Программа проекта Школа выживания
проект (6, 7, 8 класс) на тему
Данный материал будет полезен для желающих организовать работу внеклассную работу по туристической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vyzhivaniya.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа проекта
Пояснительная записка
Программа «Школа выживания в экстремальных условиях» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.
Программа предусматривает широкий подход в изучении природы Подмосковья, России и мира, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.
Одной из основных форм является туризм и краеведческая работа на местности. Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы, как средств выживания.
Новизна программы заключается в том, что курс ОБЖ в общеобразовательной школе практически отсутствует или же он интегрируется с различными предметами, что не дает элементарного представления, как вести себя человеку в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или антропогенного характера. Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.
Программа включает в себя несколько блоков:
1. Туризм, как средство познания окружающего мира.
- Знания о природных факторах и ресурсах.
- Медицинская и психологическая и физическая подготовка.
4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе ив антропогенных ландшафтах.
Успех программы зависит от количества проведенных занятий на местности, относящейся к объекту изучения, в работе необходимо использовать все формы активных видов туризма: прогулки, экскурсии, туристские походы, экспедиции.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.
Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.
Задачи:
1. Обучающие:
- формирование у учащихся системы знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;
- обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных
условиях;
- обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии Подмосковья, России и мира;
- закрепление знаний по картографии, экологии.
2. Воспитательные:
- воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных
на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;
- формирование организаторских навыков работы в коллективе.
3. Развивающие:
- развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и
вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и
жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в
возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и
личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам с раннего возраста обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации. Программа объединяет в себе материал по различным школьным предметам: биологии, химии, физике, кубановедению, географии, ОБЖ и физической культуре, а это вызывает интерес более углубленного изучения вышеперечисленных предметов.
Программа рассчитана на учащихся 9 -15 лет.
Сроки реализации 1 год, с перспективой расширения знаний по изученным темам и накопленному опыту работы в полевых условиях.
Методы и формы работы.
Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).
Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),
Интеллектуальные игры («Брейн-ринг», различные викторины).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество учебных часов: 144.
Ожидаемый результат.
В результате прохождения программного материала учащиеся объединения «Школа выживания»
Знать:
- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);
- типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;
- свой организм - как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;
- понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.
Уметь:
- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;
- определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять
стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить
примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой
обитания;
- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи
при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);
- правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно
брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь
утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные,
плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном
природном окружении.
Способы проверки результатов усвоения программы:
Участие в соревнованиях туристов (поисково-спасательные работы).
Проведение конкурсов викторин по изученному материалу.
Проведение родительских собраний.
Подготовка отчетов о проведении походов, экспедиций.
Контроль администрации учебного учреждения.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание | Всего | Теория | Практика |
1 | Начальная туристская подготовка | 72 | 18 | 54 |
1.1 | Турист - друг природы | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Техника передвижения | 10 | 3 | 7 |
1.3 | Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях | 16 | 6 | 10 |
1.4 | Основы ориентирования на местности | 10 | 3 | 7 |
1.5 | Способы поиска воды и пищи | 4 | 2 | 2 |
1.6 | Физическая, медицинская и психологическая подготовка | 16 | 1 | 15 |
1.7 | Специальная туристская подготовка | 14 | 2 | 12 |
2 | Автономное выживание в экстремальных ситуациях | 72 | 20 | 52 |
2.1 | Что такое «выживание»? | 2 | 2 | - |
2.2 | Выживание в полярных условиях | 8 | 2 | 6 |
2.3 | Выживание в горах | 8 | 2 | 6 |
2.4 | Выживание в тропиках | 8 | 2 | 6 |
2.5 | Выживание в условиях умеренного климата | 12 | 2 | 10 |
2.6 | Выживание в пустыне - | 8 | 2 | 6 |
2.7 | Выживание в море | 8 | 2 | 6 |
2.8 | Выживание при чрезвычайных ситуациях природного характера | 8 | 2 | 6 |
2.9 | Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера | 4 | 2 | 2 |
2.10 | Безопасность в городе и домашней среде | 6 | 2 | 4 |
Содержание изучаемого курса.
1-й раздел Начальная туристская подготовка 84 часа.
Формирование знаний о природе как взаимосвязанной системе, туристских знаний и умений природопользования (туристского, рекреационного природопользования), заинтересовать детей поисково-познавательной деятельностью и развивать у них творческую активность.
