Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое", посвященное Дням воинской славы
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме
Данный урок предназначен для обучающихся 10 класса, тема "Дни воинской славы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_i_obzh.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое",
посвященное Дням воинской славы
Цели урока:
- Познакомить учащихся с установленными Федеральным законом № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года “О днях воинской славы (победных днях) России” днями славы русского оружия – днями воинской славы, проиллюстрировать историческую основу победных дней России. На примерах мужества, героизма, самоотверженности формировать у учащихся уважение к историческому прошлому, любовь к Родине, к своему народу.
- Показать роль личности в истории.
- Способствовать формированию желания внести собственный вклад в увековечение памяти воинов России, сохранения музеев и территорий, исторически связанных с подвигами нашего многонационального народа.
Задачи:
- Систематизировать знания героических страниц истории Отечества, изученных в курсе “История России с древнейших времен до XVII века”.
- Проверить знание учащимися исторического периода, вошедшего в Отечественную историю как Смутное время.
- Повторение материала героических страниц XVIII – XX веков, ставшими победными днями России, изученных в курсе основной школы.
Ход урока
Учитель ОБЖ:
У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков.
В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю взять такое выражение: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…» И чтобы нам было интереснее работать, давайте поставим перед собой проблему: как тема нашего урока (Дни воинской славы) связана с эпиграфом, поставленным мною.
Основная цель нашего урока не только назвать дни воинской славы, но и познакомиться с Федеральным законом № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года “О днях воинской славы (победных днях) России». Обратите внимание на извлечения из этого закона, которые лежат у вас на партах. И давайте вместе прочтем вводную его часть. (См. Приложение 1).
Учитель ОБЖ: В вводной части Федерального закона читаем: “Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников, и благодарную память потомков”.
Учитель ОБЖ задает вопросы для учащихся:
– Скажите, пожалуйста, из чего складывается память о человеке?
Предполагаемые ответы учащихся:
– Прежде всего, это конкретные дела и поступки человека, его роль в историческом развитии народа. Причём, деятельность человека, как мы знаем, может носить как созидательный, так и разрушительный характер. И в памяти народа данные действия ассоциируются в первую очередь с именем человека. Так, когда мы говорим: “Он повторил подвиг Александра Матросова”, мы ясно осознаем тот факт самопожертвования во имя спасения своих товарищей, близких. А когда произносят имена: Марат Казей, Лёня Голиков, Валя Котик, перед нами сразу встаёт целый ряд имён, объединенных общих названием – пионеры-герои. Или когда мы слышим сравнение с Иудой или Нероном, мы прекрасно понимаем, что стоит за этими именами.
Учитель ОБЖ: За каждым именем стоит человеческая судьба. А судьба человека – это всегда страничка истории. И какой бы она не была, имя является главным проводником её памяти. Оно звучит в литературных строках, пробивается сквозь мрамор скульптур и гранит обелисков, передаётся от поколения к поколению с именными медалями и орденами.
Приведите, пожалуйста, примеры из истории, когда поступок человека или подвиг на поле боя давал его имени устойчивый эпитет, подчёркивая важность и значимость события для народа?
Предполагаемый ответ учащихся
– Например, когда в июле 1240 года 40 шведских кораблей были разбиты на реке Неве дружиной Новгородского князя, 20-летний князь навсегда вошел в историю как Александр Невский. И сейчас мы иногда даже с трудом вспоминаем настоящее отчество князя (Ярославович), заменяя его эпитетом Невский.
Решающее сражение, окончательно отстоявшее независимость северо-западных земель Руси, произошло в апреле 1242 года на Чудском озере, и вошло в нашу историю также и как Ледовое побоище.
Учитель истории: Именно его датой, 18 апреля, мы и открываем наш календарь памятных дат.
2009 год для нашей области имел особое значение. Был восстановлен Федоровский монастырь в г. Городец, где закончилась жизнь великого человека А.Я.Невского. В Городце также прошли Александровские дни, а мы с вами посвятили этому великому человеку классный час 1 сентября.
Учитель ОБЖ: Ребята, посмотрите внимательно на текст документа (статья 1 Федерального закона № 32 – ФЗ), Давайте попробуем в хронологической последовательности назвать следующего героя нашего сегодняшнего урока
Предполагаемый ответ учащихся: – Дмитрий Донской.
С именем московского князя Дмитрия Ивановича связана первая крупная победа русских дружин над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году, положившая начало национальному освобождению Руси от даннической зависимости от Золотой Орды.
Учитель истории: Да. Именно дата – 8 (21) сентября является еще одним днём воинской славы России.
