ПРОГРАММА духовно-нравственного воспитания детей «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА!» на 2017-2021 гг.
методическая разработка на тему

Будаева Лиза Таукановна

Программа нравственно-эстетического воспитания детей в системе дополнительного образования  «Спешите делать добрые дела!» рассчитана на 5 лет. Участники – дети,  обучающиеся  в различных детских объединениях ЦРТД и Ю. Возраст детей от 5 до 18 лет.

 В рамках данной программы каждый ребенок в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может реализовывать себя как личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» им. М.Х. МОКАЕВА ЭЛЬБРУССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПРИНЯТА:                                                УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете                                      директор МКУДО «ЦРТД и Ю»

МКУДО «ЦРТД и Ю»                                            Мисирова Ф.М.

 «__» _______ 201   г.                                               Приказ № ____

Протокол №___ от «___» _______ 201  г.            от «__» _______________ 201  г.    

ПРОГРАММА

духовно-нравственного воспитания детей

«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА!»

на 2017-2021 гг.

Программа предназначена для детей  5 -18 лет.

Автор-составитель:  

ст.методист Будаева Л.Т.

2016 год

Пояснительная записка

Программа нравственно-эстетического воспитания детей в системе дополнительного образования  «Спешите делать добрые дела!» рассчитана на 5 лет. Участники – дети,  обучающиеся  в различных детских объединениях ЦРТД и Ю. Возраст детей от 5 до 18 лет.

 В рамках данной программы каждый ребенок в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может реализовывать себя как личность.

Принципы программы

Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Принцип нравственного примера педагога. Нравственность педагога, моральные нормы, его отношение  к своему педагогическому труду, к детям, коллегам – главное условие  для духовно-нравственного развития обучающихся.

Принцип гуманистического воспитания. Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру, поэтому вся воспитательная деятельность  основана на создании ситуации успеха.

Принцип личностно-ориентированного воспитания. В основе  которого лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Принцип деятельностного подхода. Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Принцип целостного  подхода. Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Обоснование актуальности программы.

На рубеже 20-21 веков в окружающем мире произошли значительные изменения: экономическое и политическое реформирование, кризис социальной системы, обострение международной политической ситуации, социальная напряженность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки, господство лжеценностей, падение нравственности и т.д. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию.

          Современное воспитание школьников осложнилось последствиями этих негативных процессов, так как изменения коснулись непосредственно образовательных учреждений и семьи – двух социальных институтов, формирующих духовное и материальное начало в воспитании. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Многие семьи оказались за чертой бедности. Большинство семей, занятых проблемами зарабатывания денег, утратили духовный контакт со своими детьми.

Растут детская беспризорность и преступность, жестокость, агрессивность, психические отклонения детей. Вызывает тревогу распространение алкоголизма и наркомании среди учащихся.

Семья ослабила свои позиции в нравственном становлении детей, а школа сменила акцент с воспитания на образование. Поэтому  существенно возрастает роль   дополнительного образования в решении актуальных проблем нравственного развития личности. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное – желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать для детей  благоприятные условия для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система  учреждений дополнительного образования.

Сегодня в педагогике живут идеи ценности детства, сотрудничества диалога, педагогической поддержки, самоопределения и актуализации личности, динамичности и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей.

Необходимо чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России образования разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования и развития личности  с ориентацией на общечеловеческие ценности:  Здоровье, Семья, Отечество, Творчество, Культура, Милосердие, Экология.

Задачи:

  • поддерживать  у детей интерес  к различным  видам деятельности  через  привлечение  к занятиям  в   объединениях  Центра;
  • обучать детей способам безопасного поведения и жизнедеятельности;
  • стимулирование детей к  бескорыстному совершению добрых дел, поступков;
  • вызывать у детей желание организовывать, проводить и  участвовать в благотворительных мероприятиях;
  • привлечь детей к изучению  истории своей семьи, Центра, республики;
  • развивать творческое воображение и фантазию детей;
  • сформировать у детей культуру поведения;
  • способствовать становлению чувства гражданственности, патриотизма  у детей;
  • воспитывать доброе и заботливое отношение к природе;
  • привлечь детей к здоровому образу жизни;
  • стимулировать активность детей через поощрение  и награждение;
  • приобщить детей к традициям учреждения;
  • способствовать формированию общения со сверстниками на основе доброго, уважительного отношения;
  • организовать полезный и познавательный досуг в каникулы;
  • сформировать лидерские  качества;
  • способствовать развитию детского самоуправления как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося;
  • стимулировать самостоятельность и инициативность детей;
  • воспитывать ответственность за  порученные дела;
  • привлечь детей в разработку бренда учреждения.

В организации воспитательной деятельности с детьми используются следующие формы:

  • игровая программа;
  • коллективно-творческие дела;
  • благотворительная акция;
  • акция;
  • беседа;
  • праздник;
  • торжественная линейка;
  • презентация;
  • фестиваль;
  • выставка;
  • смотр;
  • встреча;
  • экскурсия;
  • выезд;
  • конкурс;
  • интеллектуальная игра;
  • день здоровья;
  • дизайн-конкурс;
  • фоторепортаж;
  • тематическая неделя;
  • театрализованное представление;
  • выпуск стенгазет и открыток;
  • почта;
  • учеба лидеров;
  • концертно-творческая программа;
  • чаепитие.