Задачи.
1. Развивать знания о человеке и его месте в природе как особого объекта.
2. Формировать навыки и умения автономной работы в природе. Сформировать понимание зависимости степени воздействия на окружающую среду от видов туризма и типа туристского природопользования, привитие эколого- туристских навыков и умений, поведенческих (жизнеобеспечивающих,
рекультивационных и побочного природопользования).
3. Формирование навыков и умений работы с планом и картой, ориентирования на
местности.
4. Физическую, медицинскую и психологическую подготовку и подготовку туристкой
технике проводить с учетом программных требований по физическому воспитанию и
возрастных особенностей.
Методы и формы проведения занятий:
Теоретические - беседа с демонстрацией иллюстративного материала и моделей.
Практические занятия в помещении и на местности: наблюдения, работа с измерительными приборами, экскурсии-практикумы по описанию объектов природы. Игровые формы (игры с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы и сюжетно-ролевые игры).
Краткое описание тем и теоретических и практических занятий
- Турист - друг природы
Туризм - массовая форма активного отдыха и оздоровления, как вид спорта. Виды туризма. Влияние пешеходного туризма на окружающую среду. Как туристы познают окружающий мир. Какие туристские и краеведческие должности и поручения бывают.
Что такое "экология"? Что такое окружающая среда. Зачем туристу изучать экологию. Как разные виды туризма влияют на окружающую среду. Участие туристов в деле по охране природы.
Практическая работа - подбор иллюстративного материала о растениях и животных края (для альбома, реферата), организация выставки книг, распределение туристских и
краеведческих должностей и поручений. Организация наблюдений за природой.
- Техника передвижения
Выработка техники передвижения в различных условиях местности, движение в одиночку и групповое. Понятия: темп, ритм, специальные команды в при групповом движении.
Практическая работа - поход с преодолением различных препятствий.
Наблюдение за природой и оформление материала по наблюдению. Оформление альбома "Туристу на заметку" (страница "Растения и животные из "Красной книги" края"). Экскурсия-практикум по изучению среды обитания растений и животных (или поход).
- Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях
Что взять с собой в поход. Снаряжение туристов. Палатка - дом туриста: ее устройство, правила установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Выбор места для бивака и обустройство места. Укрытия и их типы. Как правильно выбрать место для костра и обустроить кострище. Правила пользования костром в туристском походе. Правила "захоронения" бытовых отходов - после нас - чище, чем до нас. Правила общения с дикими животными.
Практическая работа - подборка материала и оформление альбома "Туристу на заметку" (о лекарственных растениях, их нужно знать - они ядовиты).
- Основы ориентирования на местности
План школы, школа на плане города (села, деревни, поселка). Какие бывают карты. План местности, топографическая карта, туристские карты. Карта спортивного ориентирования (первое знакомство). В мире ориентиров. Компас. Топографические знаки и их назначение. Ориентирование на местности по карте и местным признакам.
Практическая работа - топографический диктант, работа с планом класса и школы, определение по компасу сторон горизонта, игры на местности по карте.
- Способы поиска воды и пищи.
Поиск воды является первоочередной задачей для существования в автономных условиях. Источники воды, типы водных ландшафтов. Способы добычи воды из атмосферы.
Охота, рыбалка, приготовление и заготовка пищи в экстремальных условиях. Растения - враги и друзья: лекарственные, плодово-ягодные (съедобные) дикорастущие растения, съедобные грибы. "Красный сигнал" - осторожно, ядовиты! Универсальный тест на съедобность.
Практическая работа - экскурсия-практикум по изучению и сбору гербария лекарственных растений "Зеленая аптека". Наблюдение за природой оформление материалов наблюдения.
1.6. Физическая, медицинская и психологическая подготовка.
Адаптация человека к климату умеренного пояса. Меры профилактики простудных заболеваний, гриппа, авитаминоза. Сезонность заболеваний. Здоровье и болезни школьников. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека в природных условиях своего края. Влияние (косвенное и прямое) загрязненного воздуха, воды, почв на организм человека. Профилактика современных заболеваний. Специальные физические упражнения. Психология выживания. Практическая работа - по оказанию первой медицинской помощи.
1.7. Специальная туристская подготовка
Подготовка к соревнованиям по туристской технике и поисково-спасательным работам.
Практическая работа - тренировки в спортивном зале и природных условиях.
2-й раздел Автономное выживание в экстремальных ситуациях (72 часа).
