Игра Умники и умницы
методическая разработка (7 класс) на тему

Гладышева Оксана Витальевна

Игра Умники и умницы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_umniki_i_umnitsi.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву.

К.  Паустовский

Игра рассчитана на учащихся 5 – 6 классов

Цели игры:

  1. Формировать основы экологической грамоты; способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром.
  2. Расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях; дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы.
  3. Развивать мышление, память, речь, навыки общения.
  4. Воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром.
  5. Воспитывать готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям.

Оборудование и реквизит:

1. Плакаты с названиями туров, изображение трех дорожек (красная, желтая, зеленая), орденов «Умник» и «Умница», плакаты с вопросами.

3.Экран, компьютер, проектор.

        Ведущий: Обратите внимание на эпиграф к нашей игре. (слайд 1. ) Сегодня мы будем говорить об охране окружающей среды. (слайд 2-11 )

       

1-й чтец.                        Был, говорят, где-то случай такой.
                                             Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг - чудеса;

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?».

Мечутся жители: «Где наш этаж?».

 Все перепуталось, все заблудилось!

 К счастью, такое лишь в сказке случилось.

    2-й чтец.                      Мы рассказали про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живешь? Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

 Ведущий. А вы знаете, где вы живете? (Название улицы, района, села, республики.) На каком материке? Где находится материк?

Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем.

        Нет такого человека, которого бы совершенно не волновала судьба окружающей природы и соответственно его собственная судьба. Глобальный экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставляет задумываться над этой проблемой и прозревать. Мы долго жили иллюзорными представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаема, шедра и всегда будет осыпать бесплатными дарами свое любимое детище – человека. И безоглядно брали, черпали, расточительно использовали природные ресурсы.

Нам нужно научиться пользоваться ими предельно рационально, так, чтобы они не исчерпывались и не разрушались до конца, а могли восстанавливаться для будущих поколений. Чтобы воздух, вода, земля на нашей планеты всегда оставались чистыми, а человек в этом мире был бы всегда здоровым, спокойным и мудрым.

       3-й чтец.                   Мы речь свою ведем о том,

                                          Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Ведущий. Решению мелких, но зато насущных экологических задач посвящена сегодняшняя игра, которая называется «Умники и умницы». Это игра для всех вас - в  ней нет зрителей, вы все ее участники, которых мы

назовем «теоретиками». (Это слово произошло от гречей слова «цеория» -

«исследование, рассмотрение».) За верный ответ «теоретик» получает «орден». А наши судьи будут наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку.  Представляем наших судей...

Ведущий.       Тема первого агона «Какое небо голубое». (слайд 12. )

Отборочные вопросы первого агона:

  1. Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ. (Кислород.)
  2. А этот газ - основной компонент воздуха - занимает78% его объема. (Азот.)
  3.  Летательный аппарат легче воздуха. (Аэростат.)
  4. Почему в тесном закрытом помещении, где скопилось много людей, через некоторое

время становится трудно дышать? (Уменьшается количество кислорода.)

5.Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему? (В лесу, так как растения выделяют кислород.)

  1. Почему в помещении теплее наверху, чем внизу? (Теплый воздух легче холодного, он поднимается наверх.)
  2. Почему шерстяная одежда теплая? (Шерсть состоит из волокон, задерживающих много воздуха.)
  3. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Холодный воздух прибивает насекомых, которыми они кормятся, к земле.)

Представление первой тройки участников.

Ведущий. Перед началом агона мы разыгрываем дорожки. Кто быстрее отгадает загадку, тот и получит прав выбора дорожки. Прежде чем вы выберете дорожки, напомним их свойства. Красная дорожка - самая короткая, на ней нельзя ошибаться. На желтой - можно ошибиться один раз. Зеленая - самая длинная, но на ней можно ошибаться два раза..

1.Летит без крыльев и поет, прохожих задирает: одним проходу не дает, других он подгоняет. (Ветер.)

2. Что за чудо-красота: расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти. (Радуга.)

3. Помрачнела, почернела, потом плакать начала, огороды полила (туча)

Вопрос игроку на красной дорожке.

1.Имеет ли какое-либо отношение этот баллончик (демонстрирует баллончик с освежителем воздуха, дезодорантом и проч.) к охране окружающей среды? (Газ

фреон, которым наполняют баллончики, разъедает озоновый слой.)  