Учитель истории:
Не так давно мы изучили с вами историю России XVII века. Давайте же вспомним основные события и имена исторических деятелей периода Смутного времени. Некоторым учащимся раздаются Карточки с заданиями, из учащихся же выбирается эксперт, который будет давать оценку выполненной работе своих одноклассников.
Карточка № 1 “Восстановите хронологическую последовательность правителей Смуты, указав имя исторических личностей и годы правления” выполняется (позже и проверяется) на интерактивной доске.
Карточка № 2 “Определите историческую личность по соответствующей ей краткой характеристике”.
Карточка № 3 “Укажите географические места и связанные с ними события по их краткой характеристике”.
Пока учащиеся выполняют индивидуальные задания по Карточкам, вызываются для устных сообщений несколько учащихся.
Предполагаемый ответ 1-ого учащегося (Варлачева Оля) Смутное время стало сильнейшим потрясением для России. По подсчётам историков, за годы Смуты в России объявилось 17 самозванцев. Двое оказались особенно опасны: Лжедмитрий I сумел захватить власть и усидеть на троне 11 месяцев, а Лжедмитрий II, он же Тушинский вор, почти два года осаждал Москву.
Глубочайший кризис поразил все области жизни страны. Традиционная властная верхушка оказалась неспособной сохранить и защитить национальные интересы России. С 1609 года положение страны казалось безнадёжным. На троне послушной игрушкой боярских олигархов сидел Василий Шуйский, король Сигизмунд намеривался присоединить русские земли к Речи Посполитой. Стране угрожал распад и потеря национальной независимости. И тогда на защиту страны выступила «земля», «основные люди».
Призывы главы Русской церкви были активно подхвачены широкими слоями населения, создавшими в 1611 году одно за другим два мощных ополчения – сначала на Рязанской земле, а затем в Нижнем Новгороде. В рядах Первого земского ополчения, созданного Прокопием Ляпуновым сражался и отряд Дмитрия Пожарского.
Когда в марте 1611 года москвичи подняли против поляков бунт, единственным участвовавшим в нём отрядом земской рати были люди Пожарского. Интервенты оказались не в силах подавить восстание силой оружия и подожгли город. Отступая перед стеной огня, русские воины стали покидать Москву. Несколько раз Пожарскому удавалось обратить в бегство пехоту противника. Тогда полковник Госевский бросил против последнего оплота восставших все имеющиеся у него силы. В последней схватке с врагом Дмитрий Михайлович был трижды ранен.Упав на землю, он ещё успел сказать: «Лучше мне было бы умереть, чем видеть всё это». Ратники не бросили своего воеводу и вывезли его из боя. По совету своего земского старосты Кузьмы Минина послы из Н.новгорода прибыли просить князя возглавить новое ополчение, собиравшееся в Нижнем Новгороде. В августе 1612 года отряды ополченцев разгромили под Москвой польскую армию Ходкевича, после чего находившийся в осаде польский гарнизон в Кремле, вынужден был капитулировать.
Войска Пожарского сыграли исключительную роль в освобождении Москвы и восстановлении разрушенной государственной организации. На Земском соборе 1613 был поставлен на престол новый царь – Михаил Федорович Романов.
Учитель истории кратко комментирует выполненные по Карточкам задания, задает ребятам (при необходимости), дополнительные вопросы, обращает внимание на слайды презентации с указанием памятников Минину и Пожарскому.
Затем эксперт (учащийся) комментирует ответы на задания по Карточкам, выставляет оценки.
Учитель ОБЖ: У вас на партах лежит документ – Федеральный закон от 31 марта 1995 года № 32-ФЗ.
Давайте внимательно прочитаем формулировку следующей даты – 7 ноября.- День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Но мы также знаем, что совсем недавно 7 ноября весь Советский Союз праздновал День проведения военного парада на Красной площади в Москве в ознаменование 24-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции
Мы видим, что одна памятная дата перекрывает другую.
Учитель ОБЖ: Но жизнь требует изменений. Мы не имеем права судить историю. Мы должны, изучив её, извлекать соответствующие уроки и никогда не повторять предыдущих ошибок. Поэтому Указом президента России от 7 ноября 1996 года “в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества прежнее название праздника – “Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции” – изменено на “День согласия и примирения”.
– Учащимся предлагается ознакомиться с Документом № 2
Федеральный Закон от 29 декабря 2004 г. № 200-ФЗ и назвать новый праздник.
Предполагаемый ответ учащихся: – 4 ноября – День народного единства.
Ученик :
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: “4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе”. В тот день была спасена Россия. Причем спасена не царствующей династией, не высшими государственными сановниками, а простыми людьми. Глубоко символичен и тот факт, что штурм Китай-города пришелся на 4 ноября – день обретения иконы Казанской Богоматери. 4 ноября 2005 года в России впервые праздновался День народного единства. И если верить опросу общественного мнения, только 8 % россиян знают значение нового государственного праздника.
