"Уроки нравственности"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Миронова Алиса Анатольевна

Программа внеурочной деятельности "Уроки нравсвтвенности" для 5-9 класса (ФГОС) и тематическое планирование по курсу на 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti_5-9_klass.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 5»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»

Духовно-нравственное направление

Класс   5-9

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в 5-9 классах. Рабочая программа рассчитана в 5-9 классах  на 34 часа в год (1 раз в неделю).  

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты предусматривают умения:

  • формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения;
  • согласовывать цели совместных дел в команде со своими собственными интересами;
  • рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку;
  • высказывать личную точку зрения.

Метапредметными результатами являются умения:

  • собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете, делать выписки с библиографическими ссылками;
  • представлять информацию в виде тезисов, выступать тезисно;
  • рефлексировать опыт проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов нравственности;
  • применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылки на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);
  • применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях.

Предметными результатами являются представления:

  • об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок;
  • о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения;
  • о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности;
  • о правах и обязанностях гражданина России.

Содержание курса внеурочной деятельности

5 класс «Родники нравственности»

Тема 1. Вводное занятие

Беседа на тему «Что такое нравственность?»

Тема 2. Нравственность – что это?

Методики «Мой портрет» «Десять моих «Я»». Творческий час «Что такое хорошо и что такое плохо?». Час общения «Добро и зло». Ролевая игра.

Тема 3. «Золотые правила» нравственности

Беседы с элементами игрового тренинга «Как себя вести», «Азбука поведения». Аукцион мнений «Этикет и мы. Проблема разговорной речи», «Школа вежливых наук», «Уроки дружбы».

Тема 4. Ценности жизни

Методики «Дом, в котором я живу», «Пьедестал». Игра «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». Устный журнал «Этика».

Тема 5. Нравственные основы мироздания

Игра «На что мы способны?». Методика «Дневник моей жизни». Игра «Кто я? Какой я?».  Экскурсия «Я через 5 лет».

Тема 6. Культурное наследие нравственности

Беседа с элементами игрового тренинга «Вера в себя».  Игра «Письма о добром и прекрасном».  Стол откровений «Цель жизни». Круглый стол «Представления о мире через призму нравственных ценностей». Практическое занятие. Аукцион мнений.

6 класс «Правила морали»

Тема 1. Вводное занятие

Беседа на тему «Что такое мораль?», показывающая необходимость и актуальность изучения курса, роль человека как личности в обществе. Дискуссия.

Тема 2. Стороны поведенческой стороны человека

Беседы с элементами игрового тренинга «Вежливость как часть жизни», «Нам жизнь дана на добрые дела», «Правила культурного человека». Тематическая дискуссия «Учимся правильно жить и дружить». Аукцион знаний «Азбука вежливости».

Тема 3. Основы морали

Этическая беседа «Морально-этические нормы». Тематическая дискуссия «Природа морали». Беседа с элементами игрового тренинга «Свобода и моральная ответственность личности».

Тема 4. Этика отношений в коллективе

Этическая беседа «Если радость на всех одна». Анализ и обыгрывание ситуаций по темам «Мой класс – мои друзья», «Самолюб – никому не люб». Дискуссии по темам «О дружбе мальчиков и девочек», «Подарок коллективу».

Тема 5. Я и другие

Игра «Как вести себя друг с другом». Этическая беседа «О заботливом отношении к людям». Создание и решение проблемных ситуаций по темам «О ссоре», «Немного о доброте».

7 класс «Мораль: критерии поведения»

Тема 1. Вводное занятие

Беседа на тему «Моральная сторона поступков человека», показывающая необходимость и актуальность изучения курса; роль человека как личности в жизни.

Тема 2. Моральные ценности человека и общества

Круглый стол «Школа этикета». Деловая игра «Суд над пороками людей». Этические беседы и викторины по темам «Мир моих друзей», «Мир моих интересов», «Мир общих дел».

