Проект "Дорогами военной славы"
проект на тему

Булатова Татьяна Анатольевна

Проект по военно-патриотическому воспитанию, реализованный в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

      ПРОЕКТ «ДОРОГАМИ ВОЕННОЙ СЛАВЫ»

1.Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач  военно-патриотической работы . Создание системы военно-патриотической работы  предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.

2.Актуальность проекта

В проекте представлена программа военно- патриотического воспитания в образовательной организации . В настоящее время в России осуществляется модернизация школьного образования, вызванная требованиями социально-экономического, политического и культурного развития страны и обозначенная в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования. Сейчас, как никогда, важно возрождение богатых традиций гражданского воспитания молодежи, где главную роль играет патриотическое воспитание. Не случайно одним из главных направлений военно- патриотического развития обучающихся в процессе реализации ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Актуальность разработки связана, с одной стороны, с приоритетом воспитательных задач, повышением роли военно-патриотического воспитания (как ключевое требование ФГОС) и практической значимостью проблемы военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе, а с другой стороны, необходимостью использования возможностей школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитанию обучающихся.

В проекте разработана программа военно-патриотического воспитания, которое имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

 Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация военно- патриотического воспитания невозможна только с помощью знаниевого подхода. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Объект и предмет:

Объект работы – организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания.

Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.

3Цель и задачи проекта

3.1 Цель проекта

Разработка и реализация эффективной программы военно- патриотического воспитания ,на основе системы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленная на воспитание и развитие гражданина своей страны.

3.2 Задачи проекта:

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, республику, школу, семью, ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;

воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.

развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;

воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;

сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;

изучать героическое прошлое нашей страны;

воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;

формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.

3.3 Целевая группа проекта: учащиеся 5-11 классов.

4.Реализация программы патриотического воспитания: сентябрь 2016-сентябрь2017

1. Этапы реализации:

I этап: проектный (сентябрь 2016)

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу проектной деятельности по патриотическому воспитанию.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

II этап: практический (октябрь 2016-сентябрь 2017)

Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.

3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования и культуры

4. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

5. Проводить мониторинг реализации.

6. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический (октябрь 2017)

Цель: анализ итогов реализации.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации.

3. Спланировать работу на следующий период.

І. Теоретическая часть

Научно – методическое обеспечение проекта

Проект предусматривает использование рабочих образовательных программ, а также диагностических и других методик. Используется система мониторинга (наблюдение, оценка), охватывающая как важнейшие сферы развития ребенка (социальную, психологическую, духовную, нравственную), так и основные процессы формирования воспитательной системы учреждения.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа);

- наглядный (показ иллюстраций, экспозиций);

- педагогические мастерские.

методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично- поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:

- « кейс»-технологии

- геокешинг

- технология инновационной оценки «Портфолио»

Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, самостоятельная поисковая или исследовательская работа, коллективная работа, общественные акции, соревнования, конкурсы.

5. Мероприятия по патриотическому воспитанию

Наименование мероприятий

дата

1.   

День воинской славы России.

 В течение года

2. 

Участие в городском смотре-конкурсе «Статен в строю-силён в бою», «Равнения на знамёна»  

3-4 февраля

2017

3.      

Принимать участие в постоянно действующих школьных конкурсах, реализующих проект патриотического воспитания школьников.

В течение года

4. 

Городской конкурс  «Церемониальное развёртывание флага России» (декабрь)

04 декабря

2016

5.      

Участие в возложении цветов к памятному знаку в Сквере имени Героя Советского Союза Маршала Говорова Л.А.  погибших воинов Великой Отечественной войны

4 мая 2016
5 мая 2017

6.    

 Участие в торжественном мероприятии, посвящённом 60-летию зажжения вечного огня на Марсовом поле (ноябрь)

8 ноября

2017

7.    

Участие в городском смотре-конкурсе почётных караулов (май)

6 мая

2017

8.      

Вахта памяти у памятника воинам Октябрьской дивизии народного ополчения, Садовая 52 (сентябрь, май)

27 января,

9 мая

9.      

Проведение мероприятий по изучению государственной символики России

В течение года

10.  

Участие в межрегиональном смотре-конкурсе знамённых групп и почетных караулов «Спасская Башня», Москва

3-4 сентября

2017

11.  

Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» в   районе.

В течение года

12.  

