Исследовательский проект "Моя родословная"
проект (6 класс) на тему

Сабаева Ирина Ивановна

Проект составлен учеником 6а класса. Шарих Андрей провел исследование своего генеологического древа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sharih1.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №2»

Исследовательский проект

«Моя родословная»

Выполнил:

Шарих Андрей  ученик 6а класса

Руководитель:

Сабаева Ирина Ивановна

Классный руководитель

Г. Камень-на-Оби

2017 год

Введение.

         Издавна в нашей стране  всегда  люди знали  свою родословную  до седьмого колена. Генеалогическое древо являлось предметом особой гордости за свой род.  

            Каждый человек рождается, растет, стареет, умирает, но, проживая жизнь,  оставляет после себя след. Продолжение каждого человека – это дети.   У детей рождаются свои дети,  у тех – свои. И если человек даже не совершил никаких открытий, просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

         Человек, не ведая своих корней, не знает прошлого своего народа,  лишен исторической памяти. Недаром изречение «Без прошлого нет будущего», «Без памяти предков нет настоящего» остаются актуальными и в наши дни.

       Наша страна пережила очень много переломных моментов в истории: гражданские войны Первая и Вторая мировые войны, образование и распад СССР. Но результатами этих событий стали не только экономические и  политические потрясения, но и потрясения для каждого человека в

отдельности. Это и потеря близких людей, и лишение жилища, и многое другое. Как результат - люди не помнят своих корней, родственников, живших в недалёком прошлом. Нашим предкам мы обязаны своей жизнью.      Мы должны знать и хранить свою историю. Поэтому сейчас,  когда стремительное развитие получают  компьютерные технологии  и промышленность, эта работа особенно актуальна. Мне  стало интересно, как жили другие мои родственники, мои предки. Поэтому данная работа актуальна не только для всего общества, но и для конкретного человека -  для меня.

     Практическая значимость моей работы в том, что  она послужит мотивирующим фактором для других учеников  нашей школы.

  Цель моего проекта: проследить родословную своей семьи, узнать как можно больше о своих предках, узнать происхождение своей фамилии.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Познакомить с историей возникновения  моей родословной и семьи.

2. Показать их жизненный путь.

3. Составить генеалогическое древо рода.

4. Провести анкетирование среди школьников.

    Гипотеза: В результате работы над проектом у детей, родителей и других членов семьи  установится более тесная связь во взаимоотношениях, что будет способствовать развитию интереса к истории своей семьи. 

При разработке и реализации проекта мы опирались на следующие законы:
1)Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 №12-ФЗ, от 16.11.97 №144-0ФЗ, от 20.07.00 №102-ФЗ, от 07.08.00 №122-ФЗ – СТАТЬЯ № 47, 51
2)Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. с изменениями, внесенными указом президента от 09.01.96 №20, от 10.02.96 №173, от 09.06.2001 №679 – СТАТЬЯ № 37, 42, 58

3)«Организация обучения безопасности труда». ГОСТ 12.0.004-90 от 01.07.91г – СТАТЬЯ № 2.1, 2.3, 2.4, 2.8

4)Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях от 15.01.2008 № 206-ВС – СТАТЬЯ № 9,52

На первом этапе работы мной ставилась задача составить анкеты для учащихся 6а  класса.

Далее респондентам были предложены анкеты со следующими вопросами:

Дорогой друг! Прими участие в опросе для  проекта «Моя родословная».

1. Как ты считаешь, каждому человеку следует знать историю своей семьи?

А) да

Б) нет

В) не знаю

2. Многих ли своих родственников ты можешь назвать самостоятельно, без помощи родителей, бабушек и дедушек?

А) всех

Б) мало

В) ни одного

3. Знаешь ли ты, что такое родословная?

А) да

Б) нет

4. Что такое семейное древо?

А) не знаю

Б) знаю, но я не составлял(а) его

В) знаю и я составлял(а) его

5. Хотел ли бы ты больше узнать об истории своей семьи?

