Игра "Литературный калейдоскоп"
методическая разработка (10 класс) на тему
Данная интеллектуальная игра позволяет учащимся расширить свой кругозор, обобщить свои знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_kaleydoskop.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игры
«Литературный калейдоскоп»
Для участия в игре формируются смешанные, разновозрастные команды из учащихся 9-10-х классов. Задание выдается каждой команде. После сигнала об окончании времени обдумывания капитан команды сдает листок с ответом члену жюри. После сдачи всех листов с ответами объявляется правильный ответ. По окончании игры члены жюри подсчитывают количество правильных ответов каждой команды и объявляют победителя.
Первый тур. «Литература и история»
Время на выполнение – пять минут.
- Великий русский поэт, который, работая над произведением, повествующим об одном из народных восстаний, пришёл к такому выводу: «Не приведи, Господь, увидеть русский бунт». (А.С. Пушкин)
- Поэт, сосланный на Кавказ за свои стихотворения, принимал активное участие в Кавказской войне 30-40-х гг. XIX столетия. Полк под его началом «будто блуждающая комета, появляется на поле брани в самых опасных местах». (М.Ю. Лермонтов)
- Писатель, с детства мечтавший о времени, когда все люди ощутят себя братьями. Он был участником Крымской войны и военных действий на Кавказе, после чего возненавидел любую войну. Но именно войне посвящено его самое знаменитое произведение. (Л.Н. Толстой)
- Летопись – это исторический и литературный памятник Древней Руси. А как начиналась каждая новая запись в летописи? Переведите на язык летописи: «в году таком-то». (В лето такое-то)
- «Годы летят, а история моя ползет», - так шутил писатель, создавая «Историю государства Российского». Но многие его знают как автора произведений «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь». (Н.М. Карамзин)
- Поэт-декабрист, как настоящий романтик, воспевал в своих произведениях славное историческое прошлое России и ее героев, таких как Ермак, Иван Сусанин. (К. Рылеев)
- О каком сражении идет речь:
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой кровавый…» (Бородинское сражение)
- И лингвист, и поэт, и физик, и математик, и историк. Недаром знаменитый МГУ гордо носит его имя. (М.В. Ломоносов)
- Н.В. Гоголь был некоторое время преподавателем истории, читал лекции о Риме. Но его самое известное произведение посвящено украинской истории. («Тарас Бульба»)
- Этот поэт-баснописец вошёл в историю не только СССР, но и постсоветской России как автор слов гимнов Советского Союза и Российской Федерации. (С. Михалков)
- О какой войне идёт речь в стихотворении:
«Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые
Свинцовые, пороховые» (Великая Отечественная война 1941-1945 гг.) - Какой царь возглавлял русское войско в описываемом сражении?
«И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскалённым,
Стеной живою отражённым,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча». (Петр I) - Знаменитый роман «Цусима» А.С. Новикова-Прибоя повествует об эпизодах этой войны. Какой? (Русско-японская война)
- В трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события перехода Смуты, польско-шведской интервенции. А какая польская графиня, историческая личность, стала героиней этой трагедии? (Марина Мнишек)
- «Задонщина», памятник древнерусской литературы, посвящена Донскому, или Мамаеву побоищу. Эту битву мы знаем по другому названию, которое дал ей Н.М. Карамзин. Назовите битву. (Куликовская битва)
- Джон Рид, американский журналист, написал книгу «Десять дней, которые потрясли мир», которая посвящена этому историческому событию XX века. (Октябрьская революция 1917 г.)
- Какая эпоха отображена в историческом романе А.К. Толстого «Князь Серебряный»? (Эпоха Ивана Грозного)
- Трилогия А.Н. Толстого повествует о нелегкой судьбе русской интеллигенции в эпоху Великой Октябрьской революции 1917 года. Название произведения можно узнать, если вспомнить фразеологизм, имеющий значение «тяжелые испытания, следующие одно за другим». («Хождение по мукам»)
- «Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России -
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
кровавый отсвет в лицах есть».
О какой войне говорит А. Блок в этом стихотворении? (Первая мировая война) - Роман А.Н. Степанова описывает события русско-японской войны, точнее, рассказывает о многомесячной обороне крепости, города-порта. Назовите роман. («Порт-Артур»)
Второй тур. «Литература и математика»
За три минуты командам необходимо вставить в названия пропущенные числительные.
