Программа "Школа выживания"
методическая разработка на тему
Программа дополнительного образования "Школа выживания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vyzhivaniya_pervyy_i_vtoroy_uroven_programma.docx | 53.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время в государственной политике Российской Федерации расставлены приоритетные акценты в направлении здоровья сбережения населения страны и, в первую очередь, детей и подростков. Существенно способствует реализации поставленных задач по улучшению данной ситуации стремительный рост новых здоровье сберегающих технологий, успехи медицины.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности «Школа выживания» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы.
Вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности являются особенно актуальными для молодых людей с нарушением интеллекта и комплексом дефектов.
Авторская программа по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанная мной в 2002 году позволяет научить детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью решать проблемы поведения в различных жизненных ситуациях и в настоящее время не потеряла своей актуальности.
Противостоять этому процессу может пересмотр педагогических технологий и методик в работе с такими лицами в части формирования навыков культуры собственной безопасности и здорового образа жизни, разработка соответствующего комплекса воспитательных и образовательных мер в образовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа.
Анализ существующих практик работы в направлении повышения уровня безопасности жизнедеятельности и ее профилактики выявил такую важную проблему, как недостаточное количество комплексных программ, направленных на формирование у лиц с нарушениями интеллекта навыков личной безопасности.
Несмотря на присутствующие в программах комплексного обучения и развития молодых людей с ограниченными возможностями здоровья вопросов по безопасности жизнедеятельности, такие лица, в силу особенностей своего развития, нуждаются в конкретном изучении курса основ безопасности жизнедеятельности и приобретении навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, соблюдая элементарные правила собственной безопасности, на практике умение оценить степень риска в создавшейся внештатной ситуации и применить соответствующие, полученные знания.
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для молодых людей с отклонениями в умственном развитии представляет собой серию интерактивных занятий по профилактике травматизма, направленных на передачу воспитанникам знаний и устойчивых навыков сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на понимание воспитанниками необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения.
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к личностным характеристикам в части формирования и использования навыков и правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, а также направлена на результат частичного освоения основной образовательной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Программа делает акцент на системную работу через внедрение современных методик, основанных на принципах активного вовлечения самого обучаемого в процесс формирования представлений и практических навыков в сфере обеспечения личной безопасности.
С целью получения устойчивого положительного эффекта у обучающихся в овладении знаниями и навыками по вопросам формирования культуры собственной безопасной жизнедеятельности структура программы состоит из 3-х учебных уровней (базовый, основной, специализированный) для всех возрастных групп обучающихся.
Рекомендуется последовательное изучение всех образовательных уровней. При этом у обучающихся от уровня к уровню совершенствуются навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, укрепляется понимание собственной причастности к процессу формирования своей безопасности, появляется чувство уверенности в своих силах и внутренней защищенности.
Базовый уровень | Основной уровень | Специализированный уровень |
Содержание занятий данного уровня направлено на: - осознание своей роли в процессе обеспечения собственной безопасности; - представление о диапазоне нестандартных ситуаций, неправильном поведении, которое может привести к наступлению травмоопасных последствий; - самостоятельное или с помощью педагога открытие универсального алгоритма безопасного поведения -проверка его действия в различных опасных жизненных ситуациях. | Содержание занятий данного уровня разработаны на основе статистических данных о существующих, наиболее распространенных и актуальных ситуациях угрозы безопасности и жизни. Акцент сделан на практические (игровые) занятия для закрепления алгоритмов действий в каждом конкретном случае проявления опасности. При этом учтены методические рекомендации по содержанию и методики преподавания безопасности жизнедеятельности | Содержание занятий данного уровня предполагает следующее: - углубленное изучение тем модулей основного блока; - изучение иных тем, актуальность которых целесообразна в рамках цели и задач программы (например: темы о различных чрезвычайных ситуациях, возникших вследствие стихийных бедствий); - изучение тем, выбор которых обоснован Законом Российской Федерации «Об образовании» |
Новизна программы - в практико-ориентированном комплексном подходе к выработке у воспитанника навыков безопасного поведения в дополнение к имеющимся или получаемым знаниям. Программа не заменяет, а дополняет существующие в системе образования программы и формы работы в части формирования безопасного образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Её главный методический акцент направлен на личностный подход к каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями, а также запросами к содержанию программы (для старшей группы воспитанников-выпускников учреждения), на активизацию собственной познавательной деятельности воспитанника на различных этапах его обучения.
Цель программы: формирование у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья стойких навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях и умений в оказании себе и окружающим первой необходимой элементарной действенной помощи.
Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач:
Образовательные:
- формирование знаний и умений выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска;
- формирование устойчивого навыка собственных действий в различных опасных ситуациях;
- формирование навыков оказания элементарной помощи себе и окружающим в различных опасных ситуациях.
Развивающие:
- активизация познавательной деятельности обучающихся в данном направлении;
- формирование осмысленного понимания необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности.
Воспитательные:
- воспитание и формирование устойчивой привычки к контролю окружающего пространства.
Условия реализации:
программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей и возможностей обучаемых, его познавательной активности, уровня знаний и умений. Программа рассчитана на 3 года обучения. Режим занятий по предмету
Режим занятий по предмету – 1 час в неделю для первого уровня и 2 часа в неделю для второго уровня.
Универсальность и вариативность использования программы обеспечивается:
- возможностью ее использования как программы в целом, так и отдельных её модулей;
- возможностью ее использования в системе дополнительного образования и как курс в рамках летних оздоровительных лагерей пр.;
- завершенностью каждого конкретного элемента программы: мотивационно, содержательно, сюжетно, что позволяет моделировать различные варианты реализации программы исходя из временных и организационно-технических возможностей и возможностью самих обучающихся.
