Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.
рабочая программа по теме
Цель программы — формирование у обучающихся, воспитанников основ здорового образа жизни (ЗОЖ), ценностного отношения к здоровью, стремления учиться быть здоровыми душой и телом, творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, а также создание условий для улучшения и укрепления здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Радуга здоровья" | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Программа
внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению
«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
составитель: Веденина Наталия Георгиевна, учитель
Смоленск 2014
Пояснительная записка
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением. Эту проблему я пытаюсь решать на занятиях по формированию здорового образа жизни («Здоровый ребенок»).
Разработанная программа «Здоровый ребенок» ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Важно, чтобы учащиеся овладели объективными, соответствующими возрасту знаниями о здоровом образе жизни. Ведь обучение здоровому образу жизни так значимо для детей младшего школьного возраста и ещё большое значение оно приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в силу их психофизических особенностей и определённых проблем в развитии.
От того насколько согласованно будут взаимодействовать семья, школа, медицинские работники, окружающие ребёнка, насколько они постараются обеспечить комфортные и благоприятные для здоровья ребёнка условия, настолько успешными будут и дальнейшее его обучение, воспитание и развитие, а также его адаптация к новым обстоятельствам школьной жизни и социализация.
Цель программы — формирование у обучающихся , воспитанников основ здорового образа жизни (ЗОЖ), ценностного отношения к здоровью, стремления учиться быть здоровыми душой и телом, творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, а также создание условий для улучшения и укрепления здоровья детей.
Задачи:
Образовательные
1. Формирование первоначальных основ знаний из различных областей наук о человеке: анатомии, психологии, физиологии, психогигиены.
2. Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
3. Знакомство с элементарным строением своего организма в доступной, занимательной форме с учётом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей детей.
4. Способствовать формированию и проявлению у ребёнка и воспитателя психологического механизма – рефлексии, многосторонней деятельности, направленной на самопознание, самообразование и самоанализ своих поступков.
5. Формирование соответствующих возрасту знаний, умений в оказании помощи себе и другим людям в экстренных случаях, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
6. Формировать умение экологически взаимодействовать с окружающей средой, устанавливать взаимосвязь между ней и организмом человека.
Коррекционно - развивающие
1. Развитие у детей потребности к познанию и совершенствованию себя и окружающего мира.
2. Развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения и улучшения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях.
- Развитие познавательной сферы воспитанников. Расширение знаний и кругозора о ЗОЖ, о значении его в жизни человека.
- Развитие коммуникативной культуры личности, культуры общения и речи.
- Профилактика и предупреждение инфекционных и других заболеваний; формирование ответственности за личную безопасность жизнедеятельности.
- Коррекция и развитие санитарно-гигиенических и культурно - гигиенических умений и навыков.
- Развитие речевой и интеллектуальной деятельности воспитанников, внимательности, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения и фантазии детей через викторины, загадки, ребусы, шарады, пословицы, игровые упражнения, выполнение творческих проектов, и др.
- Развитие физической активности, мелкой и общей моторики воспитанников через комплекс общеразвивающих упражнений, физкультминуток, гимнастик.
- Коррекция основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и эмоционально – волевой сферы детей.
- Развитие сенсомоторики и психологических свойств и качеств личности.
Воспитательные
- Воспитание у ребёнка заботы о своём организме, желания быть всегда здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом.
- Воспитание у ребёнка самоуважения, чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.
- Формировать установку на ЗОЖ и умение следовать ему.
- Воспитывать духовно-нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, эмпатию, чувство товарищества, и т. д.), эстетические чувства и интересы, эмоциональную сферу личности ребёнка.
- Формирование положительной мотивации у воспитанников в процессе валеологических занятий, положительных эмоций, позитивного отношения к самому себе и окружающему миру.
При решении задач обучения, развития и воспитания, учащихся акцент делается на задачах развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Принципы программы «Радуга здоровья», на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:
- Системный подход.
Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.
2. Деятельностный подход.
Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их по этому пути.
3. Принцип «Не навреди!».
Предусматривает использование в работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
4. Принцип гуманизма.
Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
5. Принцип альтруизма.
Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями: «Научился сам – научи друга».
6. Принцип меры.
Для здоровья хорошо то, что в меру.
Необходимо отметить, что работа с детьми, помимо выше упомянутых принципов, базируется на следующих общедидактических и специфических принципах обучения и воспитания младших школьников.
1. Принцип здоровьесберегающего подхода в воспитании, обучении, образовании ребенка – формирование, сохранение и укрепление психофизического здоровья.
- Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей младшего школьного возраста. Эмоциональное переживание ребенком конкретных ситуаций дает ему возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления.
- Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка.
- Принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих ребенка к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «Я».
- Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач основан на взаимодействии и взаимопроникновении основ естественных, гуманитарных наук, педагогики, физиологии, гигиены, гармоничном переплетении всех видов детской деятельности - игры, обучения, труда, общения.
- Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности воспитанника, его психофизических возможностей, способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
- Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
- Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
- Принцип активности – предполагает в учащихся, воспитанников такую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества, которая соответствует их возрастным и психофизическим возможностям и особенностям развития.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
- Принцип формирования ответственности у учащихся, воспитанников за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Программа «Радуга здоровья» по возрасту предназначена для учащихся, воспитанников начальной школы (8-12 лет).
На занятиях используются различные методы и приёмы обучения:
Методы | Приёмы |
Объяснительно-иллюстративные | Рассказ, демонстрация, беседа, экскурсия |
Репродуктивные | Практическое занятие, деловая или ролевая игра, викторина, обмен опытом |
Эвристические | Творческое задание |
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия дома и на природе, экскурсии, тематические прогулки, праздники.
Необходимым условием успешной работы является умение педагога естественно, непринужденно, с юмором играть с ребенком в развивающие игры, вести занятия, затрагивать и объяснять самые острые проблемы и понятия - о любви, дружбе, уважении, вредных привычках и др.
На занятиях нужно отмечать искренность школьника, его умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру. Можно дарить детям листики-карточки с добрыми словами, например: «Ты добрый человек». Они очень радуются этим словам. Педагогу важно быть всегда доброжелательным. Выслушивать ответы, не показывая своего отрицания даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Необходимо иметь терпение и уважение к самым неожиданным детским ответам.
Учителю необходимо найти нужный тон в общении своспитанником, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.
Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у воспитанника формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы «Здоровый ребенок» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор: как поступить.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (БУД):
- Регулятивные:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
- Проговаривать последовательность действий на воспитательском занятии, мероприятии.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному педагогом плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
2. Познавательные:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с учителей, родителем.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит познавательный материал и задания педагога.
3. Коммуникативные:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии, прогулке и т.п. и следовать им.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся, воспитанники в процессе реализации
программы «Здоровый ребенок»
В ходе реализация программы обучающиеся, воспитанники должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать «полезные» и «вредные» продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых и экстремальных, чрезвычайных ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Календарно-тематический план и содержание занятий «Радуга здоровья»
