ПРОГРАММА внеурочного объединения «Литературная мастерская»(5кл)
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа курса «Литературная мастерская » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В соответствии с учебным планом МБОУСОШ №2 программа реализуется в 5 классе во внеурочной деятельности в рамках ФГОС .Программа курса рассчитана на 1 год обучения, в 5 классе - 70 часов (2 часа в неделю).
Цели программы «Литературная мастерская»:
· Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению литературы; для развития ценностных отношений школьника к слову, литературе, Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта публичного выступления, саморазвития, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
· Формирование мотивации к развитию творческих литературных способностей школьников, их литературного дара;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_literaturnaya_masterskaya_-5kl.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
ПРОГРАММА
внеурочного объединения
«Литературная мастерская»
Реализация программы: 70 часов в год, 2 часа в неделю
5 класс
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Автор: Цыганова Оксана Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ №2 МО"Барышский район"
Адрес учреждения: г. Барыш, ул.Луначарского, 4;
телефон школы: 8(842)53-24-3-86
Адрес проживания: г.Барыш, ул.Садовая, 15-21,
тел: 89378784440
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературная мастерская » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В соответствии с учебным планом МБОУСОШ №2 программа реализуется в 5 классе во внеурочной деятельности в рамках ФГОС .
Программа внеурочной деятельности составлена на основе нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письма Министерства образования и науки РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
- Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Положения о внеурочной деятельности МБОУ СОШ №2 МО «Барышский район».
Программа курса рассчитана на 1 год обучения, в 5 классе - 70 часов (2 часа в неделю).
Цели программы «Литературная мастерская»:
- Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению литературы; для развития ценностных отношений школьника к слову, литературе, Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта публичного выступления, саморазвития, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
- Формирование мотивации к развитию творческих литературных способностей школьников, их литературного дара;
Задачи программы
Обучающие:
- обучение знаниям в области литературы, предметов эстетического цикла через использование художественного слова;
- обучение умению правильно и красиво выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
- стимулирование желаний детей работать творчески, выражению своих потребностей по отношению к миру средствами искусства в творческой деятельности
Воспитывающие:
- Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через знакомство с аспектами художественного мастерства в литературе
- воспитание нравственно-этической культуры детей
- Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
Развивающие:
- формирование способности и потребности ребенка к саморазвитию, самообразованию, расширению кругозора, повышению интеллектуального уровня
- формирование умений по созданию стихов, малой прозы, анализу произведений собственного сочинения;
- совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений;
- развитие умения художественного оформления своих творческих работ;
- Развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературы.
- Обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с литературными, информационными источниками.
- совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу;
- развитие интереса к литературному творчеству;
- развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования» культуры чувств»;
Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно – деятельного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
- Непрерывность образования и воспитания личностных качеств, школьника как механизма обеспечения полноты и целостности образовательного и воспитательного процесса;
- Признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
- Принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
- Принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
- Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях освоения каждого конкретного предмета;
- Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы ;
- Принцип гуманизации и гуманитаризации – ориентация обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;
- Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты
- Возможность свободного самоопределения и самореализации
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся
- Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования
- Непрерывность дополнительного образования
- Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности
- Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования
- Системность организации управления учебно-воспитательным процессом
- Баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями
Ожидаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) приобретение школьником знаний о создании литературного произведения, о правилах конструктивной групповой работы, об основе разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных отношений школьника к литературе, родной природе и культуре, труду, знаниям.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) приобретение школьником опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка
- Дифференциации
- Проектной деятельности
- Игровые
- Здоровьесберегающие
- Информационные и коммуникативные
Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные результаты
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося
Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. От маленького писателя к большому читателю – в этом цель детского литературного творчества. Сегодня у нас осуществляется переход от традиционной авторитарной педагогики к педагогике гуманно-личностной, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала ребенка. Способность к творчеству измеряется уровнем развития личности, и основная цель развивающего обучения состоит в способствовании развитию творческого потенциала ребенка. В этом особую роль играет словесное творчество.
Мастерская по литературе явление инновационной педагогической мастерской, один из современных способов общения учащихся и педагога. В основе технологии – ценностные ориентации, целевые установки учителя; технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение цели.
Литературная мастерская – интеграция инновационного и традиционного опыта. Уроки – мастерские впервые появились во Франции около 90 лет назад. В Отечественной педагогике – с 1990г.