- наличием различных форматов мотивации: увлекательная игра (сюжетно-игровая модель), использование новейших технических средств (интерактивные доски, навигаторы, ноутбуки, компьютерные программы, пр.), применение современных педагогических технологий (формы проведения занятий, - презентации, электронные викторины, интерактивные упражнения, пр.).
Главные методические принципы реализации программы:
- акцент на интерес обучаемого в процессе обучения;
- приоритет интерактивных форм работы – преобладание практики над теорией;
- широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий;
- учет возрастных, психофизических особенностей обучающихся.
В основу структуры программы заложен спиральный принцип, ориентированный на разные возрастные группы и психофизические возможности обучаемых. В каждом модуле одинаковые темы занятий, различающиеся отбором содержания и формами подачи материала.
Для обучаемых преобладающим в занятиях должны быть игровые формы, использование визуальных образов. Для старших групп обучение в форме сюжетно-ролевых и моделирующих игр. К изучаемому материалу подбор образов из художественных фильмов, реальной жизни.
Все занятия строятся от степени рациональной организации процесса обучения, плотности конкретных занятий, оптимальной дозировки учебной нагрузки, учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Занятия по программе могут проводиться в различных организационных форматах:
групповая форма обучения создаёт хорошие предпосылки для здорового соперничества во время занятий, а также воспитывает чувство взаимопомощи, толерантного, уважительного отношения к окружающим (сверстникам) при выполнении практических заданий;
- индивидуальная форма обучения создаёт мотивацию к самостоятельной работе. Данная форма воспитывает у обучаемых навыков самоконтроля, самоорганизации, к решению уже поставленных задач. Используя этот вариант занятий, воспитатель также имеет возможность дозировать индивидуальную нагрузку обучения для каждого обучающегося;
- фронтальная форма обучения позволяет одновременно контролировать выполнение определенного задания всеми обучающимися, общий уровень усвоения знаний в группе.
Методы работы.
Интерактивное обучение:
- различные виды игр;
- игровые упражнения;
- моделирование ситуаций;
- просмотр и обсуждение фильмов;
- решение ситуационных задач.
Тестирование.
С помощью метода тестирования можно определить уровень информированности обучаемых. Тесты должны быть доступны для понимания обучаемыми, конкретными.
Ролевая игра
Это разыгрывание участниками группы сценки с распределенными заранее ролями для моделирования поведения в конструированной игровой ситуации в целях овладения навыками поведения в определенной жизненной опасной ситуации.
Содержание тематических модулей.
Модуль 1 - «Актуальность программы и знакомство с правилами безопасного поведения».
Актуализация темы безопасности и ценностей собственной жизни и здоровья, мотивация осознания персональной ответственности за личную безопасность, изучение правил безопасного поведения в различных ситуациях, выработка навыков оценивания уровня опасности, прогнозирование вариантов развития событий и выбора адекватных действия, знакомство с алгоритмом привлечения помощи извне. На этом же занятии происходит старт игровой модели и анонс всей программы.
Модуль 2 - «Безопасность в быту».
Изучение и оценка потенциальных опасностей в отдельном конкретном помещении, применение правил безопасного поведения в отдельных конкретных ситуациях (электричество, газ, пожар, бытовые ожоги, травмы, пр.), моделирование различных ситуаций и проверка знаний и умений на практике.Например: а) до пожара – анализ причин пожаров (с изучением правил пожаробезопасного поведения), б) во время пожара – алгоритм действий предотвращения пожара, умений при передаче срочной информации; в) после пожара – навыки оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим.
Модуль 3 – «Безопасность в обществе».
Изучение потенциальных опасностей присутствия в общественных местах, при общении с чужими людьми на улице, применение знаний и навыков безопасного поведения в толпе, во время присутствия на массовых мероприятиях и т.д.; формирование и отработка навыка «отказа» (умение сказать «нет») при общении со сверстниками, незнакомыми людьми, воспитание навыков уважительного отношения к мнению других людей, умений правильно обратиться за помощью, и иных коммуникативных качеств.
Модуль 4 – «Безопасность на улице, в путешествиях на транспорте». Изучение правил дорожного движения (ПДД), правил поведения в опасных ситуациях, связанных с использованием различных видов транспорта, в местах скопления людей на вокзалах и аэропортах (посадка и высадка), поведения во время транспортных аварий. Знакомство с существующими и выработка собственных правил безопасного поведения в пути, оценка уровня опасности ситуации и выхода из неѐ в соответствии с правилами безопасного поведения.
Модуль 5 – «Безопасность в мире окружающей природы». Знакомство с многообразием растительного мира (растения, ягоды, грибы, пр.), распространѐнного на территории России, и возможных опасностей соприкосновения с ним. Изучение дикого животного мира страны (с позиции безопасности жизнедеятельности), а также знакомство с опасными ситуациями, идущими от домашних животных (агрессия, заражение, царапины, укусы, пр.), практика применения знаний и навыков безопасного общения с живой природой и оказания первой помощи в нестандартных ситуациях. Например:укусы насекомых или диких животных (собак); безопасность на воде - изучение, анализ и игровое моделирование потенциальных опасностей, связанных с водой и купанием, варианты предопределения и предотвращения опасностей, обсуждение важности соблюдения инструкций, отработка правил безопасного поведения при чрезвычайной ситуации на воде; укусы насекомых или диких животных (собак).
Модуль 6 – «Безопасность использования ресурсов информационного пространства».
Приобретение навыков критического отношения к достоверности потребляемой информации, навыки исключения из своей жизни негативной (опасной, агрессивной, бездуховной) информации; изучение правил безопасного поведения в сети Интернет (защита от вирусов, спама, мошенничества, навязывания негативного контента, умение обезопасить личные данные, различать особенности реального и виртуального общения, профилактика интернет зависимости, пр.).
Модуль 7 – «Безопасность в мире окружающей природы: стихийные бедствия».