№ п/п | Форма занятия | Тема занятия | Общее время занятия | Содержание |
1. | Дидактическая беседа | «Я и моё здоровье» | 25 мин. | Окружающий мир. Органы чувств: слух, зрение, осязание, вкус, обоняние. Значение органов чувств для человека. |
«Наши органы чувств. Для чего они нужны?». | ||||
2. | Тематическая беседа | «Как сохранить зрение?». | 25-30 мин. | Строение глаза. Правила бережного отношения к зрению. Слёзы. Правила чтения, ухода за глазами. Физкультминутки для глаз. |
3. | Занятие с элементами игры | «Чтобы уши слышали». | 20-25 мин. | Звуки. Строение уха. Правила бережного отношения к слуху. Правила ухода за ушами. |
4. | Игровое развивающее занятие | «Язык – мой умный помощник». | 25-30 мин. | Язык – орган вкуса. Строение языка. Кислое - сладкое, солёное – горькое. |
5. | Дидактическое занятие с игровыми элементами | «Наши зубы – часовые в белых мундирах». | 25-30 мин. | Зубы. Молочные, коренные зубы. Смена зубов. Строение зубов. Кариес. Уход за полостью рта и правила ухода за зубами. Инструменты, приспособления для чистки зубов. |
6. | Занятие – практикум (правильный уход за зубами) | «Белоснежная улыбка». | 25 мин. | Кариес. Уход за полостью рта. Инструменты, приспособления для чистки зубов. Правила чистки зубов. Врач – стоматолог. |
7. | Познавательное занятие-беседа | «Как ухаживать за руками и ногами?». | 25 мин. | Уход за ногтями. Правила личной гигиены. Удобная обувь. Плоскостопие, его лечение. |
8. | Практическое развивающее занятие | «Обоняние и запах. Что умеет наш нос?». | 25-30 мин. | Способность чувствовать запахи. Строение носа. Правила, которые помогают сохранить обоняние. |
9. | Познавательное занятие - практикум | «Осязание. Забота о коже». | 25-30 мин. | Кожа – орган осязания. Строение кожи, её функции. Цвет кожи. Правила ухода за кожей тела, лица, рук, ног. Первая помощь при повреждениях кожи. Как помочь больной коже. Лечение при ожогах. Лечение при солнечном ожоге. Действия при обморожении. |
10. | Игровое развивающее занятие | «Мозг – наш главный командир». | 25-30 мин. | Связь органов чувств с головным мозгом. Элементарное строение головного и спинного мозга, их роль. |
11. | Занятие - тест | «Что такое гигиена и почему надо умываться?». | 20-25 мин. | Понятие «гигиена». Предметы личной гигиены. Правила личной гигиены. |
12. | Игровое занятие-викторина | «Друзья Мойдодыра». | 25-30 мин. | Гигиена. Органы чувств. Средства, приспособления, которые помогают выполнять правила личной гигиены. |
13. | Рассказ-беседа | «Опора тела – наш скелет. Мышцы, кости и суставы – в них движения секрет». | 25 мин. | Элементарное строение тела человека. Понятие «скелет человека». Мышцы кости и суставы. Здоровый образ жизни. Физические упражнения, их роль для здоровья человека. |
14. | Занятие – практикум | «Осанка – стройная спина!». | 20 мин. | Осанка. Понятие «нарушение осанки». Влияние плохой осанки на внутренние органы человека. Правила посадки при письме, чтении. |
15. | Коррекционно – развивающее занятие | «Правильно питаться – здоровым оставаться!». (занятие с использованием ИКТ) | 25-30 мин. | Пищевые продукты (полезные и вредные). Органы пищеварения. Здоровая пища. Правила питания. Понятие «режим питания». |
16. | Развивающая игра – викторина | «Режим дня мы соблюдаем и здоровьем не хромаем!». | 25 мин. | Режим дня. Особенности режима дня школьника. Здоровый сон. Гигиена сна и условия для полноценного и здорового сна. |
17. | Рассказ – беседа с игровыми элементами | «Закаляйся, обтирайся и здоровым оставайся!». | 20-25 мин. | Обтирание. Обливание. Закалка. Правила закаливания организма. |
18. | Занятие - игра | «Я и общество. Правила обязательные для всех». | 25 мин. | Понятие «эмоции». Определение положительных и отрицательных эмоций у себя и других. Приёмы улучшения настроения. |
«Что такое эмоции?». | ||||
19. | Игровое занятие – беседа | «Улыбнёмся друг другу». | 20-25 мин. | Выражение эмоций с помощью жестов, мимики, позы. Правила и приёмы выхода из сложных и конфликтных ситуаций. |
20. | Занятие – рефлексия | «Моё настроение и настроение моих друзей в школе и дома». | 20-25 мин. | Понятие «настроение» человека. Правила поведения в школе. Урок. Перемена. Прогулка. Вечернее время. |
