Исследовательский проект "Моя родословная"
проект (5 класс) на тему

Буковская Вера Александровна

Работа выполнена ученицей 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Часть 119.11 КБ
Файл Часть 268.34 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

УЧАЩИХСЯ 2-7 КЛАССОВ МБОУ « УВАРОЩИНСКАЯ СОШ» « НАЧАЛО»

________________________________________________________

Номинация 1. « Мой язык, моя история»

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Исследовательский проект

Автор:

Лунькова Арина,

ученица 5 « М» класса

Научный руководитель:

Буковская Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение:

МБОУ « Уваровщинская сош»

Кирсановского района

п. Краснослободский, 2016

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Теоретическая основа исследования………………………………………….4

1.1Маршрут исследования» …………………………………………………………………4

1.2 Основные понятия: « род», « родословная», «поколение», « генеалогия»,

« генеалогическое древо», «семья»………………………………………………………….4

2.Моя семья, мои предки………………..……………………………………………………5

2.1Я, мои братья и сестры ( 1 поколение)…………………………………………………...5

2.2 Мои родители ( 2 поколение)…………………………………………………………….5

2.3 Мои предки : бабушки и дедушки ( 3 поколение)……………………………………....6

2.4 Мои предки :Прабабушки и  прадедушки( 4 поколение)………………………………6

2.5 Мои предки :Прапрабабушки и прапрадедушки ( 5 поколение)………………………7

Раздел II.Практическая часть ……………………………………………………………..7

1.1 Анализ результатов анкетирования среди обучающихся «Знаешь ли ты своих предков?»………….…………………………………………………………………………..7

1.2 Аналитическая деятельность по составлению буклета «Мой род.

Моя семья. Моя история» …… . . . ….  ….. ...........................................................................7

1.3 Составление генеалогического древа

Заключение …………………………………………………………………………………..7

Список литературы ……………………………………………………. ………………. ….8

Приложения ……………………………………………………………..................................9

Введение

 Народная мудрость гласит: «От доброго дерева добрый и плод».

Плодом какого же дерева являюсь я?  Чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить свою родословную, узнать свои корни и составить свое генеалогическое древо.

 Издавна у русского народа было заведено узнавать о своих предках, составлять свою родословную. В старину родственные связи берегли и ценили. На Руси считалось правилом хорошего тона знать родословную до седьмого колена. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, висело на самом видном месте в знатных домах и являлось предметом особой гордости за свой род. Почти каждый знатный род имел еще и свой герб.

Со временем  люди стали настолько занятыми, что перестали  поддерживать общение с родственниками.  В результате теряется связь поколений. Так, многие мои ровесники не знают даже своих прабабушек и прадедушек. Актуальность данной темы очевидна. Важно знать  своих предков, чтить свой род, уважать  семью. Изучая на уроках литературы биографию А.С. Пушкина я узнала много интересного о происхождении великого писателя, познакомилась с генеалогическим древом рода Пушкиных, рассмотрела  герб их семьи. Мне захотелось узнать больше о своей семье, о свои предках, создать генеалогическое древо.

 Ведь А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».

Цель исследования: узнать свою родословную.

Задачи исследования:

  1. Определить основные понятия: « род», « родословная», « поколение»,

« генеалогия», « генеалогическое древо, его виды».

  1. Собрать архивный материал о своих предках  и рассказать о наиболее ярких представителях рода, о своей семье.
  2. Провести анкетирование среди школьников.
  3. Составить генеалогическое древо.

Методы исследования:  анкетирование , беседа- диалог, сбор  и анализ информации, опрос.

Гипотеза: Если собрать и изучить исторические архивные материалы, воспоминания родных и близких, то можно составить генеалогическое древо моей семьи.

Практическая значимость. Данное исследование послужит примером другим учащимся моего класса для создания своей родословной, и, как следствие, еще один недостающий кусочек истории еще одного рода будет восстановлен.

Раздел I . Теоретическая основа исследования

1.1Маршрут исследования»

На первом этапе своей работы я посчитала нужным провести анкетирование среди моих одноклассников, чтобы доказать актуальность выбранной темы. ( Приложение 1.)

 После проведения анкетирования я сделала вывод, что изучать родословную нужно. И начать следует   со сбора информации у близких родственников.

Особенно важные сведения может представить старшее поколение , которое знает больше  о прошлом своего рода, поэтому я определила для себя маршрут исследования :

1. Определить основные понятия: « род», « родословная», «поколение»,« генеалогия»,

« генеалогическое древо»,семья,

2. Побеседовать с родителями и пригласить членов семьи к сотрудничеству в этом новом и нелегком для меня деле.