Знакомство (изучение) с наиболее вероятными опасными природными явлениями (наводнение, ураган, сильные ливни, грозы, штормовой ветер, лесной пожар, пр.), изучение правил безопасного поведения в рассматриваемых конкретных случаях, отработка навыков применения правил безопасности в различных игровых моделях, приобретение навыков оказания первой помощи себе и окружающим в отдельных конкретных случаях, привлечения помощи извне.
Учебно-тематический план по программе
«Школа выживания»
Первый (базовый) уровень
Первый год обучения ( 45 часов в год)
№п/п | Тема занятий | Всего | Кол-во часов | Кол-во часов |
| Теория 24 | практика 21 | ||
1. | Безопасность жизнедеятельности | 2 | 2 |
|
Безопасность. Понятие | 1 | 1 | ||
Чрезвычайная ситуация | 1 | 1 | ||
2. | Как быть здоровым | 8 | 4 | 4 |
Уход за руками | 2 | 1 | 1 | |
Уход за ногами | 2 | 1 | 1 | |
Уход за зубами | 2 | 1 | 1 | |
Уши. Уход за ними | 2 | 1 | 1 | |
Режим дня | 2 | 1 | 1 | |
3. | Улица полна неожиданностей | 16 | 9 | 7 |
Улица | 2 | 1 | 1 | |
Дорога | 2 | 1 | 1 | |
Части дороги для пешеходов и транспорта | 2 | 1 | 1 | |
Пешеход | 1 | 1 | ||
Пешеходный переход | 2 | 1 | 1 | |
Участники дорожного движения | 1 | 1 | ||
Правила дорожного движения | 2 | 1 | 1 | |
Светофор | 2 | 1 | 1 | |
Правила пешеходной дисциплины | 2 | 1 | 1 | |
4. | Мы - пассажиры | 7 | 4 | 3 |
Я - пассажир | 1 | 1 | ||
Ожидание транспорта | 2 | 1 | 1 | |
Пассажир в транспорте и его обязанности | 2 | 1 | 1 | |
Посадка в транспорт и выход | 2 | 1 | 1 | |
5. | Безопасность в помещении | 9 | 5 | 4 |
Вещи – наши помощники и враги | 1 | 1 | ||
Лифт | 2 | 1 | 1 | |
Ступеньки. Передвижение по лестнице | 2 | 1 | 1 | |
Травмы. Вывих, перелом | 4 | 2 | 2 | |
6. | Тестовые задания на усвоение учебного материала. | 3 | 3 |
Второй уровень
Первый год обучения ( 80 часов в год)
№ п.п. | Тема занятий | ВСЕГО | Кол-во часов | ||
теория | практика | ||||
Модуль 1. Знакомство с правилами безопасного поведения | |||||
Вводное занятие | 5 | 3 | 2 | ||
Различные виды травм. | 9 | 3 | 6 | ||
Модуль 2. Безопасность в быту | |||||
Бытовые травмы | 11 | 3 | 8 | ||
Механические повреждения кожного покрова и переломы | 11 | 3 | 8 | ||
Электрическая опасность | 11 | 3 | 8 | ||
Газовая» опасность | 11 | 3 | 8 | ||
Бытовые отравления | 11 | 3 | 8 | ||
Ожоги | 11 | 3 | 8 | ||
ИТОГО | 80 | 24 | 56 |
Содержание программы.
Вводное занятие
Многообразие окружающего нас мира, общие понятия о правилах безопасного поведения. Как научиться предвидеть опасность
Различные виды травм.
Различные виды травм и привлечение соответствующей необходимой помощи извне. Какие службы защищают население и какие сигналы оповещают нас об опасности. Медицинская помощь. Пожарная помощь. Милиция
Бытовые травмы» (вводная часть)
«Домашние» опасности: возгорания; падение с лестниц; затопление помещений; лифт; разрушение зданий; детские шалости; укусы животных. Причины и виды травм Алгоритм использования правил безопасного поведения
Механические повреждения кожного покрова и переломы
Причины повреждений и переломов: вывих, перелом. Использование правил безопасного поведения. Оказание первой медицинской помощи.
Электрическая опасность
«Электороопасные» места в конкретном помещении. Причины поражения током. Использование правил безопасного поведения. Оказание первой медицинской помощи
Газовая» опасность
«Газовые» приборы Причины опасных ситуаций с бытовым газом: угарный газ; бытовой газ Использование правил безопасного поведения. Оказание первой медицинской помощи
Бытовые отравления
Ядовитые вещества, наиболее часто используемые в быту: «Внимание - лекарственные препараты!», средства бытовой химии, отравление пестицидами, отравление продуктами, отравление ртутью, использование правил безопасного поведения. Оказание первой медицинской помощи.
Ожоги
Пожар в быту. Причины его возникновения. Опасные спутники огня. Средства тушения пожаров. Эвакуация при пожаре. Химические ожоги (понятие). Средства бытовой химии. Бытовые ожоги (вода, пар, пр.). Использование правил безопасного поведения. Возможные самостоятельные действия по устранению очага пожара и его тушению. Оказание первой медицинской помощи.
В результате освоения программы 1 года обучения воспитанники должны:
МОДУЛЬ 1
Знать основные термины и понятия, характеризующие окружающую нас действительность. перечень возможных опасностей и их последствия.
Понимать ценности собственной жизни и здоровья, личную мотивацию и участие в их сохранении. предназначение различных служб экстренной помощи (в зависимости от опасной ситуации); сигналы, оповещающие об опасности
Анализировать возможные окружающие опасности.
Уметь оценивать степень риска различных нестандартных ситуаций и составлять алгоритм действий выхода из них.
Моделировать технику практических (игровых) действий и приѐмов в целях отработки алгоритма выхода из опасной ситуации.
Знать и уметь воспользоваться контактной информацией различных служб экстренной помощи извне.
МОДУЛЬ 2
Знать причины, способствующие созданию конкретной опасной ситуации, правила еѐ предупреждения, безопасности и профилактики.