Вопросы игроку на желтой дорожке:

  1. Почему леса называют «легкими» планеты? (Лес - источник кислорода на нашей планете.)
  2. Как правильно разместить завод, чтобы в атмосфере  города как можно меньше было вредных веществ? (слайд 13.)

   завод                         жилые дома    лесополоса                                                                            направление ветра  

Вопросы игроку на зеленой дорожке:

  1. Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет мотор включенным? (Нет. За сутки автомобиль способен выбросить до 20 килограммов вредных выхлопных газов.)
  2. Недавно появился праздник, который отмечается очень широко почти во всех странах мира. В этот день жители высаживают молодые деревца. Что это за праздник? (Всемирный день Земли - 22 апреля).
  3. Где будете собирать лекарственные растения - возле дороги или в лесу? (Возле дороги лекарственные растения собирать нельзя, так как они впитали в себя все вредные выбросы.)

Жюри подводит итоги первого агона.

 

1 .Чем отличается заповедник от заказника?

  1. Эти животные в беге на короткие дистанции показывали скорость более110 км/ч. Это единственное животное, совмещающее в себе  признаки кошек и собак, хотя относится к кошачьим. (Гепард)
  2. Эта громадина длиной 7,5 метра, а весом в 3,5 т напоминала тюленя, а с хвоста - рыбу. Водилась она на командорских островах. Всего 27 лет потребовалось людям, чтобы уничтожить это животное. (Морская или стеллерова корова)
  3. Когда появилась первая "Красная книга"? (1966 г.)
  4. Когда была издана Красная книга РСФСР? (1985-животные, 1988-растения)
  5. Какие особо охраняемые природные территории вы знаете? (Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы)

Ведущий. Представьте, что мы раскрутили глобус быстро, что все цвета его слились в один. Как вы думаете,  какого цвета будет такой вертящийся глобус? (Синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода). О воде и пойдет речь в первом агоне, который называется «Peки, речки и моря по земле текут не зря». (слайд 14. )

Отборочные вопросы второго агона:

1.Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (На Земле четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.)

2.  Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море.)

 3.  Как называются начало и конец реки? (Исток и устье)

  4.У какого водоема бывают рукава? (У реки – притоки)

  1. В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Озеро Байкал.)
  2. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)
  3. В роднике вода - всегда. А откуда в нем она? (Родники питают подземные воды.)
  4. Какое казахское озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым? (Балхаш).

Представление второй тройки участников.

Ведущий. Первый, кто отгадает загадку, имеет право выбора дорожки

Загадки:

  1. Над рекой,  над долиной повисла белая холстина. (Туман.)
  2. Пушистая вата плывет куда-то. (Облака.)
  3. На дворе переполох - с неба сыплется горох. (Град)

Вопрос игроку на красной дорожке.

  1. Это болотное растение - главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные химические вещества. (Камыш.)

 

Вопросы игроку на желтой дорожке:

  1. Объясните понятие «мыльные воды». (Это воды водоемов, загрязненные моющими средствами.)
  2. Для получения тонны стали необходимо 150 тонн воды. Что нужно делать на предприятиях, чтобы загрязненная вода не попала в водоем? (Ставить очистные сооружения и использовать ту же воду много раз.)

Вопросы игроку на зеленой дорожке:

1. Назовите самое распространенное дерево речных берегов нашей - местности, которое их укрепляет. Оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается. (Ива.)

  1. Всего 12 граммов нефти необходимо на 1000 литров воды, чтобы ее сделать непригодной. В Мировой океан попадает каждый год 3-4 миллиона тонн нефти. К чему это ведет?  (Нефть затягивает пленкой водоем, так как она легче воды, что затрудняет поглощение водой атмосферного кислорода и приводит к гибели живых организмов.)
  2. Пресная вода составляет только 3% всей воды на Земле. Как ты можешь беречь воду? (Не расходовать воду попусту, всегда плотно закрывать кран.)      

 

Жюри подводит итоги второго агона.

4-й чтец.                       Человек, запомни навсегда: 
                                       Символ жизни на земле - вода!  
                                 Экономь ее и береги!        

                                       Мы ведь на планете не одни.