3.. Обратиться за помощью к бабушке Марусе , маме моего папы, чтобы узнать предков по линии папы.

4.. Поехать в село Свищевку и побеседовать с бабушкой Валей, взять необходимые документы и фотографии для  исследования  родословной  по линии моей мамы.

5.Обратиться за необходимой информацией к интернет-ресурсам.

6.Составить генеалогическое древо

1.2 Основные понятия: « род», « родословная», «поколение», « генеалогия», «генеалогическое древо», «семья»

 На уроках русского языка мы часто обращаемся к толковому словарю, если затрудняемся дать точное лексическое значение слов. Для определения данных понятий я воспользовалась этим же источником. Итак, словарь русского языка С.И  Ожегова толкует:

-Род- ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.

 « Ни роду ни племени» .Так говорят о человеке одиноком, не имеющем родни.

-Родословная – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

- Поколение- 1) Родственники одной степени родства по отношению к общему предку. ( Из поколения в поколение передается что- нибудь по наследству от отца к детям, от старших к младшим).

2)Одновременно живущие люди близкого возраста.( Современное молодое поколение)

Генеалогия -

1) Раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов.

2)История рода, родословие.

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля -:

Генеалогия – наука родословная, родословие: поколенная роспись лишь одного рода.

Генеалогическое дерево - это краткое, но наиболее наглядное отображение семейной истории в виде дерева, которое помогает проследить все родственные отношения. Чтобы его «вырастить» приходится приложить немало усилий.

Семья –  группа живущих вместе родственников (  муж, жена, родители с детьми)

2.Моя семья, мои предки

В моем понятии семья – это семь «Я». Такое определение я привела неслучайно. Моя семья многодетная. Нас у мамы с папой действительно семеро.

Итак, сначала  я кратко расскажу всех членах нашей большой и дружной семьи Луньковых. (Приложение 3.рис.1)

2.1Я, мои братья и сестры ( 1 поколение)

Начну с самой младшей нашей сестренки, так как она и является нашим седьмым « Я»

( рис.П.3.2) Ее зовут Вероника. Она появилась у нас год назад и является сейчас самой большой радостью всей семьи. Мы все ее очень любим. Я каждый день с ней играю и наблюдаю за ее первыми открытиями. .

У меня есть старший брат Олег.( рис.П.3.3) Ему 29 лет. Он живет в Тамбове, работает и получает второе высшее образование. Олег самый веселый из всей нашей семьи и очень добрый. Летом 2015г. он женился. Его жену зовут Марина.  И теперь она тоже член нашей большой семьи.

Моя старшая сестра Юля-  душа семьи ( рис.П.3.4). Ей 25.лет. В 2015г. она окончила магистратуру по специальности биолог. Работает в Тамбове. Летом  планирует выйти замуж. Мы ждем этого события. Я  ее очень люблю и делюсь с ней самым сокровенным, когда она приезжает   к нам.

Моя сестра Ирина – гордость нашей семьи ( рис.П3.5) .Она окончила школу с золотой медалью, защитила диплом по специальности « Филология»», побывала во время практики во Франции, Германии и Австрии. Когда было открытие Олимпийских игр в Сочи, Ирина  работала переводчиком-волонтером. Сейчас она преподает английский и французский языки в школе в г. Тамбове. Мне всегда с ней интересно общаться.

Второй мой брат Федя- главный помощник маме и папе ( рис.П.3.6). Он учится в 7 классе. За каждый год своей учебы  Федя получал похвальные листы за отличные успехи. Он ответственный и старательный. В конкурсах и олимпиадах занимает призовые места, Принимает активное участие в делах школы. Он надежный друг.

Моя младшая сестренка Полина – наша звездочка. Полине 8 лет. Она учится в 3 классе. Полина очень способная и талантливая. В 2014 г.на участвовала  в песенном конкурсе

 « Звездочка района» и заняла 1 место( рис.П.3.19). Полина постоянно выступает на праздниках в  Ковыльском Доме Культуры и в школе. Учится на отлично.



Предварительный просмотр:

2.2Мои родители

 Мой папа Луньков Юрий Николаевич. ( рис.П.3.7)Родился в с. Свищевка в 1965 г. Ему сейчас 50 лет. Он много работает и является главным добытчиком в семье. За долгий и добросовестный труд награжден грамотами и благодарственными письмами.  Мы его любим и уважаем.

