Исследовательская работа - Моя родословная
проект по русскому языку на тему

Иванова Аида Викторовна

Исследовательская работа - Моя родословная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_-_moya_rodoslovnaya.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Кожлаерская основная общеобразовательная школа

имени П. С. Тойдемара»

Исследовательская работа

«Моя родословная»

Автор: Иванов Данил,   ученик 1 класса

Руководитель: Иванова Аида Викторовна,

учитель русского языка, педагогический стаж  - 13лет

2013 год

      Оглавление

  1. Введение                                _____________________________________ 1-3
  2. Основная часть доклада

     2.1  Исследовательская работа ____________________________________3-4

     2.2  Глава 1. Моя семья.

                        1.1. Немного о себе   ____________________________________4-5

                        1.2. Моя семья           ____________________________________ 5-6

   2.3  Глава  2. Откуда мы родом и где наши корни?

                       2.1. Моя бабушка и дедушка     ____________________________7-8

                       2.2. Моя прабабушка и  прадедушка_______________________  8-9

                      2.3. Далёкие предки     ___________________________________  9

  1. Заключение         ____________________________________________    9-10
  2. Список использованной  литературы         ________________________ 11
  3. Приложения


1. Введение

                                                                В старину родственные связи берегли,

                                                                ценили, гордились ими и говорили:  

                                                               «Кто своего родства не знает, тот сам

                                                                себя не уважает, а кто  родни своей  

                                                                стыдится, тот через это сам срамиться».

Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.  

Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого. А я проследил по линии  папы шесть поколений.  

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет  предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила  раскрыть некоторые моменты истории  моей семьи.

В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.                                                                                                  

Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую  постигается  история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы  специальные усилия, чтобы  история рода не исчезла бесследно.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Передо мной стояли следующие  задачи:

1) составить генеалогическое древо моей семьи.

2) собрать исторический материал и написать о некоторых моих предках с интересной биографией.

Объектом моей работы является родословная.

Предметом –   моя родословная.  

База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, дневники и вырезки газет.

Научная новизна  работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу - составление родословной моей семьи.

Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу  рассказать о наших предках, о тех людях, с кого мы можем брать пример, на кого мы можем  равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства».

При разработке данного проекта были использованы мультимедийные технологии.

Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.

Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня мои дедушка и бабушка, мой папа и моя мама, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.

  Исследования.

       Чтобы выяснить,  историю своего рода  провел поисковую работу: это беседы, опросы родителей и родных.

2. Основная часть

2.1. Исследовательская работа

Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:

Первый этап – теоретический -  заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного   кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы.

Второй этап– практический -  заключался  в составлении  картотеки своих родственников – я составлял отдельную карточку,  где  записывал основные сведения о его жизни. Совместно с родителями собирал материал о своих предках. Материал получали из разных источников: из беседы с родственниками, из оставшихся старых документов. После того как материал был собран, далее с помощью родителей оформил генеалогическое дерево своей семьи.

Третий  этап. Проведение праздника на тему «Моя родословная».  Подготовка к конкурсу «Шаг в будущее» по теме «Моя родословная».

Есть различные варианты  составления  родословной: от предка к потомку  или от потомка к предку. Я составил родословную от предка к потомку, в ней записываются родственники по линии отца. Моя родословная  большая, в родословном альбоме  я расположил родственников,   о которых  собрал сведения. С этими людьми  я состою  в кровном родстве.

Я планирую  собрать больше сведений о  дальних родственниках, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников, написать историю моей семьи, которую я люблю и горжусь.

2.2 Глава 1. Моя семья.

      1.1. Немного о себе.

Слайд

Меня зовут Иванов Данил Вячеславович. Я родился 19 августа  2005 года в  деревне Кожлаер Моркинского района. Мне 7 лет. Я учусь в 1-ом классе МОУ  «Кожлаерская основная общеобразовательная школа имени П.С. Тойдемара».

Имя Данил дали мне мои родители. Оно в переводе с греческого означает «Бог        мне судья».

По гороскопу я спокойный, добрый, сообразительный, жизнелюбивый мальчик. В компании веду себя раскрепощенно и быстро схожусь с незнакомыми людьми.

Учусь я охотно, люблю математику, рисование и физкультуру. Активно участвую во всех внеклассных мероприятиях.

Любимое время года – зима. Потому что  зима – это сказочно красивая природа, это встреча Нового года с нарядной ёлкой, добрым таинственным Дедом  Морозом и самыми вкусными подарками.

А мне ещё нравится в людях доброта, отзывчивость, трудолюбие и готовность помочь другим. Эти качества я вижу в своих родителях и поэтому в жизни хочу быть похожим на них.

