Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках чтения
статья по литературе

В данной статье представлен опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ( с интеллектуальными нарушениями), по теме "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание на уроках чтения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное  и гражданско-патриотическое  воспитание и развитие обучающихся с ОВЗ на уроках    чтения

(выступление на педагогическом совете учителя русского языка и чтения Н.А. Лаздан)

 Я хочу поделиться своим, пока ещё небольшим, опытом работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья на уроках литературного чтения.

         Во все времена на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.  Содержание учебной программы по чтению, тематика изучаемых произведений  позволяют решать задачи, связанные с воспитанием нравственных качеств личности, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

       Значительное место занимают доступные пониманию умственно отсталых детей произведения о  картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах школьников[2].  

        Немаловажную роль в нравственном и патриотическом воспитании играют произведения устного народного творчества. Дети с удовольствием читают и слушают сказки, пословицы и поговорки, другие произведения народного творчества, которые несут в себе глубокую народную мудрость и учат детей добру, состраданию, трудолюбию, воспитывают гордость за родной русский язык, уважительное отношение к истории и культуре своей страны. Героический эпос русского народа даёт детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия [1].

             Работа с биографическими данными писателя также способствует формированию нравственных качеств личности ребёнка. Начиная с 7 класса, на знакомство с жизнью того или иного автора отводится отдельный урок. Это позволяет более подробно ознакомить обучающихся с теми фактами биографии, которые наложили отпечаток на творчество автора, и писатель уже предстаёт перед ними как реальный человек [3].  Например, живой отклик в сердцах школьников находит тяжёлая жизнь Н. Некрасова: жестокость отца, бурлаки, увиденные однажды на Волге…Зная эти факты, дети без труда определяют настроение произведений поэта, сопереживают его героям.

      Помимо обычных уроков программой предусмотрены уроки внеклассного чтения. Как правило, на этих уроках ребята знакомятся с произведениями, которые в первую очередь направлены именно на духовно-нравственное  и патриотическое воспитание обучающихся. Рассказы В. Бианки, Г. Скребицкого, М. Пришвина, К. Паустовского  прививают детям любовь и сострадание к братьям нашим меньшим – животным, учат понимать и беречь природу. Произведения В. Драгунского, В. Медведева, Н. Носова, В. Осеевой, В. Катаева рассказывают о жизни детей – фактических сверстниках наших школьников. Анализируя поступки и поведение героев этих произведений, обучающиеся учатся оценивать действия подростков, их личностные качества, как положительные, так и отрицательные, делать свой нравственный выбор. Фонд школьной библиотеки позволяет обеспечить обучающихся необходимыми художественными произведениями для внеклассного чтения.

            Произведения о Великой Отечественной войне занимают отдельное место в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. В прошлом году мы с 7 классом приняли участие в международной акции «Читаем детям о Великой Отечественной войне»,  приуроченной ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., организованной Самарской областной детской библиотекой; в мае 2021 г. приняли участие в конкурсе чтецов «Салют, Победа!» (Магер Г.) (ЦДТ). В этом году также предусмотрены  уроки внеклассного чтения на военную  тематику и участие в творческих конкурсах и акциях, направленных на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.

      Формированию нравственности и патриотизма способствуют и занятия курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном», которые я провожу в 6 классе.

         Фактически на каждом внеурочном занятии и уроке по изучению литературного произведения проводится беседа на этическую тему. Такие беседы позволяют не только развивать связную речь обучающихся, но и самое главное – корректировать неверные нравственные представления обучающихся и формировать у детей оценку их собственных нравственных качеств.

       Важно на уроках чтения вызвать эмоциональный отклик в душах детей. Поэтому сама не скрываю своих чувств и эмоций во время чтения произведений. Зачастую использую аудиозаписи произведений в исполнении мастеров художественного чтения, музыкальное сопровождение, произведения живописи, элементы занимательности, игры. Помогают мне в этом мультимедийные компьютерные презентации.

          В конце выступления я хочу сказать: если обучающиеся могут осознавать, что хорошо, а что плохо,  если им захотелось стать лучше, сделать что-то доброе  - значит, урок прошёл не зря. Как, например, открытый урок внеклассного чтения «Спешите делать добро» (по сказке В.П. Катаева «Цветик-семицветик»), который я провела в прошлом году в рамках работы МО в 5 классе. О том, что удалось затронуть души детей, свидетельствуют их добрые пожелания, которые они написали на лепестках своего цветика-семицветика. (демонстрация детских творческих работ).

Интернет-источники:

  1. Инфоурок. Статья " Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения».

  2. nsportal.ru/Решетникова И.М. Духовно-нравственное воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения.

  3. urok.1sept.ru /Лыскова Е.В. Литература – одно из основных направлений духовно-нравственного развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Статья на тему   ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО  ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ....

Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.

Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТ №1 ИМЕНИ РАМИ ГАРИПОВА

В статье автор делится с основными приемами музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических ценностей у обучающихся  Башкирской Республиканской гимназии-интернат №1 имени Рами Гарипо...