Сценарий литературного вечера бардовской поэзии
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Терских Наталья Анатольевна

Сценарий литературного вечера бардовской поэзии расчитан на внеклассное мероприятие и охватывает учащихся 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnogo_vechera_bardovskoy_pesni.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно - музыкального вечера бардовской песни на тему:

«Негромкая мелодия души».

МБОУ СОШ №16 г. Ногинска

Ул. Юбилейная д.3

Автор: Терских Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

14.05.1963 года рождения,

стаж работы 23 года,

8(968)005-71-37, natali_terskikh7@mail.ru 

Сценарий литературного вечера бардовской песни на тему:

«Негромкая мелодия души».

1выступающий.

Я расскажу вам притчу.

« Ещё задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которых называли кельтами, своих мудрых учителей они называли друидами.

 Друиды объединили  Галлию и Британские острова религиозно-национальной связью. Среди них были не только служители и проповедники священного вероучения, знатоки священных обрядов, но и законоведы, судьи и врачи. Те, кого принимают в братство друидов, постигали у жрецов искусство письма, врачевания, арифметику, астрономию. Обучение длилось около 20 лет.

2 выступающий (сопровождение презентации «Народные певцы и их инструменты»)

Среди друидов были люди, которых называли «барды». Они сопровождали войска во время походов, своими песнями поднимая их воинственный дух, поддерживая в сердцах народа воспоминания о славном прошлом, о древних народных преданиях. Однако с установлением христианской веры поэзия бардов начала меняться: национальные вероучения и новая вера смешались в их песнях.

Сословие певцов-бардов исчезло очень давно. Но, видимо, не зря все лучшие традиции человечество передаёт из века в век - авторская песня не перестала существовать и в наше время, более того, - получила огромное развитие.

3 выступающий.

Певец-сакральная фигура у всех народов: у кельтов-барды, у славян-баяны, гусляры, у народов Кавказа-ашуги, в Средней Азии - акыны.

Часто налегке, с одной гитарой или другим, своим, национальным инструментом уходили они в путь.

Бардовская песня, или авторская  (как назвал её впервые Владимир Высоцкий) - это поэтическое направление, возникшее в конце 1950-х годов.  Родоначальниками этого жанра стали Юрий Визбор и Булат Окуджава.

Впитав в себя свободолюбивый дух эпохи 1960-х годов, бардовская песня проповедовала патриотизм, любовь к природе, святость дружбы и презрение к мещанскому уюту.

Звучит запись песни Владимира Высоцкого «Я не люблю» в авторском исполнении.

Эта песня - своеобразный кодекс чести, программа жизни для  людей, выбравших этот жанр главным в своём творчестве.

4 выступающий.

В чём разница между эстрадной песней и авторской? В том, что эстрадная песня-это развлекательная песня, явление музыкальное. А авторская песня-явление литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей. Авторская песня родилась из серьёзных раздумий о жизни человека,  может быть, трагических, острых сюжетов, из клокотания души. Она выражает внутренний мир человека, взгляды на окружающих людей, на политику. Не случайно этот жанр очень раздражал власть, а лучшие барды оказывались в опале.

5 выступающий читает наизусть стихотворение В. Высоцкого «Песня певца у микрофона» (сопровождается презентацией о бардах)

6 выступающий исполняет под гитару песню В.Высоцкого «Спасите наши души»

7 выступающий.

Бардовские песни могут быть различных жанров: гимны, элегии, шуточные зарисовки, баллады, песни - спектакли, песни, репортажи, пародии, стилизации и т.д.

Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников». Это Юрий Визбор, Юлий Ким, Ада Якушева, Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Александр Городницкий и многие другие.

Бесспорным лидером бардов-шестидесятников стал певец «детей Арбата» Булат Окуджава - поэт, первый взявший в руки гитару. Его стихи очень романтичны, задушевны, не предназначены для большой аудитории. Его песни не только несли людям правду, поднимали глобальные проблемы, но и рассказывали о том, что находится рядом, рассказывали о самом обыденном. Он мог уловить, подметить то в жизни, что ещё другим было не ясно, он предчувствовал изменения, ожидающие людей, может быть, поэтому его стихи печальны, но это «бодрящая печаль», печаль и утешение одновременно.