- Арабские сказки «…и одна ночь». (Тысяча)
- Э.М. Ремарк «… товарища». (Три)
- С.Я. Маршак «… месяцев». (Двенадцать)
- В.А. Жуковский «… пояса». (Три)
- Ф. Искандер «… подвиг Геракла». (Тринадцатый)
- Р.Д. Бредбери «…. Градус по Фаренгейту». (Четыреста пятьдесят один)
- А. Дюма «… лет спустя». (Десять или двадцать)
- А.П. Чехов «Палата №…». (Шесть)
- А.М. Волков «…. подземных королей». (Семь)
- У. Шекспир «… ночь». (Двенадцатая)
- А.Н. Рыбаков «… и другие годы». (Тридцать пятые)
- Жюль Верн «…лье под водой». (Двадцать тысяч)
- И. Ильф и Е. Петров «… стульев». (Двенадцать)
- Г.Я. Бакланов «Июль … года». (Сорок первого)
- Д. Толкиен «… башни». (Две)
- Е. Шварц «… брата» (Два)
- А.И. Солженицын «… день из жизни Ивана Денисовича». (Один)
- А. Кристи «… негритят». (Десять)
- Ю.К. Олеша «… толстяка». (Три)
- П. Коэльо «… минут». (Одиннадцать).
Третий тур. «Литература и география»
Время на выполнение – три минуты. Задание командам: восстановите название художественного произведения. Помните: в каждом названии пропущен географический объект, название объекта или слово, связанное с географическим положением того или иного объекта.
- А.Н. Радищев «Путешествие из … в ...» (Петербурга, Москву)
- В.И. Лихоносов «Наш маленький…» (Париж)
- Н.А. Некрасов «Кому на… жить хорошо» (Руси)
- А.В. Вампилов «Прошлым летом в…» (Чулимске)
- И.А. Бунин «Господин из…» (Сан-Франциско)
- А.С. Пушкин «Домик в…» (Коломне)
- Н.В. Гоголь «Вечера на Хуторе близ…» (Диканьки)
- А.А. Блок «На поле…» (Куликовом)
- В.П. Распутин «Прощание с…» (Матерой)
- Т. Драйзер «… трагедия» (Американская)
- А. Кристи «Убийство на…» (Ниле)
- Э. Сю «… тайны» (Парижские)
- «Сказание о … киселе» (Белгородском)
- В.П. Астафьев «Васюткино…» (Озеро)
- М.А. Шолохов «Тихий…» (Дон)
- П. Коэльо «Пятая…» (Гора)
- В.Я. Шишков «Угрюм-…» (река)
- «Повесть о разорении… Батыем» (Рязани)
- В.П. Некрасов «В окопах…» (Сталинграда)
- К.Д. Воробьев «Убиты под…» (Москвой)
Четвертый тур. «Литература и кино»
Каждой команде выдаётся карточка, на одной половине которой перечислены названия художественных фильмов, на другой – литературные произведения. За пять минут необходимо соотнести литературное произведение и фильм, который был снят на этой литературной основе. На листе для жюри достаточно будет написать пары номеров, под которыми произведения записаны на карточках.
Правильные ответы: 1-5, 2-6, 3-7, 4-16, 5-19, 6-1, 7-8, 8-20, 9-2, 10-3, 11-12, 12-18, 13-13, 14-14, 15-4, 16-11, 17-9, 18-15, 19-10, 20-17.
Художественные фильмы | Литературные произведения |
1. «Мой ласковый и нежный зверь» | 1. И.С. Тургенев «Вешние воды» |
2. «Жестокий романс» | 2. А. Кристи «Карман, полный ржи» |
3. «Инкогнито из Петербурга» | 3. Д. Лондон «Неожиданное» |
4. «Русский бунт» | 4. М. Зузак «Книжный вор» |
5. «Табор уходит в небо» | 5. А.П. Чехов «Драма на охоте» |
6. «Поездка в Висбаден» | 6. А.И. Островский «Бесприданница» |
7. «Сталкер» | 7. Н.В. Гоголь «Ревизор» |
8. «Шпион» | 8. Братья Стругацкие «Пикник на обочине» |
9. «Тайна Черных дроздов» | 9. Э.Р. Берроуз «Принцесса Марса» |
10. «По закону» | 10. У. Фолкнер «Пилон» |
11. «Миллионер из трущоб» | 11. А. Ральстон «127 часов. Между молотом и наковальней» |
12. «Искусственный разум» | 12. В. Сваруп «Вопрос – ответ» |
13. «Черная дыра» | 13. А. Азимов «Приход ночи» |
14. «Отель Мэриголд: лучший из экзотических» | 14. Д. Моггак «Эти глупые вещи» |
15. «Воровка книг» | 15. С. Кинг «Цикл оборотня» |
16. «127 часов» | 16. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» |
17. «Джон Картер» | 17. Р. Брэдбери «Марсианские хроники» |
18. «Серебряная пуля» | 18. Б. Олдис «Суперигрушек хватает на все лето» |
19. «Запятнанные ангелы» | 19. М. Горький «Макар Чудра» |
20. «Тринадцатый апостол» | 20. Б. Акунин «Шпионский роман» |
Пятый тур. «Литература и медицина»
Время на выполнение – пять минут.