А) да

Б) нет

В) не знаю

       Проанализировав диаграммы, можно сделать два обобщающих вывода (Приложение 1- 3):

1. Среди учащихся 6а класса наблюдается высокий уровень  заинтересованности в истории своего рода, стремление к получению информации о своей семье, интерес к дальнейшей работе в этой

области.

2. Результаты анкетирования выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в родословии и генеалогии им недостаточно информации.

2. Второй этап работы.

В наше время у каждого человека есть фамилия, имя и отчество. Но так было не всегда. Давным – давно у людей были только имена и прозвища. Отчество и фамилия появились позже. Само слово «фамилия» означает «семья», «общественное имя».

Семью создают два человека. Их называют муж и жена. Чаще всего жена берет фамилию мужа. А потом, когда появляются дети, их называют мама и папа.

Моя мама – Шарих Марина Георгиевна. Девичья фамилия – Катенева.  Я решил проследить корни этой фамилии, и выяснил, что  основе прозвища Катень лежит тюркское слово со значениями: «толстячок», «щеголь», «человек высокого мнения о себе», «воображающий о себе человек». Вполне вероятно, что Катенем называли либо полного человека, либо местного модника. Возможно также, что прозвище Катень связано со словом «коты» - так в старину называли невысокие сапоги или башмаки. В этом случае прозвище получал человек, изготавливавший эту обувь. Катень легло в основу фамилии Катенёв.  Фамилия Котенев в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% - украинское, в 10% - белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.

Фамилия Котенев является довольно редкой на пространстве России и соседних стран. В имеющихся старых данных однофамильцы относились к сословию аристократии из славянского киевского дворянства в XVI-XVII в., имеющих в своем распоряжении большую царскую привелегию. Изначальные упоминания фамилии можной увидеть в списке жителей Древней Руси во время правления Ивана Грозного. У великого князя имелся особый реестр привилегированных и благозвучных фамилий, которые давались придворным в случае особого расположения или поощрения. Поэтому эта фамилия пронесла личное неповторимое обозначение и является исключительной.

Моя семья.

    У меня большая дружная семья. Меня зовут Андрей,  мне 12 лет. Мою любимую мамочку зовут Марина Георгиевна, а папу – Александр Генрихович. Они очень любят друг друга. А ещё у меня есть младшая сестра – Лида, она второклассница. Мы всёй семьей очень любим отдыхать на природе и путешествовать, а также очень любим семейные праздники Новый год, дни рождения.

Мой папа отлично разбирается в машинах, он сильный, трудолюбивый и очень нас всех любит. Я помогаю ему чистить снег, колоть дрова. Мой папа храбрый, замечательный и веселый.

Моя мама работает продавцом в магазине. Но больше всего нам нравится, когда у неё выходной. Ведь моя мама лучшая хозяйка на свете. Она все время готовит что нибудь вкусненькое, особенно нам нравятся расстегаи, вафли и блинчики. А еще мама шьет красивую одежду и вышивает сумки.

Моя младшая сестра Лида очень любит рисовать, помогать маме и петь песни. Она смешная, добрая, милая и я никому не даю ее в обиду.

 Мои предки.

 Представители родословной линии со стороны папы

  Дедушка по папиной линии.

    Шарих Генрих Генрихович родился 27 июля  1936 года в селе Плотава. Работал Трактористом и токарем в СПМК -32 в г. Камне –на-Оби.

Бабушка по папиной линии.

   Шарих (Дергунова) Анна Васильевна, родилась 16 апреля 1937 года в селе Плотава. Работала на авторемонтном заводе стропальщицей.

Прабабушки по папиной линии. Прокопович (Соловьева) Федосья Ивановна. Родилась 6 июня 1914 г. в селе Сошки. Работала дояркой, телятницей.

Шарих (Руппель) Софья Давыдовна, родилась 25.01.12 года в с. Рейнвальд. Работала  дояркой.