Моя главная мечта – успешно закончить школу, военное училище и стать  военным, как мой дядя Анатолий.

1.2. Моя семья.

Семья – это, что с тобой всегда.

Самый младший  в нашей семье – это мой брат Дмитрий.  Ему 5 лет. Он родился 21 августа 2008года. Так его назвала мама. Не зная ещё о том, кто находится в животике.  Он очень хороший братик, добрый, вежливый. Имя Дмитрий означает «победитель». Я его очень люблю. Дима ходит в детский сад. Любит технику.

Мой папа, Иванов Вячеслав Валерьянович, родился 17 мая 1981 года в деревне Кожлаер. Имя Вячеслав означает «жизненный». В 1996 году окончил Кожлаерскую основную школу. Два года учился в Коркатовской средней школе. В 1999 году окончил Семеновское училище по профессии «Пчеловод». Работал пчеловодом в Зеленогорском лесхозе. С 2005 по 2007 год  был помощником пчеловода ОАО «Тепличный». В 2004 году женился на моей маме. Мой папа – хороший пчеловод. Любит свою работу, у него своя отара. Мой папа трудолюбивый. У него золотые руки в том плане, что все он делает аккуратно, надежно.

Моя мама, Иванова Аида Викторовна, родилась 12 июля 1978 года в деревне Кожлаер. Девичья фамилия - Смирнова. Училась в Кожлаерской  школе. В 1995 году, окончив Коркатовскую среднюю школу, поступает в Марийский Государственный университет на историко-филологический факультет.  В 2000 году, получив диплом, поступает работать в свою Кожлаерскую основную школу учителем русского языка и литературы. Вот уже 13 лет она работает в своей родной школе. Моя мама добрая и отзывчивая, в то же время строгая и требовательная. Её очень любят дети, всегда тепло о ней отзываются. Наверное, её уроки самые интересные. Она очень много трудится, всегда в поиске чего-то нового. А ещё она завуч школы по учебной работе. Это очень трудная и ответственная работа. В школе её все уважают. Она оптимист по жизни.

Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает мне готовить уроки. Вместе с папой помогают по хозяйству бабушке и дедушке по линии матери, так как мы живем вместе. А хозяйство у них не маленькое. Они держат много скота. В доме у нас всегда чисто и уютно. Мама очень аккуратная и нас приучает к этому. А ещё она умеет вкусно готовить. Все, кого мама угощает своими приготовлениями, хвалят её. Словом, она у нас настоящая хозяйка.

Я горжусь своими родителями.  

Дом, в котором мы живём,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нём

Мы всю жизнь в сердцах несём.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нём на тысячу лет!

2.3  Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни?

2.1. Моя бабушка и дедушка

А сейчас я хочу рассказать о своих любимой  бабушке и дедушке.

Лучше друга не найти  - обойди весь свет.

Лучше бабушки моей в целом мире нет.

Ярче солнышка она улыбается

И печали все мои забываются.

Моя бабушка, Любовь Валентиновна, родилась 13 июня 1959 года в деревне Тойбеково Советского района в семье рабочего. В 1966 году пошла учиться в 1 класс в Манан-Мучашскую  восьмилетнюю школу, потом училась в Алексеевской средней школе. Окончила Мари-Турекское СПТУ-15, проработала в селе Шулка овцеводом-оператором. Затем с 1979 по 1981 год училась на зоотехника в техникуме, в Ежово. Работала зоотехником в селе Шулка. Своего супруга встретила в Моркинском районе.

Бабушку все уважают и любят. Она замечательная бабушка. Без дела она не сидит ни минуты. Своим внукам ( их шестеро) всегда вяжет носочки и варежки, балует всех сладостями. Бабушка  талантлива: хорошо играет на гармошке.

Мой дедушка, Валерий Анатольевич, родился 12 января 1958 года в деревне Кожлаер. Окончил Кожлаерскую школу. Закончил курсы пчеловодства в Семеновке. Был в рядах Советской Армии. Отслужив, в 1978 году вернулся в родную деревню, в 1980 году женился на моей бабушке. Работал газовиком.  Долгие годы своей жизни посвятил любимой работе – пчеловодству. И в данное время занимается  пчеловодством.

Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили пятерых детей: Вячеслава (моего папу), Ивана, работает водителем,   женат, с супругой Ириной воспитывают сына Максима; Алину, замужем, имеет дочь Ульяну; Станислава и Анатолия (военный) Для меня они очень дорогие люди.

Мои дедушка и бабушка всю жизнь прожили в родной деревне. Труд в их семье считался основой всего. Они с малых лет приучали детей к труду.

2.2. Мои прабабушка и прадедушка.

Мои прабабушка и прадедушка:   Иванова Елизавета и Иванов Анатолий Иванович.

Пятое поколение – это поколение моих прабабушек и прадедушек. Как и у каждого человека у меня было две прабабушки и 4 прадедушки. Очень жаль, но  никого из них я не застал в живых. Они задолго до моего рождения ушли из жизни.

Прабабушку (по  отцу)  Елизавету Ивановну я знаю по рассказам моего дедушки. Родилась  в деревне Посанур. Окончила Семеновское СПТУ  по профессии «Пчеловод». Работала санитаркой в медпункте, пчеловодом на пасеке колхоза, поваром, заведующей пекарни. Дедушка с большой теплотой вспоминает о ней. Моя прабабушка была такой, про которую говорят: коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт. Она была добродушной, весёлой, никогда не унывающей женщиной, любила шутить. Прабабушка была очень работящая. Ей было всё под силу. А ещё она была очень красивой.

Прадедушка Анатолий Иванович родился 1 мая 1932 года.  10 классов окончил  в Кожлаерской школе. Служил в Германии. После армии работал бригадиром колхоза. Также трудился в карьере, заведующим фермы, осеменатором, продавцом. До выхода на пенсию  работал кочегаром  в пекарне деревни Кожлаер.

Прабабушка и прадедушка воспитали семерых детей, из них  Валерий - мой дедушка. Заслужили любовь и уважение односельчан за трудолюбие и доброжелательный характер.

2.3. Далёкие предки

Как мы увидели первые три поколения в основном крестьяне, простые рабочие. Они жили недалеко друг от друга, занимались земледелием. Имели добротные избы и постройки, в подворье держали лошадей, коров и домашних птиц.

3. Заключение.

Итак, с помощью родителей, бабушки и дедушки, родных мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.

Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. Из четверых прадедушек трое воевали: один вернулся героем.

        Много узнали о профессиях наших родственников, составили календарь дней рождения. Теперь не забудем вовремя поздравить своих родных и близких.

Я понял, что своей жизнью обязан многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.

На примере моей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!

Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Семья играет важную роль в ведении домашнего хозяйства. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придаёт устойчивость и стабильность обществу.

В Указе Президента Российской Федерации В.В.Путина от 14 июня 2007 г. N 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» обозначена важная роль семьи в развитии государства и общества. Рекомендовано уделить особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укреплению авторитета семьи, базовых семейных ценностей.

Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.

Пролистав все семейные альбомы я составил презентацию «Моя родословная». (Приложение)

Славная вещь – родословное древо! Но если присмотреться к нему, то можно заметить, будто из меня вырастают папа с мамой, а из них бабушка с дедушкой и т.д. Странная картина получается. Если перевернуть рисунок, то воображаемая крона станет корнем, в большом разветвлении которого вырос я.

Я узнал много интересного о своей родословной и хочу продолжить ее изучение. Свою родословную я постараюсь сохранить и передать своим детям. 
Мне было интересно работать по проекту. 

Я много узнал о своих корнях, многое для меня было ново. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должна сохранить и преумножить заслуги моего рода.  

Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.

4. Список использованной  литературы

1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

2. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., номер 6

3. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.

4. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова  Улан-Удэ, 2005  

5. Интернет ресурсы. Словарь русских имен.

6. Король М.В. Витражи мудрости. - Минск: Полымя,1991г. – 414с.

7. Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома. – 2005. - №3 – 28-30.

8. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.

9. Ответ на вопрос в журнале «Пионер» №4. 2005г. -32.

10. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.

11. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.

12. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.

 13. Звезды и судьбы Л.В. Гумун, Н.Г. Наумкина, И.Н. Деревягина

 14. Детская энциклопедия:  Папа, мама, ты и я.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Моя Родословная"

Работу выполняла ученица 10 класса Хабарова ИринаЦель исследования – изучение истории своей семьи. Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление генеало...

исследовательская работа "Страница родословной :история летчика

Вашему вниманию предлагается работа  Беликовой Ксении, ученицы 6 г класса МКОУ СОШ № 1 пгт. Славянка  «Страница из родословной: история летчика».Эта работа – результат двухлетней поисковой д...

Исследовательский проект "Моя родословная"

Проект составлен учеником 6а класса. Шарих Андрей провел исследование своего генеологического древа....

Исследовательская работа: «Моя родословная в Югре»

Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составил генеалогическое древо. Исследовал, что в Ханты-Мансийский автономный округ мои прабабушка и прадедушка приехали в 1966 го...

Приказ № 306-0 Об участие в конкурсе исследовательских работ "Моя родословная"

Приказ № 306-0 Об участие в конкурсе исследовательских работ "Моя родословная"...