Проект "Дорогами военной славы"
проект на тему
Проект по военно-патриотическому воспитанию, реализованный в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ДОРОГАМИ ВОЕННОЙ СЛАВЫ»
1.Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач военно-патриотической работы . Создание системы военно-патриотической работы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.
2.Актуальность проекта
В проекте представлена программа военно- патриотического воспитания в образовательной организации . В настоящее время в России осуществляется модернизация школьного образования, вызванная требованиями социально-экономического, политического и культурного развития страны и обозначенная в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования. Сейчас, как никогда, важно возрождение богатых традиций гражданского воспитания молодежи, где главную роль играет патриотическое воспитание. Не случайно одним из главных направлений военно- патриотического развития обучающихся в процессе реализации ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Актуальность разработки связана, с одной стороны, с приоритетом воспитательных задач, повышением роли военно-патриотического воспитания (как ключевое требование ФГОС) и практической значимостью проблемы военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе, а с другой стороны, необходимостью использования возможностей школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитанию обучающихся.
В проекте разработана программа военно-патриотического воспитания, которое имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация военно- патриотического воспитания невозможна только с помощью знаниевого подхода. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Объект и предмет:
Объект работы – организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания.
Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.
3. Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта
Разработка и реализация эффективной программы военно- патриотического воспитания ,на основе системы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленная на воспитание и развитие гражданина своей страны.
3.2 Задачи проекта:
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, республику, школу, семью, ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
изучать героическое прошлое нашей страны;
воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
3.3 Целевая группа проекта: учащиеся 5-11 классов.
4.Реализация программы патриотического воспитания: сентябрь 2016-сентябрь2017
1. Этапы реализации:
I этап: проектный (сентябрь 2016)
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу проектной деятельности по патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
II этап: практический (октябрь 2016-сентябрь 2017)
Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования и культуры
4. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации.
6. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический (октябрь 2017)
Цель: анализ итогов реализации.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации.
3. Спланировать работу на следующий период.
І. Теоретическая часть
Научно – методическое обеспечение проекта
Проект предусматривает использование рабочих образовательных программ, а также диагностических и других методик. Используется система мониторинга (наблюдение, оценка), охватывающая как важнейшие сферы развития ребенка (социальную, психологическую, духовную, нравственную), так и основные процессы формирования воспитательной системы учреждения.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа);
- наглядный (показ иллюстраций, экспозиций);
- педагогические мастерские.
методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично- поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:
- « кейс»-технологии
- геокешинг
- технология инновационной оценки «Портфолио»
Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, самостоятельная поисковая или исследовательская работа, коллективная работа, общественные акции, соревнования, конкурсы.
5. Мероприятия по патриотическому воспитанию
№ | Наименование мероприятий | дата |
1. | День воинской славы России. | В течение года |
2. | Участие в городском смотре-конкурсе «Статен в строю-силён в бою», «Равнения на знамёна» | 3-4 февраля 2017 |
3. | Принимать участие в постоянно действующих школьных конкурсах, реализующих проект патриотического воспитания школьников. | В течение года |
4. | Городской конкурс «Церемониальное развёртывание флага России» (декабрь) | 04 декабря 2016 |
5. | Участие в возложении цветов к памятному знаку в Сквере имени Героя Советского Союза Маршала Говорова Л.А. погибших воинов Великой Отечественной войны | 4 мая 2016 |
6. | Участие в торжественном мероприятии, посвящённом 60-летию зажжения вечного огня на Марсовом поле (ноябрь) | 8 ноября 2017 |
7. | Участие в городском смотре-конкурсе почётных караулов (май) | 6 мая 2017 |
8. | Вахта памяти у памятника воинам Октябрьской дивизии народного ополчения, Садовая 52 (сентябрь, май) | 27 января, 9 мая |
9. | Проведение мероприятий по изучению государственной символики России | В течение года |
10. | Участие в межрегиональном смотре-конкурсе знамённых групп и почетных караулов «Спасская Башня», Москва | 3-4 сентября 2017 |
11. | Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» в районе. | В течение года |
12. | Сотрудничество с воинской частью(3278), организация и проведение совместных мероприятий | В течение года |
13. | Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников. | В течение года |
14. | Работа в школьном музее воинской славы | В течение года |
15. | Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов и презентаций, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.
