Рабочая программа кружка "Креатив" (вязание крючком)
рабочая программа на тему

Услугина Анна Валерьевна

I.       Пояснительная записка

 

             Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком. Вязание крючком – процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка.  

             Вязание крючком одно из самых первых изобретенных человеком ремесел. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало женским. Современное искусство вязания крючком было разработано в 16 –м веке в Англии и во Франции. Так же известно о том. Что образцы вязания были найдены в индейских племенах в начале 20 века.  

              В России вязание крючком получило распространение с конца 19 века. Этим рукоделием занимались женщины на посиделках. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.  Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило развитие и стало одним из любимых занятий, как взрослых, так и детей. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей могут изготовить учащиеся, умея вязать. Клубок ниток и небольшой компактный инструмент – крючок, таят в себе неограниченные возможности.

              Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (свитер, шарф, платье), так и отделочных элементов (воротнички, манжеты, пуговицы) или украшений (салфетки, занавески, покрывала). Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек, бижутерии, модных аксессуаров                                       

              Курс обучения вязания крючком планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 8 класса два раза в неделю.              Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы вязания крючком и их условные обозначения.

             В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов вязания, так и при подведении итогов работы.

                В конце учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.

Принципы построения программы

             В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится на кухне (прихватки, грелки на чайник) или на письменном столе (карандашница, футляр для очков, пенал), их можно подарить друзьям и близким.                                                                              

             При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам вязания. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой вязания.

 Цель программы

  Развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение обучающимися техникой вязания крючком.

Задачи программы.

1)    Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.

2)    Развитие художественного вкуса при выборе цветовой гаммы.

3)    Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.

4)    Развитие эстетического восприятия народных промыслов, окружающего мира.

5)    Развитие координации движений, ловкости, глазомера.

6)    Развитие внимания, памяти (двигательной, зрительной и словесно - логической).

7)    Обогащение фантазии и воображения.

8)    Воспитание коммуникативной культуры учеников.

9)    Воспитание патриотизма, любви к малой Родине, освоение знаний о культуре, традициях, ремеслах России.

10)  Участие детей в школьных, районных, краевых выставках, конкурсах, фестивалях.

 

Учебно-материальная база

Помещение

Помещением для проведения кружка может служить швейная мастерская. Она должен быть достаточно просторная, хорошо проветриваемая, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся. В помещении должен находиться стол руководителя, шкаф для хранения незаконченных изделий, пряжи, ниток, образцов.

Методический фонд

Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, таблицы с образцами ниток, узоров вязания, показов приемов вязания, журналы и книги по вязанию.

Материалы и инструменты

Нитки и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и нитки. Основным инструментом является крючок. Крючки бывают металлические, пластмассовые, деревянные, разной толщины. Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка. Острая, с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании. Так же нужно иметь ножницы, иглы и нитки, сантиметровую линейку.

 

Структура проведения занятий

 

Общая организационная часть.

Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).

Практическое выполнение приемов и образцов вязания.

Уборка рабочих мест.

Правила безопасности проведения занятий

Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в футлярах или пеналах.

Нельзя делать резких движений рукой с крючком.

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями.

Не пользоваться ржавыми иглами и булавками – они могут порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.

Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы вязаное полотно оставалось всегда чистым, а на руках не оставалось мелких частиц шерсти.

Во время работы клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на столе с левой стороны от работающего учащегося.

По окончанию работы все инструменты следует складывать в рабочую коробку, крючки в футляр и убирать вместе с неоконченной работой.

Методические рекомендации:

 

              Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств. Связать новую оригинальную вещь можно используя, нитки при роспуске старых вещей, вышедших из моды.

              При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Волшебный крючок» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.

 

Ожидаемые результаты:

 

ü     Развитие детского прикладного творчества;

ü     Формирование у обучающихся положительного мотивационного отношения к трудовой деятельности;

ü     Развитие у обучающихся воображения, мышления, памяти, внимания;

ü     Пробуждение наблюдательности, познавательной активности;

ü     Повышение личностной самооценки;

ü     Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, взаимопомощи.

ü     Вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность.

ü     Участие обучающихся в различных конкурсах и фестивалях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_vyazaniyu.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

«Приволжская специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат VIII вида»

  Принято                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ                                      

  на педагогическом  совете школы                                                                      Директор Г.Ю. Сизова

  Протокол №__от_____________________                                                        __________________________

                                                                                                                               Приказ №___от___________________

                                                         

                                                                                                                               

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Креатив»

(вязание крючком)

Возраст детей       15    лет 

Срок реализации: 1 уч.год

Составитель: Услугина А.В., учитель

высшей квалификационной категории

Приволжск

2015

  1. Пояснительная записка

             Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком. Вязание крючком – процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка.    