Цель.
Сформировать понятие адаптации человека к условиям автономного существования в природе, научить детей применять практические навыки выживания в различных ландшафтах и городском цикле, сохранении и улучшении здоровья человека.
Задачи.
Развивать знания о человеке и его адаптации к климату умеренного пояса, роли
рекреационной (туристско-краеведческой) деятельности в укреплении здоровья юного
туриста.
Дальнейшее развитие навыков природного выбора в различных климатических
условиях, применение правил и умений по выполнению норм и правил рекреационного
природопользования.
Развивать навык выживания в любых условиях, а также привить цель не только
выжить, но и помочь выжить другим.
Показать роль спортивного туризма, спортивного ориентирования в развитии
личности, в оздоровлении.
Краткое описание тем, теоретических и практических занятий
2.1. Что такое «выживание»?
Дается понятие «выживание», а также рассказать, какие мероприятия необходимо выполнит для успешного выживания.
2.2. Выживание в полярных условиях.
Полярные области, передвижение в полярных условиях, типы укрытий, особенности разведение огня и приготовление пищи, добывание воды и пищи в условиях холодного климата.
Практическая работа - однодневный зимний поход.
2.3. Выживание в горах.
Походы горы: климат и местность. Способы ориентирования в горах. Передвижение по горной местности. Опасность ледников и лавин. Специальные альпинистские приемы. Узлы и спецснаряжение.
Практическая работа - плановый трехдневный поход.
2.4. .Выживание в тропиках.
Тропическая природная зона, передвижение по джунглям, советы по одежде для тропиков. Лагерь и укрытие, поиск воды и пищи в тропических условиях. Опасные растения и животные.
2.5. Выживание в условиях умеренного климата.
Умеренный климат. Особенности географии Подмосковья. В данном разделе главное место отводится походам по территории района (практика).
2.6. Выживание в пустыне.
Высокие температуры и недостаточное количество осадков, вода в пустыне и способы ее добычи. Одежда для путешествий. Растительная и животная пища. Опасности. Способы построения укрытия в пустыне.
Практическая работа - добыча воды в трудных условиях.
2.7. Выживание в море.
Как избежать паники при аварии на воде? Выживание в воде. Спасательные средства и их содержимое. Сигналы бедствия. Добыча воды и пищи.
Практическая работа - составление памятки спасения на воде и льду.
2.8. Выживание при чрезвычайных ситуациях природного характера и меры по спасению.
Смерчи, ураганы, штормы. Сильный снегопад и оледенение. Гроза. Лесные пожары. Землетрясения и извержение вулканов. Засуха.
Практическая работа - тренировки по спасательным работам (использование средств связи, знаки и сигналы спасения, действия поисковой партии).
2.9. Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера, аварии на химических и других опасных предприятиях.
2.10. Безопасность в городе и домашней среде.
Безопасность на дорогах, в общественном транспорте, в домашней среде, при террористических актах. Практическая работа - составление памяток выживания в разной среде.
В результате освоения программы обучающиеся должны:
1. Туризм, как средство познания окружающего мира.
Знать:
- что такое поход, загородная поездка;
- снаряжение туриста (пеший поход выходного дня);
- состав медицинской аптечки;
- экологически "чистый" бивак, правила его оборудования;
- самодельное туристское снаряжение, способствующее охране окружающей природной среды;
- правила пользования огнем в туристском походе;
- хождения по равнинным участкам;
- спуска и подъема по склонам;
- понятия: план школы, города (села) и его окрестности, местность, масштаб;
- понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного
ориентирования, туристская); - условные знаки плана, топографической карты, спортивного ориентирования
(отдельные знаки); - местные признаки ориентирования;
- устройство компаса и приемы работы с ним.
Понимать:
- воздействие туристского снаряжения (кострового и бивачного снаряжения) и
оборудования на природу;
- что неправильное (т.е. экологически безграмотное) передвижение туристов,
отдыхающих по местности - причина разрушения природных ландшафтов;
- что правильно выбранное личное снаряжение и медицинская аптечка - залог
успешного похода, отдыха и отличного здоровья;
- назначение плана местности и различных карт для туриста, роль плана, карты в деле
охраны природы;
- влияние занятий по спортивному ориентированию на оздоровление, развитие
наблюдательности и кругозора.
