Классный час "О культуре речи".
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час
для учащихся 5 – 8 классов
Тема: «О культуре речи».
Подготовила: Светлова Т.Е
ГБОУ школа № 108 г. Москва.
г. Москва.
2018г.
Форма проведения:
беседа с игровыми моментами.
Цель:
- формировать и развивать навыки культуры речевого общения;
- установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;
- показать учащимся важность и значение культуры речи в жизни человека;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Предварительная подготовка:
- объявить в классе конкурс «Неделя без слов – паразитов»;
- конкурс «Лучший оратор недели» (выявить лучший ответ на уроке по стилю, форме и речевому изложению;
- подготовить материал для проведения игровых моментов.
Оборудование:
- выставка книг;
- интерактивная доска;
- плакат – девиз;
- костюм для главного героя;
- медали для награждения;
- жетоны.
Содержание классного часа.
«Обороты речи – это своего рода одежда,
в которую облачены мысли.»
И. Энгель.
Ведущий: Язык – это наша история, наше богатство и культура.
Это язык А.С Пушкина, И.С Тургенева, Л.Н Толстого, К.Г Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.
В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, т. е в подчинении определенным нормам ( правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений, в ясности, эмоциональности и доступности – в чистоте, т. е в отсутствии слов – паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена».
Каждое молодое поколение использует в своей речи так называемые сленговые выражения. В разговорном обиходе некоторые из них живо, эмоционально и органично вплетаются в речь. Однако существуют слова – паразиты, которые свидетельствуют о крайне ограниченном словарном запасе их пользователя, а также о его мыслительных способностях.
«Речь – удивительно сильное средство, да нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», - говорил Гегель.
Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном, т. к основное хождение он имеет прежде всего в криминальной среде. Подобный сленг очень распространен в «крутых» американских детективах и среди нашей «братвы» - представителей уголовного мира. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений и двух десятков фраз, составляющих сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией.
К сожалению, такая речь очень заразительна и приводит к неутешительным результатам при ответах на уроках, при написании сочинений.
Ребята, к нам в гости пришла Грамматина Глаголевна Ошибкина. Поприветствуем ее.
Выступление
Грамматины Глаголевны Ошибкиной.
Дорогие друзья! Я каждый год надеюсь, что он принесет наименьшее число казусов, двусмысленностей в ваших сочинениях, но, увы, это не так… Думаю, что вам лучше поучиться на чужих ошибках, а самим писать правильно, грамотно выражая мысли. Вот только послушайте эти перлы:
- «Это один из поэтов, который полностью оголился перед читателем».
- «Друзья Пушкина были казнены и сосланы в Сибирь».
- «Теперь повернем колесо истории вперед».
- «Мы терзаем науки».
- «Надо оставить для потомства свой след, свою тень».
Ребята, не надо оставлять в своих сочинениях такие следы, хоть они и очень меня иногда забавляют…
А сейчас мы проверим ваши знания русского языка. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. В конце занятия мы наградим победителей.
Игровые моменты.
«Правильно ли мы говорим?»
- Повторите скороговорки.
Все бобры для своих бобрят добры.
У боярина – бобра нет богатства, нет добра.
На дворе трава, на траве дрова.
Дед Додан в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
2.Подберите синонимы к словам.
Смелый – храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.
Победить – одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.
Холодный день – промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.
Холодный человек – неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.
3.Объясните фразеологические обороты.
Иголку негде вдеть – о большом скоплении народа.
Крокодиловы слезы – притворное сожаление.
Краем уха – невнимательно слушать.
Рукой подать – близко.
Как на духу – откровенно, чистосердечно.
Святым духом – как бы само собой, неизвестно как.
Душа в душу – полное согласие.
Во весь дух – очень быстро бежать или ехать.
В чем только душа теплится – хилый, слабый.
Не верить своим глазам - удивляться чему – либо увиденному.
Ведущий:
А сейчас послушайте советы Дейла Корнеги.
У вас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!
Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.
На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.
Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.
Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто она полна романтики.
Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие – либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.
Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.
Грамматина Глаголевна Ошибкина:
Я готова объявить наших победителей .
(Считаются жетоны и вручаются медали «Знаток русского языка»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа "Культура поведения в школе"
Эта разработка поможет провести классный час о правилах поведения...
Презентация к классному часу "Культура чаепития"
Презентация к классному часу "Культура чаепития"...
Классный час. Культура речи.
Этот классный час интересен будет малышам 3-5 классов....
классный часа«Культура Кубани -история Кубани в лицах
Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историч...
Технологическая карта классного часа "Культура поведения в школе и школьный этикет"
Технологическая карта классного часа "Культура поведения в школе и школьный этикет"...
Сценарий классного часа "Культура речевого общения"
Сценарий классного часа поможет классному руководителю разнообразить формы воспитательной работы в классе....
Классный час ""Культура речи""
Классный час предназначен для учащихся 6 класса...