             Вязание крючком одно из самых первых изобретенных человеком ремесел. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало женским. Современное искусство вязания крючком было разработано в 16 –м веке в Англии и во Франции. Так же известно о том. Что образцы вязания были найдены в индейских племенах в начале 20 века.  

              В России вязание крючком получило распространение с конца 19 века. Этим рукоделием занимались женщины на посиделках. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.  Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило развитие и стало одним из любимых занятий, как взрослых, так и детей. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей могут изготовить учащиеся, умея вязать. Клубок ниток и небольшой компактный инструмент – крючок, таят в себе неограниченные возможности.

              Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (свитер, шарф, платье), так и отделочных элементов (воротнички, манжеты, пуговицы) или украшений (салфетки, занавески, покрывала). Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек, бижутерии, модных аксессуаров                                        

              Курс обучения вязания крючком планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 8 класса два раза в неделю.              Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы вязания крючком и их условные обозначения.

             В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов вязания, так и при подведении итогов работы.

                В конце учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.

Принципы построения программы

             В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится на кухне (прихватки, грелки на чайник) или на письменном столе (карандашница, футляр для очков, пенал), их можно подарить друзьям и близким.                                                                              

             При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам вязания. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой вязания.

                                           

   Цель программы

             Развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение обучающимися техникой вязания крючком.

Задачи программы.

  1. Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.
  2. Развитие художественного вкуса при выборе цветовой гаммы.
  3. Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.
  4. Развитие эстетического восприятия народных промыслов, окружающего мира.
  5. Развитие координации движений, ловкости, глазомера.
  6. Развитие внимания, памяти (двигательной, зрительной и словесно - логической).
  7. Обогащение фантазии и воображения.
  8. Воспитание коммуникативной культуры учеников.
  9. Воспитание патриотизма, любви к малой Родине, освоение знаний о культуре, традициях, ремеслах России.
  10. Участие детей в школьных, районных, краевых выставках, конкурсах, фестивалях.

Учебно-материальная база

Помещение

Помещением для проведения кружка может служить швейная мастерская. Она должен быть достаточно просторная, хорошо проветриваемая, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся. В помещении должен находиться стол руководителя, шкаф для хранения незаконченных изделий, пряжи, ниток, образцов.

Методический фонд

Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, таблицы с образцами ниток, узоров вязания, показов приемов вязания, журналы и книги по вязанию.

Материалы и инструменты

Нитки и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и нитки. Основным инструментом является крючок. Крючки бывают металлические, пластмассовые, деревянные, разной толщины. Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка. Острая, с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании. Так же нужно иметь ножницы, иглы и нитки, сантиметровую линейку.

Структура проведения занятий

Общая организационная часть.

Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).

Практическое выполнение приемов и образцов вязания.

Уборка рабочих мест.

Правила безопасности проведения занятий

Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в футлярах или пеналах.

Нельзя делать резких движений рукой с крючком.

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями.

Не пользоваться ржавыми иглами и булавками – они могут порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.

Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы вязаное полотно оставалось всегда чистым, а на руках не оставалось мелких частиц шерсти.

Во время работы клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на столе с левой стороны от работающего учащегося.

По окончанию работы все инструменты следует складывать в рабочую коробку, крючки в футляр и убирать вместе с неоконченной работой.

Методические рекомендации:

              Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств. Связать новую оригинальную вещь можно используя, нитки при роспуске старых вещей, вышедших из моды.

              При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Волшебный крючок» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие детского прикладного творчества;
  • Формирование у обучающихся положительного мотивационного отношения к трудовой деятельности;
  • Развитие у обучающихся воображения, мышления, памяти, внимания;
  • Пробуждение наблюдательности, познавательной активности;
  • Повышение личностной самооценки;
  • Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, взаимопомощи.
  • Вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность.
  • Участие обучающихся в различных конкурсах и фестивалях.

  1. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Часы

Теория

Практика

Всего

1

  Введение

2

2

2

  Знакомство с узорами вязания

2

9

11

3

  Освоение техники вязания

12

12

4

  Декор для дома

32

32

5

  Вязание для себя и близких

10

10

  Итого

4

63

67

  1.   Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать:

  • О роли трудовой деятельности в жизни человека.
  • О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека
  • Назначение, сферы применения, основные свойства материалов (ниток, текстиля, пряжи)
  • Назначение и применение инструментов (крючки, ножницы, иглы)
  • Правила техники безопасности при работе с крючком и ножницами.

Условные обозначения основных узоров вязания крючком: воздушная петля, полустолбик, полустолбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами, пышный столбик, колечко.

Уметь:

  • Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль за её ходом и результатом.
  • Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.
  • Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы вязания, рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.
  • Изготавливать изделие основных элементов вязания из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.
  • Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.
  • Подобрать нитки по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной.
  • Осуществлять декоративное оформление и отделку связанных изделий, используя: синтепон, ленты, пуговицы, бисер и т.д.