Уметь:
- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных
условий;
- пользоваться огнем в туристском походе;
-правильно выбирать место спуска и подъема по склонам разного типа, спускаться и
подниматься по склону;
- выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, лиственным,
смешанным), по лугу и болоту;
-правильно оборудовать кострище;
- работать с планом и топографической картой;
- выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;
- работать с компасом: определять стороны горизонта, ориентировать на местности.
2. Знания о природных факторах и ресурсах.
Знать:
- многообразие растений и животных леса, луга;
- типичные растения и животные природной зоны края;
- редкие и исчезающие растения края;
- факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека (на примере своей
природной зоны).
Понимать:
- значение леса, луга, водоема в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе и
туризме;
- влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);
- влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Уметь:
- определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду;
- определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных
признаков;
- приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в
связи со средой обитания.
3. Медицинская и психологическая и физическая подготовка.
Знать:
- свой организм - как он устроен;
- о гигиене туриста;
- правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе;
- заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры их
профилактики;
- заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды;
- особенность медицинской и физической подготовки юного туриста;
- ядовитые и несъедобные растения и грибы своего края.
Понимать:
- влияние условий окружающей среды на здоровье человека;
- необходимость в сохранении "чистоты" среды обитания человека для сохранения его
здоровья.
Уметь:
- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи
при ранах, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу );
- определять ядовитые, несъедобные растения и грибы;
- обеззараживать и очищать питьевую воду в полевых условиях;
4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах.
Знать:
- понятие природных зонах и ландшафтах;
- особенности выживания в автономных условиях;
- закономерности природы различных областей.
Понимать: - что правильно выбранная норма поведения снизит нагрузку на природу.
- длительность периода "заживления ран", нанесенных природе туристами (кострища).
Уметь: - правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года;
- правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях;
- в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов;
- собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения;
- объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.
Список литературы для детей
1. Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.- М.: ЦДЮТур, 1996.
- 144 с.
2. Планета — наш дом: учебн. - Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. /
Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. - М.: Лайда, 1995. - 228 с.
3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М: Прогресс, 1983. - 273 с.
4. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник
АсЭКО-1994-вып. 3-4-С. 3-7.
- Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. - М.: 1998.
- Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: "Просвещение", 1980. - 108 с.
- Минделевич С. Пора в поход! - М.: "Молодая гвардия", 1985. - 180 с.
Список литературы для педагога
- Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина
Барышева Ю.А.
2. Формирование эколого-краёведческих знаний в школе- М.: ЦДЮТ РФ,
1997. - 104 с.
3. Плешаков А. А. Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"
Вестник образования - 1993. - № 6 - С. 72-80.
4. Плешаков А.А. Программа "Природа и мы" (4 класс).
5. Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских
дошкольных учреждений. - Курган: ГУНО Администрация Курганской области, 1993. - С.
14-22.
6. Плешаков А.А. Экология для младших школьников - М.: Просвещение, 1995. - 45 с.
7. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас - определитель по природоведению и экологии
для учащихся нач. кл. - М.: Просвещение, 1998. - 224 с.
8. Поломис К. Дети в пионерском лагере. -М.: "Профиздат", 1989. - 143 с.
9. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 1997. - 144
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования школа выживания
Программа «Школа выживания в экстремальных условиях» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающе...
Проект организации внеурочной деятельности "Школа выживания"
На территории страны проживает около 23 млн. детей, из них:93 тыс. – стали жертвами преступлений,1292 – убиты, 944 – погибли в ДТП,728 – совершили суицидСохранить жизнь человека;научить детей вы...
Проект внеурочной деятельности «Школа выживания»
Способность человека успешно преодолевать суровые условия природной среды одно из древнейших его качеств. Еще в незапамятные времена он научился защищать себя от холода и зноя, строить себ...
Программа ДО Школа выживания
ДО Школа выживания...
Программа "Школа выживания"
Программа дополнительного образования "Школа выживания"...
Проект палаточный лагерь для детей СОП и ТЖС "Школа выживания"
Проект направлен на организацию досуга в дни школьных каникул детей и подростков, находящихся в трудной жизненой ситуации, и социально опасном положении п. Абан. И вовлечении их в активную жизнь нашег...
Проект по программе международного сотрудничества "Выживание в лесу"
Проект создан для более глубокого знакомства с природой родного края. В ходе проекта учащиеся узнают и приобретают крайне полезные умения отличать съедобное от несъедобного, поведения в лесу, правильн...