Правовое занятие "Имею право, но обязан"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом – школа»
Правовое занятие
«ИМЕЮ ПРАВО, НО ОБЯЗАН»
Провела: Котлашова Г.П.,
воспитатель
Правовое занятие «Имею право, но обязан»
Цель:
Продолжить изучение с детьми основных прав и обязанностей, изложенных в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Уставе детского дома-школы. Научить применять их в жизни.
Задачи:
- Обучающие: обобщить знания детей об их правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
- Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, выставка книг о правах и обязанностях, цветные карандаши, фломастеры, альбом для рисования, знаки разрешающие и запрещающие, предметы и картинки, символизирующие права детей.
Участники: учащиеся 5-7 классов.
Ход занятия.
I. Вступительное слово воспитателя
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Наше правовое занятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу и создать друг другу хорошее настроение: улыбнитесь и пожмите друг другу руки.
II. Знакомство детей с их правами и обязанностями
Воспитатель: Тема нашего занятия: «Имею право, но обязан». Прошу вас ответить на следующие вопросы.
Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля.
Воспитатель: А что является моделью планеты Земля?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Россияне.
Воспитатель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.
Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.
Воспитатель: Какие правила вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги - сборники документов.
1 ученик:
Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.
Права – это возможность действовать, поступать каким-либо образом или пользоваться чем-либо.
2 ученик:
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Дата подписания – 20 ноября 1989 года.. Кем? Организацией Объединенных Наций. Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:
Ученики зачитывают права детей:
- каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
- дети имеют право жить с родителями;
- дети имеют право на медицинскую помощь;
- дети имеют право на обучение;
- дети имеют право на отдых;
- дети имеют право на охрану и защиту.
1 ученик:
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
2 ученик:
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
III. Игра «Разрешается – запрещается»
Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак и отвечать: разрешается или запрещается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
Воспитатель: На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жестокого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое – калечит».
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Ответы детей.
Воспитатель: Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.
IV. Обязанности
Воспитатель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях.
Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях.
Воспитатель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. Еще обязанности закреплены в Уставе нашего детского дома-школы. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.
Работа в парах.
Воспитатель: Как вы понимаете, что такое обязанности?
Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».
- слушаться родителей
- соблюдать правила поведения дома и в общественных местах
- соблюдать правила поведения в школе.
Воспитатель: Давайте повторим некоторые из них:
1.Добросовестно учись.
2.Соблюдай дисциплину
3. Не пропускай занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник
5.Береги школьное имущество.
6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
7.Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.
Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Воспитатель: Давайте подведём итоги:
В каком документе записаны права детей?
Какой организацией он был принят?
Какие права из Конвенции вы узнали и запомнили?
Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?
Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй. А ещё? Уважай чужие права!
Воспитатель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
- Соблюдать законы.
- Охранять природу.
- Защищать отечество.
- Заботиться о родителях.
- Получить образование.
Сценка «Про Никиту». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении бабушки и внука.
Бабушка вяжет. Забегает внук.
Никита: Бабуль, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Бабушка: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Никита: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Никита, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Никита: Бабушка, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Бабушка: Помой посуду, внучек.
Никита: Не имеешь права использовать детский труд, бабушка (садится, смотрит телевизор).
Бабушка: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Никита: Это проявление жестокости, бабушка!
V. Закрепление понятий права и обязанности.
Воспитатель: Ребята, давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.
Дети по очереди подходят к столу, где лежат игрушки, книги, словари, красочные картинки и другой материал, символизирующий права и обязанности детей. Нужно выбрать из этого что-то одно(несколько предметов) на знание определенных прав или обязанностей.
Например,
КНИГИ, ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ, УЧЕБНИКИ, ТЕЛЕФОН – право на получение, передачу информации, право на образование; обязанность добросовестно учиться, не использовать и не передавать запрещенную законом информацию.
СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ, ПАСПОРТ – право на имя, гражданство; обязанность в 14 лет получить паспорт.
КРАСКИ, ФЛОМАСТЕРЫ, ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ, АЛЬБОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ, ФОТОАППАРАТ, НАУШНИКИ – право на отдых, право заниматься любимым делом, обязанность уважать права других людей.
КУКЛА- МЛАДЕНЕЦ – право на жизнь, на имя, на защиту и заботу со стороны родителей и государства.
ИГРУШКИ-ТРАНСПОРТ – право на свободное передвижение по стране и миру, на труд, на выбор профессии.
БИНТ, ПЛАСТЫРЬ, ФОНОДОСКОП, МЫЛО, ЗУБНАЯ ПАСТА – право на бесплатную медицинскую помощь, обязанность следить за своим здоровьем, соблюдать санитарно-гигиенические правила и т.д.
VI. Обобщение
Воспитатель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, находясь на сегодняшнем правовом занятии?
Ответы детей: Правом на образование.
Воспитатель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.
Спасибо за работу и активное участие.
Приложение. ПАМЯТКА об обязанностях школьника.
П А М Я Т К А
Обязанности школьника
1. Добросовестно учись.
2. Соблюдай дисциплину.
3. Не пропускай занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник.
5. Береги школьное имущество.
6. Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовая викторина "Мои права и обязанности"
Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.Задачи мероприятия:·...
Правовой час «Права и обязанности школьника»
Задачи:-познакомить с основным законом страны - Конституцией РФ;-познакомить с Конвенцией о Правах ребенка;- формировать понятия: «закон, порядок, права, обязанности»;-воспитывать чувство гражданского...
Правовой лекторий для родителей "Права и обязанности родителей"
Каждый родитель должен знать свои права и обязанности. Если вдруг кто-то оних забывает, то необходимо напомнить....
ПРАВОВОЙ КЛАССНЫЙ ЧАС: «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
ПРАВОВОЙ КЛАССНЫЙ ЧАС...
Занятие по формированию правовой культуры обучающихся "В мире наших прав и обязанностей"
Цель: формирование социально-правовой культуры воспитанников. Задачи: Познакомить воспитанников с их основными правами и обязанностями; Развивать познавательный интерес воспитанников в из...
Конспект занятия элективного курса "Основы правовых знаний" Тема: "Права и обязанности родителей и детей"
На занятии подробно разобраны права и обязанности родителей и детей в соответствии с Семейным Кодексом РФ...
Урок правовых знаний "Наши права и обязанности"
Урок "Наши права и обязанности" подходит для проведения в школе или отдельном классе мероприятий, которые будут знакомить школьников со своими правами, как их можно защитить, исходя из межди...