Путешествие по сказкам
план-конспект на тему

Нефедова Елена Анатольевна

Внеклассное мероприятие "Путешествие по мордовским сказкам". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropryatie.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по мордовским народным сказкам»

Цели занятия:  

- расширить представление учащихся об устном народном творчестве,

- познакомить с героями мордовских сказок,

- привить любовь к эрзянскому языку.

Ход занятия:

Учитель:

Избу освещает огонек, огонёк светится;

Зимний вечер длится, длится без конца.

И начну у бабки сказку я просить;

И начнет мне бабка сказку говорить.

Учитель: Итак, друзья, начнём наше путешествие

                Затей у нас большой запас!

                А для кого они? Для вас!

                Мы знаем, вы любите игры,

                Песни, загадки и пляски.

                Но нет ничего интересней,

                Чем мордовские  сказки.

- Дорогие ребята. Хотите, я расскажу вам сказку?

В некотором царстве, в фольклорном государстве жили - были многочисленные  народы - пословицы, поговорки, загадки, былины, песни. А правили в том государстве сказки. Но постепенно   их могущество ослабевало из-за постоянных раздоров. Волшебные сказки кричали, что их любят больше всего, ведь в них есть волшебные предметы, а герои проходят через испытания и побеждают.

Сказки о животных не уступали: нет, они самые интересные, ведь в них животные ведут себя как люди. А в животных люди узнают себя, так высмеиваются человеческие недостатки.

А социально - бытовые сказки называли себя самыми правдивыми и смешными.

Споры привели к тому, что сказки свергнуты с тропы. И с тех пор в фольклорном государстве все народы занимают равное положение. Но, как показывает практика, сказки дети любят чуточку больше.

- Итак, сегодня мы поведем речь о сказках, причем о сказках, сочиненных очень давно мордовским народом.

- Ребята, вам, наверное, будет интересно узнать, как появились и распространились сказки у мордвы. Тогда слушайте.

Учитель:

Для чтения я вам предложила  сказки мордовского народа. В основе их лежат не только чудеса, но и действительность, народный повседневный быт. Событие в них разворачиваются  невероятные. Невероятность событий и делает сказки сказками, а не просто житейскими историями.

Сюжет в  сказках развивается благодаря столкновению героя не только с волшебными силами, но и со сложными, порой безнадежными жизненными ситуациями. Как и должно быть в сказках, герой всегда выходит из них невредимым. Это происходит потому, что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще всего герою служат добрую службу смекалка, изворотливость, иногда и плутовство.

- Ребята, давайте теперь вспомним все прочитанные вами сказки.

(«Дуболго-Пичай», «Серебряный зубок», «Ведьава», «Куйгорож», «Черная корова», Благодарный медведь».)

Знакомство с командами.

     1 команда – «Победители»

Девиз – Идти вперед и побеждать.

2 команда – «Сказочники»

Девиз – Сказка – ложь, да в ней намёк, нам всем участникам урок.

1.Конкурс"Сказочная шкатулка"

1) В этой сказке рассказывается о том, как злые невестки искупали сестру своих мужей воском? ("Дуболго Пичай")

2) В какой сказке мачеха хотела извести детей?  («Черная корова»)

3) Кто схватил старика за бороду в речке? («Ведьава)

4) В этой сказке медведь отблагодарил девушку бочонком меда? («Благодарный медведь»)

 5) Героиня какой сказки изменила своё имя? (Дуболго Пичай)

6) В какой сказке у медведя была заноза в лапе? (Благодарный медведь)

7) В какой сказке старик и бабка жили бедно? (Куйгорож)

8) В какой сказке утки превратились в девушек? (Ведьава)

9) В какой сказке девица красавица оживает? (Дуболого Пичай)

10) В какой сказке у девочки зуб из серебра? (Серебряный зубок)

2.Конкурс "Характеристика"

Определить, какой это герой: добрый или злой.

1)Дуболго Пичай - добрый

2)Ведьава - злая

3) Виртян - добрый

4)Мачеха - злая

5)Серебряный зубок – добрая

6) Баба-яга – злая

7) Черная корова – добрая

8) Куйгорож – злой

9) Солдат с железным зубом – добрый

10) Бабка Акуля - злая

3. Конкурс "Узнай героя"

1) Кто из героев говорил: «Помощнички - работнички, лесные человечки! Приходите помогать ? (Девушка. Сказка «Ведьава»)

2) Кто из героев так говорил: «Патяй, патяй! Спусти кончик ниточки, подними меня на небо!»(Серебряный зубок)

3) Кто из героев  так говорил: «Не сказал бы «Здравствуй бабушка», я бы тебя съела» (Баба-яга. Сказка «Ведьава)

4)Кто из героев  так говорил: «Если, на твоё счастье, попадутся мне звери и птицы, я тебе, сестрица, куплю браслеты и кольца!» (Брат. Сказка «Дуболого Пичай)

5) Кто из героев  так говорил: « Смотри, не целуй младшую, когда вернёшся, а то забудешь меня» (Девушка. Сказка «Ведьава»)

6) Кто из героев  так говорил: «Не рвите деревянных пуговиц» (Черная корова. Сказка «Черная корова»)

7) Кто из героев  так говорил: «Кик-кик! Что делать? Давайте работу!» ( Куйгорож)

8) Кто из героев  так говорил: « Не нужно мне твоей клади. Обещай мне то , что у тебя есть, но о чем ты не знаешь» (Ведьава)

