Путешествие по сказкам
план-конспект на тему
Внеклассное мероприятие "Путешествие по мордовским сказкам".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropryatie.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие по мордовским народным сказкам»
Цели занятия:
- расширить представление учащихся об устном народном творчестве,
- познакомить с героями мордовских сказок,
- привить любовь к эрзянскому языку.
Ход занятия:
Учитель:
Избу освещает огонек, огонёк светится;
Зимний вечер длится, длится без конца.
И начну у бабки сказку я просить;
И начнет мне бабка сказку говорить.
Учитель: Итак, друзья, начнём наше путешествие
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем мордовские сказки.
- Дорогие ребята. Хотите, я расскажу вам сказку?
В некотором царстве, в фольклорном государстве жили - были многочисленные народы - пословицы, поговорки, загадки, былины, песни. А правили в том государстве сказки. Но постепенно их могущество ослабевало из-за постоянных раздоров. Волшебные сказки кричали, что их любят больше всего, ведь в них есть волшебные предметы, а герои проходят через испытания и побеждают.
Сказки о животных не уступали: нет, они самые интересные, ведь в них животные ведут себя как люди. А в животных люди узнают себя, так высмеиваются человеческие недостатки.
А социально - бытовые сказки называли себя самыми правдивыми и смешными.
Споры привели к тому, что сказки свергнуты с тропы. И с тех пор в фольклорном государстве все народы занимают равное положение. Но, как показывает практика, сказки дети любят чуточку больше.
- Итак, сегодня мы поведем речь о сказках, причем о сказках, сочиненных очень давно мордовским народом.
- Ребята, вам, наверное, будет интересно узнать, как появились и распространились сказки у мордвы. Тогда слушайте.
Учитель:
Для чтения я вам предложила сказки мордовского народа. В основе их лежат не только чудеса, но и действительность, народный повседневный быт. Событие в них разворачиваются невероятные. Невероятность событий и делает сказки сказками, а не просто житейскими историями.
Сюжет в сказках развивается благодаря столкновению героя не только с волшебными силами, но и со сложными, порой безнадежными жизненными ситуациями. Как и должно быть в сказках, герой всегда выходит из них невредимым. Это происходит потому, что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще всего герою служат добрую службу смекалка, изворотливость, иногда и плутовство.
- Ребята, давайте теперь вспомним все прочитанные вами сказки.
(«Дуболго-Пичай», «Серебряный зубок», «Ведьава», «Куйгорож», «Черная корова», Благодарный медведь».)
Знакомство с командами.
1 команда – «Победители»
Девиз – Идти вперед и побеждать.
2 команда – «Сказочники»
Девиз – Сказка – ложь, да в ней намёк, нам всем участникам урок.
1.Конкурс"Сказочная шкатулка"
1) В этой сказке рассказывается о том, как злые невестки искупали сестру своих мужей воском? ("Дуболго Пичай")
2) В какой сказке мачеха хотела извести детей? («Черная корова»)
3) Кто схватил старика за бороду в речке? («Ведьава)
4) В этой сказке медведь отблагодарил девушку бочонком меда? («Благодарный медведь»)
5) Героиня какой сказки изменила своё имя? (Дуболго Пичай)
6) В какой сказке у медведя была заноза в лапе? (Благодарный медведь)
7) В какой сказке старик и бабка жили бедно? (Куйгорож)
8) В какой сказке утки превратились в девушек? (Ведьава)
9) В какой сказке девица красавица оживает? (Дуболого Пичай)
10) В какой сказке у девочки зуб из серебра? (Серебряный зубок)
2.Конкурс "Характеристика"
Определить, какой это герой: добрый или злой.
1)Дуболго Пичай - добрый
2)Ведьава - злая
3) Виртян - добрый
4)Мачеха - злая
5)Серебряный зубок – добрая
6) Баба-яга – злая
7) Черная корова – добрая
8) Куйгорож – злой
9) Солдат с железным зубом – добрый
10) Бабка Акуля - злая
3. Конкурс "Узнай героя"
1) Кто из героев говорил: «Помощнички - работнички, лесные человечки! Приходите помогать ? (Девушка. Сказка «Ведьава»)
2) Кто из героев так говорил: «Патяй, патяй! Спусти кончик ниточки, подними меня на небо!»(Серебряный зубок)
3) Кто из героев так говорил: «Не сказал бы «Здравствуй бабушка», я бы тебя съела» (Баба-яга. Сказка «Ведьава)
4)Кто из героев так говорил: «Если, на твоё счастье, попадутся мне звери и птицы, я тебе, сестрица, куплю браслеты и кольца!» (Брат. Сказка «Дуболого Пичай)
5) Кто из героев так говорил: « Смотри, не целуй младшую, когда вернёшся, а то забудешь меня» (Девушка. Сказка «Ведьава»)
6) Кто из героев так говорил: «Не рвите деревянных пуговиц» (Черная корова. Сказка «Черная корова»)
7) Кто из героев так говорил: «Кик-кик! Что делать? Давайте работу!» ( Куйгорож)
8) Кто из героев так говорил: « Не нужно мне твоей клади. Обещай мне то , что у тебя есть, но о чем ты не знаешь» (Ведьава)
9) Кто из героев так говорил: «Прогони детей, пускай идут куда глаза глядят, а то с тобой жить не буду» (Мачеха. Сказка «Черная корова»)
10) Кто из героев так говорил: «Я не есть – пить пришел а работать. Давай мне дело» (Парень. Сказка. «Ведьава»)
4.Конкурс "Отправь героев в их сказку"
Соедини стрелочками имена героев и название сказки
Девушка - эрзянка «Черная корова»
Солдат с железным зубом «Ведьава»
Баба – яга, Ведьава «Благодарный медведь»
Дуболого Пичай «Серебряный зубок»
Серебряный зубок «Дуболго Пичай»
Старик Пятань и старуха Акуля «Куйгорож»
5. Конкурс «Заморочки из бочки»
Из каких сказок взяты эти строки.