- Назовите самого известного сказочного доктора. (Айболит)
- Кто из русских писателей-юмористов имел псевдонимы «Врач без пациентов», «Человек без селезенки». (А.П. Чехов)
- Русский писатель, нобелевский лауреат, который одолел страшный недуг – рак, впоследствии появился его роман «Раковый корпус». (А.И. Солженицын)
- Как звали доктора из произведения Н. Носова «Приключения незнайки и его друзей»? (Пилюлькин)
- Вторая профессия этого писателя помогла правдоподобно создать образ профессора Преображенского (М.А. Булгаков)
- Знаменитый роман Б. Пастернака принес автору не только мировую славу, но и нобелевскую премию. («Доктор Живаго»)
- Доктор Сальваторе создал это странное существо: оно могло находиться как на суше, так и в воде. (Человек-амфибия)
- Путешествуя по России, этот писатель принял роды у одной крестьянки. Данный факт лег в основу рассказа «Рождение человека». (М. Горький)
- У знаменитого сыщика, героя книг К. Дойля, был верный спутник и товарищ. Назовите его. (Доктор Ватсон)
- Этот персонаж романа Тургенева был врачом, как и его отец. (Базаров)
- Этот рассказ повествует о духовной деградации провинциального врача, доктора Старцева («Ионыч»)
- Этот персонаж гоголевской комедии является уездным доктором, имеет «говорящую» фамилию. (Гибнер)
- Дружбу Печорина с этим доктором можно обозначить как «дружбу умов». (Вернер)
- В одном из эпизодов романа «Война и мир» военный хирург целует своих пациентов. В какой момент это происходит? (После операции)
- Как Феврония, героиня древнерусской повести, стала княгиней и женой Петра Муромского? (Она вылечила его от тяжелой болезни)
- Предшественницей этой знаменитой книги Беляева была новелла немецкого писателя Карла Грунерта «Голова мистера Стейла». («Голова профессора Доуэля»)
- Главный герой романа использует свои знания анатомии и хирургии для создания человеческого существа из фрагментов мертвых тел. В результате получилось чудовище, которого стали называть по фамилии доктора, его создавшего. («Франкинштейн»)
- Главный герой мольеровской комедии постоянно придумывает себе новые болезни, от которых впоследствии лечится. Назовите пьесу. («Мнимый большой»)
- Образ какого великого русского хирурга, доктора, педагога появляется на страницах знаменитого рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»? (Н.И. Пирогова)
- В рассказе А.П. Чехова все подбирали «лошадиную фамилию» зубного доктора, которую никак не мог вспомнить приказчик. Только когда вылечили зуб генерал-майору, приказчик фамилию вспомнил. Назовите эту фамилию. (Овсов)
Шестой тур. «Литература и архитектура»
Время на выполнение – пять минут. Задание командам: «Какое архитектурное произведение искусства описывается в данных строках?»
- Где римский судия судил чужой народ
Стоит базилика, и – радостный и первый -
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом дуб, и всюду царь – отвес.
(Собор Парижской Богоматери) - Слезам, оплакивающим любовь, ты пожелал придать вечную жизнь … Ты поймал время в сеть красоты, и бесформенную смерть увенчал бессмертием формы. Тайну, которую ты в ночной тиши поведал на ушко любимой, хранит теперь камень в вечном молчании своем. … мрамор все еще шепчет звездам: «Я помню».
(Тадж-Махал) - Белый, легкий, устремленный ввысь -
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник чтя, не думая о славе.
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.
(Церковь (Храм) Покрова на Нерли) - Утонем в радуге корон,
Зеркал и гобеленов
И на себя применим трон,
служивший поколеньям.
Увидим лучших мастеров
Картины, фрески, залы,
Газонов стриженый покров,
Фонтаны и каналы.
Не так ли поразился царь:
«Сие совсем не худо!»
(Версаль) - О, Символ Рима! Гордое наследство,
Оставленное времени и мне
Столетиями пышных властолюбцев!
О, наконец-то, наконец я здесь!
Усталый странник, жаждавший припасть
К истоку мудрости веков минувших,
Смиренно я колени преклоняю
Среди твоих камней, и жадно пью
Твой мрак, твое величие и славу.
(Колизей) - С улыбкой мыса Ай-Тодора,
Рассвет сияет перламутром.
Встречает новый день Аврора…
Прозрачным, теплым, летним утром.
Забыв интриги Посейдона,
Гнездятся ласточки под стрехой.
В колчане стрелы Купидона,
Будто птенцы спешат с потехой.
(Ласточкино гнездо) - Я вот что скажу
(пришипился в шепоте,
Ей в радиоухо
шепчу,
жужжу):
Я разагитировал вещи и здания.
