Образовательная программа детского объединения "Вершины мудрости"
рабочая программа (8 класс) на тему
Проблема.
С одной стороны, новое видение целей воспитания в современной школе, а с другой, — тем нереализованным пока до конца потенциалом, который несет исследовательская деятельность как элемент познавательной деятельности учащихся. Учителя не рассматривают исследовательскую деятельность учащихся как необходимый компонент воспитательного процесса. Кроме того, они плохо владеют методикой организации этой деятельности.
Цель проекта – создание условий развития исследовательских умений учащихся, отражающих единство и специфику научно - исследовательской деятельности в различных областях.
Задачи проекта:
• Реализация программы «Жизнь на перепутье»
• Развитие творческого потенциала обучающихся в кружке «Ступеньки мудрости»
• Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в различных очных и заочных конференциях, во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
Объект исследования: воспитательный процесс в средней школе, ориентированный на развитие личности учащихся в процессе научно- исследовательской работы.
Предмет исследования: умения учащихся, которые формируются и проявляются в ходе исследовательской деятельности.
Гипотеза: применение научно - исследовательского подхода в воспитании детей приведет к повышению уровня развития творческого потенциала ученика, формированию именно тех компонентов интеллекта человека, которые необходимы для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vershiny_mudrosti.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткое содержание проекта «Ступени мудрости»
В концепции модернизации российского образования (от 29 декабря 2001 года №1756-Р п.2) отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Кроме того, в докладе Государственного совета Российской Федерации о развитии образования на данном этапе (от 21 марта 2006г.) указано на необходимость обеспечения открытости образования как государственной общественной системы.
«Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».
Проект «Вершины мудрости» рассчитан на 5 лет, мною реализуется в течение 4 –х лет.
Противоречия.
1. Между потребностью общества в педагоге, способном осуществлять исследовательский подход к организации воспитательного процесса в школе и низком уровне готовности учеников к осуществлению научно-исследовательской деятельности.
2. Между необходимостью формирования готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения и неразработанностью педагогических условий его реализации.
3. Между необходимостью получения школьниками обязательных готовых знаний и возможностью развивать у обучающихся стремление к самостоятельному добыванию и исследованию дополнительных фактов и сведений, что должно способствовать формированию ценностного отношения ребят к саморазвитию личности.
Проблема.
С одной стороны, новое видение целей воспитания в современной школе, а с другой, — тем нереализованным пока до конца потенциалом, который несет исследовательская деятельность как элемент познавательной деятельности учащихся. Учителя не рассматривают исследовательскую деятельность учащихся как необходимый компонент воспитательного процесса. Кроме того, они плохо владеют методикой организации этой деятельности.
Цель проекта – создание условий развития исследовательских умений учащихся, отражающих единство и специфику научно - исследовательской деятельности в различных областях.
Задачи проекта:
• Реализация программы «Жизнь на перепутье»
• Развитие творческого потенциала обучающихся в кружке «Ступеньки мудрости»
• Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в различных очных и заочных конференциях, во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
Объект исследования: воспитательный процесс в средней школе, ориентированный на развитие личности учащихся в процессе научно- исследовательской работы.
Предмет исследования: умения учащихся, которые формируются и проявляются в ходе исследовательской деятельности.
Гипотеза: применение научно - исследовательского подхода в воспитании детей приведет к повышению уровня развития творческого потенциала ученика, формированию именно тех компонентов интеллекта человека, которые необходимы для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников.
Преимущества - целенаправленная индивидуальная работа с учащимися, ориентированная на их успешность, самореализацию.
Трудоемкость - затраты времени учителя и ученика.
Риски - победы, завоеванные с 1-го раза, могут привести к остыванию дальнейшей деятельности (а может, наоборот). Разочарование детей, не получивших признание на территориальных и всероссийских конкурсах, олимпиадах и конференциях.
Прогнозируемый результат:
Предполагается, что в результате реализации проекта обучающийся будет обладать следующими качествами личности:
1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Прогноз положительных результатов реализации проекта:
1) увеличение количества участников и победителей городских, областных, всероссийских исследовательских конференций, конкурсов;
2) увеличением количества победителей предметных олимпиад;
3) формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений, которые можно проследить по результатам диагностики;
4) изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества,
5) формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:
• в уверенном, сознательном владении основами библиотечно-библиографической грамотности;
• в активном применении учащимися новых информационных технологий.
6) повышение квалификации учителя, которое может быть выражено:
• повышением квалификационной категории;
• увеличением числа учителей – руководителей исследовательской работой школьников;
• увеличением числа учителей, принимающих участие в работе творческих групп.
7) Повышение уровня творческого потенциала обучающихся.