Уметь пользоваться правилами безопасного поведения для выхода из конкретной нестандартной ситуации. работать в команде и проявлять при этом доброжелательность, уважение к чужим мнениям, предложениям. использовать раздаточный дидактический материал и участвовать в практических занятиях (играх) с его использованием.
Закреплять и совершенствовать навыки собственных действий в конкретных опасных ситуациях.
Осваивать и совершенствовать технику тактических действий при оказании первой доврачебной помощи.
Осваивать правила пожарной безопасности. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе ознакомления с учебной деятельностью на групповых практических занятиях.
Соблюдать на практических занятиях необходимые для каждого конкретного случая правила техники безопасности.
Использовать игровые действия на практических занятиях.
Первый (базовый) уровень
Второй год обучения (46 часов в год)
Тема занятий | ВСЕГО | Кол-во часов | Кол-во часов | |
Теория 21 | практика 25 | |||
1. | Как быть здоровым | 11 | 6 | 5 |
| Травмы | 2 | 1 | 1 |
| Прогулки. Возможные опасности | 2 | 1 | 1 |
| Здравствуй, зимушка-зима! | 2 | 1 | 1 |
| Укусы насекомых | 1 | 1 | |
| Мухи – переносчики инфекций | 1 | 1 | |
Закаливание организма | 3 | 1 | 2 | |
2. | Улица полна неожиданностей | 9 | 4 | 5 |
Безопасность пешеходов | 2 | 1 | 1 | |
| Пешеходный переход. Его виды | 2 | 1 | 1 |
| Переход дороги | 3 | 1 | 2 |
| Железнодорожный переезд | 2 | 1 | 1 |
3. | Мы – пассажиры | 11 | 5 | 6 |
Железнодорожный транспорт | 2 | 1 | 1 | |
Пассажир и электричка | 2 | 1 | 1 | |
Дорожно-транспортные происшествия | 2 | 1 | 1 | |
Метро | 3 | 1 | 2 | |
Пассажир в вагоне электрички | 2 | 1 | 1 | |
4. | Безопасность в помещении. | 12 | 6 | 6 |
Осторожно! Электричество | 2 | 1 | 1 | |
Электроприборы. Правила по их использованию | 2 | 1 | 1 | |
Электрический ток | 2 | 1 | 1 | |
Возгорание | 2 | 1 | 1 | |
Бытовые отравления | 4 | 2 | 2 | |
5. | Тестовые задания на усвоение учебного материала. | 3 | 3 |
Второй уровень
Второй год обучения-(80 часов в год)
№ п.п. | Тема занятий | ВСЕГО | Кол-во часов | ||
теория | практика | ||||
Модуль 3. Безопасность в обществе | |||||
Общие правила безопасного общения с окружающими | 10 | 2 | 8 | ||
Поведение в толпе и при посещении массовых зрелищных мероприятий | 10 | 2 | 8 | ||
Нестандартные ситуации на улице и в общественных местах | 12 | 3 | 9 | ||
Модуль 4. Безопасность на улице, в путешествиях на транспорте | |||||
Безопасность на проезжей части улицы | 12 | 2 | 10 | ||
Правила поведения в общественном транспорте | 10 | 2 | 8 | ||
Железная дорога | 12 | 2 | 10 | ||
Незнакомый маршрут | 14 | 2 | 12 | ||
ИТОГО | 80 | 15 | 65 |
Содержание программы.
МОДУЛЬ 3 «Безопасность в обществе»
«Общие правила безопасного общения с окружающими». Как уберечь себя от преступлений. Возможные причины для преступлений. Преступник. Жертва. Правила безопасного поведения. «Осторожно – сектанты!»
«Поведение в толпе и при посещении массовых зрелищных мероприятий». Перечень возможных опасностей. Толпа. Как вести себя в толпе. Массовые зрелищные мероприятия. Главные опасности. Использование правил безопасного поведения. Оказание первой медицинской помощи.
«Нестандартные ситуации на улице и в общественных местах» Нестандартные ситуации на улице. Классификация. Как общаться с незнакомыми людьми. Безопасные места. Нападения. Ограбления. Как вести себя на прогулке, в транспорте, в дороге. Использование правил безопасного поведения. Умение сказать «НЕТ». Основные действия в нестандартной ситуации на улице. Оказание первой медицинской помощи.
МОДУЛЬ 4. «Безопасность на улице, в путешествиях на транспорте»
«Безопасность на проезжей части улицы» «Шагая осторожно, за улицей следи». Правила дорожного движения для пешеходов. Несчастные случаи с пешеходами. Использование правил безопасного поведения.
«Правила поведения в общественном транспорте» Городской общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси). Посадка в транспорт. «Не зевай». Пожар в транспорте. Меры предосторожности в трамвае, троллейбусе. Метро. Правила пользования метрополитеном (турникет, эскалатор, поезд).
«Железная дорога». Электричка. Основные причины опасных ситуаций на железной дороге. Рекомендации по поведению в вагоне. Использование правил безопасного поведения.
«Незнакомый маршрут». Умение обращаться за помощью к окружающим. Разговор по телефону. Использование правил безопасного поведения. Основные действия при потери ориентации в городе (если заблудились (потерялись).
В результате освоения программы 2 года обучения воспитанники должны:
МОДУЛЬ 3
Знать основные правила доброжелательного, общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Уметь пользоваться правилами безопасного поведения для выхода из конкретной нестандартной ситуации в общественных местах и местах скопления людей; использовать раздаточный дидактический материал и участвовать в практических занятиях (играх) с его использованием.
Закреплять и совершенствовать навыки собственных действий в конкретных опасных ситуациях.
Взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе практического моделирования ситуаций общения с окружающими людьми.
МОДУЛЬ 4
Знать причины, способствующие созданию конкретной опасной ситуации на проезжей части улицы.
Осваивать правила дорожного движения для пешеходов.
