Классный час "Семья, как много в этом слове..."
классный час (6 класс) по теме
Классный час "Семья, как много в этом слове"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_kl.chas_po_seme.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 25.02.2011 год
Класс: 6-Б
Классный руководитель: Затравкина Елена Валерьевна
Тема: Семья, как много в этом слове…
Цель: Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества;
Формирование духовных и нравственных качеств личности;
Воспитание бережного отношение к семейным ценностям, как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа;
Воспитание любви и уважения к семье
Оборудование: мультимедийная аппаратура; плакаты с высказываниями о семье;
изображение дома; камина; брёвен; пословицы и поговорки о семье;
песня «Пока все дома»; презентация «Моя семья»
Ход классного часа:
Орг. момент
Вступительное слово учителя:
Звучит песня «Пока все дома».
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Сегодня мы продолжаем цикл классных часов, посвящённых семье.
В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом!
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Испокон веков семья помогала, человеку появится на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
О каждой семье можно написать интересную содержательную книгу. Представьте, что такая книга есть и у нас. Называется она «Семья, как много в этом слове». Я вам предлагаю полистать страницы нашей книги.
Первая страница «В кругу семьи»
Учитель: Что означает слово семья? Почему именно число 7?
(Ответы детей)
Учитель:
Даль Владимир Иванович утверждает, что СЕМЬЯ – это группа живущих вместе близких родственников.
Задания группам:
1 – перечислить близких родственников
2 – перечислить дальних родственников
3 – подобрать однокоренные слова к слову родственники
- Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”
У кого есть старший брат.
У кого есть младшая сестра.
У кого бабушка и дедушка живут здесь в городе.
У кого есть родные дяди, тёти.
Вторая страница «Мой тёплый дом»
Учитель: У каждой семьи есть свой дом (словарь)
- Подберите синонимы к слову ДОМ.
(Дом – изба – квартира – жилище).
Учитель: А изначально дом – жилище, изба. В древнем русском языке слово ИСТБА означало “БАНЯ, ТЁПЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ”. Знаменитые лингвисты, составители словарей Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович трактуют эти слова так:
ИЗБА – деревянный крестьянский дом.
ИСТОПИТЬ – топкой нагреть, закончить топить.
ТОПИТЬ – поддерживать огонь в очаге, в печи.
ТЕПЛО – нагретое, тёплое состояние чего-нибудь; сердечное, доброе отношение между людьми.
Вот дом для нашей семьи (прикрепляю к доске)
1 группа: К слову ДОМ придумайте прилагательные.
( Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый) - брёвна
2 группа: К слову ДОМ придумайте глаголы.
(Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит) - брёвна
3 группа: К слову ДОМ придумайте существительные, обозначающие тёплые взаимоотношения между членами семьи
( ДОБРОТА, ПОНИМАНИЕ, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ) - брёвна
Учитель размещает на доске “брёвна”, на которых написаны слова. В результате выстроен “ДОМ”.
Учитель: Вот мы построили ДОМ, в котором тепло (прикрепляю камин).
Соберите в ладони своё т е п л о.
Пусть его будет м н о г о.
Почувствуйте э т о т е п л о.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
( Дети прислоняются ладонями друг к другу).
Третья страница «Домашний очаг»
Учитель: С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называют домашний очаг. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.
Игра «Распределение домашних обязанностей»
Забота о детях.
Проверка домашнего задания.
Посещение родительских собраний.
Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям.
Помощь взрослым по ведению домашнего хозяйства.
Организация семейных праздников.
Чтение специальной литературы по воспитанию детей.
Выполнение тяжёлой физической работы по дому.
Выполнение домашней работы по предметам.
Покупка продуктов.
Уборка квартиры.
Стирка белья.
Текущий ремонт квартиры.
Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.п.)
Поддерживание контактов с соседями.
Планирование семейного бюджета.
Оплата коммунальных услуг и электроэнергии.
Покупка одежды и обуви.
Покупка мебели, бытовой техники.
Кормление и уход за домашними животными.
1 группа – что делает мама
2 группа – что делает папа
3 группа – что делают дети
Учитель: У кого же из членов семьи обязанностей по дому больше?
Давайте зажжем огонь в домашнем очаге. Огонь в домашнем очаге горит и не гаснет, если в доме есть любовь, забота, взаимопомощь.
Прикрепляется очаг.
Четвёртая страница «Народная мудрость»
Соединить в единое целое пословицы о семье
1 группа
В гостях хорошо, … не бородой трясти
Дом вести, … дом сирота
Каково на дому, … а дома лучше
Без хозяина … таково и самому
2 группа
Не красна изба углами,… хлеб-соль найдёшь
Домой придёшь - … когда в семье лад
Дом невелик, … а красна пирогами
Не нужен клад,… да лежать не велит
3 группа
Когда семья вместе, … не страшна и туча
Семья в куче - … будет всё на скатерти
Чти отца с матерью - … дом сирота
Без хозяина… так и душа на месте
Пятая страница «Любовью дорожить умейте»
Игра «Соедини любящие сердца»
Александр Пушкин Джульетта
Петр Наталья Гончарова
Ромео Феврония
Учитель: А сейчас вы узнаете ещё одну историю любви, а поможет мне в этом Смирнова Катя.
