Мудрость Древнего Китая
методическая разработка (история, 5 класс) по теме

Зарипов Шавкат Закиевич

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Мудрость Древнего Китая".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mudrost_dr._citaj.zip2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Мудрость Древнего Китая.

Цели урока: 

Образовательная:

  1. Познакомить обучающихся с зарождением Древней китайской цивилизации;

Развивающая: 

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету;

Воспитательная:

  1. Прививать обучающихся в духовный мир древних китайцев;
  2. Развивать интерес к историческому прошлому.

Метод: фронтальная беседа по вопросам дом. задания, работа с учебным пособием, сообщение обучающихся, рассказ учителя с постановкой проблемных вопросов.

Оборудование и наглядно-демонстрационные материалы: 

мультимедиа установка, экран, компьютер, презентация, глобус, карта.

Ход урока.                                

  1. Организационное начало и сообщение темы урока.
  2. Актуализация предварительных знаний:

Новые слова: Конфуцианство, Учение Дао, Великая китайская стена, Поднебесная империя.

В Древнем Китае сложилась своеобраз ная цивилизация, подарившая человече ству много достижений.

- Ну вот, - сказал Археолог, - мы и добрались до Китая - первой цивилизации на Дальнем Востоке.

- Бедолаги... - протянул Антошка, разглядывая карту {см. второй оборот обложки учебника). — Далековато забрались — на самый край Земли, вон тут океан близко. Им, наверное, неуютно здесь было, час то к соседям ходили учиться разным премудростям?

- Вообще-то, - ответил Источниковед, - древние китайцы называ ли свою землю «Срединным царством», единственной цивилизован ной страной, а всех остальных считали некультурными варварами.

•   Сравни выводы, сделанные Антошкой по карте, и факты, приведен ные Источниковедом. В чем противоречие? Какой возникает вопрос?

Почему древние китайцы считали свою страну

«срединной» и един ственной цивилизованной?

- Прежде чем начать новую тему, давайте вспомним  значения слов: цивилизация, (ступень, общность), государство, народ, религия, искусство, иероглифы  по словарю нашего учебника.

- Когда и как появились расы внутри вида «человек разумный»?

- почему многие жители Индии приняли учение Будды?

Далее обучающиеся слушают ученическое сообщение о зарождении китайской цивилизации на индийском полуострове, его природно-климатические условия и отвечают на вопросы:

  1. Чем были схожи китайская и индийская цивилизации?

Ответ: цивилизации Древней Индии и Древнего Китая были схожи друг другом тем, что жители делились на определенные прослойки (ранги, варны).

Почему древние китайцы считали свою страну «срединной» и един ственной цивилизованной?

Ответ: Объединенный народ долины Хуанхэ – древние китайцы, считали себя родственниками друг другу, верили верховному божеству –Великому Небу. Они  называли свою страну находящемуся в средине Земли и называли Поднебесной,  а всех остальных племен не знающих священные письмена и не признающие власть Сына Небы (ванна-императора), считали варварами.

Используя текст §18 пункт 2 и 3, изучите карту на стр.115 и дайте пояснение:

какие главные события пережил Китай в 3,2 и 1 тысячелетии до н.э.?

  1. Переселенцы в 4-3 тысячелетии до н.э. доставили китайцам домашнюю корову, колесо, гончарный круг;
  2. В 5 веке до н.э. в царстве Лу, родился и начал служить судьей Конфуций;
  3. Во втором веке до н.э. образовалась китайская империя Хань;
  4. Около 300 году д н.э. с севера начали нападать кочевые племена, вследствие чего была построена Великая китайская стена.

Ответьте на вопрос:

Как китайцы, распавшись на враждующие отдельные царства, смогли вновь собраться в единую великую империю и стать развитой цивилизацией?

Ответ:

  1. Изменения в обществе привели образованию частной собственности и развитию торговли. Китайцы искали ответы на многие жизненные вопросы.
  2. У китайцев возникло учение конфуцианство, учившая правильно организовывать жизнь общества и соблюдать ритуалы (правила действий).
  3. Многие китайцы мечтали об объединении всех китайцев, которое удалось императору (Цинь шихуан) Цинь. Но он был противником конфуцианства. Его власть была жестока. Он велел сжечь все книги Конфуция.
  4. Императору Хань во 2 веке до н.э удалось организовать государство, где  соблюдались принципы конфуцианского учения.

Почему древние китайцы считали свою страну «срединной» и един ственной цивилизованной?

Вывод: В Древнем Китае сложилась своеобразная цивилизация, подарившая человечеству много достижений.

Закрепление: Какие достижения древних китайцев вы изучили?

Ответ: производство шелка, чая, бумаги, компаса.

Учитель дополняет высказывания обучающихся. 

Домашнее задание и выставление оценок: §18, стр. 114-119. Подготовиться к §19. вопросы на стр. 119.

1. Определи, когда древние китайцы взошли на ступень цивилиза ции, и докажи это.    Как  ты считаешь, какими особенностями древ некитайская цивилизация изначально отличалась от других?

2. На какие волнующие китайцев нравственные вопросы давало от веты учение Конфуция? Как ты можешь объяснить такой поступок учителя человеколюбия Конфуция: во время визита царевича Лу к соседнему царю Ци в церемонию встречи решили включить «му зыку и танцы четырех сторон света». Когда шуты и акробаты уда рили в бубны, Конфуций прервал церемонию, заявив, что «звучит музыка варваров», и повелел: «Простолюдинов, повинных в на смешке над царями, следует предать смерти!»

3. Какая империя, Цинь или Хань, соответствует учению Конфуция? Какие достижения позволяли китайцам считать свое государство единственной «Поднебесной империей»?

4.  Продолжи заполнять таблицу «Религии Древнего мира» (с. 63), строка «Конфуцианство».

Учебник «Всеобщая история» для 5 класса, М, БАЛАСС – 2010. Образовательная школа – 2100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории на тему: "Древний Китай и Древняя Индия"

1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе текста учебника, делать несложные выводы. 3: развити...

урок по истории Тема : Древний Китай и Древняя Индия

Тема : Древний  Китай и Древняя Индия .Цели: 1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе те...

презентация по истории на тему Древний Китай и Древняя Индия

презентация к уроку истории на тему"Древний Китай и Древняя Индия"...

Культура Древней Индии и Древнего Китая

Краткое знакомство с культурой Древней Индии  и Древнего Китая...

"Мудрость древнего Китая" - методическая разработка урока

Цели  урока  по  линиям  развития  личности:    1.  Картина мира в фактах.Научить  определять  и  объяснять...

Тест по темам "Древняя Индия" и "Древний Китай"

Итоговый тест по темам "Древняя Индия" и "Древний Китай" состоит из трех частей: часть А - тесты часть Б - задания на соответствие часть В - ответы на вопросы...

Контрольная работа по истории Древнего мира, раздел "Древняя Индия. Древний Китай." 5 класс.

Контрольная работа по истории древнего мира, а именно по разделу "Древняя Индия. Древний Китай" для 5 класса. Представлена в двух вариантах, включает тесты части А - с выбором одного верного ответа из...