Правовая викторина "Мои права и обязанности"
методическая разработка по теме
Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.
Задачи мероприятия:
· заинтересовать школьников в дополнительном/факультативном изучении правовой литературы;
· повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88 КБ |
![]() | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий правовой викторины
«Мои права и обязанности»
Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.
Задачи мероприятия:
- заинтересовать школьников в дополнительном/факультативном изучении правовой литературы;
- повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.
Необходимые материалы:
- компьютерная, видео- и аудиоаппаратура с записями;
- оценочные листы для жюри;
- мультимедиа проектор;
Домашнее задание:
- создание команд для участия в конкурсе;
- разработка названий и девизов.
Структура мероприятия:
Вступительная часть. Разъяснение последовательности и формы проведения викторины, представление команд и членов жюри.
Основная (игровая) часть. Проведение викторины. Оценка выполнения конкурсных заданий, начисление баллов.
Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд.
Задания для младших классов.
- Вступительная часть
Ведущий:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня речь пойдет о праве.
Какие виды прав человека вы знаете? (Ответ школьников.).
Сегодня мы расскажем Вам о праве на жизнь, личную неприкосновенность, свободу, в том числе свободу передвижения, праве на жилье, труд, отдых.
Право на жизнь – это право, которое закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции нашего государства – Российской Федерации. Оно означает, что жизнь человека – высшая ценность и никто не может лишить ее нас с вами безнаказанно. Неправомерное лишение человека жизни называется убийством и строго наказывается судом в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Лишение жизни на законных основаниях возможно лишь в отдельных государствах – например, некоторых штатах Соединенных Штатов Америки (знаете такую страну?) и то только в отношении преступников за совершение особо тяжких преступлений против личности (например, убить множество людей, взорвать здание с людьми и т.п.) и обязательно по приговору суда. У нас в России преступников, осужденных судом на смертную казнь за особо тяжкие преступления, не казнят, так как государством наложен мораторий (запрет) на смертную казнь.
Право на свободу и личную неприкосновенность также закреплено Конвенцией о правах ребенка, Конституцией нашего государства – Российской Федерации. Оно означает, что как физически, так и морально личность, т.е. человек, не может быть подвергнут принуждению со стороны других лиц. Например, нельзя заставлять человека, ребенка что-либо делать против его воли: работать, вступать в брак, держать взаперти в каком-то помещении, принудительно везти на машине и т.п. По Семейному кодексу России брак между мужчиной и женщиной может быть заключен только по взаимному согласию и желанию.
Право на свободный труд закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе РФ. Люди, в т.ч. и дети с 14 лет вправе по своему выбору выполнять работу по письменному договору за денежное вознаграждение (ст. 20 ТК РФ). Никто не может быть принужден к труду.
Право на отдых также закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе РФ. Это право распространяется на тех людей, которые трудятся (учатся, работают за зарплату (как, например, ваши родители)). Так, взрослым положено работать не более 8 часов в день с перерывом на обед. Лишение права на отдых – это фактически лишение право на свободу труда, но, стоит обратить внимание, что время отдыха четко определено Трудовым кодексом РФ, иначе все только и будут делать, что отдыхать, а не работать.
Право на жилище закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Жилищном кодексе РФ. Эти законы говорят о том, что жилище человека (это дом, квартира или другое жилье, в котором он живет на законных основаниях – то есть не отнял у кого-то, а купил, получил от бабушки по наследству – неприкосновенно). Это означает, что к вам в квартиру никто не может войти без приглашения, никто не может быть лишен своего жилища (то есть нельзя выгонять из жилья, портить его, уничтожать), так как наше жилье – залог того, что наши другие права – право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность будут обеспечиваться, что вы сможете спокойно спать, кушать, учить уроки и расти.
В этом году (2013) исполняется 18 лет со дня принятия в России Семейного кодекса РФ. Семейный кодекс – закон, который устанавливает права и обязанности членов семьи.
Как вы думаете, обязанность каждый день чистить зубы и мыть посуду закреплена в Семейном кодексе? (ответ школьников). Конечно, нет, это следует из общепринятых правил гигиены.
А вот в Семейном кодексе записано, что родители обязаны содержать своих детей (кормить, поить, одевать, предоставлять место жительства, воспитывать и так далее), что права папы и мамы в семье равны – то есть как они договорятся, так и будут делить домашнюю работу: кто варить обед, кто с вами учить уроки и тому подобное. По договоренности между собой именно родители придумывают имена своим детям (если они не договорятся между собой, то это сделает орган опеки и попечительства –орган в местной администрации).
Итак, предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы сумеете отгадать, какие права тех или иных сказочных персонажей нарушены.
Команды по очереди выбирают задания, отвечают, получают баллы. Жюри записывает баллы и в конце подводит итоги игры.
II. Основная часть
1. «Домашнее задание»
Представление команд (название, девиз).
2. Конкурс «Сказочный вопрос»
Командам озвучиваются задачи. Тот, кто быстро и правильно ответит на поставленный вопрос, приносит «в копилку» своей команды от 1 до 5 баллов.
Задача № 1
Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.
Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?
Задача № 2
Сказка В. Г. Аршина «Лягушка-путешественница».
Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
Задача № 3
А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».
Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
Задача № 4
Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.
Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены?
Задача № 5
Сказка Ш. Перро «Золушка».
Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
3. Конкурс «Правовые вопросы семьи»
Каждой команде озвучивается по одной задаче. Максимальный балл за ответ – 5.
Задача:
В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени «Максим».
Кто вправе определять имя ребенка?
- Заключительная часть
Жюри подсчитывает количество баллов, которые заработали в проведенных конкурсах команды. Награждается победитель, а так же самые активные участники, проявившиеся себя в предложенных заданиях. Подводятся итоги мероприятия (заключительное слово).
Ведущий:
Итак, друзья, давайте подведем итоги нашей правовой игры, что мы с Вами узнали и запомнили сегодня, что у каждого человека есть охраняемое государством право на жизнь, свободу, в т.ч. свободу передвижения, право на труд, отдых, жилище, закрепленные в Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка и других законах.
И всех прошу помнить, что чтобы сохранить добрые отношения в семье и классе необходимо уважать и соблюдать права других людей – тогда и у вас все будет хорошо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-573694-1422283833.jpg)
Правовой час «Права и обязанности школьника»
Задачи:-познакомить с основным законом страны - Конституцией РФ;-познакомить с Конвенцией о Правах ребенка;- формировать понятия: «закон, порядок, права, обязанности»;-воспитывать чувство гражданского...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/27/picture-500066-1558979112.jpg)
Правовой лекторий для родителей "Права и обязанности родителей"
Каждый родитель должен знать свои права и обязанности. Если вдруг кто-то оних забывает, то необходимо напомнить....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-713026-1572030197.jpg)
Занятие по формированию правовой культуры обучающихся "В мире наших прав и обязанностей"
Цель: формирование социально-правовой культуры воспитанников. Задачи: Познакомить воспитанников с их основными правами и обязанностями; Развивать познавательный интерес воспитанников в из...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-332170-1383535238.jpg)
Конспект занятия элективного курса "Основы правовых знаний" Тема: "Права и обязанности родителей и детей"
На занятии подробно разобраны права и обязанности родителей и детей в соответствии с Семейным Кодексом РФ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/19/picture-804547-1655639876.jpg)
Урок правовых знаний "Наши права и обязанности"
Урок "Наши права и обязанности" подходит для проведения в школе или отдельном классе мероприятий, которые будут знакомить школьников со своими правами, как их можно защитить, исходя из межди...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/29/picture-858718-1480379143.jpg)
Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст
Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...