5-й чтец.                      Есть у ребят зеленый друг,  

                                      Веселый друг, хороший.

      Он им протянет сотни рук.

Ведущий. Этому зеленому другу - лесу - и будет посвящен наш третий агон, который так и называется «Про зеленые леса и лесные чудеса». (слайд 15. )

Отборочные вопросы третьего  агона:

   1. С какой стороны на дереве растут мхи и лишайники ( с южной)

2. Почему сломанная ветка засыхает? (Прекращается ее питание.)

3. Почему дятла называют лесным лекарем? (За один день уничтожает до 100 тысяч короедов.)

4. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)

  5. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна светолюбивое растение.)

  6. Название какого растения связано со звоном (Колокольчик.)

  7.Символ Египта, водное растение. Редко встречается на юге Амурской области. ( Лотос.)

  8. Если вам на пути  в лесу попадается подорожник, что это значит ( Где-то рядом тропа.)

Представление третьей тройки участников. 

Ведущий. Кто отгадает название лекарственного растения, тот и будет первым выбирать себе дорожку.

  1. Трава от 99 болезней. (Зверобой.)
  2.  Какое растение «говорит», где оно живет? (Подорожник.)
  3. Это травянистое растение весной зацветает первым. (Мать-и-мачеха.)

Вопрос игроку на красной дорожке: 

1.Косить траву надо от середины к краям луга. Почему? (Чтобы звери и птицы могли убежать).

Вопросы игроку на желтой дорожке:

  1. Почему (особенно весной и в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных жителей, которые покидают свои норы и гнезда. Лес - дом для животных. Уровень шума измеряется в децибелах: шелест травы - 10 децибелов, громкая речь - 60-70 децибелов.)
  2. Чем опасен лесу неубранный туристами мусор: бумага, склянки, банки, бутылки? (Из-за непотушенной сигареты может возникнуть пожар. А мусор загрязняет лес: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка - 70 лет, полиэтиленовый пакет - 100 лет.)

Вопросы игроку на зеленой дорожке:

  1. Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя? (Не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца, не брать птенцов в руки.)

  1. Почему многие растения не дадут плодов, если ребята будут ловить бабочек? (Бабочки опыляют растения.)
  2.  В весенний день мальчишка злой

    Пронзил ножом кору березы,-

    И капли сока, точно слезы,

    Текли прозрачною струей

- Подумайте, какой вред наносится дереву при сборе березового сока? (Повреждается кора, нарушается защитная функция.) Сбор березового сока проводят только со старых деревьев, которые подлежат вырубке.

Жюри подводит итоги третьего агона. 

6-й чтец.                           Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведущий. Вот и определились финалисты - победители сегодняшней игры «Умницы и умники». Мы их поздравляем. Они сегодня лучшие из лучших. Это...

 Жюри подводит итоги всей игры.

Ведущий. Быстро летит время. Вы окончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить? А повод для беспокойства есть...

 Ведущий. Земля - всего лишь очень маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно ученым, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.

7-й чтец   (слайд 16.)             Есть просто храм,

  Есть храм науки,

 А есть еще природы храм —

 С лесами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

 Он свят в любое время суток,

 Открыт для нас в жару и стынь.

 Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

(слайд 17. ) 

Литература

  1. Ясвин В. Я. Мир природы в мире игр// Экологическое образование №4, 2000. – С. 45-52.
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология.;  - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999 – 432.: ил
  3. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/ глав. Ред. В.А Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448с.
  4. Шульман Н. К. Охрана природы Амурской области. – Амурское отд. Хабаровского кн. Изд-ва, 1989. – 144с.,ил
  5. Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия. –М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 256 с.,ил
  6. Чижова В.П. Как вести себя наедине с природой // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы. Вып. Ш. – М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001. – С. 33-34.
  7. Сзабова С.  Экойгры в школе и вне школы. – Владивосток, 1996 -  46 с.
  8. Махлин М. Д. Амурский аквариум. – Хабаровск: Кн. Изд-во, 1984. – 128с., ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

Игра "Умники и умницы"

Игра "Умники и умницы"...

Литературная игра "Умники и умницы"

Литературная игра "Умники и умницы" предназначена для обучающихся 9 класса. Цель игры: обобщение материала по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....