Моя мама Лунькова Лариса Александровна.( рис.П.3.8) Родилась в 1968г. в с. Свищевка. Она работала в нашем ДК художественным руководителем. Сейчас мама в декретном отпуске. Мама у нас добрая и рукодельная. Всегда найдет применение любой вещице. Она ловко перешивает нам одежду и придумывает различные поделки для школьных конкурсов. Мама строго следит за нашими успехами и помогает делать уроки.

У наших родителей есть много благодарственных писем и грамот. ( рис.П.3.20)

Я горжусь своими родителями.  

Дом, в котором мы живём,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нём

Мы всю жизнь в сердцах несём.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нём на тысячу лет!

2.3 Мои предки: бабушки и дедушки ( третье поколение)

Родители папы: бабушка и дедушка.

Согласно намеченному маршруту для получения информации я обратилась к своим бабушкам, представителям третьего поколения. Сначала к бабушке, папиной маме(рис.П.2.1).

.Она мне и рассказала про себя и про папиных предков. Её зовут Лунькова Мария Ивановна. Родилась 15 января  1940 г. в с. Чакино Ржаксинского района.

После окончания техникума по распределению приехала в с.Свищевку, начала работать и там же вышла замуж за моего деда Лунькова Николая Васильевича. Родила двоих детей: папу и его сестру т.Наташу. Бабушка Маруся много лет проработала в Свищевской школе техничкой. Когда вышла на пенсию, то переехала в Ковылку и всегда помогала воспитывать внуков, т. е нас.( рис.П.3.9)

Мой дедушка Луньков Николай Васильевич, отец моего папы, родился в 1940 г. в с.Свищевка Кирсановского района. Всю жизнь там же жил и работал в колхозе. Умер в 2010г.( рис.п.3.10)

Родители мамы: бабушка и дедушка

Следующим шагом в исследовании была поездка в Свищевку к другой моей бабушке, маминой маме. (рис.П.2.2)

Её зовут Добрынина Валентина Семеновна. Она нам рассказала много интересного о наших родных и о себе. Родилась б. Валя  28 апреля 1941 года в с. Свищевка, где так и живет до сих пор. Она росла в военное голодное детство и не понаслышке знает ,как было тяжело. Ей пришлось в 16 лет  пойти работать в колхоз дояркой. Там она проработала боле 40 лет. Бабушка Валя многодетная мать, была награждена медалью материнства, родила семерых детей, но первый ее ребенок умер после рождения. Через год родилась моя мама, она старшая дочь из шестерых детей. Бабушка вырастила всех детей, имеет 12 внуков. Сейчас ей 75. Она живет с сыном, он инвалид 1 группы. Бабушка за ним ухаживает. А по праздникам в ее доме собираются все дети и внуки.( Рис.П.3.11)

Мой дедушка Добрынин Александр Алексеевич, папа моей мы, родился в 1943 г. Со слов бабушки , дедушка Саша вырос в бедной семье без отца. Служил в армии 3 года на целине.( рис.П.3.13).

После армии вернулся домой( рис.П.3.12)., женился на б.Вале,работал механизатором. Умер в 1993г. вместе они прожили 30 лет.

2.4 Мои предки :Прабабушки и  прадедушки( 4 поколение)

По линии папы.

Родителями моей бабушки Маруси были моя прабабушка Перова Мария Терентьевна ( 1906 – 1990 гг.) .Родилас в с. Чакино Ржаксинского района( рис.П.3.14) и Перов Иван Тимофеевич( 1910-1986гг.) родился в с. Большая Ржакса(рис.П.3.15).

Родителями дедушки Коли были прабабушка Лунькова Наталья Матвеевна ( 1910- 1990гг.) и прадедушка Луньков Василий Михайлович ( 1907-1943гг.) . Со слов бабушки прадедушка пропал на войне без вести.

По линии мамы.

Мою прабабушку, маму моей бабушки, звали Игошина Елена Васильевна ( 1910-1990гг.)

Рис.П.3.16

У прабабушки тоже было шестеро детей. Но до войны и во  время войны( по рассказам бабушки)четверо деток умерли от болезней. После войны у прабабушки остались из детей б.Валя и дядя Петя, ее брат. Но он тоже прожил всего 36 лет. Так и остались прабабушка Лена с б.Валей вдвоем.  Прабабушка сидела с детьми, пока б.Валя работала в колхозе. Прадедушка, отец бабушки Вали, Игошин Семен Егорович  ( 1907-1945гг.) ушел на войну в 1941г. Всю войну прошел, а в феврале 1945 был ранен и умер от ран. О чем свидетельствует архивный документ « Именной список »который мы с моим братом нашли  в интернете.(рис.П.3.17)

Еще у меня была прабабушка Самсонкина Прасковья Степановна ( 1912-2005гг.),мама моего дедушки Саши. (рис.П.3. 18Она родилась в с. Вторая Иноковка. Кроме дедушки у нее еще 3 детей. В пожилом уже возрасте она уехала в город Омск к дочерям, там  и жила до конца жизни.

