Исследовательская работа "Сколько весит школьный портфель"
проект на тему

Шабарова Марина Михайловна

            Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skolko_vesit_portfel.docx197.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ОУ Байковская ОШ

Исследовательская работа

«Сколько весит школьный портфель?»

Выполнили учащиеся 8 класса.

Руководитель: Шабарова М.М.

G:\школьный плртфель\i.jpeg3.jpeg

с. Байково 2015

Содержание работы:

  1.  Цель проекта……………………………………………..стр.3
  2. Задачи проекта……………………………………………стр.3
  3. Пояснительная записка………………………………… стр.4
  4. Актуальность проекта…………………………………...стр. 5
  5. Ход исследования………………………………………...стр.6
  6. Теоретическая часть ……………………………………стр.6
  7. Практическая часть …………………………………….стр.8
  8. Рекомендации и выводы………………………………..стр.11
  9. Литература ………………………………………………стр.13

Цель проекта:

  • Изучить соответствие веса школьного портфеля нормам СанПина и рекомендациям медиков;
  • Разработать рекомендации для учащихся по снижению веса школьного портфеля.

Задачи проекта:

  • Измерить вес школьного портфеля  обучающегося 3 класса;
  • Провести анкетирование по теме проекта;
  • Описать, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким  последствиям это приводит;
  • Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;
  • Изучить опыт других стран по снижению веса портфеля;
  • Предложить свои способы решения проблемы;
  • Разработать рекомендации по снижению веса школьного портфеля.

Методы исследования: опрос, наблюдение, беседа, интервью, сбор информации из книг, Интернета, других источников, эксперимент, фотографирование, работа с медицинскими документами.

Исследовательские умения и навыки: умение видеть проблему, умение задавать вопросы, умение и навыки наблюдения, умение классифицировать, делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи.

 Одним из главнейших факторов, влияющих на здоровье человека, на его правильную осанку является правильный или, как мы его назвали,  «безопасный» вес портфеля (ранца).

Пояснительная записка.

     Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный мешок»» - наёмные немецкие солдаты московских царей в ΧΥІІ веке. Лет через 150–200 слово перешло на ученическую сумку, так же носимую на спине.  В словаре В.И. Даля «Иллюстрированный толковый словарь русского языка» ранец – жёсткая четырёхугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором (ученический ранец, солдатский ранец)

    В словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка» рюкзак – заплечный вещевой мешок с карманами (туристский рюкзак). Школьный портфель насчитывает не одно десятилетия от дня своего создания. Сперва, школьный портфель выглядел как обычная тряпичная сумка, в которую помещались книги, учебники и самые необходимые школьные принадлежности, ручки, тетради. Позже школьные сумки делали из более плотного материала из натуральной кожи животного или любого другого плотного материала. К школьному портфелю предъявляли требования, прежде он должен быть непромокаемым, чтобы книги и тетради, которые в нем не намокали, когда школьный портфель находился под дождем. Так же он должен быть достаточно легок, чтобы не нагружать руки детей. Благодаря этому фактору позже были изобретены школьные портфели с лямками, с помощью которых, школьный портфель можно было носить и на спине, тем самым освобождая руки. Спустя некоторое время школьный портфель утратил привычную ранее форму мешка или сумки и стал похожим на современный школьный портфель. Как правило, его изготавливали из натуральной сыромятной кожи животных, так как она прекрасно держит форму и очень удобна для ежедневного использования. Такой школьный портфель должен был быть достаточно вместительным, чтобы в него влезли все необходимые школьнику вещи, но при этом он не должен быть тяжелым.

Школьный портфель, это первое, что запомнит ребенок при походе в школу, поэтому он должен быть максимально удобен ребенку, практичен, изготовлен из немаркой ткани, а также иметь достаточно привлекательный дизайн, чтобы понравится школьнику. Современные школьные портфели имеют различную форму, цвет и конечно же цену.