1.Задумала мачеха детей извести. Не поит их и не кормит. Не обувает, не одевает. (Черная корова)
2.Смотрит девушка, а в лапе у медведя заноза сидит. (Благодарный медведь)
3.В одном мокшанском селе жил-был старик Пятань со старухой Акулей. (Куйгорож)
4.Искупались девушки, старшие одели рубахи, превратились в уток и улетели, а младшая осталась. (Ведьава)
5.Едут братья с охоты, везут добычу, а сестре – гостинцы.( Дуболого Пичай)
6.Шло время. Настало время девочке уходить из дома .Один зуб был у него из серебра. (Серебряный зубок)
7.Прошла зима, прошло лето, а дети накормлены-напоены, обуты-одеты.(Черная корова)
8. На третей день привязал старик хвост к ноге лошади, себе руки кнутом связал и поехал в лес. (Куйгорож)
9.Отправился старик домой. Ерш снова превратился в парня, а озеро не девушкой стало, а собакой. (Ведьава)
10. Тут ветка задела её по лицу, девочка хотела рукой отвести ветку и нечаянно сорвала костяную пуговицу.(Черная корова)
6.Конкурс. «Из какой сказки это животное»
1.Медведь взвалил на спину сундук и пошел. Шел, шел- снова хочет открыть сундук.
(Серебряный зубок)
2.Подошел и лапу протягивает. Смотрит девушка, а в лапе у медведя заноза сидит.
(Благодарный медведь)
3.Бежит корова дальше. На пути костяной лес, на деревьях растут костяные пуговицы.
(Черная корова)
4.Парень тут же забыл все, что с ним было. Забыл, почему с собакой пришел домой и чья собака. Прогнали собаку со двора.
(Ведьава)
5.Лошадь бредет-бредет, остановится. Махнет хвостом верх-вниз, вправо-влево, дальше плетется.
(Куйгорож)
6.Поднялся жеребец до неба , по облакам скачет-старается скинуть парня, а тот крепко сидит и железным прутом знай себе колотит.
(Ведьава)
7.Минуло три дня. Выскочили из коровьей шкуры два щенка, веселые да ласковые.
(Черная корова)
8. На другой день выпустил он гусей со двора и тихонько пошел за ними. Гуси идут, и Виртян не отстает.
(Дуболого Пичай)
9.Тогда девушка превратилась в старую корову, а парня сделала старым-престарым пастухом.
(Ведьава)
10.Кликнул собак, кликнул медвежат , позвал львят. Семижды семь дней искал мельницу. Наконец увидел её.
(Черная корова)
Подведение итогов (Слово предоставляется жюри)
- В том, что вы внимательные читатели и зрители, мы убедились.
- Вот и подошел к концу наше занятие, но нет конца народной мудрости, юмору и смекалке.
Учитель: Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: « До свидания!
До счастливых новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка спортивно - массового мероприятия "Путешествие в сказку"
Спортивно - массовое мероприятие "Путешествие в сказку" составлено для учащихся 1- х классов и посвящено Дню здоровья....
Внеклассное чтение «Путешествие по сказкам Андерсена».
Внеклассное чтение проводится после изучения творчества Х.К.Андерсена. Цели урока:развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудничества, развитие речи учащихся, воспи...
Урок -путешествие по сказкам К.И.Чуковского
Интегрированный урок чтение+русский языкТема урока: «Согласные и гласные буквы»Цели и задачи:1. Образовательные: – закрепить минимум понятий о гласных звуках и букв...
Брейн-ринг "Путешествие по сказкам"
Цель: Активизировать знания детей по сказкам....
Внекласное мероприятие "Путешествие в сказку"
Данное мероприятие представляет собой инсценирование сказки"The Snow White and Seven Dwarfs”( Белоснежка и семь гномов)...
ИГРОВОЙ МАРАФОН «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ» (по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»)
· продолжать развивать познавательную активность и творческие способности детей; · выпо...
,,Путешествие по сказкам А.С.Пушкина ,,Что за прелесть эти сказки,,
Цель: закрепление представлений о сказках А.С. Пушкина. Задачи: 1. Создавать условия для узнавания сказочных персонажей А.С.Пушкина. 2. Развивать память, воображение. 3. Прививать любовь к творчест...