Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания
статья на тему
В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической деятельности: выделяет средства и методы форирования толерантности, этапы работы над проектом, примерные темы учебных проектов. В качестве конкретного примера представлен проект "Слово -лечит, слово-ранит".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анненкова Е.Н., учитель истории и обществознания,
зам.директора по УВР
МБОУ СОШ № 29 г.Хабаровска
«Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания»
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Б.Шоу
В 2005 году мне выпала счастливая возможность принять участие в международном проекте «Мозаика культур», проходившем под эгидой Европейского объединения ассоциаций преподавателей истории - Евроклио.
Кроме увлекательного путешествия из Хабаровска в Николаевск –на-Амуре, я соприкоснулась с иной , европейской культурой, пообщалась с коллегами, профессионалами своего дела и просто интересными людьми из разных уголков нашей страны и других государств.
Координаторами проекта «Мозаика культур» были:
- Йоке Ван Дер Лееув-Роорд, Нидерланды. Основатель Евроклио
- Хайберт Крайнс, Нидерланды, член секретариата Евроклио, автор публикаций по военной истории и преподаванию истории
- Дин Смарт, Англия, преподаватель истории в средней школе, преподаватель педагогического факультета Университета Вест оф Ингланд в Бристоле, специалист по проблемам оценивания в преподавании истории и по поликультурным отношениям и их отражению в учебниках.
- Александр Шевырев, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России 19-начала 20 века исторического факультета МГУ председатель МООПИ (межрегиональной общественной организации Объединения преподавателей истории)
- Тамара Эйдельман, Москва преподаватель истории гимназии №1567 г. Москвы
- Александр Фельдт, Архангельск, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Поморского государственного университета им. Ломоносова
- Ольга Юрьевна Стрелова, доктор педагогических наук, профессор Хабаровского педагогического университета.
Собственно все эти люди представляли проект «Мозаика культур» и учебное пособие, предназначенное для преподавания истории и обществознания в поликультурном обществе.
Цель проекта – развитие у школьников навыков, необходимых для жизни в поликультурном обществе, таких как толерантность, уважение ко всем культурам, способность выявлять стереотипы и предрассудки и успешно противостоять им.
Участие в международном проекте подтолкнуло меня к осознанию необходимости целеноправленной работы по формирования толерантности у учащихся на уроках истории и обществознания.
В современном мире как никогда актуально звучит проблема поликультурности (мультикультурности) в европейской и российской цивилизациях. Это ярко проявляется в духовном, экономическом, религиозном кризисе еврозоны и всего евроазиатского пространства.
Россия – как часть открытого мира сегодня находится в стадии становления национального государства, национального самосознания, самоидентификации каждого гражданина – «я – русский». Остро звучит вопрос о взаимоотношениях с другими народами, проживающими с нами по соседству или на территории нашего государства. Яркий пример – Дальний Восток, который переполнен мигрантами из соседних Азиатских государств и стран ближнего зарубежья.
Эти проблемы понятны государству и обществу. Они нашли своё отражение в национальной образовательной политике. Так, стратегия инновационного развития Российской Федерации (на период до 2020 года),
национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, ФГОС ООО в фундаментальном ядре содержания общего образования, четко определяют основную задачу образования – формирование у граждан толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Что же такое – «толерантность?».
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Толерантность как качество личности социологами Дж. Мидом и Г.Блумером трактуется как принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта.
Какова роль предметов «история» и «обществознание» в формировании толерантности?
Несомненно, уроки истории и обществознания способствуют формированию данного качества личности, а именно дают возможность:
- Признавать разнообразие позиций и мнений
- Воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей
- Способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений
- Формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания
- Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику
Таким образом, происходит понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Можно выделить условия и средства формирования толерантности.
Условия воспитания толерантности включают в себя:
подходы:
- деятельностный, (построение обучения через специально организуемую деятельность и общение детей)
- аксиологический (ценностный)
- компетентностный
и принципы:
- уважительного отношения к личности
- культуросообразности (необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка)
- принцип связи формирования толерантности с жизнью
К средствам формирования толерантности можно отнести:
- Конструирование содержания образования на уроках истории/обществознания (блоковое КТП, блочно-модульное обучение)
- Отбор методов и приёмов обучения на уроках истории/обществознания. Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося (сочетание проблемного, исследовательского и проектного методов обучения)
- Педагогическая поддержка учащихся (карточки-инструкции, алгоритмы, тренинговые упражнения, памятка)
- Организация образовательного пространства (сотрудничество с социальными партнёрами, реальное взаимодействие с окружающим миром)
- Экспериментальная деятельность в МБОУ СОШ № 29 по теме «Повышение уровня культуры субъектов – участников образовательного пространства»
В практической педагогической деятельности средством формирования толерантности для меня является Метод проекта. В проектной деятельности я моделирую ситуацию, которая дает возможность учащимся проявить толерантность, с опорой на личный опыт в активной социальной и познавательной деятельности, за счет чего достигаются метапредметные результаты обучения такие, как:
- овладение учащимися различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим, нравственным нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания на основе идей толерантности, с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной среде;
На каких этапах происходит формирование толерантности?