Сотрудничество с воинской частью(3278), организация и проведение совместных мероприятий

В течение года

13.  

Пополнение банка педагогической информации материалами по организации  и осуществлению патриотического воспитания школьников.

В течение года

14.  

Работа в школьном музее воинской славы

В течение года

15.  

Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов и презентаций, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

 

В течение года

16.

Участие в мероприятиях по благоустройству   школы.  

В течение года

17.  

Проведение общешкольных мероприятий  «Доброта спасет мир», посвященных Дню защиты детей;

 Дню пожилого человека,

Дню матери.

18.  

Участие  в городском  конкурсе  патриотической песни.

март

19.  

Участие в городском мероприятии , посвящённому дню флага России

22 августа

2017

20.  

Проведение уроков мужества, посвященных Дню Победы.

май

21.  

Участие в спортивных мероприятиях, посвящённых знаменательным датам.

В течение года

22.  

Сотрудничество с благотворительным фондом «Хайямс»

В течение года

23.

Организация учебных туристических выездов в Лосево, Орехово

Май, сентябрь

24.

Участие во всероссийском мероприятии «Линейка Памяти», Москва  

9-10 мая

2017

25.  

Проведение военно-патриотических соревнования «Дорогами военной славы» вместе с МО «Измайловское»

25 октября,

12 апреля

26.  

Участие в городских и районных соревнованиях:

«Пожарный дозор», «Дорожный патруль», «Стрелковое многоборье», «Туристическое многоборье», «Морской район-морской столицы», «Вперёд к Победе», «Овеянные славой герб наш и флаг», «Искра Победы», «Полигон»

В течение года

27.  

Использование символов Российской Федерации при проведении мероприятий.

В течение года

6.Риски реализации проекта и пути их преодоления

Негативное влияние социума на формирование гражданско-патриотических качеств личности

Создание социальной рекламы

Организационные

Неосведомленность педагогического коллектива об инновационных формах организации военно-патриотического воспитания

Организация и проведение мастер классов, методических объединений, изучение методической литературы и Интернет-ресурсов по данной проблеме.

Финансовые

Недостаток финансового обеспечения.

Привлечение спонсорской помощи

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Повышение уровня правового, гражданского и патриотического сознания и самосознания учащихся

2. Развитие творческих способностей.

3. Способность к самореализации и саморазвитию.

4. Формирование активной жизненной позиции.

5. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания.

6. Формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.

В процессе реализации проекта у учащихся должны быть сформированы следующие качества личности:

- активная гражданская позиция;

- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, города, Родины.

- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

- способность к саморазвитию.

Формы подведения итогов реализации проекта

При подведении итогов реализации Проекта планируется провести итоговый праздник, который включает в себя подготовку и проведение торжественного мероприятия, а также награждение лучших и самых активных учащихся почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников проекта.

8. Заключение

Патриотическое воспитание школьников в школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

  Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива нашего учебного заведения, военно-патриотической работы в школе. Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

У каждой школы свое неповторимое лицо. Поэтому нет и не может быть двух одинаковых моделей внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования. Общими могут быть только принципы и технологические подходы к организации. А эффективность патриотического воспитания не может быть суммой раз и навсегда найденных приемов, незыблемых идей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"

в файле  находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...

«Слава русского оружия». игра – викторина по военной истории

Цель: развивать интерес учащихся к военной истории,            способствовать развитию коллективных качеств,...

Линейка торжественного открытия месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы под девизом « Кубань – край ратной и воинской славы»

Линейка торжественного открытия месячника военно-патриотической и  оборонно-массовой работыпод девизом « Кубань – край ратной и воинской славы»....

Сценарий открытия месячника оборонно-массовой и военно-спортивной работы "Славу Кубани не меркнуть - традициям жить!"

Открытие меячника проводилось в виде интеллектуальной игры. Команды проходили испытания по станциям, отвечали на вопросы. По итогам игры определялись победители....

Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое", посвященное Дням воинской славы

Данный  урок  предназначен  для  обучающихся  10  класса, тема "Дни  воинской  славы"...

Положение о проведении ежегодного школьного фестиваля-конкурса военно-патриотической песни «Песни военной славы».

Школьный фестиваль-конкурс «Песни военной славы» направлен на выявление и популяризацию лучших образцов песен о воинской славе; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине; расширение ...