Правовой час «Права и обязанности школьника»
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Голубейко Людмила Владимировна

Задачи:

-познакомить с основным законом страны - Конституцией РФ;

-познакомить с Конвенцией о Правах ребенка;

- формировать понятия: «закон, порядок, права, обязанности»;

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_interesnykh_soobshcheniy_prava_i_obyazannosti_rebenka.docx188.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII-вида пос. Паркового Краснодарского края.

Правовой час:

«Права и обязанности школьника»

PB290098

                                                                            Воспитатель: Л.В.Голубейко

                                                                                                             2013год.

Цель:

-дать первоначальные правовые знания

Задачи:

- познакомить с основным законом страны - Конституцией РФ;

- познакомить с Конвенцией о Правах ребенка;

- формировать понятия: «закон, порядок, права, обязанности»;

- воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.

Оборудование:

- памятка «Права и обязанности школьника»;

- Презентация  «Права и обязанности  ребенка».

I.Организационный момент

 (приветствие,  объявление темы и постановка цели)  

II.Основная часть

1.Знакомство с Конституцией.

2.Знакомство с Конвенцией о Правах ребенка.

3. Знакомство с правами ребенка.

4.Знакомство с обязанностями ребенка.

5.Анализ «Правовой»  ситуации.

6.Викторина по сказкам.

III.Подведение итогов. Рефлексия.

I.Организационный момент:

Педагог:

(приветствие)

-Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

 Скажем «Здравствуйте» руками!  

 Скажем «Здравствуйте» глазами!

 Скажем «Здравствуйте» мы ртом

 Станет радостно кругом!

II.Основная часть:

Слайд 1

1.Объявление темы и постановка цели занятия:

Педагог:

 Начинаем внеклассный  час,

 Речь пойдёт здесь всё о нас.

 Постарайтесь всё понять,

 Что – то новое узнать…

Педагог:

- Разговор у нас будет сегодня очень важный и серьезный о ваших правах и обязанностях. Попробуем разобраться где в повседневной жизни вы реализуете свои права и обязанности.

 

2.Обзорное знакомство с Конституцией.

Вступительное слово педагога:

- Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с  ними возникли вопросы:

 «Что люди могут делать и чего не могут?

  На что они имеют право и на что не имеют?»

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве.

 Что же такое законы?

Законы – это правила, которые устанавливает государство и по которым живет.  Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.

 Ведь народная мудрость недаром гласит:

«Храни порядок и порядок сохранит тебя».

(предложить учащимся самим попробовать объяснить смысл народной мудрости)

Слайд 2 (Конституция)

Педагог:

     -Так появилась Конституция – главный закон страны. Слово «Конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.

     Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником - Днем Конституции РФ. 

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

Педагог:

 -Права, обязанности и ответственность. Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

 Слайд 3 (Конвенция о правах ребенка)

Педагог:

- Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.

К сожалению право на жизнь соблюдалось не всегда. Например в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка.  

   Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

 К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

 Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

3. Презентация  «Права ребенка» с обсуждением.

Педагог:

-Какие же права есть у всех детей мира?

 Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.

Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

Слайд 4

(ученики читают стихи о своих правах)

- Право на жизнь

 Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.

Ты родился быть счастливым - Это право всем дано.

- Право на имя при рождении  

Только ты на свет родился

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.

- Право на медицинскую помощь

Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры, то позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

- Право на образование

Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки - это право есть у нас. 

Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.

Слайд 5

- Право на отдых и досуг

Право на отдых и досуг-это не право лениться, а право отдыхать после учебы или работы! Делу время - потехе час!

- Право свободно выражать свои взгляды

 Есть еще такое право помнить, думать и творить

И другим свои раздумья, если хочешь подарить.

- Право на заботу и воспитание родителями

Очень трудно самому, жить на свете одному.

Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Я росточком не доволен и пока не так силен.

Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.

Педагог:

Права свои вам  надо знать

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко вам будет жить.

Играть, дружить и не тужить.

Физминутка:

Поднимает руки класс - это раз,

Завертелась голова - это два,

Три - руками три хлопка,

 Головою три кивка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть...

Вот мы и использовали право на отдых.

4. Обязанности ребёнка

Педагог:

  -Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

 Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности?

(круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения)

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете?

 (Устав школы)

Педагог:

-Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Слайд 6

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

- В Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

     -Уважать права, честь и достоинство всех участников;

     -Иметь аккуратный вид;

     -Соблюдать правила техники безопасности;

    -Беречь школьное здание, оборудование;

    -Придерживаться общепринятых правил поведения;

    -Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

5.  Анализ ситуации:

- Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права?

(ответы учащихся)

Педагог:

 -часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – я обеспечиваю права остальных одноклассников, а ребятам лишний раз напоминаю об их обязанностях.

Вывод:

 -Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Слайд 7

Игра: «Закончи предложение»

В школе я обязан…….

Слайд 8

В школе я имею право…

Педагог:

-Как вы понимаете выражение «право на ошибку»?

(ответы уч-ся)

-Подумайте существуют ли люди, которые не делают ошибок?

(ответы уч-ся)

-Какие ошибки вы совершаете сами?

(ответы уч-ся)

-Как вы понимаете  выражение «на ошибках учатся»?

(ответы уч-ся)

Вывод:

Педагог:

-Делать ошибки это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

-Я приготовила для вас памятки «Права и обязанности школьника»

(раздать учащимся)

-Давайте вместе прочитаем и запомним свои права и обязанности

(дети по очереди читают)

-Я оставляю памятки вам, чтобы вы всегда могли вспомнить о своих правах и обязанностях и не забывать

Слайд 9

6. Викторина по сказкам

Слайд 10

Педагог:

-Сейчас проведем викторину по сказкам и узнаем кто из вас внимателен был на занятии.

- Как называется сказка?

(ответы уч-ся)

Педагог:

-Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.

- Какое право нарушено?

( право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

Слайд 11

Педагог:

-Как называется сказка?

(ответы уч-ся)

Педагог:

-Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

 ( Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

Слайд 12

Педагог:

-Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным?

 ( Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.)

Слайд 13

Педагог:

-Как называются сказки?

(«Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»).

Педагог:

-Какое  нарушено право?

( на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)

Слайд 14

Педагог:

-Как называется сказка?

(«Заячья избушка»)

-Какое право нарушено у зайца?

 (на неприкосновенность жилища)

Слайд 15

7. Подведение итогов:

Педагог:

- Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

- Можно ли не допускать ссор?

(ответы учащихся)

-Как вы думаете, когда в коллективе, обществе всем жить хорошо?

(когда все члены общества, коллектива выполняют свои обязанности и не нарушают права друг друга).

Раздаю учащимся памятки. Вместе с детьми закрепляем права и обязанности школьника.

                                   

Вывод:

 Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать.

Литература

1. Конвенция о правах ребенка

2. Конституция РФ

4. Персидская И.В., Фонова Г.А. «Классные часы в 1-4 классах».

5.  Шабельник  Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданские права и обязанности школьников

Гражданско- правовое восспитание - сегодня одина из актуальнейших проблем. Данное мероприятие поможет заинтересовать школьников младшего возраста в изучении данного вопроса....

Права и обязанности школьников

В данном разделе указаны все права и обязанности, которые должны выполняться учащимися для получения в полной мере необходимого образования...

Права и обязанности школьника

Материал подходит для проведения классного часа...

Права и обязанности школьников

Цели урока: обобщить знания об основных правах и обязанностях ...

Конспект урока – презентации «Права и обязанности школьников»

Знакомство детей с правами и обязянностями школьников....