Уметь пользоваться правилами безопасного поведения для
выхода из конкретной нестандартной ситуации, связанной с общественным
транспортом, железной дорогой; работать в команде и проявлять при этом уважение и доброжелательность; пользоваться правилами безопасного поведения для выхода из конкретной нестандартной ситуации, связанной с транспортом, железной дорогой.
Закреплять и совершенствовать навыки собственных действий в конкретных ситуациях на транспорте.
Осваивать и совершенствовать технику тактических действий при оказании первой доврачебной помощи.
Уметь использовать раздаточный дидактический материал и участвовать в практических занятиях (играх) с его использованием.
Соблюдать на практических занятиях необходимые для каждого конкретного случая правила техники безопасности.
Первый (базовый) уровень
Третий год обучения ( 46 часов в год)
Тема занятий | ВСЕГО | Кол-во часов в год | Кол-во часов в год | |
Теория 29 | Практика 17 | |||
1. | Как быть здоровым | 11 | 8 | 3 |
Простудные заболевания | 2 | 2 | ||
Инфекционные заболевания | 2 | 2 | ||
Мороз – красный нос | 2 | 1 | 1 | |
Отравления | 3 | 2 | 1 | |
Карантин | 2 | 1 | 1 | |
2. | Улица полна неожиданностей | 10 | 7 | 3 |
Как не стать жертвой преступления | 3 | 2 | 1 | |
Непредвиденный случай | 3 | 2 | 1 | |
Преступление | 1 | 1 | ||
Человек среди людей | 2 | 1 | 1 | |
Похищение | 1 | 1 | ||
3. | Безопасность в помещении | 13 | 6 | 7 |
Огонь – друг и враг человека | 1 | 1 | ||
Пожар. Правила поведения при пожаре | 3 | 1 | 2 | |
Опасные спутники огня | 3 | 2 | 1 | |
Правила эвакуации при пожаре | 3 | 1 | 2 | |
Предметы противопожарной безопасности | 3 | 1 | 2 | |
4. | Природа и безопасность человека | 8 | 8 | |
Стихийные бедствия | 1 | 1 |
| |
Ураганный ветер | 1 | 1 | ||
Лесные пожары | 1 | 1 | ||
Наводнение | 1 | 1 | ||
Гроза, молния, ливень | 1 | 1 | ||
В мире животных | 1 | 1 | ||
Ядовитые растения | 1 | 1 | ||
Опасные насекомые | 1 | 1 | ||
5. | Тестовые задания на усвоение учебного материала. | 4 | 4 |
Второй уровень
Третий год обучения (72 часа в год)
№ п.п. | Тема занятий | ВСЕГО | Кол-во часов | ||
теория | практика | ||||
Модуль 5. Безопасность в мире окружающей природы | |||||
Вводная часть | 1 | 1 | |||
Тайны леса | 6 | 1 | 5 | ||
Водные пространства | 6 | 1 | 5 | ||
Огненный рейс | 6 | 1 | 5 | ||
Модуль 6 Безопасность использования ресурсов информационного пространства | |||||
Вводная часть | 1 | 1 | |||
Средства массовой информации, кинематограф, реклама и издательская литература | 6 | 1 | 5 | ||
Компьютер | 6 | 1 | 5 | ||
Модуль 7 Безопасность в мире окружающей природы: стихийные бедствия | |||||
Вводная часть | 1 | 1 | |||
Ураганный ветер, смерч | 9 | 2 | 7 | ||
Землетрясения | 9 | 2 | 7 | ||
Наводнение, Цунами | 10 | 2 | 8 | ||
Гроза (молнии, ливень) | 9 | 2 | 7 | ||
Метель, сильный мороз | 10 | 2 | 8 | ||
ИТОГО | 80 | 18 | 62 |
Содержание программы.
МОДУЛЬ 5 «Безопасность в мире окружающей природы»
Вводная часть
«Опасная» экспедиция в мир окружающей природы
«Тайны леса»
Перечень опасностей и определение их уровней риска. Лесные растения и грибы. Животный мир леса (опасные животные, змеи, насекомые, птицы, пр.). Необходимая экипировка при походе в лес. Использование правил
безопасного поведения Оказание первой медицинской помощи в нестандартной ситуации
«Водные пространства»
Перечень опасностей и определение их уровней риска. Причины опасных происшествий и несчастных случаев на воде. Опасные обитатели рек и морей. Правила поведения на воде (лето, зима). Советы опытных спасателей
Использование правил безопасного поведения. Принципы «самопомощи». Алгоритм спасения на воде и оказания первой медицинской помощи.
«Огненный рейс»
Основные причины пожаров. Опасные спутники огня. Эвакуация при пожаре. Средства тушения пожаров. Лесные пожары. Правила пожарной безопасности. «Осторожно: пиротехника!» Профилактика пожаров. Использование правил безопасного поведения. Основные действия при пожаре. Последствия пожаров. Оказание первой медицинской помощи.
МОДУЛЬ 6 «Безопасность использования ресурсов информационного пространства»
Вводная часть
Знакомство с многообразием информационного пространства и его опасностями.
«Средства массовой информации, кинематограф, реклама и издательская литература» Основные направления и последствия психологической атаки источников недостоверной и бездуховной информации. Опасности «желтой прессы» и сомнительной рекламы. «Фильмы для взрослых – хорошо или плохо?»
«Компьютер» Опасности, подстерегающие в путешествиях по социальным сетям в Интернете. Интернет-зависимость и ее последствия. Профилактика и противостояние этой зависимости. Использование правил Безопасного поведения. Основные гигиенические правила работы за компьютером. Вирусы и антивирусное обеспечение.
МОДУЛЬ 7. «Безопасность в мире окружающей природы: стихийные бедствия»
Вводная часть. Перечень основных стихийных бедствий в мире и уровни их опасности.