Общаясь с ребятами в классе и школе, мы заметили, что портфели у нас самые разные: рюкзаки, ранцы, сумки. Некоторые ребята не знают, как называется их портфель. Мы решили провести своё исследование, среди учащихся 5 б класса, и узнать, какие портфели приобрели ученики нашей школы в этом учебном году и правильный  ли выбор они сделали.

Актуальность исследования.

            Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в  детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место. Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

  Осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника.

  Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы.  

Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это еще не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.

Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей.

Специалисты из Института возрастной физиологии РАО утверждают, что ношение школьниками тяжестей может вызвать не только нарушения осанки, но даже вызвать остановку роста.

       Именно поэтому школьникам и их родителям  необходимо предпринять все меры к тому, что бы сохранить здоровье позвоночника, а помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе, и, конечно  же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.

     Вес ранца с учебным комплектом, в соответствии с нормами определенными постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.2821-10 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ", не должен превышать

1-2 классы 1,5 кг

3-4 классы 2 кг

5-6 классы 2.5 кг

7-8 классы 3,5 кг

9-11 классы  4 кг

  Кроме того, считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника. Специалисты Института возрастной физиологии РАО называют похожие цифры. Без ущерба для здоровья первоклашки способны донести до школы ранец весом не более двух килограммов. В 11-13 лет безопасным считается переносить три килограмма.

Вот почему мы считаем тему нашего исследования  актуальной и заслуживающей внимания.

Ход исследования.

Теоритическая часть.

1.Заболевания связанные с неправильным подбором портфеля.

 Грыжа межпозвонкового диска - перемещение ядра межпозвонкового диска в позвоночный канал.

Протрузия межпозвонкового диска - это простое выпячивание всего фиброзного дискового  кольца в позвоночный канал, когда происходит дегенерация межпозвонкового диска со значительным снижением его высоты.

 Малоподвижный образ жизни - приводит к ослаблению мышечно-связочного аппарата; к нарушению микроциркуляции и питания диска. Все мы со школьной скамьи помним, что чем больше движения в органе, тем больше его кровоснабжение

Сколиоз - после того как у ребенка прекращается рост костей, как правило  прогрессирование сколиоза останавливается. В последующем, чем больше выражен сколиоз, тем раньше у человека появляются признаки остеохондроза с последующим формированием протрузии и грыжи диска.

Секвестр - это  самостоятельно существующая субстанция в просвете позвоночного канала, как правило это бывает в конечной стадии грыжи межпозвоночного диска. 

2.Опыт зарубежных стран в решении

проблемы снижения веса портфеля.

Указанная проблема стоит не только в нашей стране. Например, в августе 1996 г. министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10 % от веса тела школьника.

На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный ПК, который имеет массу чуть более килограмма.

О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск – и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.

В Америке уже давно нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.

Школьные рюкзаки, без которых невозможно представить современных российских учеников, во многих штатах Америки запрещены. Калифорнийский закон предусматривает приличных размеров штрафы родителям и школам за ношение рюкзаков, которые могут спровоцировать искривление позвоночника. Тамошние школьники должны пользоваться исключительно сумками на колесиках. Российские врачи не так категоричны, считается, что правильно подобранный рюкзак или портфель не только не испортит, но, наоборот, сформирует хорошую осанку.

В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.

В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники. Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или еще предстоит пройти (если не носить с собой все четыре части учебника).

Если присмотреться к мировому опыту, то становится понятно, что мы, как всегда, безнадежно отстали. В западных странах уже выпустили бронированные ранцы и рюкзаки, которые защищают даже от пуль. А в Японии родители покупают своим детям портфели с GPS-навигацией, чтобы всегда быть в курсе их перемещений. Возможно, в скором времени у наших школьников вместо учебников появятся ноутбуки, может быть все останется по-старому. Нам остается только ждать.

2.Практическая часть

1.Исследование  риска возникновения сколиоза у учащихся 3 класса.

В 5  классе обучаются 10 человека, в том числе 4 мальчиков и 6 девочек. Возраст учеников 8-9 лет.

Для определения риска возникновения нарушений осанки  была проведена тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки (Приложение).