Тема 3. Моральный облик человека

Беседа с элементами игрового тренинга «Права и свободы. Равенство». Деловая игра «Важные профессиональные качества». Семинар «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Тема 4. Правовая сторона морали

Этическая беседа «Азбука правоведа». Круглый стол «От правовых знаний к гражданской позиции». Семинары по темам «Добродетель и порок», «Модели нравственного поведения».

Тема 5. Социальное самоопределение

Беседы с элементами обсуждения «Моральное сознание». Методика-игра «Недописанный тезис». Дискуссия «Моральная оценка личности».

8 класс  «Душевное здоровье»

Тема 1. Вводное занятие

Беседа на тему «Что такое душевное здоровье?», показывающая необходимость и актуальность изучения курса.

Тема 2. Многоликость человеческой души

Этическая беседа «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей». Дискуссия «Есть ли у юных идеалы?». Лекция «Проще простого о вежливости». Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Тема 3. Вред и польза привычек человека

Час общения «Моральные привычки». Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», «Нравственная культура человека». Этическая беседа и диспут «Воспитание привычек нравственного поведения».

Тема 4. Нравственная сторона труда и творчества

Этическая беседа «Нравственное воспитание в труде». Диспут «Самоопределение в труде и творчестве». Круглый стол «Личностный рост».

Тема 5. Эстетика – родник души

Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Родники души», «Творцы душевного мастерства». Час общения «Песня сердца и души».

9 класс «Я – гражданин России»

Тема 1. Вводное занятие

Беседа на тему «Что такое пороки?». Суд над пороками.

Тема 2. Моральные устои человеческого существования

Час общения «Прекрасное и безобразное в нашей жизни». Круглый стол «Нравственные приоритеты семьи». Этическая беседа «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью». Деловая игра «Дом, в котором я живу».

Тема 3. Человек: вечная борьба добра и зла

Семинар «Мы и закон». Публичная защита «Человек защищён законом». Беседа с элементами игрового тренинга «Чтобы стать гражданином страны, надо стать гражданином школы». Этическая беседа «Правовые качества человека с нравственно-этической стороны». Дискуссия «Личностные качества как залог полноценного развития человека».

Тема 4.  Взаимодействие людей – основа отношений

Этическая беседа «Общение как основа межличностного взаимодействия». Круглый стол «Решение проблем». Урок проектирования «Личность и коллектив – итог взаимодействия».

Тема 5. Героизм – что это?

Беседы и дискуссии с элементами обсуждения на темы «Этика героизма», «Этика ненасилия». Устный журнал «Нравственная сторона сподвижничества». Защита проектов «Проявление героизма».

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимое на освоение каждой темы

Раздел, тема

Количество часов

5 класс

34

Тема 1. Вводное занятие

1

Тема 2.  Нравственность – что это?

6

Тема 3. «Золотые» правила нравственности

6

Тема 4. Ценности жизни

6

Тема 5. Нравственные основы мироздания

6

Тема 6. Культурное наследие нравственности

9

6 класс

34

Тема 1. Вводное занятие

1

Тема 2. Стороны поведенческой стороны человека

7

Тема 3. Основы морали

7

Тема 4. Этика отношений в коллективе

9

Тема 5. Я и другие

10

7 класс

34

Тема 1. Вводное занятие

1

Тема 2. Моральные ценности человека и общества

7

Тема 3. Моральный облик человека

8

Тема 4. Правовая сторона морали

8

Тема 5. Социальное самоопределение

10

8 класс

34

Тема 1. Вводное занятие

1

Тема 2. Многоликость человеческой души

7

Тема 3. Вред и польза привычек человека

10

Тема 4. Нравственная сторона труда и творчества

9

Тема 5. Эстетика – родник души

7

9 класс

34

Тема 1. Вводное занятие

1

Тема 2. Моральные устои человеческого существования

8

Тема 3. Человек: вечная борьба добра и зла

9

Тема 4. Взаимодействие людей – основа отношений

7

Тема 5. Героизм – что это?

9

Класс

Модуль

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов год

5

Родники нравственности

1

34

6

Правила морали

1

34

7

Мораль: критерии поведения

1

34

8

Душевное здоровье

1

34

9

Я - гражданин России

1

34

ИТОГО:

170


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа  Николая Семеновича Лескова...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...