«Ураганный ветер, смерч». Перечень главных опасностей и определение их уровня риска. Использование правил безопасного поведения. Правила поведения во время данного стихийного бедствия (лето, зима). Алгоритм «самопомощи» и «само спасения». Оказание первой медицинской помощи.
«Землетрясения» Происхождение землетрясений. Последствия землетрясений. Правила поведения во время землетрясения
«Наводнение, Цунами» Перечень видов наводнения: половодье, сильные ливни и резкое таяние снега в горах, прорыв дамбы, сильный шторм, пр. и его главные опасности. Использование правил безопасного поведения Правила поведения во время данного стихийного бедствия (в зависимости от вида). Алгоритм «самопомощи» и «само спасения».
«Гроза (молнии, ливень)» Перечень главных опасностей. Использование правил. Безопасного поведения. Основные правила поведения во время грозы и при ударе молнией. Алгоритм «самопомощи» и «само спасения».
«Метель, сильный мороз»
Перечень главных опасностей. Использование правил безопасного поведения во время сильных морозов. Алгоритм «самопомощи» и «само спасения».
Оказание первой медицинской помощи.
МОДУЛЬ 5. «Безопасность в мире окружающей природы»
Знать причины, предшествующие и способствующие созданию
конкретной опасной ситуации, правила еѐ предупреждения.
Осваивать правила поведения в воде и правила пожарной безопасности.
Уметь пользоваться правилами безопасного поведения для выхода из конкретной нестандартной ситуации. работать в команде и проявлять при этом доброжелательность, толерантность, уважение к чужим мнениям, предложениям, эмоциям. Использовать раздаточный дидактический материал и участвовать в практических занятиях (играх) с его использованием.
Закреплять и совершенствовать навыки собственных действий в конкретных опасных ситуациях.
Совершенствовать технику тактических действий при оказании первой доврачебной помощи. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и практической деятельности на групповых занятиях.
Соблюдать на практических занятиях необходимые для каждого конкретного случая правила техники безопасности.
В результате освоения программы 2 года обучения воспитанники должны:
МОДУЛЬ 6
Знать наиболее достоверные источники информации.
Уметь использовать раздаточный дидактический материал
Осваивать основные правила безопасной работы на компьютере. Закреплять и совершенствовать навыки собственных действий в конкретных нестандартных ситуациях.
МОДУЛЬ 7
Знать природные признаки наступления некоторых природных катаклизм и их возможные опасные последствия.
Понимать важность собственных решений и действий в экстремальных ситуациях с целью Само спасения.
Осваивать правила поведения в воде и правила пожарной безопасности. Моделировать нестандартные опасные ситуации.
Закреплять и совершенствовать навыки собственных действий в конкретных опасных ситуациях.
Совершенствовать технику действий при оказании первой доврачебной помощи. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе
учебной и практической деятельности на групповых занятиях.
Уметь работать в команде. Проявлять доброжелательность, уважение к чужим мнениям, предложениям, эмоциям. Активно использовать
раздаточный дидактический материал и участвовать в практических занятиях
(играх) с его использованием.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определенные результаты. Это:
-формирование элементарных знаний и навыков основ безопасности жизнедеятельности в различных жизненных ситуациях;
- понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
-этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний;
- положительные качества личности;
- навыки формирования собственной культуры здорового и безопасного образа жизни.
Предметные результаты изучения программы - отражают приобретѐнный опыт обучающихся в вопросах обеспечения собственной безопасности жизнедеятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний и навыков. Это:
- навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности;
- знание правил безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности;
- умение самостоятельно оценить уровень сложности конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неѐ;
- навыки общения с взрослыми людьми и сверстниками по правилам основ безопасности жизнедеятельности;
- умение выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска;
- владение навыками оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим в различных экстремальных (опасных) ситуациях, привлечения помощи извне.
Материально-техническое обеспечение программы
Успешная реализация программы предполагает наличие определѐнной материально-технических базы, включающей в себя:
- оборудование - компьютер с доступом в Интернет, интерактивная доска, звуковая аппаратура, специализированные комплекты для проведения практических занятий по оказанию первой помощи; помещение с посадочным местом на 16 человек (учебный, компьютерный классы, помещение группы);
- расходные материалы - дидактические и раздаточные пособия для использования при организации учебного процесса по программе, канцелярские принадлежности, специализированные плакаты (в том числе по ОБЖ), обучающие диски, пр.
Методические рекомендации по проведению занятий
«Актуальность программы и знакомство. с правилами безопасного поведения»
Цель занятия: сформировать у обучаемых правила безопасного поведения.
Задачи:
-сформировать знания о сигналах опасности;
- научить реагировать и действовать в целях личной безопасности;
- формировать навык внимательного поведения в различных ситуациях, предоставляющих опасность.
Ключевые понятия
-опасность; риск; безопасность;
- причина-последствия;
- ответственность за личную безопасность;
- сигналы опасности.
Ожидаемые результаты:
1.Понимание, что нужно контролировать? Как распознать опасную ситуацию 2. Формирование знаний о сигналах опасности, умение их принимать и действовать
Формы работы.
1.Игра-разминка «Проверка бдительности»
2.Упражнение «Как определить опасность?
3. Игра «Лабиринт»
4. Игра «Инструктор»
Для старших групп
- Игра «Правильные действия»
- Игра-тренинг «Эстафета безопасности»
«Как быть здоровым»
Цель занятия: сформировать знания о соблюдении элементарных гигиенических правил по уходу за телом.
Задачи:
- определить факторы риска заболеваний при не соблюдении гигиенических правил;
- обучить правилам ухода за телом;
Ключевые понятия:
- микроб;
- инфекция;
«Безопасность в быту»
Цель занятия: сформировать знания о потенциальных опасностях в отдельных конкретных помещениях. Правила безопасного поведения в быту.