ЛМ направлены на формирование шкалы ценностей и выработку мировоззренческих установок, на приобретение прочных знаний предмета, развитие творческих способностей учащихся. Стимулируя творчество учащихся, ЛМ делают их активными участниками процесса обучения.
Творческие мастерские позволяют осуществлять:
- интеграцию традиций и новаций;
- новые отношения: «учитель – ученик» (со-труд-ничество);
- использование активных форм обучения;
- работу в малых и больших группах;
- рефлексивное действие ученика;
- творческие работы учащихся на основе литературных произведений;
- актуализацию вечных тем (ценностных ориентаций);
- формирование нового (социально-адаптированного) мировоззрения;
- принцип индивидуализации;
- освоение традиционно-сложных тем;
- создание особых условий для общения и творчества;
- создание проблемной ситуации для дальнейшего поиска (научного исследования);
- мотивацию для дальнейшего изучения темы;
- диагностику результатов деятельности;
- рост способности детей размышлять и выражать свои мысли и
устно, и письменно.
Цель ЛМ – совершенствовать умение учеников анализировать текст, продолжить работу по развитию устной и письменной речи; привлечь внимание учащихся к проблеме, воспитание активного интереса к знаниям , к чтению литературных произведений.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности. Система коллективных творческих дел обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности.
Программа предусматривает развитие самостоятельного творческого опыта школьников. Самовыражение личности ребенка через различные виды деятельности предполагает собственное творчество детей, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада.
В программе учитывается дифференцированный и индивидуальный подход:
каждый учащийся может свободно выбрать направление, форму и темп работы. Программа предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике работы над высказыванием. Группа формируется из детей 10-13 лет с разным уровнем базовых знаний, поэтому большое внимание уделяется индивидуальной работе.
Воспитательные мероприятия кружка направлены на всестороннее развитие личности ребенка, выявление интересов ученика (в основе лежит развитие таких качеств, как коллективизм, активность, сохранение народных традиций (на уровне данного возраста), формирование чувств сознания и поведения детей в их единстве, включение всех детей в разнообразную, целесообразно организованную деятельность, гуманные отношения между детьми в коллективе, развитие творческих способностей.
Программа способствует расширению кругозора учащихся, развитию их литературных способностей, помогает выявить одаренных детей и реализовать их индивидуальные творческие возможности. А комплексный характер и интегрированная основа планирования занятий предполагает использование различных видов искусства.
Основные виды деятельности работы в кружке:
- Работа с источниками информации.
- Грамотное оформление информации.
- Творческие работы.
- Выразительное чтение.
- Работа с компьютерными программами.
- Исследовательская деятельность.
- Свободная творческая дискуссия.
- Ролевые игры.
- Литературные гостиные.
- Практическая работа (подготовка докладов, рефератов, материалов для участия в творческих литературных конкурсах).
- Информационно-компьютерные технологии.
- Словотворчество.
- Беседы.
- Конкурсы.
- Творческие отчеты.
- Воплощение сюжетов художественных произведений в иллюстрациях и декоративно-прикладном искусстве.
- Участие в массовых мероприятиях.
- Выпуск газет, бюллетеней, публикации произведений собственного сочинения.
- Художественные мастерские.
- Сообщения, доклады, рефераты.
- Литературные слушания.
- Экскурсии.
Условиями для реализации программы является следующее:
- подбор необходимой методической литературы для обновления форм и методов работы с детьми в написании творческих работ;
- систематизация и пропаганда знаний о жизни писателей, о значении их труда;
- создание межпредметных связей (ИЗО, художественная культура, технологии, информатика);
- выполнение работы, предполагающей определение динамики творческого развития учащихся при выполнении разного вида творческих работ;
- умение пользоваться интернет-ресурсами.
Прогнозированный результат
1. Реализация творческого потенциала детей.
2. Научить грамотно и доступно формулировать свои мысли.
3. Развить у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству.
4. Научить создавать самостоятельно стихотворные и художественные тексты.