Результаты проекта:
Улучшение качества окружающей среды:
Год | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Динамика |
Количество человек, участвующих в конкурсах, мероприятиях | 25 | 30 | 32 | 40 | +15 |
Коллективно – творческая деятельность:
Год | 2012 | 2013 | 2014 | Динамика |
Количество мероприятий | 1 | 1 | 6 | +5 |
Количество публикаций | 0 | 1 | 4 | +5 |
Результаты поисково-исследовательской работы:
Год | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Динамика |
Количество победителей и призёров | 0 | 0 | 1 | 2 | +3 |
Количество участников проекта | 1 | 3 | 4 | 5 | +4 |
Положительная динамика результатов освоения проекта обучающихся:
Оценка уровня творческого потенциала обучающихся (обследовано 21 человек):
2012-2013 учебный год
Количество учеников | Сумма баллов | Уровни |
8 | 40-50 | низкий |
9 | 55-69 | ниже среднего |
4 | 70-84 | чуть ниже среднего |
2013-2014 учебный год (обследовано 25 человек)
Количество учеников | Сумма баллов | Уровни |
8 | 85-90 | средний |
13 | 115-129 | выше среднего |
4 | 130-142 | высокий |
2014-2015 учебный год (обследовано 25 человек)
Количество учеников | Сумма баллов | Уровни |
8 | 115-129 | выше среднего |
17 | 130-142 | высокий |
В результате педагогических наблюдений за развитием творческого развития личности учащихся (25 человек) в процессе подготовки и участия в работе проекта «Ступени мудрости» в 2014-2015 году выявлено:
- Любознательность проявляли 18 человек из 25
- Интуиция- 15 человек
- Воображение -20 человек
- Активность- 17 человек
- Оригинальность-10 человек
- Умение комбинировать идеи-10 человек
- Умение использовать прошлый опыт-18 человек
Активность учащихся в 2013-2014 учебном году:
Количество учеников | Количество мероприятий | Публикации |
8 | 1-2 | 0 |
13 | 3-4 | 2 |
Активность учащихся в 2014-2015 учебном году:
Количество учеников | Количество мероприятий | Публикации |
8 | 3 | |
13 | 5-6 | |
4 | 7 | 3 |
Дальнейшее развитие проекта:
Внеклассная работа обретает формат и систему.
От разовых мероприятий мы приходим к спланированной внеклассной работе, где учитывается интерес и наклонность ребят.
Занимаясь с ребятами в секциях научного сообщества мы будем решать и социальную проблему:
- проблему свободного времени;
- приобщать обучающихся к азам научной работы;
- у ребят повысится мотивация к учебно-познавательной деятельности;
- формируется культура письменной и устной речи.
«Вершины мудрости»
Программа рассчитана на 72 часа для учащихся 13-14 лет (2 часа в неделю).
Учебно - тематический план занятий:
№ | Тема занятий | Количество часов |
1 | Теплота сочувствия | 2 |
2 | Экскурсия на природу (день здоровья в «Березках») | 6 |
3 | Мир справедливости | 2 |
4 | Страдания и испытания | 2 |
5 | Стремление к совершенству | 2 |
6 | Экскурсия в музей | 3 |
7 | Что влияет на нашу судьбу | 2 |
8 | Где прячется счастье | 2 |
9 | Секреты трудолюбия | 2 |
10 | Ум в жизни человека | 2 |
11 | Учимся видеть хорошее | 2 |
12 | Для чего нужно упорство | 2 |
13 | Страна храбрых | 2 |
14 | Целеустремленность | 2 |
15 | Как стать честным | 2 |
16 | Чуткое отношение | 2 |
17 | Настоящая щедрость | 2 |
18 | Красота благородства | 2 |
19 | Истинное богатство | 2 |
20 | Величие души | 2 |
21 | Акция «Образование для всех» | 3 |
22 | Верность слову | 2 |
23 | Когда гордость украшает | 2 |
24 | Порыв души | 2 |
25 | Акция «Письмо ветерану» | 3 |
26 | Законы доброты | 2 |
27 | Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина | 2 |
28 | Подготовка социальных проектов | 8 |
29 | Защита проектов | 2 |
30 | Подведение итогов | 1 |
Итого | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кладезь народной мудрости"
Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....
Мудрость Древнего Китая
Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Мудрость Древнего Китая"....
Урок литературы в 5 классе "Басни И.А. Крылова -"книга мудрости""
конспект урока литературы в 5 классе "Басни И.А.Крылова - "книга мудрости"...
Мудрость веков во имя здоровья
Презентация мастер - класса по теме "Точечный массаж"...
Клад знаний. Мудрость веков.
Самое большое сокровище - это мудрость, накопленная веками труда человеческой мысли. Суметь сохранить это сокровище, приумножить и применять его в жизни очень важно для всех поколений, особенно ...
Образовательная программа детского объединения "Ступеньки мудрости"
Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Эта программа поможет сделать будущее хоть чуточку светлее и добрее. Она предназначена для учителей, заинтересованных в нравственном воспит...
ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль...