Методическая разработка классного часа «Природа – это дом, в котором мы живем!»
методическая разработка на тему
Экологическая культура составляет ядро нового мышления людей и материализуется не только в процессе взаимоотношений с природой, но и сообществом людей, с отдельным человеком – ребенком, взрослым. Предложенный классный час служит для пробуждения у студентов отзывчивости на бедственное состояние природы, для вовлечения студентов в природоохранную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
классного часа
«Природа – это дом, в котором мы живем!»
Преподаватели:
Рогожкина О. Ю.
г. Коломна
Обоснование темы:
Острейшие экологические проблемы до сих пор во всей полноте не осознаются обществом, мало учитываются в системе образования, хотя без их решения остальные проблемы уже не имеют значения. Экологическая культура составляет ядро нового мышления людей и материализуется не только в процессе взаимоотношений с природой, но и сообществом людей, с отдельным человеком – ребенком, взрослым. Не заменяя обучения, педагог должен выйти с детьми на свободное осмысление природы не как объекта научного исследования (это производится в процессе обучения), а как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм и, в том числе, жизнь человечества. Предложенный классный час служит для начала решения данных задач, для пробуждения у студентов отзывчивости на бедственное состояние природы, для вовлечения студентов в природоохранную деятельность.
Цель познавательная:
Показ актуальности проблем окружающей среды, стимулирование интереса учащихся к экологическим проблемам, формирование ценностных экологических ориентаций (эстетической, познавательной ценности природы), активизация экологической деятельности через осмысление сделанного, формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни.
Цель воспитательная:
Воспитание ответственности за порученное дело и за работу в команде, воспитание ценностного отношения к жизни, чувства уважения к себе, развитие коммуникативных умений, развитие творческих способностей студентов, воспитание бережного отношения детей к «природе рядом».
Наглядные пособия:
- Плакат «Природа – наш дом!».
- Зал украшен воздушными шарами, фотографиями животных, птиц, рек и океанов.
- На груди каждого участника эмблема в виде кленового листа.
Технические средства:
- Магнитофон и аудиокассета.
- Видеомагнитофон и видеокассета.
Подготовительный этап:
- Всем желающим участвовать в классном часе было дано задание: подобрать литературу и составить рассказ об экологических проблемах современности.
- Классные руководители совместно написали сценарий, включив в него работы ребят.
- Редколлегиям групп было дано задание: нарисовать плакат «Природа – наш дом!».
- Каждый студент должен был принести фотографию с изображением животного, птицы или реки для оформления зала.
- Профорг получил задание: организовать покупку воздушных шаров для оформления зала.
- Были проведены репетиции по отработке сценария.
- Оформление зала:
- На стене висит плакат с названием классного часа,
- Зал украшен фотографиями, воздушными шарами.
- Стулья стоят по кругу.
План проведения классного часа:
- Приветствие классных руководителей.
- Приветствие ведущих.
- Просмотр фрагмента передачи «В мире животных».
- Рассказ участников о бедственном состоянии природы.
- Экологическая викторина «Счастливый случай».
- Заключительное слово ведущих.
Сценарий классного часа:
Вступительное слово 1 классного руководителя.
2 УЧАСТНИК: Природа – это дом, в котором мы живем.
И в нем шумят леса, текут и плещут реки
Под небом голубым, под солнцем золотым
Хотим мы в этом доме жить во веки.
Просмотр фрагмента передачи «В мире животных».
Вступительное слово 2 классного руководителя: В государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды Московской области в 2000 году» департамента природных ресурсов по центральному региону отмечено, что за последние 10 лет за счет естественной убыли население Московской области сократилось на 440 тыс. человек. Вдумайтесь! Вымерло 3 Коломны. Причин тому много. По убывающей факторы:
- Образ жизни (курение, употребление алкоголя, питание и т.д.)
- Генетика (наследственные болезни).
- Экология (загрязнение воздуха, воды, почвы).
Город Коломна характеризуется как город с высоким уровнем загрязнения воздуха. В нашей атмосфере в среднем за 1 год в 1,8 раза превышена среднесуточная допустимая концентрация содержания: бензопирена в 2,7 раза, формальдегида, диоксидов азота. Это все вещества первого класса опасности.
В списке попадающих в атмосферу 71 наименование веществ 1—2 класса опасности, из которых многие находятся в пределах временно согласованных с департаментом выбросов: оксид железа, пыль (SiO2 в выбросах 20—70%), аммонийный азот, хлориды, сульфаты, фосфаты….
Немало вреда атмосфере наносят выхлопы автомобилей. Какова суммарная величина выделения вредных веществ в результате работы двигателей? Ее невозможно посчитать. Оценивая вред наносимый выбросами следует ориентироваться не только на класс их опасности, но и учитывать эффект суммации когда эффект от совокупности нескольких веществ намного сильнее, чем каждого в отдельности. Примеры адской смеси: аммиак с сероводородом, аммиак с бензолом, фенол и сажа. Эти вещества ведут себя как канцерогены. А соли никеля оказываю и еще мутагенные действия. И это только часть всех вредоносных смесей.
Звучит музыка из кинофильма «Профессионал», на фоне музыки звучат слова ведущего.
1 УЧАСТНИК: Все глубже и чувствительнее раны
Своей земле наносит человек.
Седые баламутит океаны.
Ломает русла животворных рек.
(Музыка постепенно становится тише и умолкает.)
2 УЧАСТНИК: Природа. Тысячелетиями мы боролись с нею, покоряли ее, преобразовывали, нещадно уничтожали. Мы пели гимны тем, кто лишал нас естества Матери-Натуры, родившей человечество, той Матери, что до сих пор терпеливо кормит неразумного сына, дает жизнь новым поколениям.
1 УЧАСТНИК: В упоении от борьбы с природой и инакомыслящими мы проглядели две великие истины. Первая – что человечество существует и развивается за счет природы. Глупо рубить сук, на котором сидишь. Вторая в том, что вовсе не противоборство, а взаимопомощь – основа всего сущего на Земле. Не злые ведьмы, а добрые феи продолжают жизнь.
2 УЧАСТНИК: Пока люди дрались за кусок хлеба, их можно было простить. Когда же они пытаются утопить Корабль, на котором все вместе плывут по океану небытия, – прощения нет!
1 УЧАСТНИК: Мы создавали себе богов и идолов, уходили от языческого почитания Земли. В конце этого пути мы преклонили колени пред истуканом техники, не заметив, что уже не прежняя, а измененная нами природа довлеет над нами. Брошенный нами бумеранг возвращается. Мы сами занесли меч над собственной головой.
Звучит музыка и на фоне музыки звучат слова.
3 УЧАСТНИК:
Я природа. Я – великий мастер
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастье подарить –
В моей все это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и заката,
Ягоду в бору…
И, наконец,
Солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты
Мой дар, мое уменье
Не прими за дань, я не раба,
Не забудь: ты сам мое творенье!
И у нас с тобой – одна судьба!
И не можешь быть ты надо мною
Как не можешь быть
И вне меня.
2 УЧАСТНИК: Миллиарды транзисторов не заменят куска хлеба голодному, миллионы телевизоров не спасут от жажды, триллион автомашин не даст глотка воздуха задыхающемуся. Умереть под горой технических побрякушек – удел лишь жадных глупцов.
1 УЧАСТНИК: Если химия умеет все, то, прежде всего, убивать. Пестициды уничтожают не только «вредителей». Они угрожают всему живому на Земле, и прежде всего человеку. Химизация сельского хозяйства ведет в тупик безвыходности. Тут война с природой проиграна. Нужны новые пути к изобилию.
2 УЧАСТНИК: Физика земли должна быть неизменной. Атом войны – это вечная зима, смерч, испепеляющий планету ураган. Мирный атом ни к чему каждому дому. Пусть он останется в стенах ядерных реакторов.
4 УЧАСТНИК: После аварии на чернобыльской атомной электростанции 15 районов могилевской области подверглись загрязнению радионуклидами цезия. 138 населенных пунктов прекратили свое существование.
3 УЧАСТНИК: Умолкло все. Пришла беда.
Застыли в ужасе леса.
Земля вся скорчилась от боли.
Лишь тишина, печаль и горе.
Скажите, кто виновен в этом
Ни чистых рос, ни родников,
Ни нежных песен до рассвета,
Лишь зов измученных дворов?!
5 УЧАСТНИК: Шум – враг №1. Он – физический наркотик, калечит тело и душу. Тишина нужна миру.
6 УЧАСТНИК: Мировая свалка и сточная яма – Океан – задыхается от грязи, теряет способность к самоочищению. В ваших интересах сохранить его чистоту.
Не осталось живого места
Не осталось живой воды.
Соли закисного железа
Убивают воду в Оби.
Стало душно в реке и затхло.
Никакого выхода нет.
Хоть бы рыбе дожить до завтрашнего –
Прожила бы еще сто лет!
7 УЧАСТНИК: Артерии планеты – реки – не должны вспухать склеротическими тромбами. Вода – кровь Земли – должна течь в них хрустальными струями, а не гнить в грязных колонках. Венозная кровь бежит к сердцу, артериальная от него. Желающий обратить потоки вспять, попробуй это вначале на себе!
4 УЧАСТНИК: Почва – кожа Земли. Эрозия ее разрушает, химия травит, свалки душат. Без почвы нет и не будет процветания. Вместимость космического корабля «Земля» не бесконечна. Нужно трезво думать как накормить, напоить, где поселить и дать отдохнуть каждому гражданину Земли.
5 УЧАСТНИК: Не природе нужна защита. Это нам нужно покровительство: чистый воздух, чтобы дышать; кристальная вода, чтобы пить; вся Природа, чтобы жить. Она – Природа – всегда была и будет сильнее человека. Ибо она его родила. Он лишь маг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него – ВСЕ! А потому: НЕ ВРЕДИ!
7 УЧАСТНИК:
Загажена земля, отравлен воздух,
Воду живой не назовешь, скорее мертвой.
Природы нет, осталась лишь среда,
Среда существования – не жизни.
И корчатся от боли организмы,
И на прогнившем троне восседает не царь, –
Всего лишь самозванец.
Кто право дал судьбой распоряжаться
Земли и божьих тварей?
Кто позволил глумиться над планетой?
Кто оплатит долги перед Вселенной? Кто?
Звучит шум воды, леса.
4 УЧАСТНИК: Мы надеемся, что сегодняшний «час экологии» поможет вам по-новому взглянуть на природу.
6 УЧАСТНИК: Давайте любить и оберегать ее. Запомните эти слова:
В лесу и на лесной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини природе зла.
Ведь ты и сам ее частица,
Она всегда щедра к тебе.
Все, что несешь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Ее защитником иди,
Чтоб только - пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди!
8 УЧАСТНИК: А чтобы узнать, какая группа лучше разбирается в вопросах экологии, немного поиграем. Итак, начинаем экологическую викторину «Счастливый случай». Сперва придумайте название команды и выберите капитана.
9 УЧАСТНИК: В игре 4 тура. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов. Самое большое количество баллов, которое команда может набрать за игру — 17.
ХОД ИГРЫ.
1 тур «Блиц—опрос». Каждой команде задается по 5 вопросов; ответы принимаются только от отвечающего участника, которого нужно вначале выбрать; время на обдумывание ответа 3 секунды. Остальные участники команды могут подсказывать отвечающему. За правильный ответ 1 балл.
Вопросы 1 команде:
- Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки)
- Какое растение используют для лечения мелких ран и ссадин? (подорожник)
- Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (змеи)
- Какое животное быстрее всех бегает? (гепард)
- Какое озеро является самым глубоким в мире? (Байкал)
Вопросы 2 команде:
- Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (грачи)
- Где у кузнечика уши? (на ногах)
- Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
- Назовите самое толстое дерево в мире? (баобаб)
- Назовите самую большую птицу в мире? (африканский страус)
2 тур «Проще простого». Командам раздаются 5 карточек, на каждой из которых написано слово. Нужно определить, что оно обозначает. Варианты ответов будут зачитываться, ваша задача отметить на карточке верный, на взгляд команды, ответ и принести карточку ведущему. За правильный ответ 1 балл.
- Чи-хуа-хуа
а) Порода собаки (+)
б) Японская булочка
в) Китайский фонарик
2) Ленивки
а) старинное название лаптей
б) птица семейства дятловых (+)
в) ленивые звери
3) Цикада
а) сильно газированный напиток
б) тропический цветок
в) крупный кузнечик в Африке (+)
4) Тамбути
а) название ритуального барабана у африканских племен
б) дерево в Африке (+)
в) так звали первого африканца победившего в беге не 100 метров в олимпиаде 1950 года.
5) Хульман
а) иногда так поклонники называют испанского певца Хулио Иглесиаса
б) обряд венчания в Монголии
в) серая косматая обезьяна в Индии, являющаяся священным животным (+)
3 тур «Конкурс капитанов». Капитаны получают одинаковые карточки, на которых записаны слова, используемые в математике. За 2 минуты надо заменить в каждом слове одну букву так, чтобы можно было прочитать название растения. За каждую правильную замену 1 балл.
Два Ива
Луч Лук
Куб Дуб
Плюс Плющ
Линия Лилия
Пока капитаны разгадывают задание, с залом поиграем в игру «Блеф-клуб».
4 тур «Блеф-клуб». Каждой команде по очереди будет задано 2 вопроса, которые начинаются со слов «Верите ли вы». Вы должны согласиться или нет. Отвечает тот участник команды, к которому обратится ведущий. За правильный ответ 1 балл.
«Верите ли вы, что…»
- Мойву эскимосы сушат и едят вместо хлеба. (Да)
- Если утром обильная роса, то это к дождю. (Нет, к хорошей погоде)
- Самая маленькая птица в нашей стране воробей. (Нет, самая маленькая королек)
- Слон, встречаясь с незнакомым сородичем здоровается следующем образом – кладет ему хобот в рот. (Да)
Подведение итогов игры и награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа "Есть память, которой не будет конца: Курская битва"
Классный час, посвященный подвигу русского народа в годы Великой отечественной войны, а именно Курской битве....
Методическая разработка классного часа "Природа не прощает ошибок"
Данная разработка предназначена для обучающихся в 5-6 классах. Материал построен с учётом интересов детей, в ней сочетаются тестовые задания, вопросы на смекалку. Интерес представляет своеобразная экс...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Методическая разработка классного часа "Мы-друзья природы"
Классный час "Мы-друзья природы" направлен на формирование у подростков экологической безопасности, экологической грамотности, экологической ответственности, развитие способности прогнозиров...
Методическая разработка классного часа " Музыка, которую мы выбираем"
В современном мире существует много угроз, но самая страшная, это нарушение мирного равновесия, это война. В ней не бывает абсолютных победителей. Поэтому просто необходимо стремиться сохранять мир на...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...
Методическая разработка классного часа "Живая память"
Данное мероприятие патриотической направленности было проведено в 9 классе, для его подготовки проведена подготовительная работа, включающая съёмку интервью, видеофильма....