8 выступающий читает наизусть стихотворение Б. Окуджавы «Живописцы»

Звучит запись песни «Ах, Арбат, мой Арбат…» в исполнении автора.

9 выступающий.

В авторской песне автор - и сочинитель текста, и автор музыки, и исполнитель, и аккомпаниатор. Однако главным является текст, поэтому авторская песня и создавалась поэтами (поющими поэтами). Текст определял и музыку, и манеру исполнения. В обычной же массовой песне (шлягере), как сказал современный композитор Игорь Крутой, важен прежде всего «мотивчик», то есть музыкальная сторона. Для поэта-исполнителя своих песен мелодия и ритм не являются самоцелью: они служат средством усиления выразительности стиха.

Звучит стихотворение Высоцкого «О переселении душ».

10 выступающий.

Массовая песня – жанр, официально поощряемый властями. Поклонниками же авторской песни стали в первую очередь люди, уставшие от искусства официозного, искажавшего действительность.

Раскрепощённость, независимость мнений, камерность, сосредоточенность на личных чувствах и переживаниях - это то, что объединяло создателей авторской песни. Бардовские песни нередко исполнялись от лица людей разных профессий, национальностей. Эти песни объединяли людей в тесный круг друзей, под них можно было даже танцевать.

2 пары танцуют вальс под музыку из кинофильма «Москва слезам не верит».

Особая тема в творчестве бардов - война. Булат Окуджава ушёл на фронт добровольцем,  был тяжело ранен, в нём навсегда поселилось воспоминание о войне, а тема войны осталась главной в его творчестве. Песня Б. Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал» стала поистине народной.

В сопровождении гитары группа учащихся исполняет эту песню.

11 выступающий.

Владимир Высоцкий, человек, которому воевать не довелось, написал много песен о войне. Война, как известно, ярче всего раскрывает, обнажает то, что до поры скрывалось в душе человека, и этим тоже объясняется интерес поэта к военной теме.

Ученик читает стихотворение «Он не вернулся из боя».

Ученик читает стихотворение «Про Серёжку Фомина».

Звучит запись песни «Штрафные батальоны» в исполнении автора.

«Поэт в России больше, чем поэт,»-сказал Е. Евтушенко. Поэт - певец-тем более. В музыкальном отношении авторская песня чаще всего очень проста: она опирается на тот слой расхожих, легко узнаваемых и любимых интонаций, который бытовал в среде её обитания и складывался из самых  разнообразных источников. Среди них были бытовой романс, студенческий и дворовый фольклор, народная песня, популярная танцевальная музыка и новое направление в музыкальной России, РОК, ярким представителем которого стал Виктор Цой.

Лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве Сергея Никитина, Александра Дольского, А. Розенбаума, Вероники Долиной, бард-рокеров А. Макаревича, Б. Гребенщикова. Но остановимся более подробно на творчестве Виктора Цоя.

12 выступающий.

Все песни В. Цой сочинял сам. В отрыве от музыки слова кажутся довольно простыми. Но это были не стихи, а именно тексты песен. Особенным в них было то, что романтические и высокие образы сочетались с реалистичными, бытовыми миниатюрами из жизни. Почти каждое слово в песне было символом и несло двойной смысл. Сначала темами творчества становились какие-то личностные проблемы, переживания. Позже настроение песен переходит к чему-то глобальному, важному не только автору, но и всем остальным. И чувствуется, что устами Цоя поёт всё поколение.

Самой узнаваемой песней по праву можно считать песню «Звезда по имени Солнце». Весь текст - сплошная метафора. Этот приём является главным в творчестве поэта.

В сопровождении гитары ребята исполняют песню «Звезда по имени Солнце».

Солнце в этой песне олицетворяет Истину, реальную жизнь, то, что скрыто от человека. Грустный образ современного мира представлен в виде контраста «чёрного» и «серого» цветов. Чёрный цвет - один из любимых цветов поэта. «Облака» и «жёлтый дым» - это и есть та ложь, которой живёт страна, то, что закрывает её от Солнца. Через всё стихотворение проходит тема духовной войны-войны человека с самим собой, войны добра со злом, справедливостью с ложью. Её точка отсчёта совпадает с появлением новой эры (И две тысячи лет война), что означает естественность и необратимость данного явления.