5. Сформировать эстетический вкус как ориентир в самостоятельном восприятии искусства.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | ||
теоретических | практических | всего | |
Введение | 1 | - | 1 |
Экскурсии | 3 | 3 | |
Литературные чтения | 12 | 6 | 18 |
Теория декламации | 3 | 3 | |
Творческая деятельность | 8 | 8 | |
Подготовка и участие в конкурсах | 5 | 5 | |
Исследовательская творческая деятельность | 6 | 6 | |
Основы журналистики | 3 | 3 | 6 |
Инсценирование | 2 | 10 | 12 |
Мероприятия с применением информационно-компьютерных технологий | 7 | 7 | |
Итог | 1 | - | 1 |
Всего | 22 | 48 | 70 |
Содержание программы
1.Введение. В мире литературы -4ч
Путешествие в истоки литературы Цели, задачи кружка. Анкетирование по выявлению интересов, наклонностей учащихся.Экскурсии в библиотеки города. Встречи с местными поэтами
2.Литературные чтения (18ч.)
Литературные чтения, посвященные писателям и поэтам юбилярам
Беседа о великой силе поэзии. Литературный брейн-ринг. Традиции, обычаи, литературные наследия народа. Библиотечный час «Экскурсия по книжным полкам». Литературная игра, посвященная творчеству длетского писателя. Путешествие в страну Литературию. Викторина по творчеству писателя
Теория литературы (3ч.)
Советы начинающему поэту. Правила художественной декламации. Ораторское мастерство. Волшебство эпитета, метафоры, сравнения
Творческая деятельность (8ч.)
Составление стихотворных поздравлений к праздникам. Рекламная кампания «Коронация писателя». «Реализация таланта». Составление текстов поэтического (прозаического) характера
Подготовка и участие в конкурсах (5ч.)
Районный конкурс стихов "Живая классика", «Человек и война». Конкурс «Напиши письмо ветерану».
Исследовательская деятельность (6 ч.)
Презентации на литературную тему, творческих заданий. Творческие проекты. «Традиции моей семьи», «Фотография из семейного альбома» (сочинения, рассказы, исследовательские статьи).
Основы журналистики (6ч.)
Профессия журналист. Значение журналистики в современной жизни. СМИ. Жанры журналистики. Сбор информации «Где? Как? Когда?» Написание заметки (статьи, репортажа, интервью, очерка). Фоторепортаж. «Я журналист» - презентация работ.
Инсценирование произведений (12 ч.)
Работа над выразительностью речи, над словом, постановка голоса, дикции; чтение по ролям. Инсценирование сказок, мини-пьес. К 250-летию Н.М.Карамзина. Инсценирование сказки Карамзина. Новогодние сценки. Инсценирование эпизодов писателей -юбиляров.
Мероприятия с применением информационно-компьютерных технологий ( 7ч.)
Презентации: «Поэты, художники и композиторы. Выражение настроения в произведении изобразительного искусства, музыки и слова», Презентации на литературную тему: "Мой любимый писатель-юбиляр"
Итог (1 ч.) Творческий отчет работы кружка.
Всего 70 ч.
Календарно-тематическое планирование (70 часов)
№ | Тема занятия | Форма деятельности | Фактич дата | Дата проведения | |
I-Введение. В мире литературы-4ч | |||||
1 | Путешествие в истоки литературы. | анкетирование | |||
2-3 | Библиотечный час «Экскурсия по книжным полкам». | Экскурсия в библиотеки города Барыша | |||
4 | В гостях у местного поэта Е.Сорокина | встреча | |||
II-Литературные чтения-18ч | |||||
5-6 | Знакомимся с творчеством Э.Н.Успенского (к 80-летию со дня рождения -22.12) | Ролевое чтение, инсценирование его рассказов | |||
7 | Литературный брейн-ринг, посвященный творчеству Э.Успенского | Игра по вопросам | |||
8-9 | Выпуск литературной газеты "Наш Успенский" | газета | |||
10-11 | Читаем М.Пришвина (к 145летию со дня рождения) | Чтение отрывков из рассказов писателя, пересказ сюжетов | |||
12 | Викторина по творчеству М.Пришвина (к145 летию со дня рождения (4 февраля). | Игра - Ответы на вопросы | |||
13 | Читаем С.Михалкова (к 105летию со дня рождения-13.03) | выразительное чтение отрывков из поэм, стихов | |||
14-15 | Конкурс выразит чтения отрывков из произведений С. Михалкова | Декламация отрывков | |||
16-17 | Проект. Презентация "Любимый детский писатель-С.Михалков" | Составление проекта-презентации о С. Михалкове | |||
18 | Знакомство с творчеством писателя М.Горького(к 150 летию со дня рождения -28 марта) | выразительное чтение отрывков, пересказ рассказов | |||
19 | Литературная викторина по творчеству М.Горького | Игра-викторина | |||
20 | Читаем Н.Носова | выразительное чтение отрывков из его произведений, пересказ | |||
21-22 | Ролевое чтение отрывков из рассказов Носова | Ролевое чтение | |||
III-Теория декламации-3ч | |||||
23-24 | Советы начинающему поэту. Правила художественной декламации. | Беседа о великой силе поэзии. | |||
25 | Волшебство эпитета, метафоры, сравнения | практикум | |||
Творческая деятельность-8ч | |||||
26-29 | Сочиняем сами. | Составление текстов поэтического (прозаического) характера | |||
30-31 | Составление стихотворных поздравлений к праздникам | Написание стихов Конкурс лучших | |||
32-33 | Рекламная кампания. | Составление рекламы к юбилею писателя, о книге, к праздникам | |||
Подготовка и участие в конкурсах (5ч.) | |||||
34-36 | Подготовка к Всероссийскому конкурсу "Живая классика" | Декламация прозаического текста Конкурс лучших исполнителей | |||
37-38 | Человек и война. Конкурс «Напиши письмо ветерану». | Декламация стихов о войне Письмо ветерану | |||
Исследовательская деятельность-6ч | |||||
39-42 | Фотография из семейного альбома | Творческий проект | |||
43-44 | Традиции моей семьи. | эссе , презентация | |||
Основы журналистики (6ч.) | |||||
45-47 | Профессия журналист. | Круглый стол Значение журналистики в современной жизни. Жанры СМИ. Сбор информации «Где? Как? Когда?» | |||
48-50 | «Я - журналист» | Написание заметки (статьи, репортажа, интервью, очерка). Фоторепортаж- презентация работ. | |||
Инсценирование (12 ч.) | |||||
51-52 | Работа над выразительностью речи, над словом, постановка голоса, дикции; | Выразит. чтение по ролям, проговаривание скороговорок. | |||
53-56 | Ставим сценки к праздникам. | Заучивание ролей исценирование | |||
57-62 | Инсценирование эпизодов из произведений писателей юбиляров | Заучивание ролей исценирование | |||
Мероприятия с применением информационно-компьютерных технологий ( 7ч.) | |||||
63-66 | Проекты. Презентации"Мой любимый писатель..." | Поиск материалов к проекту о любимом писателе -юбиляре 2018года | |||
67-68-69 | Защита проектов. | Презентация "Мой любимый писатель-юбиляр" | |||
Итоговое занятие-1ч | |||||
70 | Итоговое занятие. | Творческий отчет работы кружка. |
Литература
1.Бершадская Н.Р. Халимова В.З. «Литературное творчество учащихся в школе» М; Просвещение,1986 г.
2. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся». М. Образовательный центр «Педагогический поиск» 1999 г.
3. Вишневский К. Д. Мир глазами поэта: Начальные сведения по теории стиха. Пособие для учащихся / Под ред. Л. И. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1979 г.
4. Григорьева М.Н. «Учимся сочинять загадки», Начальная школа №3, 2003г, с. 33-35.
5. Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.
6. 1. Карсалова Е. В. «Стихи живые сами говорят…»: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1990, с.68.
7. Л.Н. Яровая. Внеклассные мероприятия. Спектакли. Викторины. М.; Вако, 2004 г.
8. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985, с. 18.
9. Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учебное пособие для студ. филол. фак. ВУЗов – М.: «Академия», 2004.
10. Энциклопедический словарь юного литературоведа. /Сост.Новиков В.И.- Москва 1988г./
11. Художественные произведения Э.Успенского, М.Пришвина, М.Горького, Н.Носова, С.Михалкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Певческая мастерская"
Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека....
Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение" для 5 класса
Данная программа рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, которые интересуются историей своего края, в частности литературной историей. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по тео...
Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение"
Обучение по программе "Литературное краеведение" позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество связано с жизнью родного края....
Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 2016-2017
Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 2016-2017...
Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская» (метапредметный курс для 5 и 7 кл.)
Рабочая программа метапредметного курса «Проектная мастерская» составлена на основе учебного пособия для общеобразовательных организаций А.В. Леонтовича, И.А. Смирнова, А.С. Саввичева &laq...
Программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская » разработана для обучающихся 7-8 классов на основе требований к результатам освоения ООП ООО МОУ «Гимназия г. Н...
Модуль внеурочной деятельности "Литературная мастерская"
Внеурочная деятельность...