21. | Этическое занятие – игра | «Как разговаривать по телефону?». | 25 мин. | Правила общения по телефону. Схема разговора. Номера служб экстренной помощи. Действия в экстремальных ситуациях. Диалог. |
22. | Занятие – практикум (поведение, характер, доброта) | «Сотвори солнце в себе». | 20-25 мин. | Правила поведения в общественных местах. Корректный отказ от общения с незнакомыми людьми. Понятия «характер», «темперамент». |
23. | Развивающая дидактическая игра | «С пылью бороться, уборкой заниматься – здоровым дольше оставаться!». (значение влажной уборки для здоровья) | 20-25 мин. | Домашние поручения. Уборка помещения. Правила влажной уборки помещения. Дежурство по столовой, классу, спальне. |
24. | Занятие - сказка | «Как вести себя в гостях и принимать гостей?». | 20-25 мин. | Правила поведения в гостях. Приглашение гостей в устной и письменной форме. Приём гостей. Гостевой этикет. |
25. | Игровое занятие - соревнование | «Волшебные слова, помогающие быть здоровым». | 20-25 мин. | Общение. Правила вежливого общения; волшебные слова: приветствие, благодарность, извинение, просьба. Влияние вежливых слов на психологическое состояние и здоровье человека. |
26. | Коррекционно – развивающее занятие | «Помоги сам себе быть всегда здоровым, бодрым и весёлым!». | 20-25 мин. | История появления науки гигиены. Правила личной гигиены и здорового образа жизни, помогающие человеку быть здоровым, весёлым, активным. |
27. | Спортивное игровое мероприятие | «На диване не лежать, бегать, прыгать и скакать!». | 20-25 мин. | Движение – жизнь! Пропаганда активного и здорового образа жизни. Занятия спортом, ежедневная гимнастика и зарядка – залог здоровья. Физические упражнения и спортивные игры. Подвижные игры на воздухе. Комплекс упражнений для утренней гимнастики. |
28. | Развивающее занятие – игра по безопасности | «На дорогах и на улицах я по правилам хожу, потому что я здоровьем очень, очень дорожу!». | 20-25 мин. | Правила поведения на улице, дороге, транспорте. Ответственность за своё здоровье, за личную и общественную безопасность. |
29. | Дидактическая этическая беседа с игровыми элементами | «Там – где, правда - там здоровье, там, где ложь – всегда болезнь». (пословицы и поговорки о правде и неправде; влияние лжи на здоровье) | 20-25 мин. | Ложь и правда. Значение пословиц и поговорок о неправде. Влияние поступков человека на его здоровье. |
30. | Беседа по безопасности | «Клещи! Будь осторожен!». | 20-25 мин. | Клещи, их виды, среда обитания. Клещи, как переносчики страшной инфекции. Клещевой энцефалит. Как защититься от клещей и избежать их укусов. Первая помощь при укусах клеща. Действия в экстремальной ситуации. |
31. | Занятие – суд над вредными привычками | «С вредными привычками борись, здоровым быть учись!». | 20-25 мин. | Понятие «привычки». Привычки «полезные» и «вредные». Влияние привычек на здоровье человека. Рекомендации по борьбе с вредными привычками. |
32. | Обобщающее игровое занятие | «Огонёк здоровья». | 20-25 мин. | Правила поведения, обязательные для всех. Правила безопасного поведения дома, в школе, на улице и дороге, в гостях, общественных местах. Правила здорового образа жизни. |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
знать:
- основные правила гигиены;
- правила рационального питания;
- основы организации труда и отдыха;
- способы управления своим поведением;
- меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде;
- о пользе витаминов.
уметь:
- применять на практике правила ухода за своим телом;
- рационально организовывать свое рабочее время и досуг;
- уметь управлять своим поведением в различных ситуациях;
- применять на практике меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, при купании на открытой воде.
Методическое обеспечение программы «Радуга здоровья»:
- Контурные и плоскостные изображения человека с прочерченным скелетом (при изучении тем о скелете и костной системе человека, а также плакат (таблица) с изображением скелета человека.
- Цветные таблицы, плоскостные и объемные модели отдельных внешних и внутренних органов человека; анатомические атласы для детей;
- Цветные рисунки с изображением клеток (крови) (при изучении кровеносной системы человека).
- Иллюстрации с изображением гимнастов, культуристов, артистов цирка; плакат с изображением мышц человека, цветная плоскостная модель клетки мышц (при изучении темы «Мышцы - мои силачи»).