Этапы проектной деятельности:
- Организационно-подготовительная стадия: погружение в проект – формирование творческих групп, проблематизация, выработка правил работы в группе, разработка проектного задания (по выбору)
Мой опыт работы в русле проектного метода, поиск эффективных приемов и средств обучения учащихся привел к осознанию необходимости сочетания проектного и проблемного методов обучения, точнее сказать, к осознанию того, что сам проектный метод является продолжением идей проблемного обучения. Именно на стадии погружения в проект считаю целесообразным применение методических приемов создания проблемных ситуаций, использование метода «мозгового штурма». Выявление противоречий, выдвижение гипотез, поиск новых принципов решения проблемы помогают понять и принять ситуацию выбора и обоснование темы проекта.
- Разработка проекта (планирование): учащиеся формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе работы, составляется план деятельности, обсуждается форма представления результатов труда.
Данная стадия обеспечивает творчество, продуктивную деятельность, способствует сбору данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств) их анализу и синтезу.
- Технологическая стадия: (осуществление деятельности): самоактуализация; исследовательская, творческая, информационная деятельность; моделирование.
Происходит включение учащихся в исследовательскую деятельность, проверка выдвинутых ранее гипотез, осмысление результатов.
- Заключительная стадия: презентация и оценка результатов, рефлексия.
Учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми ранее формами, затем демонстрируют их (защита или презентация). В ходе защиты или презентации проекта учащиеся оценивают работу своих одноклассников по рейтинговой системе, критерии которой, выработаны коллегиально, совместно с учителем. Далее, самооценка результатов, процесса в целом, себя в нем с учетом мнения коллектива.
Как мы видим, на всех стадиях проектной деятельности происходит взаимодействие, а значит и взаимовлияние, точнее, взаимообогащение, саморазвитие и познание другой личности.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, преодоления трудностей, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, то есть активное взаимодействие с социальной средой. А это невозможно без толерантного сознания.
Вернемся к «Мозаике культур». Авторы проекта предложили одноименное учебное пособие. Оно может стать основой для элективного курса, в тоже время каждый тематический блок может быть использован по отдельности при изучении различных периодов истории России.
Принцип составления учебного пособия – блочно-модульный, что уже удобно для проектной деятельности. Книга снабжена множеством исторических источников. Отрывками из мемуаров, воспоминаний различных исторических личностей, статистическими данными, иллюстрациями. Предлагаю темы проектов, работа над каждым из них начинается с ключевого вопроса – так происходит погружение в проектную деятельность. Ученики должны сами увидеть проблему, выдвинуть гипотезы – найти пути решения.
Таблица 1.
Примерные темы проектов
Тема блока | Тема проекта |
1.Разнообразие в единстве | 1. Ключевой вопрос: Как может определяться национальная принадлежность человека? Может ли представление о ней меняться? Проект: Кто я, кто мы, кто они? 2. Ключевой вопрос: Как взаимодействуют в жизни людей культурные традиции и культурные контакты? Проект: Мы все - соседи 3. Ключевой вопрос: Какую роль играли межкультурные контакты в разные периоды истории России? Проект: Мы всегда были соседями |
2.Прстранная империя, или Империя пространства | 1. Ключевой вопрос: Как образуется империя? Проект: Территория и народы 2. Ключевой вопрос: Как отражается в присяге и гимне имперская идеология? Проект: Идеи и ценности империи |
3.Межи да грани, как мне быть с вами? | 1. Ключевой вопрос: Что влияет на заключение пограничных договоров и на отношение к ним современников и потомков? Проект: 1.Россия и Китай. Граница и жизнь рядом с ней. 2.Приграничные территории сегодня. |
4.Дороги и судьбы | 1. Ключевой вопрос: Какие проблемы возникают в результате принудительных миграций? Проект: 1.Вынужденные и принудительные миграции. 2.Депортации народов |
5.Религиозная палитра России |
Проект: Во что верят россияне? 2. Ключевой вопрос: Какие факторы влияют на конфессиональную политику властей? Проект: Российское государство и верующие: день вчерашний |
6.Город-единство непохожих |
Проект: Как возникает город 2. Ключевой вопрос: Как складывается население крупного индустриального города? Проект: Появление индустриального города |
7.Конфликты и их разрешение | 1. Ключевой вопрос: В чем проявляется дискриминация и как ее распознать? Проект: Дискриминация: опыт унижения 2. Ключевой вопрос: Почему так опасен язык «вражды»? От чего защищает толерантность? Проект: Слово лечит, слово ранит 3. Ключевой вопрос: Какие действия укрепляют межнациональное согласие в стране, а какие приводят к отчуждению народов? Проект: Образы соседства – будущее страны |
8.Диалог культур | 1. Ключевой вопрос: Мозаика культуры Проект: Моя культура – это хор или монолог? 2. Ключевой вопрос: Что позволяет людям понимать друг друга и что мешает взаимопониманию? Проект: Попробуем поговорить |
Таким образом, формирование толерантности на уроках истории и обществознания должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, способствовать развитию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.