Отца моего дедушки звали Поминов Алексей Яковлевич. Мне удалось узнать только дату его рождения.( 1910-…)

2.5 Мои предки :Прапрабабушки и прапрадедушки ( 5 поколение)

И 5 колена удалось только узнать имена и фамилии, не у всех нашли дату рождения и смерти.

По линии папы.

Семина Варвара Игнатьевна и Семин Игнатий Иванович ( 1889-…)

Перова Татьяна Ивановна и Перов Тимофей Григорьевич

По линии мамы.

Гарина Марья Ивановна( 1888-1968)и Гарин Василий Панферович( 1878- 1951гг). Из воспоминай бабушки Вали прапрадедушка плел лапти на селе, и сплел даже для кота.

Раздел II.Практическая часть

1.1 Анализ результатов анкетирования среди обучающихся «Знаешь ли ты своих предков?»

 Результаты анкетирования среди обучающихся «Знаешь ли ты своих предков?» я разместила в диаграмме.( Приложение1.1)

Итак, полученную инфомацию о предках  первончально я решила разместить в таблице.( приложение 4.)

1.2 Аналитическая деятельность по составлению буклета «Мой род.

Моя семья. Моя история»

На основе собранной информации о своей семье я сделала буклет « Мой род. Моя семья. Моя история», в котором отразила значение нашей фамилии.

1.3 Составление генеалогического древа

Генеалогическое древо мы составили вместе с братом Федей.

Заключение

Изучение родословной – это настоящее исследование. Изучая историю своей фамилии, истоки своей семьи, я узнала много интересного. С помощью родителей, бабушек, мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. И даже узнали значение своей фамилии. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.

Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.

На примере моей семьи я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем! Теперь я с уверенностью могу ответить, что дерево мое доброе. Я горжусь своей семьей!

Данная работа будет продолжена.

Список литературы

1.Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов; под ред.проф. Л.И. Скворцова.-27-е изд., испр.- М.:ООО « Издательство Оникс»:ООО « Издательство « Мир и Образование»,2012.-736с.

2.В.К. Самсонов- Твоя родословная, Солон-Пресс,2004

3.http://Раndia/ru; // teacher-rt/ru

Приложение 1.

Анкета

  1. Как ты считаешь, каждому человеку следует знать историю своей семьи?

А) да

Б) нет

В) не знаю

2. Можешь ли ты назвать родственников без помощи родителей?

А) всех

Б) мало

В) ни одного

3) Знаешь ли ты что такое родословная?

А) да

Б) нет

4. Что такое генеалогическое древо?

А) не знаю

Б) знаю, но не составлял(а)

5. Хотел(а) бы ты узнать свою родословную?

А) да

Б) нет

Результаты анкеты 1.1.

1. Как ты считаешь, каждому человеку следует знать историю своей семьи?

А) да – 85%

Б) нет – 10%

В) не знаю – 5%

2. Можешь ли ты назвать родственников без помощи родителей?

А) всех- 4%

Б) мало-90%

В) ни одного- 6%



3) Знаешь ли ты что такое родословная?

А) да – 40%

Б) нет-60%

4. Что такое генеалогическое древо?

А) не знаю- 45%

Б) знаю, но не составлял(а)50%

В) знаю и составлял 5%

5. Хотел(а) бы ты узнать свою родословную?

А) да-98%

Б) нет-2%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Моя Родословная"

Работу выполняла ученица 10 класса Хабарова ИринаЦель исследования – изучение истории своей семьи. Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление генеало...

исследовательская работа "Страница родословной :история летчика

Вашему вниманию предлагается работа  Беликовой Ксении, ученицы 6 г класса МКОУ СОШ № 1 пгт. Славянка  «Страница из родословной: история летчика».Эта работа – результат двухлетней поисковой д...

Исследовательская работа - Моя родословная

Исследовательская работа - Моя родословная...

Исследовательский проект "Моя родословная"

Проект составлен учеником 6а класса. Шарих Андрей провел исследование своего генеологического древа....

Исследовательская работа: «Моя родословная в Югре»

Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составил генеалогическое древо. Исследовал, что в Ханты-Мансийский автономный округ мои прабабушка и прадедушка приехали в 1966 го...