"Мой внутренний мир", методическая разработка
методическая разработка (6 класс) на тему
Данная работа предполагает вызвать повышение интереса у подростков к содержанию своего внутреннего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_vnutrenniy_mir.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Мой внутренний мир"
Цель: развитие самосознания подростков, умений и навыков самоанализа, рефлексии, способствование личностному росту, нравственному самосовершенствованию.
Наглядный и раздаточный материалы: маркеры, цветные и простые карандаши, фломастеры, листы бумаги формата А4, небольшие листочки для упражнения «Пожелание» по количеству участников, шкатулка, мяч, музыка для релаксации.
Предполагаемый результат: повышение интереса подростков к содержанию своего внутреннего мира, осознание различных сторон своего внутреннего мира.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Приветствие, сообщение темы и целей занятия, формирование установки на активную творческую работу.
2. Упражнение «Имя»
Педагог предлагает всем участникам встать в круг рядом друг с другом, передавать мяч от одного к другому. Тому участнику, у кого в руках оказался мяч, назвать своё имя и произнести прилагательное, начинающееся на первую букву имени, например: Ольга – остроумная, общительная, отзывчивая.
Выполнив упражнение, всем участникам предлагается занять свои места.
Психолог. Прежде чем мы продолжим, предлагаю обсудить правила работы на занятии, при желании вы можете дополнить эти правила.
Правила работы на занятии:
Уважение к говорящему.
Право на личное мнение есть у каждого.
Недопустимость оценок в адрес другого.
Активное участие во всех упражнениях.
Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе над упражнениями.
Если в этом есть необходимость, психолог дописывает правила.
Педагог. Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся. Есть в мире то, что нас радует и есть то, что огорчает. То, что окружает нас — мир внешний (вокруг). Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас – его ещё называют внутренний мир человека, «душа». Внешний мир у нас общий. А внутренний?
Он у каждого человека свой, неповторимый. Этот мир невидим нашим глазам.
На что он похож? Как вы себе его представляете?
Что же находится в этом мире? (наши мысли, эмоции, чувства, характер, мечты).
Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в ваш внутренний мир и узнать его получше. Зачем нужно знать свой внутренний мир?
– Итак, в добрый путь! Приятного путешествия!
Упражнение «Наш внутренний сад»
Педагог. Наш внутренний мир можно представить себе как прекрасный сад (фоном включается тихая спокойная музыка для релаксации). Я попрошу вас сесть как можно удобнее, расслабиться, закрыть глаза и представить свой внутренний мир в виде прекрасного сада (пауза).
– Какой он — сад вашего внутреннего мира? Он большой или маленький?
– Какие запахи вы ощущаете в вашем саду? Какие слышите звуки?
– Ваш сад окружает забор или каждый может подойти к нему?
– Бывают ли в вашем саду люди? Пройдитесь по своему саду, погуляйте (пауза).
– Какие эмоции вы испытываете, гуляя по саду? Что чувствуете?
– А теперь попрощайтесь со своим садом. Вы сможете вернуться сюда, когда захотите. Постепенно возвращайтесь в нашу комнату, открывайте глаза.
Далее психолог просит каждого участника (по степени готовности) рассказать о саде своего внутреннего мира.
– Каким вы представили свой внутренний сад?
– Что вы испытали, когда выполняли упражнение?
– Что теперь чувствуете?
Педагог. Чтобы внутренний сад был действительно прекрасным, нужно приложить усилия и как следует поработать. Как вы думаете, семена чего мы сажаем в своём внутреннем саду? Да, это семена наших мыслей, наших желаний, наших чувств, семена будущих поступков. Семена добрых мыслей, знаний, чувств, желаний туда нужно сажать специально. Если ничего не посадил в своём саду, какой урожай соберёшь? Да, только урожай сорняков. А что с ним делать? Сколько труда нужно приложить, чтобы его прибрать и уничтожить! Богатый урожай из внутреннего сада – это основа счастья человека. Про какого человека говорят «у него богатый внутренний мир»?
Ухоженный внутренний сад питает человека и помогает ему достичь всего, о чём он мечтает.
– Послушайте своё сердце, позовите на помощь воображение и нарисуйте свой внутренний сад.
– Что в нём растёт? Какой урожай он даёт?
– Какие сорняки нужно выполоть в вашем внутреннем саду? Подумайте, как это лучше сделать?
– Какие советы вы дали бы человеку, который желает вырастить в своём внутреннем саду добрый урожай?
