Статья "Воспитание толерантности у обучающихся во внеклассной работе по истории и обществознанию"
статья (9 класс) на тему

На примере деловой игры для 9-х классов "Толерантность: мы разные, но мы вместе" обобщён опыт работы по воспитанию толерантности у обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_tolerantnosti.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

  средняя общеобразовательная школа № 466 Курортного района г. Санкт-Петербурга

                                       Статья «Воспитание толерантности

        у обучающихся во внеклассной работе по истории и

        обществознанию».

                                                                            Учитель истории и

                                                                           обществознания ГБОУ

                                                                           СОШ № 466 Карпова Н.А.

Увеличение объёма познавательной и образовательной информации, обрушивающейся на современных детей и подростков, - хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему всё интересно. Но проходит время, наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребёнка. В результате теряется интерес к учёбе.

      Как избежать этого, как сохранить свежесть детского восприятия? Вероятно, выход следует искать не только в повышении занимательности самого учебного материала, но и в активном привлечении обучающихся по предметам образовательного цикла.

     Совершенствование различных форм и методов внеклассных мероприятий способствует углублённому изучению программного материала, тренирует мыслительную деятельность, обогащает опыт самостоятельной исследовательской работы, формирует личность с активной жизненной позицией.

   Формы внеклассных мероприятий могут быть разными: игры, викторины, народные и календарные праздники, конференции. Я хочу подробно остановиться на таком внеклассном мероприятии, как игра.

 Тема игры «Толерантность: мы разные, но мы вместе.» Эта игра рассчитана на обучающихся 9-10 классов, может быть проведена во время предметной недели в школе. Готовясь к проведению игры, я исходила из того, что игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности обучающихся, должна вызывать у них положительные эмоции. Цели игры: воспитание обучающихся в духе толерантности, терпимости к другим точкам зрения, формирование критического отношения к источникам информации, овладение умениями познавательной, коммуникативной деятельности, умение работать с документами, СМИ.

   Форма игры: круглый стол. Предварительная подготовка: каждый класс выбирает страну, от имени которой он будет участвовать в работе круглого стола. От каждой страны  - три представителя: Президент или премьер-министр, глава парламента, министр иностранных дел. Секретариат: 3 ученика из старших классов. Представители прессы: 3 ученика из старших классов. Жюри: старшеклассники. Оформление игры: политическая карта мира, флаги, гербы стран-участниц. Ведущий игры: учитель (Генеральный секретарь ООН). В начале игры слово предоставляется «Генеральному секретарю ООН»: дамы и господа! Сегодня у нас-  Круглый стол. Что это означает? Идея «круглого стола» пришла к нам из раннего средневековья. В Англии был храбрый и могучий король Артур, совершивший много подвигов. Сказания о короле Артуре легли в основу многих средневековых поэм и романов. Из сказаний о короле Артуре пришла идея «круглого стола»: во время переговоров и совещаний она означала равноправие и достоинство каждого участника встречи. Это правило мы будем сегодня соблюдать. Все мы равноправные партнёры. А теперь послушайте план работы нашего круглого стола: 1.презентация о стране-участнице. (3 мин.) 2. Обсуждение вопросов, заявленных участниками круглого стола. (например, Россия – совместная борьба с международным терроризмом. (Сирия: необходимость совместных усилий всех стран для решения этой проблемы.) США: пути решения проблемы сокращения ядерных вооружений. Германия: проблема нелегальных эмигрантов. Китай: проблема истребления лесов. Финляндия: «Северный поток -2»: за и против. Франция: проблема Крыма. 3.Подведение итогов работы круглого стола, принятие совместной резолюции.)

    В ходе игры представители каждой страны не только объясняют суть проблемы, но и предлагают пути решения этой проблемы. После выступления представителей страны идёт обсуждение данной проблемы, выработка совместных решений, которые затем поступают в секретариат. После обсуждения всех проблем принимается большинством голосов общее решение, подготовленное секретариатом. Пока жюри подводит итоги работы круглого стола выступает пресса: даёт свою оценку работе круглого стола (что понравилось, что нет, над какими проблемами надо ещё работать, по каким вопросам уже достигнуты соглашения.) Жюри даёт оценку деятельности команд.

Затем учитель подводит итоги работы круглого стола. Выясняя у обучающихся смысл понятия «толерантность». В ходе беседы мы приходим к следующим выводам: толерантность – это искусство жить в мире разных людей и разных идей, это не уступка, не снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного мнения. Толерантность – это политика диалога и открытости. Толерантности надо учиться. Сегодня, в условиях глобализации мира, на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности: это идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам; это идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов, терпимости к чужим взглядам, образу жизни, поведению, обычаям, верованиям.

Используемая литература:

Внеклассные мероприятия по обществознанию8-11 классы.

М., издательство «Глобус», 2010г.

Н.А.Белибихина, Н.А.Смогленко , О.Г.Тихонова

История, 5-11 классы. Внеклассные мероприятия

Волгоград, издательство «Учитель», 2007 г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по истории и обществознанию

Методические рекомендации для  обучающихся  по выполнению практических работ по истории и обществознанию,Работа с источниками, учебной литературой...

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания

В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической ...

Проект и презентация по проблеме "Формирование этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на уроках истории и обществознания"

В разработке дан конкретный практический материал, способствующий решению остросовременной проблемы формирования этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на основе заданий по...

Опыт работы учителя истории и обществознания Донсковой И.А. «Я – гражданин будущего». Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов.

laquo;Я – гражданин будущего». Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов (с возможностью корректировки по итогам 9 класса и дополнениями на каждый ...