Учитель ОБЖ:
Почти каждый день воинской славы имеет ордена или медали с именами своих героев: Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и т.п. Но Смутное время, столь богатое на всевозможные имена, не дало нам ни одной боевой награды.
Сообщение учащегося:
Именной медали или ордена в честь героев Смутного времени учреждено не было. Но народная память сохранила и донесла до наших времён имя простой русской женщины, подвижницы, прославившейся самоотверженным жертвенным служением бедным, немощным и сиротам в период “предсмутного” и Смутного времени – Святой Иулиании Лазаревской. Во времена Бориса Годунова на Руси случился страшный голод – такой, что многие поедали скверных животных и даже человеческое мясо. Из-за крайней скудности Иулиания отпустила на волю всю челядь, но “самые доброрассудные обещали с нею терпеть”. Оставшимся слугам Иулиания повелела собирать лебеду и кору деревьев – из того печь хлеб. Этим хлебом она кормилась сама с детьми и слугами, подавала и захожим нищим. Историк Ключевский писал: “Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с неё? Она и сама помирает с голоду. А мы вот что скажем, говорили нищие: много обошли мы сёл, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нами так всласть, как хлеб этой вдовы. Тогда помещики начали подсылать к Ульяне за её диковинным хлебом… И с удивлением говорили меж себя: мастера же её холопы хлеб печь. С какой любовью надобно подавать нищему ломоть хлеба, чтобы этот ломоть становился предметом поэтической легенды тотчас, как был съедаем!”
В 2005 году была учреждена негосударственная общественно-церковная награда – Орден “За милосердие и благотворительность”. 23 августа 2005 года в городе Муроме прошли всероссийские торжества: День милосердия и благотворительности. В этот день и было произведено первое награждение вновь учреждённым орденом Св. прав. Иулиании Лазаревской. За искренне служение людям делами милосердия оргкомитет всероссийских торжеств, возглавляемый аудитором Счётной палаты РФ Сергей Николаевич Рябухин, наградил: детского доктора мира Леонида Рошаля, выводившего детей-заложников в Беслане, и протоирея Алексия Злобина, директора Православной гимназии для детей-сирот в селе Городня Тверской области.
Учитель ОБЖ: Говоря о Днях воинской славы и о тех, людях, которые увековечили себя в веках благодаря своей доблести и героизму, нельзя не сказать несколько слов о Петре 1.
Ответ учащегося:В первой четверти XVIII века Петр I провел военные реформы, в результате которых были: созданы регулярная армия и флот, введена единая система воинского обучения и воспитания, централизовано военное управление; открыты военные школы для подготовки офицеров; проведены военно-судебные реформы. Эти реформы выдвинули русскую армию и флот на одно из первых мест в Европе по организации, вооружению и боевой подготовке.
Неудивительно, что 21-летняя война России со Швецией закончилась полной победой русской армии, оставив потомкам памятные страницы сухопутного и морского сражения молодого русского флота.
Учитель ОБЖ: Пользуясь статьёй 1 Федерального закона, назовите дни воинской славы, относящиеся к периоду Северной войны.
Предполагаемый ответ учащегося:
10 июня – День победы русской армии под командованием Петра над шведами в Полтавском сражении
9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Пempa I над шведами у мыса Гангут (1714 г.).
Учитель истории:
Не менее славные победы сопутствовали русской армии и во второй половине XVIII века. Две русско-турецкие войны и вошли в нашу историю как Румянцевская и Суворовская. “
Этому периоду относятся две памятных даты, которые мы также соотносим с великими именами, а какими, вы должны определить сами, прослушав следующую характеристику:
В 12 лет зачислен в лейб-гвардейский Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник «Наука побеждать». Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск.
Ответ учащихся :Суворов Александр Васильевич,
24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790 г.) стал ещё одним днем воинской славы России.
К 18 веку также относится и дата, связанная с именем морского адмирала Ф.Ф.Ушакова.
День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра 11 сентября 1790 года также является Днем воинской славы России.
Учитель ОБЖ: :
О ком из участников битвы за крепость Измаил А.В. Суворов говорил: “Он был у меня на левом фланге, но являлся моей правой рукой?” (Ответ: Михаила Илларионовича Кутузова).
Учитель истории:
С именем этого человека в памяти сразу же, конечно, предстают события Отечественной войны 1812 года. (демонстрация слайдов № 16, 17 презентации Приложения 2). 8 сентября – День Бородинского сражения – день воинской славы России. Изучение события XIX века нам ещё предстоит впереди. Но в истории нашей Родины есть такие имена, которые не знать просто невозможно.