- Лупа, кусочки чёрной ткани для каждого ребёнка, цветная модель клетки кожи, блюдце с краской для отпечатков большого пальца руки, стаканы с горячей и холодной водой, пушистый предмет, иголка (при изучении тем о коже человека «Необыкновенная одежда человека», «Осязание и забота о коже»).
- Лимон, сахар-рафинад, соль, чеснок, пластилин, рисунок с изображением ротовой полости: губы, зубы, язык; зубные щётки, карточки с цифрами от 1 до 32; рисунки, плакаты, изображающие строение носа, глаза, уха человека (при изучении тем «Моя внутренняя кухня…», «Наши органы чувств. Для чего они нужны?», «Язык – мой умный помощник», «Наши зубы – часовые в белых мундирах», «Обоняние и запах. Что умеет наш нос?», «Как сохранить зрение?», «Чтобы уши слышали» и др.).
- Пазлы (разрезные картинки) - части тела и внутренние органы человека (при изучении темы «Как мы устроены и что у нас внутри?»).
- Настольно – печатные игры по тематике ЗОЖ.
- Иллюстрированные кроссворды; шарады; ребусы; загадки (в стихах и в открытках) об организме человека и ЗОЖ; пословицы о здоровье на разрезных карточках и в картинках; стихи и отрывки из художественных текстов по теме ЗОЖ; гигиенические принадлежности (мыло, зубная щётка, зубочистки, ватные палочки, расчёска, носовой платочек и др.); натуральные овощи и фрукты; часы, картонный циферблат; памятки для учащихся о ЗОЖ и др. материалы к занятиям по темам: «Режим – основа здоровья», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Если хочешь быть здоровым», «Великие волшебники здоровья», «Помоги сам себе быть здоровым, бодрым и весёлым!».
- Контрольные карточки и тесты по правилам ЗОЖ и основам безопасного поведения на улице, дома, в школе.
- Наборы развивающих и дидактических карточек по теме ЗОЖ и ОБЖ («Как устроен человек», «Азбука развития эмоций человека», «Личная безопасность человека», «Первая медицинская помощь» и др.)
- Набор материалов и технических средств для сюжетно-ролевых, подвижных и спортивных игр на воздухе или в помещении («Здоровье в порядке-спасибо зарядке!», «На диване не лежать, прыгать, бегать и скакать!», «Со спортом я всегда дружу, ведь здоровьем дорожу!» и др.).
- Видеомагнитофон, CD- и DVD – диски с мультфильмами по тематике ЗОЖ.
- Ноутбук, компьютерные презентации по тематике ЗОЖ.
Все вышеперечисленные средства соответствуют гигиеническим требованиям и возрасту младших школьников с ОВЗ.
Библиографический список
- Алямовская В. Как воспитать здорового ребёнка. – М., 1993.
- Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. – Физкультура и спорт, 1987.
- Биран В.П. Зрение и здоровье ребёнка – Минск, 1993.
- Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
- Брехман В.П. Валеология – наука о здоровье. – М.,1990.
- Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. – М.,1992.
- Васильева М.А. Программа воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991
- Доннер К. Тайны анатомии. – М.: Мир,1988.
- Дорохов А. Про тебя самого. – М.: Детская литература, 1989.
- Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Линка-пресс, 1999.
- Ефименко Н.Н. Методика игрового тестирования двигательного развития и здоровья детей в норме и при патологии. – Таганрог, 2001.
- Захарова Т.Н. и др. Формирование здорового образа жизни у младших школьников – Волгоград: Учитель, 2007.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – Москва: Вако, 2007.
- Колбанов В.В. Валеология в школе. – СПб., 1992.
- Кукушин В.С. Основы школьной валеологии. – Ростов н/Д, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды деятельности классного руководителя, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся .
Участие в марафоне педагогических находок классных руководителей....
рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"
данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...
Организация клубной деятельности нормативно – правовой направленности в рамках профилактической работы в школе. Автор Василевская Т.Н.
Данная статья была создана педагогом-организатором Василевской Татьяной Николаевной сотрудником ГБОУ СОШ № 251...
«Научно – исследовательская деятельность – одно из направлений организации внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения»
Научно-исследовательская деятельность на уроках английского языка различные виды деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...
Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)
Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...