"Семья, как много в этом слове"...
методическая разработка (7 класс) на тему

Пузина Татьяна Александровна

- Семья – это, то, что мы делим на всех. 
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль
Дружбы и ссоры, молчанья печать
Семья – это, то что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года
Но стены родные, отчий твой дом-
Сердце на веки останется в нём!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.semya_.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование представлений учащихся о важности семьи в жизни человека.

Задачи: 
1. Познакомить учащихся с понятием семья и её функциями.

2. Прививать детям этические качества личности и нормы поведения в семье.

3. Воспитывать чувство любви и уважения к членам семьи, гордость за их достижения.

Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска

Педагог: Добрый день дети и уважаемые гости!   В начале нашего классного часа я предлагаю  вам послушать сказку.      

       

                                          (звучит спокойная музыка)


1. Учащийся: Давным – давно, когда на небе была одна звезда и свет её был, то ярким, то тусклым, луна спросила у звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный? «Звездочка ответила: «Свет мой становиться тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки. А так хочется видеть кого - то рядом с собой! А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким, когда я вижу спешащих странников. Мне интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они спешат? « Ты узнала тайну?» – спросила луна. «Да» - ответила звездочка. Этот вопрос я задала страннику. Он выглядел усталым, но счастливым. – Чему ты радуешься странник? И он ответил: Замерзая зимой, голодая без хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, потому что знал: дома меня ждёт тепло, уют и забота моей семьи. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже не возможное». Звездочка задумалась и ответила: «Я тоже стараюсь дарить, больше света путникам, которые несут счастье в свой дом». Луна спросила: «А ты хотела бы иметь свою семью? Я всегда мечтала об этом - ответила звездочка. Луна махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым светом и говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна семья»!

Педагог:
- Какие мысли, идеи возникли у вас, прослушав эту сказку?

(ответы детей).

Что вы поняли из этой сказки?

 (ответы детей).
- Сегодня мы с вами будем говорить о семье. 
- Ребята, а что для вас означает семья?

(ответы детей)


Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Семья с нами не только когда случается беда, но когда происходят радостные события в нашей жизни. Семья – это самые дорогие люди, наша опора на всю жизнь. 

2.Учащийся:

- Семья – это, то, что мы делим на всех. 
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль
Дружбы и ссоры, молчанья печать
Семья – это, то что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года
Но стены родные, отчий твой дом-
Сердце на веки останется в нём!

3.Учащийся:

Что может быть семьи важнее?
Очаг, уют и отчий дом –
Тепло и верность там лелея,
Мы обретаем радость в нём.

И эти ценности, ребята,
Давайте каждый день беречь.
Любовь к родным не будем прятать.
И избегать не будем встреч.

Ведь мама с папой, бабушка и дед,
И брат с сестрой, и тётя, с дядей,
Нам помогают жить и проще.
Ответить тем же во сто крат!

Педагог: Давайте посмотрим презентации о своей семье, которые приготовили наши одноклассники.

(Просмотр детских презентаций)


 4.Учащийся: Ребята, у нас есть замечательный и любимый всеми россиянами праздник – день семьи, любви и верности, в первый раз отмечался в нашей стране 8 июля 2008 года.  С тех пор многие молодожёны мечтают зарегистрировать свои отношения именно в этот день. Символом этого чудесного праздника стала  ромашка – нежный и трогательный цветок, считавшаяся на Руси олицетворением любви. На Руси раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Крепкая семья является основой сильного государства. А сила государства даёт нам чувство безопасности, сплоченность духа, патриотизм. Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не достаёт житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Кто попытается вспомнить пословицы о семье?

(ответы детей).
                                                                                                                                   
Педагог:  Молодцы, кто знает пословицы, а теперь я вам предлагаю закончить пословицы и поговорки о семье.
1.В гостях хорошо, …а дома лучше.
2. Один за всех, …и все за одного.
3. Чем бы дитя ни тешилось, ... лишь бы не плакало.
4. Чем богаты,…тем и рады.
5. Яблоко от яблони, …не далеко падает.
6. Вся семья вместе,…так и душа на месте.
7. Не будет в семье добра,…коли в семье вражда.
8. На что и клад, …коли в семье лад.
9. Дом вести, …не бородой трясти.
10. Без хозяина,…дом сирота.
11. Семейные нелады, …доведут до беды.

12. Мой дом. …

Педагог: Здорово, когда человек с гордостью может  сказать, что его дом – это могучая крепость.

Творческое задание: Перед вами на плакате красивый дом.  Предлагаю вам разделиться на две группы  и на каждом из кирпичиков, написать  принцип семейного отношения из чего как вы считаете должна складываться семья.

(Любовь, доверие, терпимость в отношениях, компромисс, личное пространство, семейные традиции, распределение обязанностей).


- Каждая семья – это своеобразный мир, в котором царят свои нормы, традиции и ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. 

Семья основана на традициях. Познакомьтесь с некоторыми из них:
1. Семейные трапезы (обеды, ужины). Замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом.
2. Совместный досуг. Игры, катание на лыжах, коньках, велосипедах, всей семьей выезжать на природу и т.д.
3. Семейные праздники. 
4. Семейные альбомы и другие.

- А у кого из вас дома есть свои семейные традиции? Какие?

(Ответы детей)

Педагог: Предлагаю вашему вниманию послушать сочинения детей о своих любимых семья.