  Данный тест был проведен родителями учащихся.

 Были получены  следующие результаты:

имя ученика

количество баллов

результат

12

21

группа риска

15

9

благополучный

8

благополучный

6

благополучный

16

24

группа риска

19

10

В результате в группу риска попали 2 человека, что составляет  20% от числа учащихся в классе.

Благополучный показатель у 3 человек – 30% от числа учащихся в классе.

Остальным 5 учащимся необходимо следить за своей осанкой, выполнять комплексы физических упражнений на укрепление позвоночника.

2.Результаты проведённого взвешивания портфелей и детей.

имя ученика

Вес человека

Вес пустого портфеля

Вес портфеля с принадлежностями

Вывод

30кг

700г

2кг 500 г

тяжелый

26кг

1кг

1кг 500 г

легкий

25кг

1кг

2кг

норма

28кг

800г

2кг

норма

30кг

1кг

2кг

норма

26кг

900г

3кг 100г

тяжелый

25кг

500 г

2кг  

норма

25кг

900г

3кг

тяжелый

24кг

800г

2 кг

норма

44кг

500г

3кг 500г

тяжелый

  Выводы:

Вес «правильного» ранца соответствует реальному весу: у 6 чел. 

Вес «правильного» ранца не соответствует реальному весу: у 4 чел.

Вес пустого ранца соответствует  норме (300-500 г): у 2 чел.  

Вес пустого ранца не соответствует гигиеническим нормам: у 8 чел.

     Детям с тяжелыми ранцами  рекомендовано  уменьшить вес портфеля на рекомендованное количество граммов за счёт удаления лишних ненужных вещей (например, фломастеры,  книги для чтения). Также рекомендовано всем учащимся хранить некоторые школьные принадлежности (папки для уроков технологии, пластилин, краски, цветную бумагу, тяжёлые книги для дополнительного чтения) в классе в специально отведённом месте.

     Назначить через месяц контрольное взвешивание. Предоставить детям взвешивать свой портфель по желанию (приобрести в класс напольные весы и безмен) и определять «безопасный» вес своего портфеля.

3.Наблюдение за изменением веса ранца в связи с расписанием уроков.

Расписание уроков

День недели

Занятия

1

Понедельник

  1. Литературное чтение
  2. Русский язык
  3. Математика
  4. Иностранный язык

2

Вторник

  1. Иностранный язык
  2. Русский язык
  3. Математика
  4. Физическая культура
  5. Окружающий мир

3

Среда

  1. Математика
  2. Информатика
  3. Музыка
  4. Нижегородская сторона

4

Четверг

  1. Русский язык
  2. Литературное чтение
  3. Математика
  4. ИЗО

5

Пятница

  1. Математика
  2. Литературное чтение
  3. Физическая культура
  4. Окружающий мир

6

Суббота

  1. Русский язык
  2. Литературное чтение
  3. Технология
  4. Физкультура

Объект наблюдения: портфель Елизаветы (3 кг 500г)

День недели

Вес портфеля с принадлежностями,

кг

Отклонения

от

нормы

Предполагаемая

причина

Выводы

Понедельник

2,500

500 г

Английский язык (тетрадь, словарь, рабочая тетрадь)

Оставить словарь и рабочую тетрадь в школе

Вторник

2,800

800г

Английский язык (тетрадь, словарь, рабочая тетрадь), спортивная форма

Оставить словарь и спортивную форму в школе

Среда

2,00

-

-

-

Четверг

1,900

-

-

-

Пятница

2, 300

300г.

Сменная обувь и спортивный костюм

Оставить обувь в классе

Суббота

1,800

-

-

-

Выводы и заключения.

Рекомендации:

Обучающимся:

В ходе исследования были разработаны рекомендации для учащихся, направленные на снижение веса школьного портфеля.

  • Не носите лишнего в ранцах!
  • Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники!
  • Сменную обувь и спортивную форму можно оставлять в классе и не носить каждый день!

Обращаемся с просьбой к нашим родителям:

  • Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средняя масса  пустого ранца для ученика  школы – 300-700г
  • У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
  • Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
  • Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Рекомендации работникам школ.