Учащимся даётся время на рисование, затем они могут по своему желанию показать и прокомментировать рисунки (никакой критики не допускается).
У каждого свой уникальный внутренний мир и от самого человека зависит каким он будет.
Психолог. Человек, как и внешний (окружающий нас) мир, меняется. Человек не только растет, взрослеет, но и его внутренний мир постепенно становится другим. Каким вы хотите, чтобы был ваш внутренний мир? Что для этого нужно делать?
Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
Не позволяй душе лениться
Николай Заболоцкий
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
– Как вы понимаете эту строчку «Не позволяй душе лениться»? И о чём говорилось в стихотворении?
Упражнение «Пожелание»
Психолог. Я предлагаю каждому из вас написать короткое пожелание на листе бумаги и положить его в шкатулку. Затем я их перемешаю, а вам предложу наугад вытащить из шкатулки пожелание, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей встрече.
– Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу спасибо.
Тест «Мой внутренний мир»
Что творится сейчас в твоей душе, в глубинах твоей бессознательной жизни? Какую внутреннюю проблему ты решаешь? Ответ на эти вопросы не столь уж очевиден, и он может противоречить нашим сознательным представлениям о себе. Получить ответ у самого бессознательного тебе поможет наш тест.
Внимательно посмотри на предложенные символы и найди тот, который больше всего тебе нравится. Выбери его - и узнай, что происходит сейчас в твоем внутреннем мире.
"Я в пустоте, но из нее может родиться все что угодно. Я открыт любому опыту, я принимаю жизнь такой, какая она есть".
Ты сейчас стоишь на пороге больших перемен - начинается новый этап твоей жизни. Возможно, ты задаешься такими глобальными вопросами, как смена работы, а то и вообще профессии, перемена партнера, переезд... Сейчас благоприятный период для новых начинаний. Однако все же не стоит торопиться. Ты чувствуешь, что меняешься, и твое старое окружение, привычки могут уже не соответствовать тебе. Но перемены еще не завершены, и ты можешь пока точно не знать, чего именно хочешь. Не торопись, сейчас время не для резких решений, а для принятия жизни такой, какая она есть. Плыть по течению - не всегда плохо, иногда это проявление мудрости и терпения.
"Мне надо центрироваться, найти стержень внутри себя".
Сейчас непростой период в твоей жизни, у тебя может быть ощущение хаоса, раздрая, ты постоянно сталкиваешься с проблемой выбора. Вокруг много событий, в них кроется много возможностей, но за что ухватиться - пока непонятно. Как никогда, тебе сейчас нужен порядок, четкость и определенность. И если окружающий мир пока не готов тебе его предоставить, попробуй этого достичь самостоятельно, даже в мелочах - например, все упорядочить в своем пространстве, дома и на рабочем месте. Это время для углубления контакта с собой - размышлений, самоанализа... Когда в твоем внутреннем мире возникнет порядок, будет достигнуто состояние покоя, окружающие обстоятельства тоже станут стабильны. Но ключ к этому - твое собственное состояние.
"Мне сейчас нужна опора".
Сознательно или нет, но ты сейчас ищешь того, на кого ты можно было бы опереться. Ты нуждаешься в том, что называют "сильным плечом", тебе хочется ощущать стабильность, безопасность, защищенность, потому что именно этого тебе сейчас не хватает. Такой человек может найтись, но главное - не останавливаться на этом, искать опору в себе, а не в ком-то.
Этот период твоей жизни может внутренне переживаться как тревожный и нестабильный, однако он дарит тебе шанс обрести внутреннюю силу, совершить просто квантовый скачок в своем развитии. Главное - рассчитывать и надеяться в первую очередь на себя и только потом - на других. У тебя достаточно ресурсов для этого. Твоей внутренней силе пора раскрыться.
"Я готов ставить перед собой цель и идти к ней".
Благоприятный период для начала новых дел, старта проектов, постановки цели. Ты хорошо знаешь, чего ты хочешь, и у тебя достаточно энергии, чтобы этого достичь. Твои цели реалистичны. Скорее всего, тебя сейчас ждут приятные сюрпризы - карьерный рост, профессиональное развитие... В личной сфере тоже есть все шансы достичь желаемого.