Приложение 1.
Проект: Слово лечит, слово ранит.
Организационно-подготовительная стадия: погружение в проект
Ключевой вопрос: Почему так опасен язык «вражды»? От чего защищает толерантность?
Задание:
- Дайте заголовок к фотографии
- Напишите краткий комментарий (3-4 предложения), объясняющий отраженную на фотографии ситуацию от имени ее участников
Дополнительно:
«Язык вражды» - это одно из проявлений негативных стереотипов в межэтнических отношениях. Он может проявляться в разных формах – от обидного наименования этнической группы до призыва к геноциду. С использованием такого языка можно столкнуться не только в обыденной речи, но и в материалах СМИ, в исторических документах, публицистике, художественных произведениях и даже в исследованиях, претендующих на научность. Характерным для «языка вражды» является стремление обвинить в любых социальных проблемах и трудностях представителей какой-либо этнической или религиозной группы, создавая из нее «Образ врага» - объект для якобы «оправданной» дискриминации или насилия.
Для справки. Из «Мониторинга «языка вражды» в российских СМИ»: Наличие языка вражды в тексте (в широком смысле этого слова) определяется достаточно субъективно: (для его распознавания) нужно исходить из того, что было бы самому неприятно прочитать подобное высказывание об этнической или религиозной группе, к которой вы себя причисляете.
Поработайте в группе или паре, выполните задание.
Желательно зафиксировать ответы своих коллег. Обратитесь к тексту «Язык вражды». Попробуйте разделить все заголовки на две категории: использующие элементы «языка вражды» и не использующие такие элементы.
Вернемся к ключевому вопросу: Почему так опасен язык «вражды»? От чего защищает толерантность?
О какой проблеме мы с Вами сегодня говорили? Сформулируйте её.
ЛИТЕРАТУРА:
- Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1
- Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995.
- Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999.
- Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994.
- Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис,- 2000.
- Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996.
- Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект «Наша новая школа», модель «Российское образование -2020», ФГОС второго поколения в фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История» и «Обществознание») Формирование у граждан толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми , достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения Запрос государства и общества
- принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта Толерантность – как качество личности Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди . Б.Шоу
ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными , обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур , цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям Толерантность определение ООН
Признавать разнообразие позиций и мнений Уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику Готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов Роль предметов «История» и «Обществознание» в формировании толерантности осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
Условия и средства формирования толерантности принципы Условия Средства приемы подходы формы методы
Методологическая основа подходы: деятельностный, аксиологический (ценностный) компетентностный Философская основа принципы: уважительного отношения к личности культуросообразности принцип связи формирования толерантности с жизнью Условия формирования толерантности
Средства формирования толерантности
Средствами и приемами проектной деятельности моделирую ситуацию , которая дает возможность учащимся проявить толерантность , с опорой на личный опыт в активной социальной и познавательной деятельности Метод проекта
Классификация проектов
Организационно-подготовительная стадия Разработка проекта (планирование) Технологическая стадия (осуществление деятельности) 4. Заключительная стадия погружение в проект – формирование творческих групп, проблематизация, выработка правил работы в группе, разработка проектного задания (по выбору) учащиеся формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе работы, составляется план деятельности, обсуждается форма представления результатов труда. самоактуализация; исследовательская, творческая, информационная деятельность; моделирование. презентация и оценка результатов, рефлексия Этапы проектной деятельности
. «Кодекс толерантности» Сотрудничество - дух партнерства. Готовность мирится с чужим мнением. Уважение человеческого достоинства. Уважение прав других. Принятие другого таким, какой он есть. Способность поставить себя на место другого. Уважение права быть иным. Признание многообразия . Признание равенства других. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Слово лечит, слово ранит Ключевой вопрос : Почему так опасен язык «вражды»? От чего защищает толерантность?
На протяжении двух лет (2010-2012 гг., 10 А- 11 А, класс) целенаправленно провожу исследование ученического коллектива для выявления уровня сформированности толерантности и эмпатии учащихся средствами проекта. Конкретный результат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...
Статья : Метод учебных проектов на уроках истории и обществознания.
Данный материал представляет собой краткое представление личного опыта применения метода проектирования ....
Использование метода проектов на уроках истории и обществознания
КоКаРадикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Можно говорить об отсутствии централизованно направленной на выполнение госу...
Метод проекта на уроках истории и обществознания
В работе рассмотрены стадии работы над ролектом, классификация проектов и их практическое применение....
Метод проектов на уроках истории и обществознания
Метод проектов на уроках истории и обществознания...
Методы, формы организации деятельности учащихся и средства обучения, применяемых на уроках истории и обществознания
В данной статье описываются методы, формы организациии деятельности учащихся и средства обучения, применяемых на уроках истории и обществознания...