| В течение года |
16. | Участие в мероприятиях по благоустройству школы. | В течение года |
17. | Проведение общешкольных мероприятий «Доброта спасет мир», посвященных Дню защиты детей; Дню пожилого человека, Дню матери. | |
18. | Участие в городском конкурсе патриотической песни. | март |
19. | Участие в городском мероприятии , посвящённому дню флага России | 22 августа 2017 |
20. | Проведение уроков мужества, посвященных Дню Победы. | май |
21. | Участие в спортивных мероприятиях, посвящённых знаменательным датам. | В течение года |
22. | Сотрудничество с благотворительным фондом «Хайямс» | В течение года |
23. | Организация учебных туристических выездов в Лосево, Орехово | Май, сентябрь |
24. | Участие во всероссийском мероприятии «Линейка Памяти», Москва | 9-10 мая 2017 |
25. | Проведение военно-патриотических соревнования «Дорогами военной славы» вместе с МО «Измайловское» | 25 октября, 12 апреля |
26. | Участие в городских и районных соревнованиях: «Пожарный дозор», «Дорожный патруль», «Стрелковое многоборье», «Туристическое многоборье», «Морской район-морской столицы», «Вперёд к Победе», «Овеянные славой герб наш и флаг», «Искра Победы», «Полигон» | В течение года |
27. | Использование символов Российской Федерации при проведении мероприятий. | В течение года |
6.Риски реализации проекта и пути их преодоления
Негативное влияние социума на формирование гражданско-патриотических качеств личности
Создание социальной рекламы
Организационные
Неосведомленность педагогического коллектива об инновационных формах организации военно-патриотического воспитания
Организация и проведение мастер классов, методических объединений, изучение методической литературы и Интернет-ресурсов по данной проблеме.
Финансовые
Недостаток финансового обеспечения.
Привлечение спонсорской помощи
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Повышение уровня правового, гражданского и патриотического сознания и самосознания учащихся
2. Развитие творческих способностей.
3. Способность к самореализации и саморазвитию.
4. Формирование активной жизненной позиции.
5. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания.
6. Формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.
В процессе реализации проекта у учащихся должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, города, Родины.
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Формы подведения итогов реализации проекта
При подведении итогов реализации Проекта планируется провести итоговый праздник, который включает в себя подготовку и проведение торжественного мероприятия, а также награждение лучших и самых активных учащихся почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников проекта.
8. Заключение
Патриотическое воспитание школьников в школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива нашего учебного заведения, военно-патриотической работы в школе. Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
У каждой школы свое неповторимое лицо. Поэтому нет и не может быть двух одинаковых моделей внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования. Общими могут быть только принципы и технологические подходы к организации. А эффективность патриотического воспитания не может быть суммой раз и навсегда найденных приемов, незыблемых идей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"
в файле находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...
«Слава русского оружия». игра – викторина по военной истории
Цель: развивать интерес учащихся к военной истории, способствовать развитию коллективных качеств,...
Линейка торжественного открытия месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы под девизом « Кубань – край ратной и воинской славы»
Линейка торжественного открытия месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работыпод девизом « Кубань – край ратной и воинской славы»....
Сценарий открытия месячника оборонно-массовой и военно-спортивной работы "Славу Кубани не меркнуть - традициям жить!"
Открытие меячника проводилось в виде интеллектуальной игры. Команды проходили испытания по станциям, отвечали на вопросы. По итогам игры определялись победители....
Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое", посвященное Дням воинской славы
Данный урок предназначен для обучающихся 10 класса, тема "Дни воинской славы"...
Сценарий мероприятия, посв.70-летию со дня победы в ВОВ "Город военной славы"
Город военной славы...
Положение о проведении ежегодного школьного фестиваля-конкурса военно-патриотической песни «Песни военной славы».
Школьный фестиваль-конкурс «Песни военной славы» направлен на выявление и популяризацию лучших образцов песен о воинской славе; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине; расширение ...