В рамках данной программы каждый ребенок в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может реализовать себя как личность. При построении программы мы отталкиваемся от идеальной модели выпускника нашего Центра, предполагая, что активно участвуя в жизни Центра, у детей будут развиваться нравственные качества.

Мы  видим нашего выпускника таким: общительным, доброжелательным, активным, бережным, отзывчивым, заботливым, обязательным, душевным, справедливым, эмоциональным, креативным, оригинальным, вежливым, порядочным, дружелюбным, ответственным, организованным, человечным, добрым, честным, самокритичным, дисциплинированным, принципиальным.

 

Идеальная  модель выпускника

Все эти направления акцентируют внимание на «Я» каждого. Каждое направление деятельности имеет собственное название, проблемную ориентацию, разработанный механизм реализации, формы работы. Деление воспитательных мероприятий по направлениям достаточно условно. Т.е. все направления, тесно взаимосвязаны между собой и направлены на формирование цельной личности.

Структура программы

I. Реализация направлений  

1.1 «Я и Центр»

1.2 «Я и Добро»

1.3 «Я и Семья»

1.4 «Я и Творчество»

1.5 «Я и Культура»

1.6 «Я и  Отечество»

1.7 «Я и Экология»

1.8 «Я и  Здоровье»

1.9 «Я и Достижения»

II. Организация и проведение мероприятий

  1. Традиционные;
  2. Календарные;
  3. Каникулярные

Предполагаемые сформированные качества личности:

Направление «Я и Центр»

  • Общительность
  • Доброжелательность
  • Объективность
  • Активность и заинтересованность

Направление «Я и Добро»

  • Человечность  
  • Доброта    
  • Честность
  • Бескорыстность

Направление «Я и Семья»

  • Ответственность
  • Душевность
  • Справедливость

Направление «Я и Творчество»

  • Эмоциональность
  • Креативность
  • Аккуратность
  • Целеустремленность

Направление  «Я и Культура»

  • Вежливость
  • Порядочность
  • Дружелюбие
  • Воспитанность

Направление «Я и Отечество»

  • Ответственность
  • Патриотизм
  • Организованность

Направление «Я и Экология»

  • Бережливость
  • Отзывчивость
  • Заботливость

Направление  «Я и Здоровье»

  • Самокритичность
  • Дисциплинированность
  • Принципиальность

Направление «Я и Достижения»

  • Ответственность
  • Дружелюбие
  • Чувство собственного достоинства

Условия эффективной реализации программы

  • Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию воспитанников  на становление ребенка как  нравственной  личности.
  • Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения ребенка в Центре.
  • Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного и эстетического развития личности;
  • Разнообразие форм и методов
  • Поиск новых путей развития личности ребенка.

Критерии результативности воспитательной деятельности

Для оценки результативности воспитательной деятельности   определены критерии и показатели ее эффективности.

Первый критерий – активность обучающихся.

Второй критерийудовлетворенность детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в Центре.  

Используются следующие формы  отслеживания   результативности воспитательной деятельности:

  • анкетирование
  • качественный  анализа   воспитательных мероприятий;
  •  количественный анализа   воспитательных мероприятий.

Третий критерий –  творческая самостоятельность.

Содержание программы

Цикл бесед, лекций, тематических часов по тематике «Я в мире людей»:

  • «Давай познакомимся» -         Анкетирование
  • «Что   такое хорошо и что такое плохо?» - Деловой поединок
  • «Как поступить?» -Решение проблемных ситуаций
  • «Мои интересы, мои потребности» - Анкетирование и беседа
  • «Защитники Отечества» - Просмотр фильма о ВОВ
  • «Улыбнись, мама!» - Подарок маме своими руками
  • «Умей сказать «Нет»!» - Тренинг
  • «Жизнь дана на добрые дела» -         Деловой поединок        
  • «Я и мои права» - Беседа        
  • «Спеши делать    добро» - Шефская помощь пожилым людям        
  • «Низкий вам поклон, победители» -         Визит к ветерану или участнику боевых действий        
  • «Семья и Я» - Цикл бесед        
  • «Я   +   ТЫ   = мы» - Час общения        
  • «Я – гражданин будущей России!»        Обсуждение прав и обязанностей        
  • «Уроки вежливости» -Цикл бесед
  • «Времена, обычаи, нравы…» - Поисковая работа, оформление стенда        
  • «Край родной, навек любимый»        Экологический проект        
  • «Мои ценностные ориентиры» - Диагностическая диаграмма        
  • «Гармония общения» - Тренинг
  • «Умею ли я любить?» - Разговор по душам        
  • «Я в мире – мир во мне» - Цикл бесед        
  • «Пути разрешения конфликтов»         - Тренинг                 
  • «Что в человеке главное?» - Час вопросов и ответов        
  • «Все добрые люди – одна семья» - беседа

Месячник по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и табакокурением:

  • конкурс плакатов, рисунков;
  • цикл бесед и тематических часов о вреде наркотиков, табака, алкоголя с привлечением представителей правоохранительных органов, работников здравоохранения:
  • Вредные привычки. Как им противостоять?
  • Обойдемся без алкоголя!
  • Правдивая реклама табачных изделий.
  • Нет наркотикам!
  • Выступление агитбригады «Нет наркотикам!»
  • показ презентаций и видеофильмов.
  • Оформление стенда, посвященного профилактике наркомании.
  • «Месячник безопасности жизни детей»
  • Тематические  часы: «Твоя безопасность в твоих руках»
  • Тематический час с привлечением сотрудников органов внутренних дел «Терроризм – глобальная угроза!»
  • Цикл бесед с сотрудниками МЧС «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях».
  • Диспут «С насилием справляемся вместе»
  • Тренировочная эвакуация из здания Центра

Цикл бесед, лекций, тематических часов по тематике «Личное развитие»:

  • Золотое правило нравственности.  
  • Личные ценности.
  • Ценности общества.
  • Учимся брать интервью.
  • Учить и учиться: две стороны одной медали.
  • Учимся управлять своими эмоциями.
  • Черное или белое?
  • Пословицы: мудрость в балансе.
  • Разный «я».
  • Как достичь успеха в профессии.
  • Цикл нравственных тематических часов, круглых столов и дискуссий:
  • Встречают по одежке, по уму провожают.
  • Об основах этикета: «Ты о людских пороках не кричи!»
  • Спешите делать добро.
  • Азбука этикета.
  • Культура поведения.
  • У самовара я и моя семья.
  • Уважение и взаимопонимание – основы терпимости.
  • Давайте говорить друг другу комплименты.
  • О дружбе, доброте и отзывчивости.
  • Учимся общению.
  • И т.д.

Цикл бесед, лекций, тематических часов по тематике «Человек – творец своей судьбы»

  • Человек – творец своей судьбы.
  • Личность и коллектив.
  • Величие человека – в труде!
  • В человеке  должно быть все прекрасно!
  • Наши вечные ценности.
  • Дорогу осилит идущий.
  • Цикл тематических часов по правовой направленности:
  • “Что мы знаем о Конституции” 
  • “Я – подросток. Я – гражданин
  • Беседа на тему «Уголовное право. Преступление. Ответственность».
  • «Права детей – забота государства»
  • Диспут “Герои нашего времени”
  • Эрудицион “Права и обязанности обучающихся” 
  • «Я – гражданин России»
  • Викторина “Я и право”
  • «Преступление и наказание»
  • Беседа на тему: «Права и обязанности человека».
  • «Моя конвенция»
  • Диспут “Мораль и закон”
  • «Действие и бездействие»
  • Беседа на тему: «Трудовое право и несовершеннолетние».
  • Дискуссия “Я и право” 
  • «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка»
  • Беседа «Подросток в обществе»

Список используемых источников

  1. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. – М  - Воронеж. 1996.- 94  с.
  2. Волохов А. В. Будем работать вместе.  Программы деятельности детских и подростковых организаций. - М., 1996. – 123 с.
  3. Воспитание и равитие личности в соцуме: Комплексно-целевая программа. – Нижний Новгород: Педагогические технологии; Арабеск,2000.- 101с.
  4. Гаврилин  А.В.,   Корехпкова  М.В.   Воспитательное  пространс малого города. - Владимир, 1999. – 76 с.
  5.  Дереклеева,  Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа:5-11 классы [Текст] / Н.И. Дереклеева.-  ВАКО, 2008. – 88 с.      
  6. Дополнительное образование в образовательном учреждении[Текст]/.- ИТД «Корифей» , 2007 – 48 с.
  7. Дополнительное образование детей: Методическая служба: Практич. Пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.- 324 с.
  8. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения н поведения учителя. Педагогика как практическая режиссура. - Москва -Воронеж- 1995. -243 с.
  9. Кавтарадзе дм. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М., 1998. – 169 с.
  10. Кленова К. Какой быть программе нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования // Внешкольник - 1999 7-8.
  11. Кумицкая,  Т.М.,  Жиренко,  О.Е. Мастер-класс для заместителей директора школы  по воспитательной работе: Организация и планирование работы [Текст]  / Т.М. Кумицкая О.Е. Жиренко   - 5 издание ,2006  - 45с.
  12. Мирогшша М.Р., Фрипшан И.Н. Технология игры в XXI веке. -1999. – 77с.      
  13. Миропшна М.Р., Фришман И.И. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей. - М., 1999. – 98 с.
  14. Петракова Т. И., Потоцкая Л.П., Фомина Л.Ф. Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Москва-Йошкар-ола: Издательство «МарийЭл учитель»: 2003. - 64 с.
  15. Программы для учредений дополнительного образования детей. Вып. 9. – М.: ЦРСДОД, 2001. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»)
  16. Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М, 1999. – 164 с.
  17. Фришман  И.И.,  Байбородова Л.В.   Разноцветный мир    Детские общественные организации. - М.; 1999. – 118 с.
  18. «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации.//
    Под над"!, ред. А. А. Леонтьев а. Вып III. - М., 1999. – 95 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...