Прадедушки по папиной линии Прокопович Емельян Алексеевич, родился 26 июля 1936 года. Работал пастухом, а затем бригадиром.

Шарих Генрих Генрихович, родился в 1911 году в с. Рейнвальд. Работал трактористом.

Шарих (Руппель) Софья Давыдовна, родилась в селе Рейнвальд в 1912 году и работала всю жизнь дояркой.

2.4.2.Представители родословной линии со стороны мамы.

  Дедушка по маминой линии. Катенев Георгий Федорович, родился 15.01.54 г. в с. Чайкино. Работал егерем, кузнецом в совхозе Крутишинском.

    Бабушка по маминой линии. Катенева (Вельш) Лидия Федоровна. Родилась 26.11.53 года в г. Александровск. Работала лаборантом в школе, продавцом в магазине в селе Крутишка.

Особенно интересна мне моя прабабушка по маминой линии Катенева (Неустроева) Наталья Пудовановна, родилась 19.09.19 года в селе Гонохово. Работала она дояркой и телятницей и имела звание матери героини. Родила и воспитала 12 детей.

Вторая прабабушка по маминой линии Секунова Мария Григорьевна, родилась 15.09.33 года в селе Ахматовка Татарстане. Работала почтальоном, строителем, и даже кочегаром.

Прадедушки  по маминой линии Вельш Федор Давыдович, родился в селе Шефер, Саратовской области.  Работал шофером и комбайнером в совхозе Крутишинском.

Катенев Федор Варфоломеевич, родился 05.03.15 года в селе Гонохово и всю жизнь проработал продавцом.

 Заключение.

    Изучение родословной – это настоящее исследование. Изучая историю своего рода, своей семьи, я узнал  много нового, интересного о жизни  каждого  поколения, значит, и об истории родной страны.

      Я совершил увлекательное путешествие  в далекое прошлое.

       Воспитание патриотизма начинается в семье, со знания истории своего рода. Как        говорил известный российский историк В.О.Ключевский, «…изучая предков, мы изучаем себя». «Чтобы любить родину, - писал академик Д.С. Лихачев, - надо знать, за что её       любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги».

      Я думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы.

     Работа будет интересна как для ребят, так и для взрослых. Она послужит мотивирующим фактором для других учеников к созданию своей родословной, родословного древа, а, как следствие, недостающий кусочек истории еще одного рода будет восстановлен. Результаты анкетирования могут быть использованы при проведении классных часов, на уроках окружающего мира

     Я точно знаю, что на этом моя работа не окончена, наш род продолжает жить и процветать, а значит, надо будет постоянно дополнять родовое  дерево.

      Я горжусь своей семьёй, своими предками, своей родиной.

      Я вырасту, и родословная, составленная мной, будет передаваться из поколения в поколение моими детьми, внуками и т.д., значит, память о нашем роде останется бессмертной.

Источники информации.

1. В. С. Василевская – Моя родословная: . – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2008.

2. В. К. Самсонов – Твоя родословная, Солон-Пресс, 2004.

3. И. С. Семенов – Европейские династии. Полный генеалогический  справочник. - М.: Энциклопедия, Инфра-М, 2006.

4. Ресурсы сети интернет.

5. Личные фото архивы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Моя Родословная"

Работу выполняла ученица 10 класса Хабарова ИринаЦель исследования – изучение истории своей семьи. Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление генеало...

исследовательская работа "Страница родословной :история летчика

Вашему вниманию предлагается работа  Беликовой Ксении, ученицы 6 г класса МКОУ СОШ № 1 пгт. Славянка  «Страница из родословной: история летчика».Эта работа – результат двухлетней поисковой д...

Исследовательская работа - Моя родословная

Исследовательская работа - Моя родословная...

Исследовательский проект "Моя родословная"

Работа выполнена ученицей 5 класса...

Исследовательская работа: «Моя родословная в Югре»

Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составил генеалогическое древо. Исследовал, что в Ханты-Мансийский автономный округ мои прабабушка и прадедушка приехали в 1966 го...