Задачи:
- определить факторы риска и угрозы для обучаемых в быту;
- обучить правилам безопасного поведения;
- обучить действиям в случае опасности
Ключевые понятия:
- Травмы
- Бытовые травмы
- Опасные места в помещении
- Бытовые отравления
Ожидаемые результаты:
1.Актуализация темы безопасности в быту
2.Использование правил безопасного поведения в быту.
Некоторые формы работы:
1.Решение ситуационных задач
2. Упражнение «Без травм»
3.Моделирование ситуации
4.Игра «Электрическая опасность»
«Безопасность в обществе»
Цель занятия: сформировать у обучаемых умение распознавать факторы риска в обществе и отрабатывать осознанные навыки, правила безопасного поведения с незнакомыми людьми в различных ситуациях.
Задачи:
-определить факторы риска и угрозы для обучаемого, возможные со стороны общества;
- обучить правилам безопасного поведения;
- обучить действиям в случае опасности.
Ключевые понятия:
- Незнакомый человек
- Знакомый человек
- Умение сказать «Нет»
- Самостоятельность решений
- Просьба о помощи
- Опасные и безопасные места
Ожидаемые результаты
- актуализация темы безопасности в обществе для обучаемых;
- использование правил поведения в опасных ситуациях
Некоторые формы работы:
1.Упражнение «Знакомые незнакомцы»
2. Инсценировки ситуаций
- «По следам Колобка» - Алгоритм :«Мягкий уход»
- «Болтун-находка для шпионов» -Алгоритм: «А вы кто?»
- «Никогда не разговаривай с незнакомцами»
«Безопасность на улице, в путешествиях на транспорте»
Цель: сформировать у обучаемых знания об опасных ситуациях на улице и в транспорте, сформировать навыки безопасного поведения на улице и в транспорте.
Задачи:
- Определить факторы риска и угрозы для обучаемых на улице и в путешествиях на транспорте;
- обучить навыкам безопасного поведения на улице и в транспорте.
Ключевые понятия:
- опасность на улице
- опасность на дорогах
-опасность в транспорте
Ожидаемые результаты:
- Актуализация темы безопасного поведения на улице и в транспорте;
- Повышение ценности собственной жизни и здоровья;
- Использование правил безопасного поведения на улице и в транспорте.
Некоторые формы работы:
- Инсценировка «Я в транспорте»
- Инсценировка «В метро»
- Упражнение «Я пешеход»
«Безопасность в мире окружающей природы»
Цель занятия: сформировать у обучаемых умение распознавать факторы риска в мире окружающей природы, научить действовать в случае опасности.
Задачи:
- определить факторы риска и угрозы для обучаемого, возможные в мире окружающей природы;
- обучить навыкам поведения в мире окружающей природы.
Ключевые понятия:
-Опасные и безопасные места в мире окружающей природы.
- Съедобные и несъедобные грибы.
- Ядовитые растения.
- Опасные насекомые.
- Противоклещевая защита.
Ожидаемые результаты:
- Актуализация темы безопасного поведения в условиях живой природы;
- Повышение ценности собственной жизни и здоровья;
- Использование правил безопасного поведения.
Некоторые формы работы:
- Упражнение «Если ты оказался в зоне огня и дыма»
- Упражнение «Что делать если заблудился»
«Безопасность использования ресурсов информационного пространства»
Цель: сформировать у обучаемых навыки безопасного информационного поведения, снижение негативного воздействия информационной и Интернет-среды.
Задачи:
-определить факторы риска и угрозы для обучаемых, возможные со стороны информационного пространства Интернет;
-Обучить правилам безопасного поведения с компьютером и в сети Интернет;
- развивать навыки безопасного использования ресурсов информационного пространства;
- профилактика интернет-зависимого поведения;
- закрепить осознание ценности собственной жизни.
Ключевые понятия:
- Персональный компьютер
-Программное обеспечение
-Интернет
- Интернет-угрозы и защита от них (вирусы, антивирусное обеспечение)
Ожидаемые результаты:
1.Актуализация темы безопасности при работе с компьютером;
2.Профилактика интернет-зависимого поведения.
Некоторые формы работы:
1.Игра «Семь основных правил при работе за компьютером»
2. Упражнение «Возможности интернета»
Контроль результатов усвоения теоретических знаний и практических умений по основам безопасности жизнедеятельности
Ответь на вопросы:
Какие главные правила ОБЖ ты знаешь?
Продолжите предложение.
Давайте приведем примеры мест, где мы бываем каждый день и где нас могут подстерегать опасности: в помещении,
Выбери правильный ответ: Многие опасные ситуации являются результатом твоей…
А. Невнимательности;
Б. Незнания;
В. Предусмотрительности;
Г. Знанием ситуации;
Д. Непослушания
Выберите правильные ответы.
Лена решила воспользоваться лифтом, но он вдруг остановился. Есть мобильный телефон. Что делать ?
А. Кричать и стучать.
Б. Плакать
В. Нажать кнопку связи с диспетчером
Что делать, если возникла угроза нападения собаки?
А. Убежать
Б. Бросить в нее камнем
В. Уходить медленно, не ускоряя шаг
Г. Закричать на нее
Что делать, если укусила незнакомая дикая собака ?
А. Смазать рану йодом
Б. Промыть рану водой из лужи
В. Обратиться к врачу
Г. Поймать собаку и отвести ее к ветеринару
Ситуационная задача.
Миша отправился вечером в гости к своему приятелю, который жил за городом. Он торопился и перепутал номер автобуса и уехал в другую сторону. На обратный билет у него не было денег, он их забыл дома, забыл и мобильный телефон.
Что должен был сделать Миша, чтобы избежать такой неприятной и возможно опасной ситуации?
Выбери правильный ответ.
В городе для человека может опасным:
А. Интенсивное движение автомобильного транспорта
Б. Длительное отсутствие питьевой и технической воды
В. Засушливое лето
Г. Землетрясение
Д. Продолжительные ливневые дожди
Назови номера телефонов служб защиты населения
1.Пожарная охрана -
2.Милиция -
3.Скорая помощь-
4.Аварийная служба газового хозяйства -
Выберите правильное утверждение
Причинами пожара и возгорания могут быть:
- Игра с огнем.
