась песня.
    Словно лебедь, осеняет мыс
    И готов умчаться в поднебесье.
    Церковь ту построил князь Андрей,
    Праздник чтя, не думая о славе.
    Храм, пройдя века до наших дней,
    Все грустит о юном Изяславе.
    (Церковь (Храм) Покрова на Нерли)
  4. Утонем в радуге корон,
    Зеркал и гобеленов
    И на себя применим трон,
    служивший поколеньям.
    Увидим лучших мастеров
    Картины, фрески, залы,
    Газонов стриженый покров,
    Фонтаны и каналы.
    Не так ли поразился царь:
    «Сие совсем не худо!»
    (Версаль)
  5. О, Символ Рима! Гордое наследство,
    Оставленное времени и мне
    Столетиями пышных властолюбцев!
    О, наконец-то, наконец я здесь!
    Усталый странник, жаждавший припасть
    К истоку мудрости веков минувших,
    Смиренно я колени преклоняю
    Среди твоих камней, и жадно пью
    Твой мрак, твое величие и славу.
    (Колизей)
  6. С улыбкой мыса Ай-Тодора,
    Рассвет сияет перламутром.
    Встречает новый день Аврора…
    Прозрачным, теплым, летним утром.
    Забыв интриги Посейдона,
    Гнездятся ласточки под стрехой.
    В колчане стрелы Купидона,
    Будто птенцы спешат с потехой.
    (Ласточкино гнездо)
  7. Я вот что скажу
    (пришипился в шепоте,
    Ей в радиоухо
    шепчу,
    жужжу):
    Я разагитировал вещи и здания.
    Мы -
    только согласия вашего ждем.
    Башня -
    хотите возглавить восстание?
    Башня -
    мы
    вас выбираем вождем!
    Не вам -
    образцу машинного гения -
    здесь
    таять от аполлинеровских вирш.
    (Эйфелева башня)
  8. В столице северной томится пыльный тополь,
    Запутался в листве прозрачный циферблат,
    И в темной зелени фрегат или акрополь
    Сияет издали – воде и небу брат.
    Ладья воздушная и мачта-недотрога,
    Служа линейкою преемникам Петра,
    Он учит: красота – не прихоть полубога,
    А хищный глазомер простого столяра.
    (Адмиралтейство)
  9. Он видит: окружен волнами,
    Над твердой, мшистою скалой
    Вознесся памятник. Ширяяся крылами,
    Над ним сидит орел младой.
    И цепи тяжкие и стрелы громовые
    Вкруг грозного столпа трикратно обвились.
    Кругом подножия, шумя, валы седые
    В блестящей пене улеглись.
    (Чесменская колонна)
  10. Венецианские порталы,
    Нептуна сеть, да Марса перст,
    Фруктово-рыбные развалы,
    Дворцов соседствующих спесь.
    Палаты дожей – зал тщеславья,
    Встречают сонм открытых ртов,
    Из камня высечен печалью
    Венец колонн, мостов и львов.
    (Дворец дожей на площади Святого Марка)

Седьмой тур. «Литература и техника, наука»

Время на выполнение – пять минут.

  1. Знаменитый сказочный вид транспорта, произведение ткацкого ремесла. (Ковер-самолоет)
  2. Этот термин, обозначающий «машину с человекоподобным действием», впервые ввел Карл Чапек. (Робот)
  3. В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях: подводные лодки, акваланги, телевидение, космические полеты. (Жюль Верн)
  4. Опираясь на современные научные концепции, этот классик научной фантастики создал знаменитые произведения «Человек-невидимка», «Машина времени». (Г. Уэллс)
  5. В названии произведения Р. Блэдбери точно указана температура, при которой горит бумага. («451° по Фаренгейту)
  6. Этот осветительный прибор в одноименном рассказе А. Грина стал причиной пари. («Зеленая лампа)
  7. «Покамест в утреннем уборе,
    Надев широкий боливар,
    Онегин едет на бульвар
    И там гуляет на просторе,
    Пока недремлющий брегет
    Не позвонит ему в обед».
    А что такое брегет?
    (Часы, марка швейцарских часов)
  8. В этом стихотворении говорится о строительстве технического чуда того времени, которое стало тяжелым испытанием для простого народа. («Железная дорога»)
  9. Чтобы сбежать из плена, герою повести пришлось постараться отвлечь внимание своих надзирателей, а помог ему в этом фейерверк. (Иван Флягин из «Очарованного странника»)
  10. Герои какого произведения знаменитых писателей-юмористов являлись участниками автопробега на машине «Антилопа»? («Золотой теленок»)
  11. Электронный мальчик, клон простого подростка, преуспевающий во многих науках, искусстве и спорте. (Электроник)
  12. Этим странным подводным аппаратом управлял Капитан Немо. Как назывался аппарат? (Наутилус Помпилиус)
  13. Назовите главных механиков Цветочного города из книги «Приключения Незнайки и его друзей» (Винтик и Шпунтик)
  14. Сломанная заводная кукла была заменена настоящей девочкой Суок в сказке Ю. Олеши. О какой сказке идет речь? («Три толстяка»)
  15. Англичане сделали стальную крошечную блоху, чудо английской механики, а русские ее подковали. А что могла делать эта блоха до того, как ее подковали? (Танцевать)
  16. В сказке «Городок в табакерке» мальчик путешествовал по волшебной стране и узнал, как устроена табакерка, которая по сути была… (Музыкальной шкатулкой)
  17. Декоративный инструмент для колки орехов стал главным героем знаменитой сказки Гофмана. (Щелкунчик)
  18. Поэты этого направления зачастую воспевали технический прогресс:
    «Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
    Ветропросвист эксплессов! Крылолет буеров!»
    Как называлось данное направление?
    (Футуризм)
  19. Кем по профессии был папа Карло, отец Буратино? (Шарманщик)
  20. Знаменитый роман А. Беляева «Звезда КЭЦ» повествует об освоении космоса. А как расшифровывается аббревиатура КЭЦ? (Константин Эдуардович Циолковский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по географии "Географический калейдоскоп"

Ученикам всегда интереснее изучать науку за пределами учебника...

План декады «Химический калейдоскоп»

План декады «Химический калейдоскоп»14.10.10 -24.10.10Девиз: «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» (Леонардо да Винчи)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"

Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество  разнообразных форм деятельности  на урок...

"Музыкальный калейдоскоп"

Конспект игры по музыке в 3 классе....

Технология "Калейдоскоп"

Благодаря технологии "Калейдоскоп" в  каждой малой группе в процессе  взаимодействия образуется эффект синергии.  Взаимодействуя в творческом союзе,  ученики находятся в соотношени...

Сценарий "Калейдоскоп ТV"

Вас приветствует телевизионный канал «Калейдоскоп TV». Итак в эфире « Телеанонс». Сегодня в программе: «Там- Там новости»,  «Пока все в школе», «Счастливый школьный случай», «Очумелые ручк...

Спортивный калейдоскоп

Сценарий спортивного праздника в школе...