Я вам хочу рассказать о реальной, хоть и печальной, истории любви русского путешественника, дипломата графа Николая Резанова и дочери испанского колониста, дочери губернатора Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо. Огромная разница в возрасте, тысячи километров расстояния друг от друга не позволят влюбленным жить счастливо. Согласно историческим реалиям, в 1806 году сорокадвухлетний граф Резанов предпринял морскую экспедицию с Аляски к берегам Калифорнии на кораблях «Юнона» и «Авось» с целью получения провианта для голодающих российских колоний в Америке. Прибыв в Калифорнию, он встретил в испанской колонии Сан-Франциско прекрасную, юную, шестнадцатилетнюю дочь местного губернатора, но их стремительно развивавшийся роман был прерван необходимостью срочного отъезда графа в Россию для получения разрешения на брак с католичкой. На обратном пути Резанов умер от простуды под Красноярском. Кончита ждала любимого тридцать пять лет, до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти, после чего дала обет молчания и удалилась в монастырь. Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание поэмы «Авось», которая позднее была переработана автором в либретто оперы.
Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь,
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: Боже Всевышний!
Я тебя никогда не забуду,
И уже никогда не увижу.
Не мигают, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни.
Возвращаться плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.
Шестая страница « Писатели о семье»
Чтение и обсуждение ситуаций, описанных в рассказах писателей (по группам)
Седьмая страница «Увлечения в моей семье»
Катя Смирнова, Ирина Юрчева, Юлия Уколова исполняют номера на музыкальных инструментах.
Итог.
Дети читают стихотворение И. Молчанова «Семь правил»
1 ученик:
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень – очень важных.
2 ученик:
Во-первых, это главное – любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно и каждый день по-разному.
3 ученик:
Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струиться!
4 ученик:
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережёт от ветра.
Старайся, чтобы с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
5 ученик:
Четвёртое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно,
Что инеем заледенело белым.
6 ученик:
А пятое – ответственность и долг
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
7 ученик:
Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
8 ученик:
И, наконец, седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так представляю я свою семью,
Где я любима, счастлива где полностью!
1 группа
Лев Николаевич Толстой «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечкиами играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
- Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
2 группа
В. Осеева «Злая мать и добрая тётя»
У Дашеньки были мама и тётя. Они обе любили свою девочку, но воспитывали её по-разному.
Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы…
А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку в лес с подругами.
- У меня злая мать и добрая тётя! – говорила подругам Дашенька.
Но прошли годы, прошло с ними и детство. Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди – золотые руки у Дашеньки; за что ни возьмётся, быстрей всех сделает…
Кто же это научил тебя так работать? – спросят, бывало, женщины.
Загрустит Дашенька, опустит голову.
- Учила меня моя мама, спасибо ей.
А о тёте Дашенька ничего не скажет…
3 группа
Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Мама вошла в комнату и сказала:
- Помогите-ка мне, дочки, вымыть посуду. В это время старшая сестра, Наташа, читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина булочки и крендельки. Мыть посуду им не хотелось. Но Оля решила так: «Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду». И пошла на кухню.
- Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю, - сказала ей вдогонку Наташа и добавила: - Такая интересная книга, прямо не оторвёшься!
Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей:
- Что же ты не идёшь, мы с мамой почти всю посуду перемыли.
- А меня здесь нет, - не отрываясь от книги, проговорила Наташа, - я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. – И она перевернула страницу.
Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла, минут через двадцать она убрала чистые тарелки и принялась за лепку.
- Ну вот я и дома, - закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась:
- Чем это ты губы вымазала?
- Кремом, - похвасталась Оля, - я два пирожных съела. Одно за тебя.
- Зачем же за меня? – спросила Наташа.
- Мама велела. Она сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки, а пирожное с кремом может испортиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Семья, как много в этом слове"
Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....
классный час "Семья! Как много в этом слове..."
Разработка мероприятия по теме "Семья и семейные ценности" представляет собой конспект, состоящий из стихов, конкурсов, пословиц, различных заданий....
Классный час "Семья, как много в этом слове..."
Классный час "Семья, как много в этом слове"...
Классный час-игра «Кто много читает – тот много знает» (5-6 класс)
Классный час-игра на неделе русского языка и литературы «Кто много читает – тот много знает» Расширит круг знаний и интере...
Классный час « Если будешь ты читать, будешь много- много знать!»
Сегодня тема нашего классного часа посвящена Году литературы. Послушайте, как сказал о книге известный педагог Сухомлинский: «С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жиз...
Классный час "Как много значит наше слово!"
Материал способствует воспитанию у учащихся культуры общения. Заставляет задуматься о том, что и как мы говорим....
Классный час "Соблазнов много, жизнь-одна..."
Классный час по профилактике употребления наркотических средств, алкоголя, табакокурения...