VI. Список литературы

1. Андрукович М.К. «Вязание. Модные дополнения» г. Минск «Полымя» 1991 г.

2. Белякова О.В.«207дучших подарков своими руками» Издательство «Лада» Москва 2009 г.

3. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах» г. Москва «Просвещение» 1984 г.

4. Ерёменко Т.И.  «Кружок вязания крючком» г. Москва «Просвещение» 1984 г.

5. Журнал «Валя – Валентина». Издатель ЗАО «Импост» с 2007 года по 2012 год

6. Кириянова С. «700 новых узоров для вязания крючком» г. Москва «Внешсигма» 2000 г.

7. Максимова М.В.  «Азбука вязания» г. Москва П.К. «Алтай» 1992 г.

8. Рудик П.А.  «Психология», г. Москва ,«Просвещение» 1993 г

9. Тарасенко С.Ф. «Забавные поделки крючком и спицами» г. Москва «Просвещение» 1992 г.

10. Фридман Л.М. «Психологический справочник учителя», г.Москва «Просвещение» 1992 г.

Интернет – ресурсы:

1) http://www.schoolbase.ru — Всероссийский школьный портал.

2) Сайт http://www.rukodelie.bu / Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия»

3) «Вязание крючком», мультимедийное программное обеспечение для ПК, издатель «Новый диск». 2008г.

4) Клуб рукоделие http://www.club-rukodelie.com/toys.htm

  1. Приложение

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов, тем

Дата

по плану

по факту

1

 Вводное занятие. Правила техники безопасности. Виды ниток и крючков.

02.09.

2

 Подбор ниток. Контрастные цвета. Нитки одной цветовой гаммы.

07.09.

3

 Знакомство с основным приемом вязания – воздушными петлями.

09.09.

4

 Выполнение воздушных петель.

14.09.

5

 Отработка выполнения воздушных петель

16.09.

6

 Знакомство с новым элементом вязания – столбиком без накида

21.09.

7

 Выполнение столбиков без накида

23.09.

8

 Отработка выполнения столбиков без накида

28.09.

9

 Знакомство с новым элементом – столбиком с накидом

30.09.

10

 Отработка выполнения столбиков без накида, столбиков с накидом

05.10.

             

11

 Вязание простых полотен из столбиков без накида и столбиков  с накидом.

07.10.

12.10.

12

 Отработка вязания простых полотен.

14.10.

13

 Выполнение учащимися круга.

19.10.

21.10.

14

 Вязание из кольца квадрата

26.10.

28.10.

15

 Вязание из кольца шестиугольника

09.11

11.11.

16.11.

16

 Вязание из кольца треугольника

18.11.

23.11.

17

 Отработка вязания простых полотен.

25.11.

30.11.

02.12.

18

 Вязание круглой салфетки «Маленькие радости».

07.12.

09.12.

14.12.

16.12.

19

 Вязание прямоугольной салфетки «Бабочки».

21.12.

23.12.

28.12.

20

 Вязание квадратной салфетки  «Атмосфера праздника».

11.01

13.01.

18.01.

20.01.

21

 Вязание панно «Милый дом».

25.01.

27.01.

01.02.

03.02.

22

 Вязание украшения для окна «Морозные узоры».

08.02.

10.02.

15.02.

17.02.

24.02.

23

  Вязание чехла для подушки «Безупречный стиль».

29.02.

02.03.

09.03.

14.03.

16.03.

24

 Вязание шкатулки «Для настроения».

21.03.

23.03. 04.04.

06.04.

11,04.

13.04.

18.04.

25

 Вязание игрушки «Зайка».

20.04.

25.04.

27.04.

04.05.

26

 Вязание носков.

11.05.

16.05.

18.05.

27

 Вязание чехла на кружку.

23.05.

25.05.

28

 Итоговое занятие. Выставка детских работ.

30.05.

Итого:

67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко/

Рабочая программа включает  пояснительную записку и календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа кружка "Вязание крючком".

Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти  школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития мото...

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса учебник Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание ст...

Рабочая программа "Ажурный крючок"

Рабочая программа составлена на 5 лет....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Вязание крючком"

Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению ин...

Рабочая программа Кружка "Вязание на спицах и крючком"

Программа «Вязание крючком и спицами» ориентирована на самореализацию детей в  вязании крючком и спицами, на побуждение к освоению знаний....

Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику С.Г.Бархударова,С.Е.Крючков,Л.Ю.Максимов,Л.А.Чешко и др. М.: «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по предмету "Русский язык» для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена к учебнику С.Г.Бархударова,С.Е.Крючкова,Л.Ю.Максимова,Л.А.Чешко идр. 9 кла...