(чтение сочинений на тему: «Моя семья», «Традиции моей семьи»)

Спасибо, всем кто рассказал нам о своих дружных семьях. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, тетей, дядей и т.д.) с ними мы связаны незримыми нитями. Сейчас мы узнаем, кто кому приходится:
1. Мальчик, ребенок, для своей мамы? (сын)
2. Моя сестра для мамы? (дочь)
3. Мама папы или мамы? (бабушка)
4. Сын моего отца для меня? (брат)
5. Папин или мамин отец? (дедушка)
6. Дочь моей мамы для меня? (сестра)
7. Мамина сестра? (тетя)
8. В мире нет ее родней, справедливей и родней? (мама)
9. Брат мамы или папы? (дядя)
10. Я для маминой сестры кто? (племянник или племянница)
11. Кто такой кузен? (двоюродный брат)
12. Он учит меня, но мамой не станет, хоть любит меня? (папа)

Вашему вниманию была предложена анкета: «Я и моя семья». Обработав анкету, получились следующие результаты: 90% - высокий уровень сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника, 10% -  средний  уровень сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника. Низкого уровня – нет. Это говорит о том, что вы  почитаете своих родителей, уважительно относитесь к  старшим, заботитесь о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям. И это очень отрадно, что вы так относитесь к своим семьям, значит в ваших семьях любовь и понимание.


 Педагог: А сейчас  послушайте легенду.

5.Учащийся: В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удалось вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? 
Ребятам предлагается отгадать это слово. (терпение)

 Педагог: Что в вашем понимании терпение?

(Ответы детей)


- Ребята у каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья – это постройка, то какая?
• Если семья – это цвет, то какой?
• Если семья – это музыка, то какая?
• Если семья – это настроение, то какое?

Послушайте стихотворение Э. Асадова «Неравенство».

6.Учащийся: Так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей,
Чуть больше, чем дети родителей.

Любя безгранично детей своих,

Родители любят не только их,

Но плюс ещё то, что в них было вложено:

Нежность, заботы, труды свои,

С невзгодами выигранные бои,

Всего и назвать даже невозможно!

И все же - не стоит их корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда – то и им малышей растить,
Все перечувствовать, пережить
И побывать в «стариках и предках».


Педагог: - Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрением родителей или без него, люди создают семью. Ну, а сейчас давайте пофантазируем и представим, а какая будет ваша семья:

С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, справедливая, смелая, спортивная, совершенная.

Е - единственная, единая.

МЬ – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая

Я – яркая, ясная.

- Семья – это небосвод, на котором светит солнце. Лучи этого солнца – взаимопонимание, уважение, любовь, дружба. Давайте будем помнить о том, что все взрослые и дети хотят жить в мире красоты.

7.Учащийся:   «Семья»          (Л. Гайкевич)
Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье — основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!

Педагог.
- А как вы считаете, наша группа это семья?

(ответы детей)
- У нас с вами тоже семья. И как в любой семье нам нужны:  тепло, уважение, взаимопонимание, уют. Поэтому давайте друг друга любить и уважать.

Подведение итогов:
Дети, обратите внимание на ствол дерева без кроны. Сейчас мы с вами сделаем это дерево красивым и красочным. Девочки будут прикреплять к стволу цветочки, а мальчики листочки. Прикрепляя листочек или цветочек к кроне дерева, может, кто то, из вас захочет высказать пожелания нашей с вами семье, классу. Посмотрите, какое красивое оно стало. Это вы создали его своими руками. Это красивое дерево символ нашего класса, нашей семьи. И хочется верить, согласно вашим пожеланиям в нашем классе, в нашей семье будут царить дружба, терпимость, доброжелательность, уважение. 

Педагог.
- В заключение нашей встречи я хочу пожелать вам счастья, мира и взаимопонимания.

Мы – семья. 
Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом.
И распахнуты дружеству двери,
В наш добротный, устойчивый дом.

В заключение звучит  песня:  «Ты да я, да мы с тобой!»

                                

                                                Анкета «Я и моя семья» 

Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника.

Инструкции: предлагается ответить на 9 вопросов. 

1.Тебе нравиться твоя семья?

а) нравиться

б) не очень нравиться

в) не нравиться

2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?

   а) да

   б) бывает по-разному

   в) нет

3. Тебя часто наказывают за проступки?

   а) да

   б) бывает по-разному

   в) нет

4. Тебе нравиться ухаживать или помогать младшим братьям или сёстрам?

   а) да

   б) бывает по-разному

   в) нет

5. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь.

   а) хотел бы

   б) не знаю точно

    в) не хотел бы

6. Тебе нравиться делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?

   а) да, делаю сам, без просьб

   б) не всегда

   в) нет

7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?

   а) часто

   б) иногда

   в) почти никогда

8. Ели родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?

   а) да

   б) бывает по-разному

   в) нет

9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке

    а) всегда

   б) иногда

   в) почти никогда 

Обработка результатов:

Ответ а) – 3 балла

Ответ б) – 2 балла

Ответ в) – 1 балл 

Интерпретация результатов (уровень сформированности семейных ценностей) 

Высокий уровень – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение старших, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям. 

Средний уровень – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию. 

Низкий уровень – школьники в семье чувствуют себя не комфортно, не охотно участвуют в семейных делах. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не соблюдаются. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников наблюдается нарушения нервно-психического здоровья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....

классный час "Семья! Как много в этом слове..."

Разработка мероприятия по теме "Семья и семейные ценности" представляет собой конспект, состоящий из стихов, конкурсов, пословиц, различных заданий....

Семья...как много в этом слове

Классный час 1 сентября День семьи...

Классный час "Семья, как много в этом слове..."

Классный час "Семья, как много в этом слове"...

Классный час "Семья, как много в этом слове..."

Классный час "Семья, как много в этом слове"...

Классный час на тему: «Семья, как много в этом слове»

воспитывать любовь и уважение к семье, как общенациональной ценности, основедуховности и единства народа;формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе,любят ...

«Семья, как много в этом слове»

Задачи: - формировать уважение к членам семьи;- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.Предполагаемый результат деятельности: сформировать пре...