  • Снизить массу школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно- сосудистых  заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
  • - использовать только те учебные пособия и учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу;
  • - найти возможность использовать два комплекта учебников ( один - в школе и один - дома);
  • - организовать хранение сменной обуви и спортивного инвентаря, принадлежностей  для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы.

Заключение.

    Работая над темой исследования, мы пришла к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечнососудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

     Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.

Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить  вполне по силам взрослым. Острота сложившейся ситуации может быть снята только  тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся.

Список литературы

  1. Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007;
  2. Даль ВИ.  Иллюстрированная энциклопедия русского языка. М.-«Русский язык», 1990г.
  3.  Даль ВИ.  Иллюстрированный толковый словарь русского языка.  М.; «Эксимо», 2007г.
  4. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М-«Русский язык» 1990г.;
  5. «Правда о школьном портфеле». Статья в Интернете: сайт http://yandex.ru/yandsearch?p=6&text .
  6. Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.

Приложение.

                                 Анкета для учащихся.

  1. В каком классе, какие портфели у вас были? (Класс, форма, цвет)

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Кто выбирает для вас портфель?
  1. Я сам (сама)
  2. Мама
  3. Папа
  4. С родителями вместе
  5. Родственники (кто?)

  1. Где покупаете портфель?
  1. В магазине
  2. На рынке

  1. . Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или в другой стране (импортный)?
  1. Российский
  2. Импортный

  1. По каким критериям (признакам) выбираете? (Можете отметить несколько признаков сразу)
  1. Цвет
  2. Форма
  3. Цена
  4. Удобство

  1. Какого цвета, формы портфель вам нравится? Напишите

____________________________________________________________

  1. Как долго пользуетесь одним портфелем? Напишите

______________________________________________________________

  1. По какой причине меняете портфель? Напишите

_____________________________________________________________________

  1. Какими вы видите портфель школьника в будущем? Можете написать или нарисовать!

_________________________________________________________________________

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска

сколиоза и других нарушений осанки.

Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.

Инструкция эксперту

Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям,

 используя четырех-балльную шкалу:

0 – признак не проявляется;

1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;

2 – признак умеренно выражен или проявляется изредка;

3 – признак ярко выражен или проявляется постоянно.

Признаки

  1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.
  2. Носит сумки, портфель в одной руке.
  3. Имеет привычку сутулиться.
  4. Проявляет недостаточную двигательную активность.
  5. Не занимается оздоровительной гимнастикой

 (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

  1. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
  2. Неправильно или регулярно питается.
  3. Имеет астеническое ((тонкокостное), диспропорциональное телосложение.
  4. Беспечен, беззаботно относится к своему здоровью.
  5. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

Интерпретация результатов

Благополучный показатель - до 10 баллов, при показателе более 20 баллов

учащийся должен быть отнесен в группу риска.

D:\2015-2016 школа\жить здорово\DSCN1040.JPG 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Профилактика искривления позвоночника. История школьного портфеля"

Мероприятие в увлекательной и ненавязчивой форме объясняет детям причины искривления позвоночника и серьезность последствий заболеваний, связанных с деформацией позвоночника.  Данный классный ча...

Рабочая программа кружка "Школьный портфель"

Цель данного курсакак раз и состоит в том, чтобы дать общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит – и более привлекательными на вид. В...

ВЛИЯНИЕ ВЕСА ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

Презентация проекта по теме "ВЛИЯНИЕ ВЕСА ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА"....

Влияние массы и формы школьного портфеля на здоровье ученика

Гипотеза работы: если изучить проблему влияния массы и формы школьного портфеля на здоровье ученика  и довести её до сведения детей, родителей и учителей, то здоровье ребят в подростковом периоде...

Конспект занятия по теме: «Школьный портфель»

Познакомить с назначением школьного портфеля и канцелярских принадлежностей. ...

Тезисы к проекту о портфеле по теме: "Школьный портфель и его влияние на здоровье школьника"

Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьник...