"Он честь высокую имел, не просто фразу: "Честь имею"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Общешкольное мероприятие ,посвященное 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова: « Он честь высокую имел, не просто фразу: «Честь имею».
1-ый ведущий в образе почтенного господина:
Кто этот юноша, давно его приметил…
2-ой ведущий: Поручик Лермонтов, сударь.
1-ый: Тот самый, что крамольными речами смущал покой Государя! Смутьян, должно быть, и бездельник! Рифмоплет!
2-ой: Бездельником, пожалуй, не назвать, а вот смутьян отменный… В ссылку направляется, на Кавказ!
1-ый: Вот –вот, там и одумается, бумагомарака!
А юноша смотрел на праздник, на рой красавиц беззаботных, и в душе у него рождались строки:
(старшеклассник в мундире царского офицера читает стихотворение «Прощай, немытая Россия» , на фоне напряженной музыки, передающей тревожное настроение героя.
Вокальная группа мальчиков исполняют романс «Выхожу один я на дорогу».
1-ый вед. Кавказ полюбился Лермонтову .Он вдохновлял его своим величием. Лермонтов имел друзей среди горцев, которые ценили честность и храбрость русского офицера. Уезжая далеко за пределы крепости, «вооруженный» карандашом и бумагой делал зарисовки и думал, думал… А потом на бумагу ложились строки:
Ученик 9-го класса читает стихотворение «Кинжал» (на фоне лирической кавказской мелодии)
2-ой вед. В 1841 году Лермонтову удалось получить отпуск и в последний раз посетить Петербург. Передовая молодежь все более концентрировалась вокруг поэта. Затянувшееся его пребывание в Петербурге все более раздражало Бенкендорфа.
1-ый вед: 10 апреля 1841 года Лермонтова вызвали в Департамент Военного Министерства, где ему было предписано в течение 48 часов оставить Петербург и отправиться в полк. Лермонтов понимал, что его отправляют на верную гибель.
2-ой вед: Лермонтов прекрасно понимал, что не угоден Царскому двору, что представляет собой угрозу его спокойствию. Лермонтов также понимал, что Великий Пушкин когда-то тоже был не угоден царским прихвостням.
1-ый вед: В то время бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, сбилась с ног, используя влияние имени покойного мужа, опираясь на поддержку не менее влиятельных лиц государства, пыталась выпросить у царя помилование для любимого внука. Царь игнорировал всякие просьбы.
(2 старшеклассников читают):
1 чтец:
Эту гордую русскую славу даже ссылкой убить не смогли,
На покатые горы Бештау удручающе тучи легли.
Где опасней тропинка и круче,
По извилистой ленте горы
Русской армии дерзкий поручик
Все бродил до вечерней зари.
И была бы приятней прогулка
Среди скал, родников , тишины,
Будь хоть весточка из Петербурга,
Хоть бы несколько слов из Москвы…
Это мучало и удручало,
До чего на душе тяжело…
Экстрапочта письма не примчала,
И с обычной оно не пришло…
2-ой чтец:
Дни теперь непрогляднее ночи,
Как умеют в России пытать!
Где-то бабушка снова хлопочет,
Сбилась с ног, перед кем хлопотать?
Да и чья ей поможет порука,
Все мольбы её слёзные зря,
Даже имя любимого внука
В содроганье приводит царя!..
И поручик, присев у опушки ,
На закатное солнце глядит.
Он готов…он ведь знает, что Пушкин
Был не только Дантесом убит!
1-ый вед на фоне музыки, сопровождаемой звуками движущегося экипажа)
В последний раз Лермонтов пересек Россию до предгорий Кавказа. Выехал из Москвы 24 апреля, была поздняя сырая весна, дороги прескверные, но Лермонтов торопил ямщиков, лошадей гнали днем и ночью. По дороге в полк Лермонтов свернул в Пятигорск. Здесь ему удалось получить разрешение для лечения на водах.
2-ой вед: В Пятигорске в это время был большой съезд раненых и отдыхающих офицеров. Среди них оказалось немало знакомых Лермонтова. Со многими поэт был в дружеских и приятельских отношениях. Известность Лермонтова, а также слухи о его непростых отношениях с властями достигли Кавказа. Среди многих офицеров были сочувствующие Лермонтову. Однако одиночество, его вечная спутница, и здесь не оставляла его.
(звучит романс «И скучно и грустно…» в исполнении вокальной группы)
1-ый вед: Среди « водяного общества» оказался Мартынов, с которым Лермонтов когда-то учился в военной школе. Самовлюбленный и недалекий Мартынов бойко писал стишки и считал себя поэтом, ничем не уступающим Лермонтову. Внешне отношения между ними выглядели приятельскими, но втайне Мартынов завидовал Лермонтову и был не прочь затеять интриги против удачливого соперника.
2-ой вед: Лермонтов же остроумно вышучивл заносчивого Мартынова, и 13 июля 1841 года в доме Верзилиных между ними произошло столкновение. Задетый эпиграммами и карикатурами Лермонтова, Мартынов вызвал его на дуэль.
(пауза)
1-ый ведущий на фоне мелодии вальса:
За несколько часов до дуэли, обедая в обществе своей кузины Екатерины Быховец, приехавшей из Железноводска со своей больной тетушкой, Лермонтов был необычайно рад встрече, спокоен, но немного рассеян и томим предчувствиями.
(инсценировка встречи поэта с кузиной за несколько часов до дуэли)
Лермонтов несколько раз повторил фразу: «Кузина, голубушка, счастливее этой минуты не будет больше никогда»…
Это было в пять часов, а в восемь пришли сказать, что поручик Лермонтов убит !
2-ой вед: Дуэль состоялась в 6-ом часу вечера у подножия Машука во вторник 27 июля 1841 года. Лермонтов не считал возможным отказаться от дуэли, но предупредил секундантов, что выстрелит в воздух.
1-ый вед: Лермонтов будто сам шел навстречу своей гибели и ничего не хотел сделать, чтобы условия дуэли были смягчены. Каждый имел право стрелять стоя на месте или подходя к барьеру. Мартынов быстро подошёл, хотя отлично видел, что поэт не целился и не собирался стрелять: дуло его пистолета было направлено вверх.
Ученица 9 класса читает отрывок из поэмы «Мцири», «…Когда я буду умирать».
2-ой вед: Лермонтов был брошен противником, несколько часов он лежал под проливным дождем.
(на фоне музыки, сопровождаемой звуками проливного дождя, ученик 10 класса читает стихотворение)
Поручик пылок был и смел и горд отвагою своею,
Он честь высокую имел, не просто фразу: «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»,
Он у барьера вверх стрелял, и что иначе он не может
Сам Бенкендорф прекрасно знал. Все знали
И Мартынов тоже!
Жестокость Лермонтов читал в его глазах,
Когда при встрече тот эполетами блистал,
Поскольку больше было нечем…
Померк зловеще белый свет,
Застыло небо в тучах грозных,
Он первым выстрелил, поэт, но не в Мартынова,
А в воздух…
И полный мужества и сил, с тоской отвергнутого сына
В буквальном смысле повторил: «Прощай, немытая Россия!»
Когда под проливным дождем
Безжизненное тело стыло,
С небес такой срывался гром,
ЧТО ПЕТЕРБУРГУ СЛЫШНО БЫЛО!
1-ый вед: Рапорт о смерти Лермонтова сразу же был послан шефу жандармерии Бенкендорфу…
Царь принял это известие с плохо скрываемым удовольствием…
2-ой вед: Далеко в России, в Пензенской губернии, в доме помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой на исходе июльского дня 1841 сорвалась со стены старинная икона….
( Читает ученица 10 класса на фоне музыки Рахманинова)
Елизавета Алексеевна Арсеньева внука своего пережила,
И четыре черных года тень его душу ей страдальческую жгла.
Как она за Мишеньку молилась! Чтоб здоров был и преуспевал,
Только Бог не оказал ей милость, и её молитв не услыхал.
И она на Бога возроптала, повелев убрать из комнат Спас,
А душа её над Машуком витала «Господи, пошто его не спас?»
Во гробу свинцовом, во тяжелом, возвращался Лермонтов домой.
По Российским побелевшим сёлам он катился чёрною слезой.
И откуда у неё достало силы,
Выйти на порог его встречать?
Возле гроба бабы голосили…Господи! Дай сил не закричать!
Сколько он вдалеке томился! Забывал среди забот и дел.
А теперь навек к ней возвратился, напоследок бабку пожалел!
1-ый вед: Современники, соратники Лермонтова, дают такое определение этому событию: «нет никакого сомнения, что Мартынова подстрекали лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-то не в меру щекотливых и малоразвитых личностей. Много общего между интригами, доведшими до гибели Пушкина и до кровавой кончины Лермонтова. В смерти этих двух поэтов были заинтересованы «сильные мира сего». По этому поводу Вяземский скажет: «В нашу поэзию стреляют более удачливо, чем где-либо».
2-ой вед: Вся Россия приняла известие о гибели Лермонтова как невосполнимую утрату. Генерал Ермолов тогда сказал: «Можно было позволить убить всякого другого человека, будь тот вельможа и знатный,-таких завтра будет много, а этих- нескоро дождёшься!» В течение ряда лет царская цензура не разрешала сообщать в печати какие-либо подробности о дуэли.
1-ый вед: Что же он ещё сделал бы? Какие тайны унес он в могилу? Кто разгадает их? Лук богатыря лежит на земле, но уже нет другой руки, которая натянула бы тетиву и пустила бы под небеса стрелу.
2-ой вед на фоне жизнеутверждающей мелодии:
200 лет прошло с тех пор, как родился на земле русской Гений…,кометой промчавшийся по просторам Вселенной… Мы дети непростого столетия. Мы дети 21 века, дети страны, давшей титанов! И мы, гордые нашей славой, можем крикнуть на весь Земной шар:
( на сцену под ту же музыку выходят участники мероприятия, одетые в современную молодежную одежду)
1участник:
Люди мира! Смотрите!
2 участник:
Завидуйте!
3 уч.
Это наш гений!
4 уч.
Это наше наследие!
В мероприятии использовалась музыка Рахманинова, Чайковского, Вивальди, Шуберта, современные инструментальные композиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра "Честь имею!"
разработка внеклассного мероприятия для 5-7-х классов...
Урок комплексных знаний в 11 классе "Честь имею" (подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Данная разработка урока готовит учащихся к написанию сочинений в рамках школьной программы.Цель:1. Практически закреплять теоретические вопросы, связанные с типами словосочетаний, изучением текст...
Внеклассное мероприятие "Честь имели..."
Внеклассное мероприятие, посвящённое выводу войск из Афганистана....
Урок " Без грамматики нет и математики..."( Простые и составные имена числительные)
На уроке открытия новых знаний в 6-м классе на тему " Простые и составные имена числительные" ребята знакомятся с интересной историей происхождения некоторых имен числительных ...
Человек высокой чести и гражданского долга
3 февраля прошел районный математический турнир , посвященный памяти ветерана педагогического труда Дабаевой Екатерины Дугаржаповны...
Человек высокой чести и гражданского долга ( исправ -ое)
Статья посвящена Старшему учителю, Отличнику народного просвещения РФ, Заслуженному работнику образования РБ, Почетному работнику общего образования РФ. Работала учителем математики и заместителем дир...
Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
Классицизм, писатели классицисты, сентиментализм, основные черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литерат...