"Честь и достоинство" .Воспитательский час.
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Честь и достоинство».
Цели: дать понятие «чести и достоинства человека» на примере героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», а так же через применение его в собственном жизненном опыте; совершенствование работы в коллективе, в группе, развитие коммуникативных способностей; способствовать воспитанию нравственных качеств человека, формированию личной жизненной позиции.
Оборудование: презентация, м/ф, маленькие листочки у каждого, листы с кругами-солнышками, отдельные лучики
Ход занятия:
I. Орг. момент.
2. Сообщение темы и целей .
- На экране карточки со словами. Предлагаю вам разгадать зашифрованные слова (доброта, отзывчивость, лживость, честность)
- Что объединяет эти понятия? (качества человека)
- Какое качество для порядочного человека здесь лишнее? (лживость)
- Напишите это слово на листочке, сомните и отодвиньте его от себя.
- Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: честь и достоинство. Раскроем смысл этих слов и узнаем, как применить, развивать в себе эти качества.
3. Работа над темой занятия.
- Чтобы легче определить понятие «честь» давайте послушаем рассказ Пантелеева «Честное слово».( м.ф)
- Как понимаете слово честь?
- Так почему же мальчик не ушел?
- Что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика?
- Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением.
- Да, конечно маленький мальчик проявил мужество и стойкость взрослого человека. В жизни каждый выбирает свой путь, а жизненный путь всегда сложный, и чтобы не произошло, нужно всегда оставаться человеком, честным человеком.
-Что же такое честь и достоинство? Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье человека. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством?
В толковом словаре В. Даля даётся следующее понятие: «Честь -внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Согласны ли вы с этим определением?
-Как вы понимаете, что такое честь? В чём же проявляется честь в современном обществе? («Мозговой штурм»)
(доблестный, честный, благородный, у него чистая совесть, уважает других людей, пренебрегает личным благом ради других, справедлив к себе и окружающим, добрый, щедрый, готов к самопожертвованию, критичен в оценке своих поступков, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками.
-Вот как о чести говорит народная мудрость?
Не в бороде честь - борода и у козла есть.
Всякому своя честь дорога.
Честь на волоске висит, а потеряешь - и канатом не привяжешь.
Не кусок пирога, а честь дорога.
Береги платье снову, а честь смолоду
- Все начинается с человека. Нельзя автоматически стать благородным, совестливым, честным. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к окружающим нас людям, наше отношение к миру.
- Как же воспитать в себе честь?
Работа в группах.
- Каждый из нас самостоятельно делает выбор. Такой выбор я предлагаю сделать вам.
- Сейчас вы будете работать в группах, где вы сможете обсудить ситуацию и высказать свое мнение
- В наше время можно часто слышать «Хочешь жить – умей вертеться» или «Победителей не судят». Что оправдывают люди этими словами? (собственное предательство, трусость, подлость)
- Любой бесчестный поступок может привести к потери чести. Человек, обладающий честью, бережет ее. Этот человек уважает окружающих, но прежде всего, он уважает себя.
4. Рефлексия деятельности.
- «Моя честь – это моя жизнь: обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец».
- И в завершении нашего занятия, с помощью теста вы сможете ответить, задуматься, сделать выбор: Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? По очереди будем читать тестовое задание. Свое отношение, «да» или «нет», вы можете проявить с помощью «солнечных лучиков», которые вы прикрепите к нашему солнышку от каждой группы.
Тест:
Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.
Честь – это ответственность за свое поведение.
Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.
Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.
Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.
Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.
Достоинство – это чувство превосходства над другими.
Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.
Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.
Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.
- О, сколько солнечных лучиков засветилось у нас! Это сделали вы! Такие светлые, добрые воспитанники у меня в группе. Аплодисменты вам!
Чтение сказки А. Лопатиной «Добрая собака».
Ответьте на вопросы:
-Почему в начале сказки собака злилась на людей?
Почему сторож отличался от других людей?
VIII. Итог занятия.
- В заключении скажу вам святые слова:
-Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.
«Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.»
Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?
- Не смотри, что иной выше всех по уму,
А смотри, верен слову ли он своему.
Если он своих слов не бросает на ветер-
Нет цены, как ты сам понимаешь, ему. (Омар Хайями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"
классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...
игра "Честь имею!"
разработка внеклассного мероприятия для 5-7-х классов...
Да будет же честь и слава нашему языку!
Высказывания классиков о русском языке и литературе Использованы материалы сайта GRAMMA.RU...
Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!».
Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!» проводится в форме игрового дуэльного поединка....
"Он честь высокую имел, не просто фразу: "Честь имею"
Литературно - музыкальная композиция....
Классный час "Была бы честь, была бы честь"
На классном часе неоднократно повторяются слова ЧЕСТЬ, ПАТРИОТИЗМ. Поэтому учащиеся более осознанно и прочувственно присоединятся к этим духовно-нравственным категориям. Классный час соста...
Боевые Знамя Воинской чести - символ воинской чести, доблести и славы
СИМВОЛЫ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ 3.1. Боевое Знамя воинской части - символвоинской чести, доблести и славы...