Если у тебя есть заветная мечта - самое время попытаться ее воплотить! Единственное - не растрачивай энергию попусту, не распыляйся, будь последовательна. У тебя достаточно уверенности в себе, ты твердо стоишь на своих ногах - пора идти вперед. Пришло время для активной реализации. Не планируй, а действуй! Пока внутри тебя еще достаточно противоречий, но они не мешают твоему развитию, а способствуют.
"У меня есть сформировавшейся система ценностей, и я ей следую".
Это на редкость спокойный и стабильный период в твоей жизни. Что бы ни происходило вовне, у тебя получается сохранять внутреннее спокойствие. Это привлекает к тебе других людей, тебя воспринимают как надежного человека, на которого можно опереться, к тебя тянутся, часто обращаются за помощью.
Это время пожинать плоды, наслаждаться результатами прошлых усилий. Новые начинания сейчас не благоприятны, да они пока и не нужны. Сейчас есть возможность для спокойной, но при этом продуктивной жизни. Крест в мандале отображает внутреннюю четкую систему координат. Жизнь кажется тебе понятной, ты знаешь, кто ты, имеешь представление о смысле, о цели своей жизни. Пускай это представление поменяется со временем - сейчас оно есть.
"Время личностного роста пришло. Ум превращается в мудрость".
Метафорически говоря, это выход из плоскости в третье измерение. Старая система координат, былые ценности, взгляды уже кажутся однобокими. Пришло время для понимания относительности всех ценностей, нестабильности мира - но ты уже готов(а) к принятию этого.
Вряд ли в твоей жизни сейчас происходит много событий, внешняя активность может быть невысокой. Но во внутреннем мире идет интенсивная работа. Сейчас накопленный багаж знаний готов превратиться в мудрость.
Выбор этого символа свидетельствует об интенсивном личностном росте, о внутренней зрелости. Ты не просто движешься вперед - это переход на новый виток спирали, на качественно новый уровень личностного развития.
Упражнение «Пожелание»
Психолог. Я предлагаю каждому из вас написать короткое пожелание на листе бумаги и положить его в шкатулку. Затем я их перемешаю, а вам предложу наугад вытащить из шкатулки пожелание, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей встрече.
– Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу спасибо.
Упражнение «Доверие»
Время выполнения 10-15 минут.
Ведущий: «Я хочу предложить вам игру, в которой ваши глаза будут отдыхать, а вести вас будут руки, уши, интуиция. Закройте глаза и начните медленно ходить по комнате. Привыкайте к новому способу ориентирования… В этой игре нельзя разговаривать. (1 мин.). Не открывая глаз, попробуйте найти себе партнера. Возьмитесь за руки. Когда сделаете это, встаньте рядом…
А теперь почувствуйте руки друг друга. Какого размера ладони у вашего партнера, теплые они или холодные, мягкие или шершавые, нежные или жесткие?.. Попытайтесь сделать нечто вроде «тактильной фотографии» его рук, сохраните ее в памяти (2-3 мин.)Не открывая глаз, отпустите руки партнера и пройдитесь по комнате в одиночестве. (1 мин.). Попробуйте с закрытыми глазами вновь найти руки того же человека. Если вы уверены, что нашли их, встаньте рядом и откройте глаза. Понаблюдайте за остальными».
Обсуждение:
- Как я себя чувствовал во время выполнения упражнения?
- Когда я чувствовал неуверенность?
- Когда я чувствовал себя уверенно?
- Как я воспринимал руки разных людей?
- Какую роль для меня играют прикосновения, если речь идет о вопросе доверия?
- Изменилось ли что-нибудь в моем отношении к группе или к партнеру?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Двигатель внутреннего сгорания"
Открытый урок в 8 классе на тему: "Двигатель внутреннего сгорания"...
Методическая разработка урока по теме:" Температура. Внутренняя энергия".
Аннотация.Урок для восьмого класса в календарно-тематическом планировании является первым уроком в первой теме: "Тепловые явления". Урок с использованием интернет - ресурсов...
Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...
Методическая разработка уроков с использованием модульного обучения по теме: "Внутрення среда организма". 8 класс
Модуль - это план учебной деятельности ученика, составленный учителем, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием....
Методическая разработка урока географии в 7 классе Внутренние воды Южной Америки
Конспект урока географии, в котором отражены: Тема урока, цели урока, содержание ( разминка, вопросы для проверки домашнего задания, материал по теме, кроссворд по теме Реки и озера Южной Америки). Пр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования»
Данная методическая разработка методиста ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» Дубининой Т.Н. «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» адресована педагогическим работникам мето...