Классный час ""Культура речи""
классный час (6 класс) на тему
Классный час предназначен для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_kultura_rechi.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Как повысить культуру речи?» (6 класс)
Цель
Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.
Предварительная подготовка
Подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пос
ловицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразитель
ного чтения.
С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения учащихся, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи.
Написать плакат:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад,
это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
, : (И.С. Тургенев)
•Ход классного часа
1. Вступительное слово классного руководителя.
Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.
, В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспи
танность. Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным
нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний,
предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чисто
те, (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости,
образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи,
интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают пере
дать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский фило
соф Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если
дурно выражена».
II. Выступления учащихся «Как мы говорим».
III. Слово классного руководителя.
О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте выдержки из ваших сочинений и подумайте, какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?
Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы:
1. Как связана культура речи с культурой чувств?
- По каким признакам можно судить о культуре человека?
- Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью
человека? - От чего зависит способность управлять своими чувствами?
- Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?
- Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?
- Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с
вами своим горем (радостью)? Назовите свои чувства (сдержанность,
предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции,наличие чувства юмора, доброжелательность и т. п.).
Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.
IV.Как стать интересным собеседником. Беседа с учащимися.
- Какими качествами должен обладать хороший собеседник?
- Легко ли вы находите контакт с людьми?
- Какие трудности испытываете вы в речевом общении?
- Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?
Затем учащимся предлагается «проиграть» сценки разговора с другом или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей и т. п.
Детей необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики.
V.Обучение анализу ситуаций, искусству ведения споров.
Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать
свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды - все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными?
Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации, предложенные классным руководителем или самими учащимися.
1. Часто ли у вас вспыхивают ссоры с друзьями? В чем вы видите их причину?
- Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да,
то в связи с чем? - Удалось, ли вам убедить собеседника в своей правоте?
- Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?
- Предложите свои правила ведения спора, чтобы он не превра
тился в ссору.
Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора:
- Настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности.
- Уважительно относись к чужому мнению.
3.Будь тактичен с собеседником и т. д.
VI. Подведение итогов классного вечера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о культуре речи
Нравственное воспитание личности, умение вежливо общаться, умение культурно спорить, говорить по телефону....
Классный час. Культура речи.
Этот классный час интересен будет малышам 3-5 классов....
Классный час « Поговорим о культуре речи»
Классный час « Поговорим о культуре речи»Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетичес...
Классный час, посвящённый Дню Языков "Боритесь за культуру речи"
Эпиграфом данного классного часа являются слова "Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия".Классный час начался со слов учителя о том, что ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечаетс...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...
Классный час "Культура речи"
Классный час "Культура речи". Сценарий классного часа с презентацией....