В центре внимания Цоя бунтарь - человек, недовольный ложным образом жизни, протестующий против всего, что вызывает сомнение. Он обречён на раннюю смерть. Герой сумел достичь в своей жизни той отметки, границы, за которой скрывается реальность, он приблизился к Солнцу, но не смог выдержать его слепящей энергии и погиб.

Добраться до источника света и тепла возможно лишь умея летать. «Летать»-это высоко мыслить, думать, как философ. Мысли - это и есть крылья. Люди, подобные Цою, не бояться летать, идти всегда вперёд. Виктор Цой умел «летать», и многие другие люди благодаря ему тоже этому научились. Он ушёл от нас, исполнив свою миссию: он увидел это Солнце и рассказал  нам о нём.

Чтение стихотворения В. Цоя «Хочу перемен».

Всё творческое наследие Цоя насчитывает более 300 песен, не считая стихотворений, которые не вошли ни в один альбом или сборник. На этих песнях выросло поколение наших родителей, но они по-прежнему вызывают интерес у молодых людей, которые стремятся к правде и добру, которые хотят перемен.

Подводя итоги нашей встречи, хочется сказать, что бардовская песня переживала немало взлётов и падений, путь к известности поэтов-бардов не был усыпан розами. Барды поют свои стихи народу и не ждут за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения собеседники за приятный разговор между собой.

Послушаем в записи авторское исполнение Олегом Митяевым его песни «Давай с тобой поговорим»  

В действительности авторская песня не для каждого: она заставляет задуматься, открывает глубинные тайны и чувства, она помогает с иронией, грустью, тоской выразить те мысли, которые трудно передать словами. С 1968 года под Самарой регулярно проводится фестиваль авторской песни, получивший название «Грушинский» в честь студента Куйбышевского авиационного института Валерия Грушина, который погиб во время турпохода по реке Уде (Сибирь), спасая начальника метеостанции реки Хадома Константина Третьякова и его детей. Нынешний фестиваль собирает десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Чтение наизусть стихотворения Валентина Гафта «Хулиганы».

Список использованной литературы.

  1. В.С. Высоцкий – Клич. – К.: Красноярское книжное издательство, 1998.
  2. Иванова Е.В.- Русская поэзия второй половины 20 века. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  3. Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. - Литературные вечера 7-11 классы – М.:ВАКО, 2006
  4. https://infourok.ru/scenariy-literaturnomuzikalnogo-vechera-vecher-bardovskoy-pesni-868985.html
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%BE%D0%B9,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  6. http://lib.ru/KSP/okudzhava.txt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.В Мутыгулина Сценарий литературного вечера "Бардовская песня"

Данный сценарий предназначен для учителей литературы, рассчитан на учащихся 11-х классов, посвящён биографии и творчеству Б. Окуджавы и В.Высоцкого...

Сценарий литературного вечера, посвящённого поэзии Роберта Бёрнса.

Сценарий литературного вечера, посвящённого поэзии Роберта Бёрнса....

"Негромкая мелодия души" (вечер бардовской поэзии)

Данная литературная гостиная позволит прикоснуться к удивительному миру бардовской поэзии. Ребята узнают о жизни и творчестве известных поэтов-бардов: О.Митяева, А.Розенбаума, В. Долиной, Ю.Кима...

Сценарий литературного вечера «Поэзия – прекрасная страна»

Формируется общекультурная компетентность учащихся через восприятие поэзии....

Сценарий литературного вечера на трех языках « Магия поэзии Тукая/ The Magic of Tukay\'s Poetry/ Тукайныӊ тылсымлы поэзиясе»

Сценарий внеклассного мероприятия разработан для учащихся 2 б класса начальной школы. Материал полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе с этнокультурным компонентом. Данному ли...

Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни «Женщины-поэты ХХ века», 9-11 кл.

Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни воспитанниц 10-х классов «Женщины-поэты ХХ века»Ты — женщина, ты &m...

Сценарий школьного вечера авторской поэзии «Зарифмованный мир» (целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего школьного возраста, воспитанники литературных студий, поэтических кружков, начинающие поэты и прозаики)

Сценарий школьного вечера авторской поэзии «Зарифмованный мир» (отчётный концерт детской литературной студии МБОУ УСОШ №4 «Зеркало души»).Примечание: при создании сценария испо...