Мы -
только согласия вашего ждем.
Башня -
хотите возглавить восстание?
Башня -
мы
вас выбираем вождем!
Не вам -
образцу машинного гения -
здесь
таять от аполлинеровских вирш.
(Эйфелева башня) - В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали – воде и небу брат.
Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота – не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
(Адмиралтейство) - Он видит: окружен волнами,
Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник. Ширяяся крылами,
Над ним сидит орел младой.
И цепи тяжкие и стрелы громовые
Вкруг грозного столпа трикратно обвились.
Кругом подножия, шумя, валы седые
В блестящей пене улеглись.
(Чесменская колонна) - Венецианские порталы,
Нептуна сеть, да Марса перст,
Фруктово-рыбные развалы,
Дворцов соседствующих спесь.
Палаты дожей – зал тщеславья,
Встречают сонм открытых ртов,
Из камня высечен печалью
Венец колонн, мостов и львов.
(Дворец дожей на площади Святого Марка)
Седьмой тур. «Литература и техника, наука»
Время на выполнение – пять минут.
- Знаменитый сказочный вид транспорта, произведение ткацкого ремесла. (Ковер-самолоет)
- Этот термин, обозначающий «машину с человекоподобным действием», впервые ввел Карл Чапек. (Робот)
- В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях: подводные лодки, акваланги, телевидение, космические полеты. (Жюль Верн)
- Опираясь на современные научные концепции, этот классик научной фантастики создал знаменитые произведения «Человек-невидимка», «Машина времени». (Г. Уэллс)
- В названии произведения Р. Блэдбери точно указана температура, при которой горит бумага. («451° по Фаренгейту)
- Этот осветительный прибор в одноименном рассказе А. Грина стал причиной пари. («Зеленая лампа)
- «Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не позвонит ему в обед».
А что такое брегет? (Часы, марка швейцарских часов) - В этом стихотворении говорится о строительстве технического чуда того времени, которое стало тяжелым испытанием для простого народа. («Железная дорога»)
- Чтобы сбежать из плена, герою повести пришлось постараться отвлечь внимание своих надзирателей, а помог ему в этом фейерверк. (Иван Флягин из «Очарованного странника»)
- Герои какого произведения знаменитых писателей-юмористов являлись участниками автопробега на машине «Антилопа»? («Золотой теленок»)
- Электронный мальчик, клон простого подростка, преуспевающий во многих науках, искусстве и спорте. (Электроник)
- Этим странным подводным аппаратом управлял Капитан Немо. Как назывался аппарат? (Наутилус Помпилиус)
- Назовите главных механиков Цветочного города из книги «Приключения Незнайки и его друзей» (Винтик и Шпунтик)
- Сломанная заводная кукла была заменена настоящей девочкой Суок в сказке Ю. Олеши. О какой сказке идет речь? («Три толстяка»)
- Англичане сделали стальную крошечную блоху, чудо английской механики, а русские ее подковали. А что могла делать эта блоха до того, как ее подковали? (Танцевать)
- В сказке «Городок в табакерке» мальчик путешествовал по волшебной стране и узнал, как устроена табакерка, которая по сути была… (Музыкальной шкатулкой)
- Декоративный инструмент для колки орехов стал главным героем знаменитой сказки Гофмана. (Щелкунчик)
- Поэты этого направления зачастую воспевали технический прогресс:
«Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист эксплессов! Крылолет буеров!»
Как называлось данное направление? (Футуризм) - Кем по профессии был папа Карло, отец Буратино? (Шарманщик)
- Знаменитый роман А. Беляева «Звезда КЭЦ» повествует об освоении космоса. А как расшифровывается аббревиатура КЭЦ? (Константин Эдуардович Циолковский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по географии "Географический калейдоскоп"
Ученикам всегда интереснее изучать науку за пределами учебника...
План декады «Химический калейдоскоп»
План декады «Химический калейдоскоп»14.10.10 -24.10.10Девиз: «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» (Леонардо да Винчи)...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности на урок...
"Музыкальный калейдоскоп"
Конспект игры по музыке в 3 классе....
Технология "Калейдоскоп"
Благодаря технологии "Калейдоскоп" в каждой малой группе в процессе взаимодействия образуется эффект синергии. Взаимодействуя в творческом союзе, ученики находятся в соотношени...
Сценарий "Калейдоскоп ТV"
Вас приветствует телевизионный канал «Калейдоскоп TV». Итак в эфире « Телеанонс». Сегодня в программе: «Там- Там новости», «Пока все в школе», «Счастливый школьный случай», «Очумелые ручк...
Спортивный калейдоскоп
Сценарий спортивного праздника в школе...
- Мне нравится (1)