- Неправильное пользование электроприборами.
- Выключенный утюг.
- Неосторожное обращение и неумение пользоваться петардами.
- Оставленная без присмотра зажженная свеча.
- Большое количество включенных электроприборов в одну розетку.
- Брошенная спичка в сухую траву.
- Не затушенный костер
Выберите правильный ответ.
Что делать, если началось возгорание или пожар?
А. Постараться самостоятельно потушить доступными средствами: водой, песком, плотной тканью, землей, огнетушителем.
Б. Постараться срочно покинуть помещение и сообщить в пожарную охрану.
Выберите правильный ответ.
Если ты почувствовал дома запах газа, то ты должен…
А. Быстро проветрить помещение
Б. Перекрыть газовую трубу
В. Вызвать аварийную газовую службу
Г. Покинуть опасное место
Ответь на вопрос
- Что такое пожар?
- Как развивается пожар?
- Какие средства тушения пожара ты знаешь?
Выберите правильное утверждение
Что делать, если началось землетрясение?
1.При первых признаках землетрясения необходимо выйти на улицу.
2. При первых признаках землетрясения постараться выйти из здания.
3. Выходя из дома, отключить свет и газ, если есть возможность
4. Встать у окон, дверей и лестниц.
5.Ни в коем случае не вставайте около окон, дверей, лестниц, не оставайтесь в угловых комнатах.
Ответьте на вопросы.
1 Что такое правило дорожного движения?
2. Какие правила дорожного движения ты знаешь? Назови 3 из них.
3. Кто такой пешеход?
4. Какие ты знаешь виды общественного транспорта?
5. Что означает красный сигнал светофора?
6. Что означает желтый сигнал светофора?
7. Что означает красный сигнал светофора?
Закончи предложение.
- Пересекать проезжую часть можно по……
- Нельзя переходить улицу на переходе, если сигнал светофора……, если сигнал светофора……
- Если есть тротуар, то нельзя идти по__________части.
- После выхода из общественного транспорта переходить улицу надо только_________, а если нет специального перехода, то переходить дорогу после отъезда транспорта, когда проезжая часть будет хорошо просматриваться.
Выбери правильный ответ.
- Посадка в общественный транспорт возможна:
А. При полной остановке
Б. При медленном движении.
- На линиях трамвая и троллейбуса возможна опасная ситуация при определенных погодных условиях:
А. Во время сильной жары.
Б. При ливневом дожде.
Ответь на вопрос.
Почему вдоль платформы написано утверждение «Опасная зона»
Что такое толпа?
Чем опасна толпа?
Чем опасна паника?
Ответь на вопрос.
В какие службы необходимо обращаться в экстренных случаях?
Назови соответствующие телефоны
Составь правила поведения на эскалаторе в метро
Сформулируй 4 правила поведения в вагоне поезда
Закончи предложение.
Незнакомый человек – это тот,………
На улице не разговаривай с …………
Ничего не бери у…………
Никогда не садись в ……….
Ответь на вопрос
Что является опасными спутниками огня?
Назови причины пожара
Какие средства тушения пожара ты знаешь?
Назови правила поведения во время пожара
Назови правила использования компьютера
Методическое обеспечение программы
В целях эффективной реализации программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья предполагается взять за основу методические и дидактические материалы по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и адаптировать их к курсу обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- «Методическое пособие» по реализации программы, которая включает в себя описание методик, заданий и игр, применяемых при ее реализации, использование отдельных модулей при организации отдыха, оздоровления воспитанников.
- настольная игра «Универсальный КОД безопасности» - представляет собой игровой диагностический материал для определения уровня стартовой готовности воспитанника к предстоящему усвоению материала, а также итоговый уровень освоения учебного материала программы;
Рабочая тетрадь с тестовыми и творческими заданиями по основам безопасности жизнедеятельности 2- 7 класс.
Рабочая тетрадь «Окружающий мир. Контрольно- измерительные материалы» с тестовыми и контрольными заданиями.
Литература:
- В.В.Поляков. «Основы безопасности жизнедеятельности». 1 кл. Издательство «Дрофа» М.1998 г.
- В.В.Поляков «Основы безопасности жизнедеятельности» 2, 3-я части 2-4 кл. «Дрофа» М.1997 г.
- А.В.Усачев, А.И.Березин «Основы безопасности жизнедеятельности» 3-4 кл, Астрель , М.2003 г.
- М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов «Основы безопасности жизнедеятельности» 5- 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.Л.Воробьева, Астрель, М. 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Выживание в экстремальных ситуациях" 9 класс.
В помощь учителям географии. Элективный курс содержит пояснительную записку, планирование, содержание программы, литературу для учителя и учащихся....
Двадцать правил выживания в годы юности ваших детей
Иногда родителям сложно найти общий язык со своими подросшими детьми. Существует двадцать проверенных практикой шагов, которые помогут им всегда быть на связи со своими подростками. Очень важно, чтобы...
Подавляющие факторы выживания человека в дикой природе
Подавляющие факторы выживания человека в дикой природепо материалам сайта: http://lib.rus.ec/b/166178/read Голод , Жара. Жажда Холод Убежища....
План урока "Выживание в экстремальных ситуациях"
Урок - проект...
Презентация к уроку "Выживание"
Дополнение к уроку- проекту...
Правила выживания в химической лаборатории.
Работа в химической лаборатории связана с некоторой опасностью, поскольку многие вещества в той или иной степени ядовиты, огнеопасны и взрывоопасны. Опыт показывает, что большинство несчастных случаев...
"Зарничка - школа выживания 2012" для 2-4 классов.
Конспект внеклассного мероприятия для начальной школы ( 2-4 классы) "Зарничка - школа выживания 2012"....