Мы предлагаем вам ряд портретов исторических деятелей, вам необходимо определите личность, не относящуюся к историческому событию, объединяющему всех остальных участников. Объясните, почему вы так считаете, дав ему краткую характеристику. Предполагаемые ответы учащихся:
Все – участники Отечественной войны 1812 года, кроме П.С. Нахимова. С его именем связано последнее сражение русского парусного флота. Оно состоялось в начале Крымской войны, когда наша эскадра почти полностью уничтожила турецкий флот в Синопской бухте.
1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.) является днем воинской славы России.
Учитель ОБЖ:
Советские Вооруженные Силы были созданы в январе 1918 года. Поначалу они комплектовались на добровольных началах. С расширением масштабов Гражданской войны военная служба стала обязательной. 23 февраля 1918 года войска РККА нанесли поражение немецким войскам под городами Нарва, Псков. Этот день и стал считаться днем рождения Красной Армии, а позже – Днем защитника Отечества.
Но XX век преподнес человечеству новый тип войн – мировой войны. Войны, которая втягивает в свой круговорот событий десятки, и даже сотни государств, уничтожая миллионы человеческих судеб. Вторая мировая война поставила мир на грань уничтожения, она навязала миру чудовищное понятие – геноцид – систему морального и физического уничтожения народов. Великая Отечественная война дала много памятных дат нашей истории. Давайте озвучим их на основании ФЗ № 32.
5 декабря – День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой.
Москва, Москва,
Священная держава,
Благославляя, веря и любя,
Мы за тебя-по долгу и по праву,
И по любви мы за тебя.
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943)
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал. Злой и упрямый,
По грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал Сталинград.
23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве
27 января – день снятия блокады города Ленинграда (1944)
За залпом залп, гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика, но боль
Заговорила и порвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол Ленинграда не поднялось.
9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне – это великое событие в исторической памяти нашего народа.
На рубежах весны четвертой,
В награду за века тревог,
В дыму и прахе распростертый
Берлин лежал у наших ног.
Учитель ОБЖ: Таким образом, мы рассмотрели все даты, принесшие славу нашей огромной стране. Каждый из вас, как истинный патриот, должен знать и помнить о них. А молодые люди-будущие защитники отечества, стремиться сохранить мир на нашей планете. А теперь мы должны ответить на поставленный вопрос в начале урока: можно ли соотнести тему нашего урока и эпиграф к уроку.
Ответы учащихся.
Таким образом, поставленная нами проблема оказалась решена. Действительно, Дни воинской славы снискали не только славу среди нашего населения, но и надолго запомнились и остались в сердцах всех русских людей как пример мужества, героизма и высокого патриотизма нашего народа во все времена.
Подведение итогов.
Комментарий оценок.
Домашнее задание.
- 1. Найти ордена и медали, которыми были награждены герои ВОВ
( проект- презентация) (Выполненное задание предполагает оценку «5» и «4») - 2. Изучить содержание основных статей ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" и отобразить основные его положения в виде таблицы
(Данное задание предполагает оценку «4» или «3», в зависимости от качества выполнения)
Номер статьи | Название статьи | Основные положения статьи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.
А.Невский Тема урока: Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...
Интегрированный урок по истории и ОБЖ в 10 классе "Дни воинской славы"
Данный урок, посвящённый дням воинской славы России, проводится как интегрированный. Основная мотивация на уроке рассчитана на проявление интереса у учащихся. Задания ориентированы ...
Интегрированный урок: Информатика+ОБЖ по теме «Памяти поколений. Дни воинской славы России! Создание документации с помощью электронных таблиц » 10 класс
Конспект и материалы для интегрированного урока : Информатика+ОБЖ по теме «Памяти поколений. Дни воинской славы России! Создание документации с помощью электронных таблиц » 10 класс...
Интегрированный урок по ОБЖ и Информатике «Памяти поколений – дни воинской славы России»
Тип урока: интегрированный урок ОБЖ и Информатики.Вид урока: комбинированный.Технология: личностно – ориентированнаяЦель: Значение знаний о героических страницах истории нашего отечестваЗадачи: Обучаю...
Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России
Тема урока: Памяти поколений - дни воинской славы России.Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живопись, кино)....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ (краеведению) и РУССКОМУ ЯЗЫКУ (подготовка к итоговому собеседованию) «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - ЕЛЕЦ» (80-летию Елецкой наступательной операции посвящается)
Тематический интегрированный урок (история, краеведение, русский язык) посвящен значимому событию в нашей истории Елецкой наступательной операции. На нем учащиеся не только знакомятся с периодом Велик...