9) Кто из героев  так говорил: «Прогони детей, пускай идут куда глаза глядят, а то с тобой жить не буду» (Мачеха. Сказка «Черная корова»)

10) Кто из героев  так говорил: «Я не есть – пить пришел а работать. Давай  мне  дело» (Парень. Сказка. «Ведьава»)

4.Конкурс "Отправь героев в их сказку"

Соедини стрелочками имена героев и название сказки

 Девушка - эрзянка                                                   «Черная корова»

Солдат с железным зубом                                           «Ведьава»

Баба – яга, Ведьава                                                «Благодарный медведь»

Дуболого Пичай                                                        «Серебряный зубок»

Серебряный зубок                                                    «Дуболго Пичай»

 Старик Пятань и старуха  Акуля                              «Куйгорож»

         5. Конкурс «Заморочки из бочки»

Из каких сказок взяты эти строки.

1.Задумала мачеха детей извести. Не поит их и не кормит. Не обувает, не одевает. (Черная корова)

2.Смотрит девушка, а в лапе у медведя заноза сидит. (Благодарный медведь)

3.В одном мокшанском селе жил-был старик Пятань со старухой Акулей. (Куйгорож)

4.Искупались девушки, старшие одели рубахи, превратились в уток и улетели, а младшая осталась. (Ведьава)

5.Едут братья с охоты, везут добычу, а сестре – гостинцы.( Дуболого Пичай)

6.Шло время. Настало время девочке уходить из дома .Один зуб был у него из серебра. (Серебряный зубок)

7.Прошла зима, прошло лето, а дети накормлены-напоены, обуты-одеты.(Черная корова)

8. На третей день привязал старик хвост к ноге лошади, себе руки кнутом связал и поехал в лес. (Куйгорож)

9.Отправился старик домой. Ерш снова превратился в парня, а озеро не девушкой стало, а собакой. (Ведьава)

10. Тут ветка задела её по лицу, девочка хотела рукой отвести ветку и нечаянно сорвала костяную пуговицу.(Черная корова)

6.Конкурс. «Из какой сказки это животное»

1.Медведь взвалил на спину сундук и пошел. Шел, шел- снова хочет открыть сундук.

(Серебряный зубок)

2.Подошел и лапу протягивает. Смотрит девушка, а в лапе у медведя заноза сидит.

(Благодарный медведь)

3.Бежит корова дальше. На пути костяной лес, на деревьях растут костяные пуговицы.

(Черная корова)

4.Парень тут же забыл все, что с ним было. Забыл, почему с собакой пришел домой и чья собака. Прогнали собаку со двора.

(Ведьава)

5.Лошадь бредет-бредет, остановится. Махнет хвостом верх-вниз, вправо-влево, дальше плетется.

(Куйгорож)

6.Поднялся жеребец до неба , по облакам скачет-старается скинуть парня, а тот крепко сидит и железным прутом знай себе колотит.

(Ведьава)

7.Минуло три дня. Выскочили из коровьей шкуры два щенка, веселые да ласковые.

(Черная корова)

8. На другой день выпустил он гусей со двора и тихонько пошел за ними. Гуси идут, и Виртян не отстает.

(Дуболого Пичай)

9.Тогда девушка превратилась в старую корову, а парня сделала старым-престарым пастухом.

(Ведьава)

10.Кликнул собак, кликнул медвежат , позвал львят. Семижды семь дней искал мельницу. Наконец увидел её.

(Черная корова)

Подведение итогов  (Слово предоставляется  жюри)

-  В том, что вы внимательные читатели и зрители, мы убедились.

-   Вот и подошел к концу наше занятие, но нет конца народной мудрости, юмору и смекалке.

Учитель: Всем спасибо за вниманье,

                За задор и звонкий смех,

                За азарт соревнованья,

                Обеспечивший успех.

                Вот настал момент прощанья,

                Будет краткой наша речь:

                Говорим мы: « До свидания!

                До счастливых новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка спортивно - массового мероприятия "Путешествие в сказку"

Спортивно - массовое мероприятие "Путешествие в сказку" составлено для учащихся 1- х классов и посвящено Дню здоровья....

Внеклассное чтение «Путешествие по сказкам Андерсена».

Внеклассное чтение проводится после изучения творчества Х.К.Андерсена. Цели урока:развитие внимания, интереса к литературе, навыков    сотрудничества, развитие речи учащихся, воспи...

Урок -путешествие по сказкам К.И.Чуковского

Интегрированный урок чтение+русский языкТема урока: «Согласные и гласные буквы»Цели и задачи:1.    Образовательные:  – закрепить минимум понятий о гласных звуках и букв...

Брейн-ринг "Путешествие по сказкам"

Цель: Активизировать знания детей по сказкам....

Внекласное мероприятие "Путешествие в сказку"

Данное мероприятие представляет собой инсценирование сказки"The Snow White and Seven Dwarfs”( Белоснежка и семь гномов)...

ИГРОВОЙ МАРАФОН «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ» (по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»)

·        продолжать развивать познавательную активность  и творческие  способности детей;   ·        выпо...

,,Путешествие по сказкам А.С.Пушкина ,,Что за прелесть эти сказки,,

Цель: закрепление представлений о сказках А.С. Пушкина. Задачи: 1. Создавать условия для узнавания сказочных персонажей А.С.Пушкина. 2. Развивать память, воображение. 3. Прививать любовь к творчест...