Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по истории и обществознанию
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ
1. Понять, как построена книга, ее структуру.
2. Отобрать самое важное, основное из содержания книги.
3. Работу с книгой желательно строить в три этапа:
- первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;
- второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;
- третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.
- Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.
Составление плана:
Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на частные. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением краткого наименования каждой части.
План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделяются на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизировать внимание.
Составление тезисов
Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.
Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:
- извлечение авторских тезисов из текста;
- формулирование основных положений своими словами и понятиями.
Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.
Выписки представляют собою факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением текста.
Конспектирование:
Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.
Конспект может быть тематическим, т.е. составленным по нескольким произведениям, работам, текстам и т.п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов.
Для составления тематического конспекта следует:
- осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и иных учебных материалов;
- составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;
- дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.
В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ПО КОНСПЕКТИРОВАНИЮ
- Заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом.
- Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.
- На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.
- Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.
- Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.
- Каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».
- Тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 96).
- Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.
- В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.
- Следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА О ВОЙНАХ
1. Причина и характер войны:
- основные противоречия, приведшие к войне;
- подготовка к войне, соотношение сил.
- планы сторон.
2. Ход войны (основные этапы):
- повод к войне и ее начало;
- основные этапы и главные сражения.
- окончание войны, условия мира, итоги.
3. Значение войны
(экономические, политические, социальные и др. последствия войны).
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
- Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
- Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
- Интересы какого класса выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
- Оценка результатов деятельности исторической личности.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА ПО РЕВОЛЮЦИИ
- Причины революции.
- Задачи революции («зеркально» причинам).
- Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
- Класс-гегемон (класс - руководитель данной революции).
- Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
- Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
- Итоги революции.
- Значение: а) международное; б) внутреннее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории в 9 классе
Материал для выполнения практических работ по истории в 9 классе...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию в 9 классе
Материал для выполнения практических работ по обществознанию в 9 классе...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории для 1,2 курса
Материалы выполнения практических работ по истории для 1,2 курса...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию для 1 курса, гр.17,18
Материалы для выполнения практических работ по обществознанию для 1 курса, гр.17,18...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории 1 курс гр.17,18
Материалы для выполнения практических работ по истории 1 гр.17,18...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории 27,28 гр.
Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории 27,28 гр....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/29/picture-1396365-1648560101.jpg)
Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории
Настоящие методические рекомендации составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) рабочей программы по истории и предназначены для орг...
Комментарии
Наталья Владимировна, спасибо